nВокруг нас, да и в нас самих происходит много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему «Механические колебания и волны». Вспомним основные понятия, физические величины и их единицы и заполним кроссворд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов
Тип урока: изучение нового материала
Автор урока: Иванова Клара Владимировна, учитель физики Сунтарского политехнического лицея- интерната, республика Саха, педагогический стаж 41 год
-Здравствуйте!
Вокруг нас, да и в нас самих происходит много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему «Механические колебания и волны». Вспомним основные понятия, физические величины и их единицы и заполним кроссворд.
КРОССВОРД-ПОВТОРЕНИЕ
1. Явление резкого возрастания амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и частоты собственных колебаний системы.
2. Волна, направление распространения которой совпадает с направлением колебаний частиц.
3. Физическая величина, численно равная числу колебаний в единицу времени.
4. Время одного полного колебания.
5. Волна, направление распространения которой перпендикулярно направлению колебаний частиц.
6. Распространяющиеся в упругой среде колебания.
7. Единица частоты в СИ.
8. Единица длины волны в СИ.
9. Единица периода в СИ.
ЭКСПЕРИМЕНТ С ФОТОГРАФИЯМИ
ПО ЗВУКУ УГАДАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ФОТОГРАФИЙ
Что нам помогло угадать содержание фотографий?
О чем тогда поговорим сегодня на уроке?
Тема нашего урока – ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ
Давайте определим вместе цели урока
ЦЕЛИ УРОКА
Что такое звук?
Выясним механизм образования звука
Определим характеристики звука
Учебная ситуация
ОПЫТЫ С КАМЕРТОНОМ
ВЫВОД ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
Эксперимент
Вставьте камертон в резонатор. Извлеките звук. Исследуйте камертон.
Ударяю молоточком
Слышу
Касаюсь рукой
Ощущаю
Подношу бусину
Вижу
Эксперимент
Возьмите металлическую пластинку с пластмассовым краем. Извлеките звук. Исследуйте.
Колеблется большая часть пластинки
Слышу
Вижу
Колеблется меньшая
часть пластинки
Слышу
Вижу
СВЕДЕНИЯ О РЕЗОНАТОРЕ
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ , ЧТО, ПРИЛОЖИВ УХО К РАКУШКЕ, МЫ СЛЫШИМ ШУМ МОРЯ
ЗНАЕТЕ ЛИ СЛОВО «РЕЗОНАТОР»?
МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ РАКУШКУ РЕЗОНАТОРОМ?
ЗВУК - ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА ?
Выберите из двух утверждений верное:
Всякое колеблющееся тело звучит.
Всякое звучащее тело колеблется.
Мы воспринимаем только колебания с частотой
от 16 до 20000 Гц
Скорость звука от упругих свойств среды
Звук в безвоздушном пространстве не распространяется
В какой среде скорость звука будет максимальна?
А в какой минимальна?
Исторический факт
Дмитрий Донской перед Куликовской битвой услышал топот вражеской конницы, когда она ещё не была, приложив ухо к земле.
Скорость звука в воздухе 330 м/сек
Скорость звука в воде 1500 м/сек
Скорость звука в стали 5000 м/сек
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Что такое звук?
ЗВУК-ЭТО ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА С ЧАСТОТОЙ ОТ 16 ДО 20000 Гц
Самодельный телефон
Возьми 2 спичечных коробка и нитку длиной несколько метров. Проткни иголкой с ниткой донышко коробка и завяжи на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Один говорит в коробку, другой слушает, приложив коробок к уху. Нить должна быть натянута и не касаться других предметов, включая и пальцы, которыми держат коробку. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится. Почему?
Какой ВЫВОД получился?
Колебания с частотой больше 20000 Гц называются ультразвуком
Колебания с частотой меньше 16 Гц называются инфразвук
ШКАЛА ЧАСТОТ
ПРОШУ К ДОСКЕ
ЧТО МЫ СЛЫШИМ СЕЙЧАС?
ЗВУК….
ЗВУК…
ЗВУК…
КАКОЙ ЗВУК СЛЫШЕН?
А КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА?
Эксперимент №3
Характеристики звука, с камертоном,
Со стаканами
ВИДЫ ЗВУКА
Звук одной частоты
Музыкальный звук
Таблица «Характеристики звука»
№
Характеристика
1
От чего зависит
2
Как зависит
Зависит от…
3
Рисунки
Зависит от…
Зависит от…
Закрепление
№
Найти половину предложения из 2 колонки
1
Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой
2
Звуковая волна существует
3
В любой среде, кроме вакуума
В твердых телах максимальна, в газах – минимальна.
Скорость звука зависит от упругих свойств среды
4
Чтобы усилить звук, используют резонаторы -
Создаёт в окружающей среде звуковую волну.
5
Пористые материалы – войлок, пробка.
Ослабляют звук
Полые тела.
Перерисовать в тетрадь опыты с листа экспериментов, продолжить изучение звуковых волн по энциклопедиям
д/з 34-38,упр 30
Биологи- о слышимости звуков.
Экологи – о примерной громкости различных звуков.
Музыканты – о форме муз. инструментов.
Врачи – о методах клинического обследования.
Мореплаватели – об эхолокации.
Вот листочки, запишите ключевые слова и понятия по теме урока
«ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
Знаешь ли ты?
Самолет, летящий со сверхзвуковой скоростью,обгоняет создаваемые им звуки. Эти звуковые волны сливаются в одну ударную волну. Достигая земли, она выбивает стёкла, разрушает постройки, оглушает.
Знаешь ли ты?
Звук, издаваемый синим китом, громче, чем звук выстрела рядом стоящего тяжелого орудия, или громче, чем звук стартующей ракеты.
Знаешь ли ты?
Самое тихое место – это «Мёртвая комната» в Лаборатории концерна «Белл телефон систем» в США, она является самой звукопоглощающей комнатой в мире, в которой исчезает 99,98 % отражаемого звука.
Вот листочки, запишите ключевые слова и понятия по теме урока