МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3
им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/Евсеева М.К./
от «__»___________2020 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
______________/Тимофеева Н.Н./
«__»____________2020 г.
«Утверждено»
Директор
_____________/ Волчок Т.И./
«__»__________2020 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
2020-2021 учебный год
Учитель: Васильева Сардана Егоровна
Класс
7 б
Количество часов в неделю
2
Количество часов в год
68
Плановых контрольных работ
5
Плановых лабораторных работ
11
Вилюйск 2020 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По предмету: физика
Класс: 7 б
Учащиеся: Федоров Федор Александрович
Ф.И.О. учителя: Васильева Сардана Егоровна
Количество часов в неделю: 2
Количество часов на 2020-2021 уч. год: 68
Количество плановых контрольных работ: 5
Количество плановых лабораторных работ: 11
Планирование составлено на основе программы по физике для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ и Стандарта основного общего образования по физике.
Литература:
Рабочие программы. Физика. 7-9 классы. ФГОС.-М.: Дрофа.- 2013.- 400 с.
Авторская программа.Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика 7-9 классов. М.: Дрофа,2013.
трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы
21.12
8
Лабораторная работа №8
«Определение выталкивающей
силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
18.03
9
Лабораторная работа № 9
«Выяснение условий плавания тел»
01.04
10
Лабораторная работа№ 10
«Выяснение условия равновесия рычага»
22.04
11
Лабораторная работа№ 11
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
06.05
График контрольных работ
1
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность»
23.11
2
Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»
24.12
3
Контрольная работа № 3 «Гидростатическое и атмосферное давление»
22.02
4
Контрольная работа № 4 «Архимедова сила»
08.04
5
Контрольная работа № 5 «Механическая работа и мощность. Простые механизмы»
20.05
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа составлена на основании:
1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015).
4. Заключения психолого-педагогической комиссии.
Фундаментального ядра содержания общего образования «Требований к результатам обучения», представленных в Стандарте основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 кл./Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник и реализуется по учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс». М.: Дрофа, 2015-2016. – 244 с.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся; включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Требования к уровню подготовки детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ не соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Такие дети, из-за особенностей своего психического развития, трудно усваивают программу по физике. В силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения сложных математических вычислений и формул, в особенности таких тем, как «Механическое движение» и «Архимедова сила», «Механическая энергия», решаются в классе с помощью учителя.
Для обучающегося характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому, при изучении физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.
Адресат программы
Программа составлена для учащегося 7 класса, которым по заключению ППК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
По результатам комплексного психолого-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии п.16 ст. 2Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. И нуждается в организации в специальных образовательных условиях.
Выявлены трудности в развитии, обучении, обусловленные тотальным недоразвитием ВПФ, с эмоционально-волевой неустойчивостью, с выраженной недостаточностью работоспособности, темпа и продуктивности деятельности высоким уровнем утомления, сниженной обучаемостью.
Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе ФГОС ООО образования у детей с УО, вариант 1, в условиях общеобразовательного учреждения как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Организовать учебный процесс по индивидуальной образовательной траектории по всем учебным предметам с учетом психофизиологических особенностей ребенка с ОВЗ, дозирование нагрузки, щадящий режим.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
Предметные результаты по 7 классу:
Введение:
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
-владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
2.Первоначальные сведения о строении вещества.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
-владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
-понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
3.Взаимодействия тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
-понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)
5.Работа и мощность. Энергия.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
-владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Виды и формы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: входной, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, физические диктанты.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения и навыки на практике.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме самостоятельных и проверочных работ, познавательных задач, карточек-заданий, творческих заданиях (рисунок, кроссворд).
Все эти задания выполняются как по ходу урока, так и даются как домашнее задание.
По окончании курса проводится итоговая контрольная работа.
Система оценивания устных и письменных работ учащихся по физике
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Система оценивания письменных контрольных работ учащихся
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Система оценивания лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
2. Неумение выделить в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Система оценивания для детей с ЗПР ничем не отличается от системы оценивания приведённой выше, поэтому похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.
Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении школьников:
1. При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Содержание курса
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе.
Основной целью работы с учащимися с ЗПР является: повышение социальной адаптации детей через применение физических знаний на практике.
Главными условиями эффективной работы с такими учащимися являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Введение (4 ч)
Что изучает физика. Наблюдения и опыты (Предмет физика, физические явления, физические тела, материя, вещество, поле). Физические величины. Погрешность измерений (Физическая величина, цена деления шкалы, погрешность измерения). Физика и техника (И. Ньютон, Дж. Максвелл, Ю, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин и др).
Лабораторная работа:
- Определение цены деления измерительного прибора
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Молекулы (материальность объектов и предметов, молекула, атомы). Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах (Диффузия, хаотичное движение). Взаимное притяжение и отталкивание молекул (Взаимное притяжение, отталкивание, капиллярность, смачивание, несмачивание). Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ (объем, форма тела, кристаллы).
Лабораторная работа:
- Измерение размеров малых тел
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическоедвижение. Равномерное и неравномерное движение (Относительность, механическое движение, состояние покоя, тело отсчета, материальная точка, траектория, пройденный путь, равномерное, неравномерное). Скорость. Единицы скорости (скорость, путь, время, скалярная величина, векторная величина, средняя скорость). Расчет пути и времени движения (графики зависимости скорости и пути от времени). Явление инерции (действие другого тела, инерция, Г. Галилей). Взаимодействие тел (взаимодействие, изменение скорости). Масса тела. Единицы массы. Измерение массы (более инертно, менее инертно, инертность, масса тела, миллиграмм, грамм, килограмм, тонна). Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности (длина, ширина, высота). Сила. Явление тяготения. Сила тяжести (деформация, сила, модуль, направление, точка приложения, И. Ньютон, всемирное тяготение, сила тяжести). Сила упругости. Закон Гука (Сила упругости, Р. Гук, дельта, жесткость, упругая деформация). Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела (вес тела, опора, подвес). Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой (равнодействующая сил). Сила трения. Трение в природе и технике (трение, сила трения, трение скольжения, трение качения, трение покоя, подшипники, вкладыши, ролики).
Лабораторные работы:
- Измерение массы тела на рычажных весах
- Измерение объема тел
- Определение плотности твердого тела
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром
- Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
Давление. Единицы давления (давление, сила давления, площадь поверхности, Б. Паскаль, паскаль). Способы изменения давления (площадь опоры). Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон паскаля. Давление в жидкости и газе (столб жидкости, уровень, глубина). Расчет давления на дно стенки сосуда (формула для расчета давления). Сообщающие сосуды (сообщающиеся сосуды, поверхность однородной жидкости, фонтаны, шлюзы, водопровод, сифон под раковиной). Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли (атмосфера, атмосферное давление, воздушная оболочка Земли). Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (Торричелли, столб ртути, мм рт. ст., ртутный барометр, магдебургские полушария). Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах (анероид, нормальное атмосферное давление, высотомеры). Манометры (трубчатый манометр, жидкостный манометр). Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (вес жидкости). Закон Архимеда. Плавание тел (тело тонет, тело плавает, тело всплывает). Плавание судов. Водный транспорт. Воздухоплавание (парусный флот, пароход, осадка корабля, ватерлиния, водоизмещение, подводные суда, ареометр, аэростат, стратостат, подъемная сила).
Лабораторные работы:
- Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
- Выяснение условий плавания тел
Работа и мощность. Энергия (14 ч)
Механическая работа. Мощность (механическая работа, джоуль, мощность, ватт). Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге (рычаг – блок, ворот, наклонная плоскость – клин, винт, плечо силы, точка опоры, выигрыш в силе). Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку (момент силы, выигрыш в силе, проигрыш в пути, неподвижный блок, подвижный блок). «Золотое» правило механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел (плечо, выигрыш в работе, «золотое» правило механики, центр тяжести тела, неустойчивое равновесие, безразличное равновесие). Коэффициент полезного действия (работа полезная, работа полная, КПД). Энергия (энергия, изменение энергии). Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторные работы:
- Выяснение условия равновесия рычага
- Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Дата
Тип урока
Тема урока
Планируемые результаты
Домашнее задание
по плану
факт
Понятия
Предметные результаты
УУД
Личностные результаты
Введение (4часа)
1
03.09
Изучение нового материала
Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
Предмет физика
физические явления
физические тела
материя, вещество, поле
Овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления
Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи
Осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,
формирование познавательных интересов
§ 1-3, задание на стр. 5
2
07.09
Изучение нового материала
Физические величины. Погрешность измерений.
Физическая величина
цена деления шкалы
погрешность измерения
Формирование научного типа мышления
Формирование умений работы с физическими величинами
Убежденность в возможности познания природы
§ 4-5, задание на стр. 14, подготовиться к лабораторной работе
формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной л.р.
осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе
развитие внимательности аккуратности
4
14.09
Повторение
Физика и техника.
И. Ньютон
Дж. Максвелл
С.П. Королев
Ю.А. Гагарин и др
формирование убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования
основы прогнозирования, аргументировать свою точку зрения
оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений
§ 6
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
5.1
17.09
Изучение нового материала
Строение вещества. Молекулы.
материальность объектов и предметов
молекула
атомы
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
§ 7-9, задание на стр. 27, подготовиться к лабораторной работе
6.2
21.09
Закрепление
Лабораторная работа№ 2
«Измерение размеров малых тел»
метод рядов
овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
получение представления о размерах молекул
самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности
7.3
24.09
Комбинированный
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Диффузия
хаотичное движение
выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
объяснять явления, процессы, происходящие в твердых телах, жидкостях и газах
Анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
§ 11, ответить на вопросы, задания1, 2 на стр. 33
9.5
01.10
Изучение нового материала
Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.
объем, форма тела
кристаллы
создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов
анализировать свойства тел
описывать строение конкретных тел
§ 12
10.6
05.10
Обобщение и повторение
«Сведения о веществе» повторительно-обобщающий урок
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
мотивация образовательной деятельности
§ 13, ответить на вопросы, задание 1 на стр. 38
Взаимодействие тел (21 час)
11.1
08.10
Изучение нового материала
Механическое
движение.
Равномерное и неравномерное движение.
Относительность
механическое движение
состояние покоя
тело отсчета
материальная точка
траектория
пройденный путь
равномерное
неравномерное
формирование представлений о механическом движении тел и его относительности
приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
овладение средствами описания движения, провести классификацию движений по траектории и пути
формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях
§ 14, 15, упр. 2 (4,5), задание 1 на стр. 42
12.2
12.10
Комбинированный
Скорость. Единицы скорости.
Скорость
путь
время
скалярная величина
векторная величина
средняя скорость
представить результаты измерения в виде таблиц, графиков
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
обеспечения безопасности своей жизни
адекватно реагировать на нужды других, планировать исследовательские действия, оформлять результаты измерений, расчетов.
соблюдение техники безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;
развитие внимательности собранности и аккуратности
§ 16, упр. 3 (4,5)
13.3
15.10
Закрепление
Расчет пути и времени движения. Решение задач.
графики зависимости скорости и пути от времени
на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
формирование эффективных групповых обсуждений,
развитие внимательности собранности и аккуратности
развитие межпредметных связей
формирование умения определения одной характеристики движения через другие
§ 17, упр. 4 (4, 5)
14.4
19.10
Комбинированный
Явление инерции. Решение задач.
действие другого тела
инерция
Г. Галилей
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения.
развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения
формировать умение наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить
§ 18, задание на стр.53
15.5
22.10
Изучение нового материала
Взаимодействие тел.
взаимодействие
изменение скорости
формирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений;
объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел
развитие монологической и диалогической речи
овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов
развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни
§ 19
16.6
26.10
Комбинированный
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.
более инертно
менее инертно
инертность
масса тела
миллиграмм, грамм, килограмм, тонна
продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
§ 20, 21, упр. 6 (3), подготовиться к лабораторной работе
17.7
29.10
Закрепление
Лабораторная работа № 3
«Измерение массы тела на рычажных весах»
рычажные весы
разновесы
овладение навыками работы с физическим оборудованием
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умения сравнивать массы тел
приобретение опыта работы в группах, вступать в диалог
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности;
выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи
подготовиться к лабораторной работе
18.8
09.11
Закрепление
Лабораторная
работа № 4
«Измерение
объема тел»
измерительный цилиндр
отливной стакан
миллилитр
см³ м³ дм³
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи
подготовиться к лабораторной работе
19.9
12.11
Изучение нового материала
Плотность
вещества.
Плотность
ρ
выяснение физического смысла плотности
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания
формирование умения давать определение понятиям, анализировать свойства тел,
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования
§ 22, упр. 7 (4,5) подготовиться к лабораторной работе
20.10
16.11
Закрепление
Лабораторная
работа № 5
«Определение плотности твердого тела»
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
развитие внимательности собранности и аккуратности
21.11
19.11
Закрепление
Расчет массы и объема тела по его плотности. Подготовка к контрольной работе
Длина
ширина
высота
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы решения задач
сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
§ 23, упр. 8 (4,5) подготовиться к контрольной работе
22.12
23.11
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность»
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование ценностных отношений к результатам обучения
23.13
26.11
Комбинированный
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
деформация
сила, модуль, направление, точка приложения
Исаак Ньютон
всемирное тяготение
сила тяжести
формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях
§ 24, 25, упр. 9
24.14
30.11
Комбинированный
Сила упругости. Закон Гука.
сила упругости
Роберт Гук
дельта
жесткость
упругая деформация
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
определить силы, возникающие при деформации;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления
§ 26
25.15
03.12
Комбинированный
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.
Вес тела
опора, подвес
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях
§ 27, 28, 29, упр. 10 (4,5)
26.16
07.12
Закрепление
Решение задач на различные виды сил
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование ценностных отношений к результатам обучения
§ 29, ответы на вопросы
27.17
10.12
Изучение нового материала
Динамометр. Лабораторная работа № 6
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Динамометр
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы
§ 30, упр. 11(3)
28.18
14.12
Изучение нового материала
Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
равнодействующая сила
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
закрепление навыков работы с динамометром и шкалой прибора
развитие кругозора
формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях
§ 31, упр. 12 (3)
29.19
17.12
Изучение нового материала
Сила трения. Трение в природе и технике.
трение
сила трения
трение скольжения
трение качения
трение покоя
подшипники
вкладыши
ролики
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
§ 32, 33, 34, подготовиться к лабораторной работе
30.20
21.12
Закрепление
Лабораторная работа №7
«Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».
пластина
центр тяжести
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
Подготовиться к контрольной работе
31.21
24.12
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №2 «Сила»
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
развитие
мотивации в образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)
32.1
11.01
Изучение нового материала
Давление. Единицы давления.
давление
сила давления
площадь поверхности
Блез Паскаль
Паскаль
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
умение отличать явление от физической величины,
давление от силы;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю;
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры
§ 35, упр. 14 (3,4), упр.
33.2
14.01
Изучение нового материала
Способы изменения давления
Площадь опоры
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
соблюдать технику безопасности
выяснить способы измерения давления в быту и технике
§ 36, задание 1 на стр 106
34.3
18.01
Изучение нового материала
Давление газа.
давление газа
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
§ 37, задание на стр. 109
35.4
21.01
Комбинированный
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
закон Паскаля
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
уважение к творцам науки и техники
§ 38, упр. 16 (3,4)
36.5
25.01
Комбинированный
Давление в жидкости и газе.
столб жидкости
уровень
глубина
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества
§ 39, ответить на вопросы
37.6
28.01
Изучение нового материала
Расчет давления на дно и стенки сосуда
формула для расчета давления
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
приобретение опыта самостоятельного расчета физических величин
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность событий;
развитие навыков устного счета
применение теоретических положений и законов
§ 40, упр. 17 (3)
38.7
01.02
Закрепление
Решение задач на расчет давления
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
формулировать и осуществлять этапы решения задач
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
§ 40, задание 2 на стр. 119
39.8
04.02
Изучение нового материала
Сообщающие сосуды
сообщающиеся сосуды
поверхность однородной жидкости
фонтаны
шлюзы
водопровод
сифон под раковиной
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
§ 41, ответить на вопросы, упр. 18 (4,5)
40.9
08.02
Комбинированный
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли
атмосфера
атмосферное давление, воздушная оболочка Земли
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
§ 42, 43, задание 1, 2 на стр. 126
41.10
11.02
Комбинированный
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Торричелли
столб ртути
мм рт. ст.
ртутный барометр
магдебургские полушария
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий и изобретений, результатам обучения
§ 44, упр. 21 (2,4), задание 1,3 на стр. 132
42.11
15.02
Комбинированный
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
анероид
нормальное атмосферное давление
высотомеры
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
§ 45-46, упр. 22 упр. 23 (3)
43.12
18.02
Повторение и обобщение
Манометры.
трубчатый манометр
жидкостный манометр
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
§ 47, ответить на вопросы, подготовиться к контрольной работе
44.13
22.02
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №3 «Гидростатическое и атмосферное давление»
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование ценностных отношений к результатам обучения
45.14
25.02
Закрепление
Поршневой жидкостной насос.
поршневой жидкостный насос
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
§ 48, упр. 24 (2)
46.15
01.03
Комбинированный
Гидравлический пресс
гидравлический пресс
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
уважение к творцам науки и техники
§ 49, упр 25 (2), задание 1 на стр. 144
47.16
04.03
Изучение нового материала
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
вес жидкости
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
развитие диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
§ 50, ответить на вопросы
48.17
11.03
Комбинированный
Закон Архимеда.
закон Архимеда
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
§ 51, упр. 26 (4,5,6)
49.18
15.03
Закрепление
Совершенствование навыков расчета силы Архимеда
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
формулировать и осуществлять этапы решения задач
развитие навыков устного счета
отработка практических навыков при решении задач
подготовиться к лабораторной работе
50.19
18.03
Закрепление
Лабораторная работа № 8
«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
проверить справедливость закона Архимеда
51.20
29.03
Изучение нового материала
Плавание тел.
тело тонет
тело плавает
тело всплывает
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
§ 52, упр. 27 (3,5,6), подготовиться к лабораторной работе
52.21
01.04
Закрепление
Лабораторная работа № 9
«Выяснение условий плавания тел»
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения
53.22
05.04
Повторение
Плавание судов, водный транспорт. Воздухоплавание
парусный флот
пароход
осадка корабля
ватерлиния
водоизмещение
подводные суда
ареометр
аэростат, стратостат
подъемная сила
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
обеспечения безопасности своей жизни, охраны окружающей среды;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности
формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений,
уважение к творцам науки и техники
§ 53-54, упр. 28 (3), упр. 29 (3), подготовиться к контрольной работе
54.23
08.04
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование ценностных отношений к результатам обучения
Работа и мощность. Энергия (14 часов)
55.1
12.04
Изучение нового материала
Механическая работа. Мощность.
механическая работа
джоуль
мощность
ватт
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
§ 55, 56, упр. 30 (3,4), задание 1,2 на стр. 167, упр. 31 (5,6), задание 1,2 на стр. 171
56.2
15.04
Изучение нового материала
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
рычаг - блок, ворот
наклонная плоскость – клин, винт
плечо силы
точка опоры
выигрыш в силе
формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
уважение к творцам науки и техники
§ 57, 58, ответить на вопросы
57.3
19.04
Комбинированный
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку
момент сил
выигрыш в силе
проигрыш в пути
неподвижный блок
подвижный блок
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
§ 59, 60, 61, упр. 32 (4,5), подготовиться к лабораторной работе
58.4
22.04
Закрепление
Лабораторная работа№ 10
«Выяснение условия равновесия рычага»
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
подтверждение на опыте правила моментов сил
овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием
на практике убедится в истинности правил моментов
59.5
26.04
Комбинированный
«Золотое» правило механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел
плечо
выигрыш в работе
«золотое правило» механики
центр тяжести тела
неустойчивое равновесие
безразличное равновесие
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
уважение к творцам науки и техники
§ 65
61.7
03.05
Закрепление
Решение задач на КПД простых механизмов
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
формулировать и осуществлять этапы решения задач
овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
подготовиться к лабораторной работе
62.8
06.05
Закрепление
Лабораторная
работа№ 11
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
овладение навыками работы с физическим оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
объяснять процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования;
соблюдать технику безопасности, практическое изучение свойств простых механизмов
63.9
10.05
Изучение нового материала
Энергия.
энергия
изменение энергии
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
уважение к творцам науки и техники
§ 66
64.10
13.05
Закрепление
Совершенствование навыков расчета энергии, работы и мощности
умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
§ 66
65.11
17.05
Повторение и обобщение Подготовка к контрольной работе
Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии
потенциальная энергия
кинетическая энергия
превращение энергии
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы
наблюдать превращение одного вида энергии в другой;
объяснять переход энергии от одного тела к другому
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
осознание важности физического знания
§ 67, 68, упр. 34 (3,4), упр. 35 (2,3) подготовиться к контрольной работе
66.12
20.05
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №5
«Механическая работа. Мощность»
овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование ценностных отношений к результатам обучения
67.13
24.05
Повторение материала за курс физики 7 класса
Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
давать определение понятиям;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
систематизация изученного материала
осознание важности физического знания
С 201 выполнить тест «Проверь себя»
68.14
27.05
31.05
Повторение материала за курс физики 7 класса
Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
давать определение понятиям;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей