Новые ФГОС, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств, его духовно-нравственное воспитание и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот подход. Таким инструментом назван деятельностный подход. Он не отвергает то положительное, что накоплено традиционной методической школой, а вносит в урок новое начало: новые цели, задачи, структуру и методы работы. Именно с их помощью ученик превращается в активного, думающего и деятельного участника образовательного процесса. Такому ученику нужна современная деятельностная образовательная среда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в обучении физике. »
Деятельностный подход в обучении физике.
«Разумному свойственно размышлять, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему» и находить в цепи происходящего начало и конец…а всё разумное познается только в активной деятельности……»
Новые ФГОС, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств, его духовно-нравственное воспитание и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот подход. Таким инструментом назван деятельностный подход. Он не отвергает то положительное, что накоплено традиционной методической школой, а вносит в урок новое начало: новые цели, задачи, структуру и методы работы. Именно с их помощью ученик превращается в активного, думающего и деятельного участника образовательного процесса. Такому ученику нужна современная деятельностная образовательная среда. Важнейшую роль в создании такой среды в школе играет предмет физика. Этот предмет сегодня – один из основных в программе школы, и важнейший инструмент для достижения результатов в преподавании предметов естественного цикла. Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности обучающихся.
Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности обучающихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога и привычных способов его работы.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и активное обучение , которыми должны владеть обучающиеся.
Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование активного обучения .
Активное обучение
Способность субъекта к саморазвитию путем сознательного, активного присвоения нового социального опыта.
Обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Вопросы при проектировании урока:
Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
Какой отобрать учебный материал и дидактически его обработать;
Какие выбрать методы и средства обучения;
Как организовать деятельность учеников и деятельность учителя(собственную деятельность);
Как получить определенную систему знаний и ценностных ориентаций при взаимодействии всех этих компонентов.
Главная задача:
Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Компоненты овладения знаниями при Деятельностном Подходе:
Получение и восприятие информации
Анализ полученной информации
Создание образа(запоминание)
Самооценка .
Учитель
Ученик
к классу с вопросом,
познать мир в специальных организованных условиях.
а не с готовым ответом.
Ученик - Учитель
З адача учебная – задача, решая которую ученик выполняет цели учителя.
1.Существует ли разница между физическими понятиями «материя» и «вещество»?
2.Что значит «физическое тело»? вещество?
3.Назовите физические явления. Приведите примеры физических явлений.
4.Какую роль играет в физике опыт? Приведите примеры из области механических, тепловых…явлений.
5.Что необходимо предпринять для того, чтобы получить научные знания об окружающем мире?
Итоги домашнего задания
2 этап Работа в парах : задания (на столах лежат бруски, наклонная плоскость)-приборы(линейка, секундомер)
Какие «измерения» можно снять с бруска (длина, ширина, высота, посчитать объем) а(см),в(см),с(см),v(см 3 )?с комментариями.
Скорость бруска по наклонной доске (м/с; секундомер(время); линейка(расстояние),посчитать скорость);Вывод: физические величины, измерения физических величин =обозначить цель урока.
3 этап Самостоятельная работа (работа с учебником): что значит измерить какую-нибудь величину? (выучить правило) Какая система единиц во всех странах мира для удобства выбрана, год? Какие ещё системы единиц используют в физике для удобства измерения? Как определяется цена деления шкалы измерительного прибора? (выписать в тетрадь)-выводы учащихся.
4этап Фронтальная работа
5этап Заключительный этап (рефлексия, самооценка)
У учителя
Уученика
1 этап : актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.
1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, делать выводы.
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных знаний,умений,навыков в другой ситуации(работа в паре), осуществление взаимоконтроля.
3 этап: организует поиск удобного способа решения учебного задания, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся в своих выводах.
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль, проверка знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
4 этап: использование полученных знаний,умений,навыков на практике.
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
5 этап: самостоятельность в подведении итогов урока, самоанализ и самооценка.
Задания на дом: п4 -устно, письменно упр №1(2)стр10