kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока физики на деятельностной основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с помощью технологий: ИКТ и технологии проблемного обучения. Урок предполагает развитие образовательных компетенций учащихся. 

Применение интерактивной доски позволяет не только повысить интерес к физике, но и увеличить объем рассматриваемого материала, формировать осознанные прочные знания физических процессов и явлений. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики»

Разработка урока по физике




Тема. Сила упругости. Закон Гука

7 класс





Автор разработки:

учитель физики и информатики высшей

квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пос. Кировский» Кировского района Приморского края

Милюк Лариса Алексеевна


















2014

Цель урока: Выяснить природу силы упругости, сформулировать закон Гука.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся устойчивые представления о природе возникновения силы упругости, силах межатомного взаимодействия;

  • ввести понятия деформации, видов деформации, удлинения, жёсткости;

  • познакомить с формулировкой и алгебраической записью закона Гука;

  • выработать умение записывать, анализировать закон Гука и другие закономерности, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; по - возможности, самостоятельно определять порядок действий, составлять план практической деятельности, выполнять его;

  • сформировать навыки измерения физических величин (k) косвенным методом на основе прямых измерений нескольких величин (Fупр и X).

Воспитательные:

      • показать взаимосвязь процессов макро- и микромира;

      • продолжить формирование единой естественно – научной картины мира на основе объяснения законами физики процессов и явлений окружающей нас действительности, целостной системы знаний по теме «силы в природе»,

Развивающие:

      • развивать логическое мышление, умение планировать свою работу обобщать и делать выводы, используя новую информацию и имеющийся жизненный опыт, а так же умение рефлексировать;

      • развивать навыки практической работы;

      • развивать способности к диалогу и сотрудничеству в мини группах.


Оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска

резиновый шнур, пластилин,

наборы грузов (весом по 1Н), пружины различной жёсткости,

штативы, динамометр, 2 груза по 1Н на каждый стол.


Организация начала занятия Слайд1

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Домашнее задание Слайд 2

Сегодня мы продолжим знакомство с понятием сил в природе, познакомимся с ещё одним видом силы.

Подготовка к основному этапу занятия

Знакомы ли вы с понятием силы? Как давно? Ещё много раз вы будете его слышать, употреблять и не только на уроке, но и в жизни.

На какие основные вопросы мы должны с вами ответить при изучении силы? (СЛАЙД 1)

Причины ее возникновения?

От чего она зависит? Как можно её измерить и вычислить?

Часто ли мы встречаемся в жизни с проявлениями этой силы?

Какое значение она имеет для человека?

Вспомним (Слайд 3):

? Что называется силой? *Действие одного тела на другое, являющееся причиной ускорения или деформации тела называется силой.

? От чего зависит результат действия силы на тело? *Результат действия силы на тело зависит от её модуля, направления, точки приложения.

? Каким прибором можно измерить силу? *Измеряют силу динамометром.


Усвоение новых знаний Слайд 5

Можно ли избавиться от силы тяжести? (нет)

Что происходит с телом под действием силы тяжести? (падает на Землю)

Подвесим на пружине тело (Слайд 6), действует на него сила тяжести? Тогда почему оно не падает под действием этой силы? По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что же это за сила и как она возникает?

Под действием силы тяжести тело начнёт двигаться вниз и растянет пружину, т.е. пружина деформируется. При этом возникает сила, с которой подвес (пружина) действует на тело, подвешенное на ней.

Вывод: на тело, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновесила силу тяжести. Эту силу называют силой упругости.

Тема урока: Сила упругости (запись в тетради) (Слайд 7)

Что произошло с пружиной?*Деформировалась.

Если убрать тело, что произойдет?* Если убрать силу, вызывающую небольшую упругую деформацию, тело восстановит своё первоначальное состояние.

При наличии деформации возникают силы упругости.

? Где ВЫ встречали силы упругости? *Силы упругости возникают при деформации сидений, тросов, если есть действие внешней силы, и др.


Дадим определение новой физической величине:

Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. (Слайд 8)

Ответьте на вопросы Слайд 9:

  1. Почему порванный мяч не подпрыгивает?

  2. Почему рожь может клониться, «спелым колосом почти до земли» и при этом не ломать стебля?

  3. Обратите внимание на то, как устроен бумажный футляр, в котором продают электрические лампочки. Объясните назначение его внутренних рёбер.


Вывод. Какова причина силы упругости? – деформация Слайд 10


? Что такое «деформация»? *Изменение формы тела. Слайд 11

? Могут ли при этом измениться размеры тела? *Да. Могут изменяться и размеры тела.

Вспомните определение деформации (изменение формы или размеров тела (или части тела) под действием внешних сил, вызывающих изменение относительного расположения частиц тела).

Чем отличается деформация пружины от деформации пластилина?

Виды деформаций (Слайд 11):

- упругие (исчезают после прекращения действия внешних сил);

- пластичные (остаются после прекращения действия внешних сил).


? Какие примеры упругих деформаций вы можете привести? *Деформация пружины, резины, лески и др.


Слайд 12. Кстати, в скелете всех живых организмов нет ни одной части, на которую не действовала бы сила упругости. Наши организмы приспособлены к действию силы тяжести и возникающей вследствие этого силы упругости. Вот такая нужная и полезная упругая деформация.

Невозможно также удержать лист ватмана или тетрадь, если их не перевязать бечёвкой.


? Примеры пластичных деформаций? *Деформация пластилина, оконной замазки и др. А может, кому-то из вас хирург гипс накладывал? Гипс – это пластический материал, хирург придаёт ему форму руки или ноги, застывая гипс, не меняет свою форму и хирург уверен – кость не сместится – срастётся. Точно так же скульптор выполняет свои творения из глины или гипса, и она не меняет своей формы, если конечно бережно относиться к произведениям искусства.


Но надо помнить, что при увеличении нагрузки упругая деформация становится пластичной, а дальнейшее увеличение нагрузки может привести к разрушению образца.

(показать деформированную пружину с остаточной пластической деформацией).

Не следует забывать про правильную осанку и максимальную нагрузку для костей. Поэтому нельзя допускать превышения нагрузки, соответствующей пределу упругой деформации.


Упругие деформации возникают только при малых деформациях.

Какими способами можно деформировать тело?

Упругие деформации можно разделить на несколько типов Слайд 13:

Сжатие, растяжение, изгиб, кручение, сдвиг.


Физкультминутка Слайд 14.

Упражнения для правильной осанки.

Учащимся предлагается встать со своих мест, и, закрепляя виды деформаций, показать с помощью своего тела все 5 видов деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб


- Молодцы! Хорошо у вас получилось! 

- Теперь я вам предлагаю побывать в роли учёных – физиков.



Практическое задание

Итак, какие силы действуют на груз, подвешенный на пружине? (Слайд 15)

Когда тело на пружине покоится, что можно сказать об этих силах? (Сила тяжести равна другой силе).


1. Подвесим к пружине (специально выбирается пружина жёсткостью 100 Н/м) груз создающий силу 1 Н. Что произошло с пружиной? Обозначим удлинение Δℓ и занесём измерения в таблицу. (Слайд 16)

F

Δℓ

0 H


1H


2H



2. Увеличим силу в 2 раза – 2 груза.

3. Увеличим силу в 3 раза.


Слайд 17. Построить график по данным таблицы.

Что является графиком зависимости? Прямая


Слайд 18. Какую зависимость получили? Прямую пропорциональность


Вывод: модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела. (Слайд 19)

Математически эту зависимость можно записать так: F =kΔℓ, где k – коэффициент жёсткости пружины, Δℓ– изменение длины – удлинение.


В этом и заключается ЗАКОН ГУКА. Слайд 20.

Впервые в истории физики установили связь силы упругости и деформации Роберт Хук (Hooke) (1635—1703), английский естествоиспытатель, разносторонний учёный и экспериментатор, архитектор и Young Thomas (СЛАЙД 1)

В связи с изучением закона Гука интересен такой случай во время Великой Отечественной Войны. При отражении одной из контратак был подбит немецкий бронетранспортёр и наши бойцы нашли в нём 60 резиновых жгутов. Принесли их в командный пункт и сообразили сделать из них такое оружие. Вырезали из берёзовых прутьев рогатки, только в них заправляли не камни, а гранату – лимонку, которая летела примерно на 150 м. (Хороший гранатомётчик – 45 м). Было изготовлено 52 рогатки. Во время наступления гитлеровцев на них полетели 52 гранаты. Фашисты переполошились, а наши солдаты пошли в контратаку и отбросили противника. Этот пример говорит о том, что в жесткой борьбе с врагами нужны были наряду с храбростью знания, умелое и своевременное их использование, проявление находчивости и изобретательности.


А давайте посмотрим, как растягивают одинаковые силы разные пружины. (К двум пружинам различной жёсткости, прикреплённым к штативам, подвешивается по одинаковому грузу).

А почему пружины по-разному изменяют свою длину? (Одна пружина более упругая ).

? От чего же зависит жёсткость тела? *Жёсткость зависит от материала, из которого изготовлено тело.

(Показать деформацию резинового шнура и стальной пружины под действием равных сил).

Существуют тела с различной жесткостью: меньше – у резины, больше у металлов и т. д.

? Какое вещество имеет большую жесткость?

Слайд 21. Как ни удивительно, но кость по своей прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, тел из гранита и бетона, ставших образцами прочности!

?Когда начинает меняться прочность костей?*К старости и если неправильно питаться.

?Что мы должны потреблять в пищу, чтобы кости достаточно долго сохраняли свою прочность и в какие продукты надо есть?

От чего же ещё зависит жёсткость? *Жесткость зависит от формы и размеров тела.


Слайд 22. Увеличение жесткости за счет изменения формы использовали жители севера при возведении куполообразной формы жилищ, так называемых «игло» высотой 2-3 метра. А так же жесткость увеличивается при применении уголковых конструкций вместо плоских.


Почему возникает сила упругости? (Слайд 23)

? Вспомним строение твердого тела.

*Состоит из атомов или молекул.

*Молекулы колеблются около положений равновесия.

*Молекулы взаимодействуют между собой с силами притяжения и отталкивания.

*На каких расстояниях проявляются силы притяжения, когда силы отталкивания?

Значит, силы упругости являются силами молекулярного взаимодействия.


Первичная проверка знаний Слайд 24- 26:


1. Когда возникает сила упругости?

а) когда тело движется

б) когда оно останавливается

в) когда тело деформируется

г) когда оно распрямляется


2.Какое тело испытывает деформацию растяжения?

а) хлопья под прессом

б) подвес люстры

в) скамейка с человеком

г) стол с ведром


3. Если тело (опора) деформируются под действием груза, то когда модуль силы упругости становится равным модулю силы тяжести, действующей на груз?

а) когда опора начинает прогибаться

б) когда, прогнувшись, опора перестаёт деформироваться

в) когда при снятии груза опора начинает выпрямляться

г) такого равенства не бывает


4. В каком случае сила упругости отсутствует (равна нулю)?

а) мяч с вмятиной

б) доска, перекинутая через ручей

в) пружина с грузом

г) нет такого случая



5. При каких деформациях справедлив (выполняется) закон Гука?

а) при сжатии и растяжении

б) при изгибе и кручении

в) при всех видах деформации

г) при всех деформациях, если они - упругие деформации.


Поверка знаний. Самооценка. Слайд 27





Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 28


? Что нового вы узнали на уроке?

? Что было наиболее интересным?

? Какой материал или действие вызвало особые затруднения?


Как вы думаете на следующем уроке мы продолжим изучать силы? Слайд 29















































Список литературы


  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 7. – Москва: Просвещение, 2008

  2. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. – Ярославль: Академия развития, 2007



Интернет - ресурсы

http://ru.wikipedia.org

http://www.proshkolu.ru/

http://festival.1september.ru/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока физики на деятельностной основе

Автор: Милюк Лариса Алексеевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Разработка урока на деятельностной основе с перезентацией "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-na-dieiatiel-nostnoi-osnovie-s-pieriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "156693"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421478979"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на методсовете на тему "О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(99) "vystuplieniie-na-mietodsovietie-na-tiemu-o-niekotorykh-aktual-nykh-probliemakh-v-obuchienii-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "236669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444135185"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Типы химических реакций "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "208546"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430839292"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Формирование мотивации на занятиях физики в контексте реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-motivatsii-na-zaniatiiakh-fiziki-v-kontiekstie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "231688"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442593578"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири "
    ["seo_title"] => string(53) "prirodno-tierritorial-nyi-komplieks-vostochnoi-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "127681"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415361601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства