kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Звуковые волны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

nВокруг нас, да и в нас самих происходит  много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему «Механические колебания и волны». Вспомним основные понятия, физические величины и их единицы и заполним кроссворд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Звуковые волны"»

Урок «Звуковые волны»

Урок «Звуковые волны»

  • Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся представления о звуковых волнах и особенностях их образования, о механизме протекающих при этом процессов
  • Тип урока: изучение нового материала
  • Автор урока: Иванова Клара Владимировна, учитель физики Сунтарского политехнического лицея- интерната, республика Саха, педагогический стаж 41 год
-Здравствуйте!

-Здравствуйте!

  • Вокруг нас, да и в нас самих происходит много колебательных процессов, излучается много волн. Мы начали и продолжаем изучать тему «Механические колебания и волны». Вспомним основные понятия, физические величины и их единицы и заполним кроссворд.
КРОССВОРД-ПОВТОРЕНИЕ 1. Явление резкого возрастания амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и частоты собственных колебаний системы. 2. Волна, направление распространения которой совпадает с направлением колебаний частиц. 3. Физическая величина, численно равная числу колебаний в единицу времени. 4. Время одного полного колебания. 5. Волна, направление распространения которой перпендикулярно направлению колебаний частиц. 6. Распространяющиеся в упругой среде колебания. 7. Единица частоты в СИ. 8. Единица длины волны в СИ. 9. Единица периода в СИ.

КРОССВОРД-ПОВТОРЕНИЕ

1. Явление резкого возрастания амплитуды колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы и частоты собственных колебаний системы.

2. Волна, направление распространения которой совпадает с направлением колебаний частиц.

3. Физическая величина, численно равная числу колебаний в единицу времени.

4. Время одного полного колебания.

5. Волна, направление распространения которой перпендикулярно направлению колебаний частиц.

6. Распространяющиеся в упругой среде колебания.

7. Единица частоты в СИ.

8. Единица длины волны в СИ.

9. Единица периода в СИ.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ФОТОГРАФИЯМИ

ЭКСПЕРИМЕНТ С ФОТОГРАФИЯМИ

  • ПО ЗВУКУ УГАДАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ФОТОГРАФИЙ
  • Что нам помогло угадать содержание фотографий?
  • О чем тогда поговорим сегодня на уроке?
Тема нашего урока – ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ

Тема нашего урока – ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ

  • Давайте определим вместе цели урока
ЦЕЛИ УРОКА

ЦЕЛИ УРОКА

  • Что такое звук?
  • Выясним механизм образования звука
  • Определим характеристики звука
Учебная ситуация

Учебная ситуация

  • ОПЫТЫ С КАМЕРТОНОМ
  • ВЫВОД ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
Эксперимент Вставьте камертон в резонатор. Извлеките звук. Исследуйте камертон.  Ударяю молоточком Слышу Касаюсь рукой Ощущаю Подношу бусину Вижу

Эксперимент

Вставьте камертон в резонатор. Извлеките звук. Исследуйте камертон.

Ударяю молоточком

Слышу

Касаюсь рукой

Ощущаю

Подношу бусину

Вижу

Эксперимент Возьмите металлическую пластинку с пластмассовым краем. Извлеките звук. Исследуйте. Колеблется большая часть пластинки Слышу Вижу Колеблется меньшая часть пластинки Слышу Вижу

Эксперимент

Возьмите металлическую пластинку с пластмассовым краем. Извлеките звук. Исследуйте.

Колеблется большая часть пластинки

Слышу

Вижу

Колеблется меньшая

часть пластинки

Слышу

Вижу

СВЕДЕНИЯ О РЕЗОНАТОРЕ

СВЕДЕНИЯ О РЕЗОНАТОРЕ

  • КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ , ЧТО, ПРИЛОЖИВ УХО К РАКУШКЕ, МЫ СЛЫШИМ ШУМ МОРЯ
  • ЗНАЕТЕ ЛИ СЛОВО «РЕЗОНАТОР»?
  • МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ РАКУШКУ РЕЗОНАТОРОМ?
ЗВУК - ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА ?
  • ЗВУК - ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА ?
Выберите из двух утверждений верное:

Выберите из двух утверждений верное:

  • Всякое колеблющееся тело звучит.
  • Всякое звучащее тело колеблется.
Мы воспринимаем только колебания с частотой
  • Мы воспринимаем только колебания с частотой

от 16 до 20000 Гц

Скорость звука от упругих свойств среды Звук в безвоздушном пространстве не распространяется В какой среде скорость звука будет максимальна? А в какой минимальна?
  • Скорость звука от упругих свойств среды
  • Звук в безвоздушном пространстве не распространяется
  • В какой среде скорость звука будет максимальна?
  • А в какой минимальна?
Исторический факт Дмитрий Донской перед Куликовской битвой услышал топот вражеской конницы, когда она ещё не была, приложив ухо к земле.

Исторический факт

Дмитрий Донской перед Куликовской битвой услышал топот вражеской конницы, когда она ещё не была, приложив ухо к земле.

Скорость звука в воздухе 330 м/сек Скорость звука в воде 1500 м/сек Скорость звука в стали 5000 м/сек
  • Скорость звука в воздухе 330 м/сек
  • Скорость звука в воде 1500 м/сек
  • Скорость звука в стали 5000 м/сек
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

  • Что такое звук?
ЗВУК-ЭТО ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА С ЧАСТОТОЙ ОТ 16 ДО 20000 Гц
  • ЗВУК-ЭТО ПРОДОЛЬНАЯ ВОЛНА С ЧАСТОТОЙ ОТ 16 ДО 20000 Гц
Самодельный телефон Возьми 2 спичечных коробка и нитку длиной несколько метров. Проткни иголкой с ниткой донышко коробка и завяжи на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Один говорит в коробку, другой слушает, приложив коробок к уху. Нить должна быть натянута и не касаться других предметов, включая и пальцы, которыми держат коробку. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится. Почему?

Самодельный телефон

Возьми 2 спичечных коробка и нитку длиной несколько метров. Проткни иголкой с ниткой донышко коробка и завяжи на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Один говорит в коробку, другой слушает, приложив коробок к уху. Нить должна быть натянута и не касаться других предметов, включая и пальцы, которыми держат коробку. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится. Почему?

Какой ВЫВОД получился?
  • Какой ВЫВОД получился?
Колебания с частотой больше 20000 Гц называются ультразвуком Колебания с частотой меньше 16 Гц называются инфразвук
  • Колебания с частотой больше 20000 Гц называются ультразвуком
  • Колебания с частотой меньше 16 Гц называются инфразвук
ШКАЛА ЧАСТОТ

ШКАЛА ЧАСТОТ

  • ПРОШУ К ДОСКЕ
ЧТО МЫ СЛЫШИМ СЕЙЧАС?

ЧТО МЫ СЛЫШИМ СЕЙЧАС?

  • ЗВУК….
  • ЗВУК…
  • ЗВУК…
  • КАКОЙ ЗВУК СЛЫШЕН?
  • А КАКОВЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА?
Эксперимент №3

Эксперимент №3

  • Характеристики звука, с камертоном,
  • Со стаканами
ВИДЫ ЗВУКА

ВИДЫ ЗВУКА

  • Звук одной частоты
  • Музыкальный звук
Таблица «Характеристики звука» № Характеристика 1 От чего зависит 2 Как зависит Зависит от… 3  Рисунки Зависит от… Зависит от…

Таблица «Характеристики звука»

Характеристика

1

От чего зависит

2

Как зависит

Зависит от…

3

Рисунки

Зависит от…

Зависит от…

Закрепление № Найти половину предложения из 2 колонки 1 Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой 2 Звуковая волна существует 3 В любой среде, кроме вакуума В твердых телах максимальна, в газах – минимальна. Скорость звука зависит от упругих свойств среды 4 Чтобы усилить звук, используют резонаторы - Создаёт в окружающей среде звуковую волну. 5 Пористые материалы – войлок, пробка. Ослабляют звук Полые тела.

Закрепление

Найти половину предложения из 2 колонки

1

Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой

2

Звуковая волна существует

3

В любой среде, кроме вакуума

В твердых телах максимальна, в газах – минимальна.

Скорость звука зависит от упругих свойств среды

4

Чтобы усилить звук, используют резонаторы -

Создаёт в окружающей среде звуковую волну.

5

Пористые материалы – войлок, пробка.

Ослабляют звук

Полые тела.

Перерисовать в тетрадь опыты с листа экспериментов, продолжить изучение звуковых волн по энциклопедиям

Перерисовать в тетрадь опыты с листа экспериментов, продолжить изучение звуковых волн по энциклопедиям

  • д/з 34-38,упр 30
  • Биологи- о слышимости звуков.
  • Экологи – о примерной громкости различных звуков.
  • Музыканты – о форме муз. инструментов.
  • Врачи – о методах клинического обследования.
  • Мореплаватели – об эхолокации.
Вот листочки, запишите ключевые слова и понятия по теме урока «  ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
  • Вот листочки, запишите ключевые слова и понятия по теме урока
  • « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты?

  • Самолет, летящий со сверхзвуковой скоростью,обгоняет создаваемые им звуки. Эти звуковые волны сливаются в одну ударную волну. Достигая земли, она выбивает стёкла, разрушает постройки, оглушает.
Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты?

  • Звук, издаваемый синим китом, громче, чем звук выстрела рядом стоящего тяжелого орудия, или громче, чем звук стартующей ракеты.
Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты?

  • Самое тихое место – это «Мёртвая комната» в Лаборатории концерна «Белл телефон систем» в США, она является самой звукопоглощающей комнатой в мире, в которой исчезает 99,98 % отражаемого звука.
Вот листочки, запишите ключевые слова и понятия по теме урока «  ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
  • Вот листочки, запишите ключевые слова и понятия по теме урока
  • « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Звуковые волны"

Автор: Иванова Клара Владимировна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Звуковые волны "
    ["seo_title"] => string(15) "zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "109920"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405236497"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока по физике для 9 класса по теме "Звуковые волны" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-po-fizikie-dlia-9-klassa-po-tiemie-zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "111387"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407420527"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Проект «В мире звуковых волн» "
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-v-mirie-zvukovykh-voln"
    ["file_id"] => string(6) "186276"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426319826"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Материалы к обобщающему уроку  «Звуковые волны и не только…» "
    ["seo_title"] => string(67) "matierialy-k-obobshchaiushchiemu-uroku-zvukovyie-volny-i-nie-tol-ko"
    ["file_id"] => string(6) "142186"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418232390"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка урока физики на тему "Звуковые волны""
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-uroka-fiziki-na-tiemu-zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "273641"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452253724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства