kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход в проектировании урока физики по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрен системно-деятельностный подход при проектировании урока физики по ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в проектировании урока физики по ФГОС»

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Притча: Пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу вы голодны, давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод».

Важно не просто накормить голодного рыбой, главное- научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь. С точки зрения процесса обучения

Четыре различных типа:

1) Дать рыбу и не обучать ловле.

2) Учить голодного ловле.

3) Накормить, а потом учить ловле.

4) Учить ловле и одновременно кормить.

Основа стандарта второго поколения - это системно-деятельностный подход, который помогает научить учиться, т.е. научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть УУД. В действии порождаются знания.

Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Современный урок отличается от традиционного по способу передачи знаний и по характеру взаимоотношений.

1) По способу передачи знаний:

  • объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы в традиционном уроке;

  • деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский в современном уроке.

2) По характеру взаимоотношений:

  • субъектно-объектный в традиционной системе;

  • субъектно-субъектный, партнерство, равноправие – в требованиях к современному уроку.

Введение УУД заменяет триединую цель урока.

  • Образовательная –формирование предметных результатов.

  • Развивающая –формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД)

  • Воспитывающая –формирование личностных результатов

Требования к современному уроку

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

  • Высокая степень речевой активности учащихся.


Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе: определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

    • узнавание нового материала;

    • воспроизведение;

    • применение знаний в новой ситуации;

    • применение знаний в незнакомой ситуации;

    • творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое: выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. (Таблица 1) При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.

Пятое: продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое: разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;

  • процессуальный;

  • рефлексивно-оценочный


Седьмое: определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое: разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое: подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Использовать интерактивную доску, мультимедиапроектор и т.д.

Проектируя любой урок направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Участниками образовательного процесса на уроке, по-прежнему, являются учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке: он задает тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию.

Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Заключение.

Так что такое современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

  • урок, содержащий разные виды деятельности;

  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

  • современный урок развивает у детей креативное мышление;

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно-деятельностный подход в проектировании урока физики по ФГОС

Автор: Шилова Альбина Михайловна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства