kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звуковые волны

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ФИЗИКИ

«Звуковые волны»

Цель урока:

  • показать взаимосвязь физики с биологией, географией;

  • расширить понятие «звуковые волны»;

  • рассказать о звуках в природе;

  • показать применение физики в жизни;

  • воспитывать бережное отношение к окружающему животному и растительному миру;

  • развивать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

  • Вступление

  • Звуковые волны: слышимые человеком, инфразвук, ультразвук, гиперзвук

  • Акустические сигналы

  • Акустические свойства различных мест обитания

  • Применение ультразвука

  • Закрепление

Обычно, когда говорят о звуках, издаваемых животными, прежде всего говорят о птицах, так как чаще всего мы слышим их голоса. Что же касается других живых организмов, то многие считают их чуть ли не немыми. Хотя на самом деле это не так, просто мы не всегда можем их услышать, звуковая связь между ними осуществляется на недоступной для нашего слуха высоте.
Изучение нового материала.

1. Проблемный вопрос и его решение.

  • Для чего нам природой даны уши?

  • Все ли звуки мы можем слышать? (Ответы учащихся.)

2. Процесс возникновения и восприятия звуковых волн.
Звуковые волны - упругие волны в среде, вызывающие у человека слуховые ощущения.

Колебания источника звука (например, струны или голосо­вых связок) вызывают в воздухе волны сжатия и разряжения. Достигнув человеческого уха, звуковые волны заставляют барабанную перепонку совершать вынужденные коле­бания с частотой, равной частоте колебаний источника. Слуховые ощущения у человека вызывают звуковые волны с частотой коле­баний, лежащей в пределах от 16 Гц до 20 кГц.

В воздухе скорость звука была впервые измерена в 1836 г. французом М.Марсенном. При температуре 200 С она составила 343 м/с. (Для сравнения: Скорость пули из автомата Калашникова 825 м/с, т.е. пуля обгоняет звук выстрела и достигает жертву до того, как приходит звук.)

  • Акустика (от греч. akusticos – «слуховой») – учение о звуках.

  • Есть «слышимые» и «неслышимые» звуки.

  • В обыденном понимании звук – это то, что воспринимает человеческое ухо.

  • Звуки слышат не только люди, но и животные, и даже растения в той или иной степени реагируют на звуки.

  1. Волны с частотой ниже 16 Гц называются инфразвуком. Такие волны возникают при землетрясении, извержении вулкана, грозовом разряде, взрыве ядерной бомбы.

4. Волны с частотой колебаний источника свыше 20 кГц (ультразвук) также не вызывают слуховых ощущений у человека. Ультразвук способны излучать и улавливать некоторые животные: летучие мыши, дельфины.

Просмотр слайдов , слайд 15 – сообщение учащегося.

На земле примерно 1018 различных насекомых. Все они отличаются числом взмахов крылышек, а значит, и длина волны, которую они генерируют, различна. У рыб используются преимущественно органы, основная функция которых не имеет прямого отношения к генерации звуков (это — плавники, плавательный пузырь).

Исследования показали, что если с растением разговаривать, то они растут лучше. Звуковые волны нашего голоса заставляют клетки растений вибрировать. У растений, на которые действует классическая музыка и джаз, вырастают плотные здоровые листья и хорошо развиты корни. Под воздействием рока у них настолько плохо развиваются корни, что растения начинают умирать.

Просмотр слайдов – о колибри.

Среда обитания животных оказывает влияние на формирование у них особенностей системы звуковой сигнализации.
В пустыне и степи воздух днём отличается низкой влажностью и высокой температурой. В таких условиях значительно ухудшается передача звуков частотой более 1 кГц, так как эти частоты сильно поглощаются. При относительной влажности воздуха 20% затухание звука частотой 3 кГц составляет 14 дБ на 100 м.

На распространение звука в лесу или в густой траве влияет плотность и высота растительного покрова. Так, при прохождении звука частотой 10 кГц над густой высокой травой затухание составляет 0,6 дБ на 1 метр, в то время как при распространении его над землёй с редкой невысокой травой – всего 0,18 дБ на 1 метр.

Люди просто не замечают некоторые явления, предшествующие землетрясению, но животные, которые ближе к природе, могут ощущать их и проявлять беспокойство. Лошади ржут и убегают, собаки воют, а рыбы начинают выпрыгивать из воды. Животные, которые обычно прячутся в норах, такие как змеи и крысы, внезапно выходят из нор: шимпанзе в зоопарках становятся беспокойными и проводят больше времени на земле.

Был очень известный случай в Ленинакане: за два часа до землетрясения собака – лайка – потянула своего хозяина из дома на улицу, хотя недавно вернулась с прогулки. Когда хозяин лайки позвонил в милицию, его обсмеяли. Позвонил в горисполком – та же реакция. Он велел всем соседям выйти из дома и вывел свою семью. Те люди спаслись, а десятки тысяч погибли

«Я живу в Иркутске. Это сейсмоопасная зона. В 1998 году моя кошка очень странно себя вела перед землетрясением. Пряталась под кровать, громко мяукала, бегала за всеми, как хвостик. Боялась... Вскоре и начались толчки».

– сообщение учащегося.

Если землетрясения случаются под океаном, то они могут образование гигантской волны высотой более 30 м.

Такая волна называется цунами.

Применение ультразвука:

  • Эхолокация

  • Ультразвуковая дефектоскопия

  • УЗИ

Закрепление материала:

Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет.

Как вы думаете, почему «слухачами» в древние времена очень часто были слепые люди?

  • Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел?

  • Может ли возникнуть эхо в степи?

  • На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде принять 1500 м/с.

  • В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?

  • Почему во время грозы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

Разгадывание кроссворда

Подведение итогов

Проверка кроссворда

 

Использованная литература

  • Д.Галенс, Н.Пир «Книга ответов для почемучек», Харьков 2007 г.изд. «Книжный клуб», 398 с.

  • «Планета чудес и загадок», Германия, 2006 г, изд. «Ридерз Дайджест», 432 с.

  • Брилев Д.В. «Физика», т.10, Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 128 с.

  • «Биология» т.13, «Бионика» т.15, Москва 2005 г, изд. «Мир книги», 128 с.

  • «Физика», Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 192 с.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звуковые волны »

МОУ Суховская СОШ Учитель физики – Пучкова Светлана Александровна

МОУ Суховская СОШ

Учитель физики –

Пучкова Светлана Александровна

Цель урока  Показать связь физики и биологии, расширить понятие «звуковые волны», рассказать о звуках в природе.

Цель урока

Показать связь физики и биологии, расширить понятие «звуковые волны», рассказать о звуках в природе.

Вступление Звуковые волны: слышимые человеком, инфразвук, ультразвук, гиперзвук Акустические сигналы Акустические свойства различных мест обитания Применение ультразвука Закрепление
  • Вступление
  • Звуковые волны: слышимые человеком, инфразвук, ультразвук, гиперзвук
  • Акустические сигналы
  • Акустические свойства различных мест обитания
  • Применение ультразвука
  • Закрепление

Эхо — неизменный ответ  природы на вопросы, которые  мы ей задаём    Обычно, когда говорят о звуках, издаваемых животными, прежде всего говорят о птицах, так как чаще всего мы слышим их голоса. Что же касается других живых организмов, то многие считают их чуть ли не немыми. Хотя на самом деле это не так, просто мы не всегда можем их услышать, звуковая связь между ними осуществляется на недоступной для нашего слуха высоте.

Эхо неизменный ответ природы на вопросы, которые мы ей задаём

Обычно, когда говорят о звуках, издаваемых животными, прежде всего говорят о птицах, так как чаще всего мы слышим их голоса. Что же касается других живых организмов, то многие считают их чуть ли не немыми. Хотя на самом деле это не так, просто мы не всегда можем их услышать, звуковая связь между ними осуществляется на недоступной для нашего слуха высоте.

Для чего нам природой даны уши?  Все ли звуки мы можем слышать?

Для чего нам

природой даны уши?

Все ли звуки

мы можем слышать?

В воздухе скорость звука была впервые измерена в 1836 г. французом М.Марсенном. При температуре 20 0 С она составила 343 м / с.    Скорость пули из автомата Калашникова 825 м / с, т.е. пуля обгоняет звук выстрела и достигает жертву до того, как приходит звук.

В воздухе скорость звука была впервые измерена в 1836 г. французом М.Марсенном. При температуре 20 0 С она составила 343 м / с.

Скорость пули из автомата Калашникова 825 м / с, т.е. пуля обгоняет звук выстрела и достигает жертву до того, как приходит звук.

Акустика (от греч. akusticos – «слуховой») – учение о звуках. Есть « слышимые » и « неслышимые » звуки. В обыденном понимании звук – это то, что воспринимает человеческое ухо. Звуки слышат не только люди , но и животные , и даже растения в той или иной степени реагируют на звуки.
  • Акустика (от греч. akusticos – «слуховой») – учение о звуках.
  • Есть « слышимые » и « неслышимые » звуки.
  • В обыденном понимании звук – это то, что воспринимает человеческое ухо.
  • Звуки слышат не только люди , но и животные , и даже растения в той или иной степени реагируют на звуки.
В настоящее время звук можно разделить  по частоте на следующие  четыре основных диапазона

В настоящее время

звук можно разделить

по частоте на следующие

четыре

основных диапазона

20 кГц 10 9 16 гиперзвук ультразвук звук, слышимый человеком инфразвук" width="640"

20 кГц

10 9

16

гиперзвук

ультразвук

звук,

слышимый

человеком

инфразвук

Киты обладают очень тонким слухом и способны улавливать широкий диапазон звуковых волн.   Эхолокация позволяет киту определить, какого размера объект, как далеко он находится и в каком направлении движется.

Киты обладают очень тонким слухом и способны улавливать широкий диапазон звуковых волн.

Эхолокация позволяет киту определить, какого размера объект, как далеко он находится и в каком направлении движется.

Манул бархатная кошка

Манул бархатная кошка

Японцы держат в домашних аквариумах эту рыбу, которая умеет предсказывать стихийное бедствие за несколько часов.   Рыбы реагируют за час до землетрясения. Если землетрясение не очень сильное, они собираются в плотную стайку, телами прижимаются друг к другу и стоят носом к эпицентру, буквально указывают на него. А когда землетрясение сильное, рыбы выпрыгивают из аквариума.

Японцы держат в домашних аквариумах эту рыбу, которая умеет предсказывать стихийное бедствие за несколько часов.

Рыбы реагируют за час до землетрясения. Если землетрясение не очень сильное, они собираются в плотную стайку, телами прижимаются друг к другу и стоят носом к эпицентру, буквально указывают на него. А когда землетрясение сильное, рыбы выпрыгивают из аквариума.

Летучие мыши при зондировании пространства испускают и принимают импульсы частотой от 30 до 150 кГЦ. На расстоянии 5-10 см от головы животного давление ультразвука достигает 60 мбар (1 бар=100 кПа). Эхо от своего сигнала летучие мыши способны воспринимать при давлении в 10 000 раз меньше, чем испускаемых сигналов.

Летучие мыши

при зондировании

пространства испускают и

принимают импульсы

частотой от 30 до 150 кГЦ.

На расстоянии 5-10 см от головы животного

давление ультразвука достигает 60 мбар

(1 бар=100 кПа).

Эхо от своего сигнала летучие мыши способны воспринимать при давлении в 10 000 раз меньше, чем испускаемых сигналов.

Летучие мыши полагаются на свою акустическую память.   Во время ознакомительных полетов, когда используется традиционная ультразвуковая локация, зверьки запоминают «звуковую картину» пространства.   Местом возникновения звуков является гортань, в которой перед «выбросом»сигнала создается зона высокого давления

Летучие мыши полагаются на свою акустическую память.

Во время ознакомительных полетов, когда используется традиционная ультразвуковая локация, зверьки запоминают «звуковую картину» пространства.

Местом возникновения звуков является гортань, в которой перед «выбросом»сигнала создается зона высокого давления

Для получения информации о наличии рыбы или предметов афалина (вид дельфина) издаёт серии коротких сигналов, воспринимаемых человеком как щелчки. Пределы слухового  восприятия у дельфинов простираются от 75 до 180 кГц

Для получения информации о наличии рыбы или предметов афалина (вид дельфина) издаёт серии коротких сигналов, воспринимаемых человеком как щелчки.

Пределы слухового

восприятия у дельфинов

простираются

от 75 до 180 кГц

Дельфины издают более 700 ультразвуковых щелкающих звуков в секунду. Поток звуков возвращается через определенный промежуток времени в виде эха и подсказывает дельфинам расстояние до ближайшего косяка рыб.

Дельфины издают более 700 ультразвуковых щелкающих звуков в секунду.

Поток звуков

возвращается

через определенный

промежуток времени

в виде эха и подсказывает

дельфинам расстояние

до ближайшего

косяка рыб.

На земле примерно 18 различных насекомых. Все они отличаются числом взмахов крылышек, а значит, и длина волны, которую они генерируют, различна. У рыб используются преимущественно органы, основная функция которых не имеет прямого отношения к генерации звуков (это — плавники, плавательный пузырь).

На земле примерно 18 различных насекомых. Все они отличаются числом взмахов крылышек, а значит, и длина волны, которую они генерируют, различна. У рыб используются преимущественно органы, основная функция которых не имеет прямого отношения к генерации звуков (это — плавники, плавательный пузырь).

комары делают около  1000 взмахов крыльями  в секунду   шмели — около 200   бабочки — 5-10 взмахов в секунду     пчёлы летящие налегке — 400-500  взмахов в секунду  пчёлы с ношей — около 200 раз в секунду
  • комары делают около

1000 взмахов крыльями

в секунду

  • шмели около 200
  • бабочки 5-10 взмахов в секунду
  • пчёлы летящие налегке 400-500

взмахов в секунду

  • пчёлы с ношей около 200 раз в секунду
У растений, на которые действует классическая музыка и джаз, вырастают плотные здоровые листья и хорошо развиты корни.   Под воздействием рока у них настолько плохо развиваются корни, что растения начинают умирать.  Исследования показали, что если с растением разговаривать, то они растут лучше.   Звуковые волны нашего голоса заставляют клетки растений вибрировать.

У растений, на которые действует классическая музыка и джаз, вырастают плотные здоровые листья и хорошо развиты корни.

Под воздействием рока у них настолько плохо развиваются корни, что растения начинают умирать.

Исследования показали, что если с растением разговаривать, то они растут лучше.

Звуковые волны нашего голоса заставляют клетки растений вибрировать.

Почему они жужжат?

Почему они жужжат?

Среда обитания животных оказывает влияние на формирование у них особенностей системы звуковой сигнализации

Среда обитания животных оказывает влияние на формирование у них особенностей системы звуковой сигнализации

В пустыне и степи воздух днём отличается низкой влажностью и высокой температурой. В таких условиях значительно ухудшается передача звуков частотой более  1 кГц, так как эти частоты сильно поглощаются. При относительной влажности воздуха 20% затухание звука частотой 3 кГц составляет 14 дБ на 100 м.

В пустыне и степи воздух днём отличается низкой влажностью и высокой температурой. В таких условиях значительно ухудшается передача звуков частотой более 1 кГц, так как эти частоты сильно поглощаются.

При относительной влажности воздуха 20% затухание звука частотой 3 кГц составляет 14 дБ на 100 м.

На распространение звука в лесу или в густой траве влияет плотность и высота растительного покрова.  Так, при прохождении звука частотой 10 кГц над густой высокой травой затухание составляет 0,6 дБ на 1 метр, в то время как при распространении его над землёй с редкой невысокой травой – всего 0,18 дБ на 1 метр.

На распространение звука в лесу или в густой траве влияет плотность и высота растительного покрова. Так, при прохождении звука частотой 10 кГц над густой высокой травой затухание составляет 0,6 дБ на 1 метр, в то время как при распространении его над землёй с редкой невысокой травой – всего 0,18 дБ на 1 метр.

Землетрясения Цунами
  • Землетрясения
  • Цунами
Был очень известный случай в Ленинакане: за два часа до землетрясения собака – лайка – потянула своего хозяина из дома на улицу, хотя недавно вернулась с прогулки. Когда хозяин лайки позвонил в милицию, его обсмеяли. Позвонил в горисполком – та же реакция. Он велел всем соседям выйти из дома и вывел свою семью. Те люди спаслись, а десятки тысяч погибли

Был очень известный случай в Ленинакане: за два часа до землетрясения собака – лайка – потянула своего хозяина из дома на улицу, хотя недавно вернулась с прогулки. Когда хозяин лайки позвонил в милицию, его обсмеяли. Позвонил в горисполком – та же реакция. Он велел всем соседям выйти из дома и вывел свою семью. Те люди спаслись, а десятки тысяч погибли

цунами

цунами

Цунами – гигантские волны. Попадая на мелководье, они замедляют свой бег, но их высота резко возрастает

Цунами – гигантские волны.

Попадая на мелководье, они замедляют свой бег, но их высота резко возрастает

Эхолокация  Ультразвуковая дефектоскопия  УЗИ
  • Эхолокация
  • Ультразвуковая дефектоскопия
  • УЗИ
Эхо также используется при ультразвуковом сканировании, позволяющем заглянуть внутрь человеческого тела. Кости, мышцы и жир отражают звуковые волны по – разному. Компьютер использует эту информацию и создает изображение нужного органа.

Эхо также используется при ультразвуковом сканировании, позволяющем заглянуть внутрь человеческого тела.

Кости, мышцы и жир отражают звуковые волны по – разному. Компьютер использует эту информацию и создает изображение нужного органа.

Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали « слухачей », которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет.   Как вы думаете, почему « слухачами » в древние времена очень часто были слепые люди?

Хорошо проводит звук земля, поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали « слухачей », которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет.

Как вы думаете, почему « слухачами » в древние времена очень часто были слепые люди?

Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел? Может ли возникнуть эхо в степи? На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде принять 1500 м / с.
  • Судья соревнований по ходьбе стоит на финише. Когда он должен пустить в ход свой секундомер: когда увидит дым стартового пистолета или услышит выстрел?
  • Может ли возникнуть эхо в степи?
  • На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с? Скорость звука в воде принять 1500 м / с.
В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?  Почему во время грозы
  • В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?
  • Почему во время грозы

сначала видим молнию,

а потом слышим гром?

Д.Галенс, Н.Пир «Книга ответов для почемучек», Харьков 2007 г.изд. «Книжный клуб», 398 с. «Планета чудес и загадок»,Германия, 2006 г, изд. «Ридерз Дайджест», 432 с. Брилев Д.В. «Физика», т.10, Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 128 с. «Биология» т.13, «Бионика» т.15, Москва 2005 г, изд. «Мир книги», 128 с. «Физика», Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 192 с
  • Д.Галенс, Н.Пир «Книга ответов для почемучек», Харьков 2007 г.изд. «Книжный клуб», 398 с.
  • «Планета чудес и загадок»,Германия, 2006 г, изд. «Ридерз Дайджест», 432 с.
  • Брилев Д.В. «Физика», т.10, Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 128 с.
  • «Биология» т.13, «Бионика» т.15, Москва 2005 г, изд. «Мир книги», 128 с.
  • «Физика», Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 192 с
г н д а е м а у а л б л г к с ь и е г ь у у т з е и с ф п к р т и р н к о с и е ф и ц я а и р н м о з з б ы к р т а а в е а в у з к у к а к в у к

г

н

д

а

е

м

а

у

а

л

б

л

г

к

с

ь

и

е

г

ь

у

у

т

з

е

и

с

ф

п

к

р

т

и

р

н

к

о

с

и

е

ф

и

ц

я

а

и

р

н

м

о

з

з

б

ы

к

р

т

а

а

в

е

а

в

у

з

к

у

к

а

к

в

у

к


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Звуковые волны

Автор: Пучкова Светлана Александровна

Дата: 13.07.2014

Номер свидетельства: 109920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока по физике для 9 класса по теме "Звуковые волны" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-po-fizikie-dlia-9-klassa-po-tiemie-zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "111387"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407420527"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Проект «В мире звуковых волн» "
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-v-mirie-zvukovykh-voln"
    ["file_id"] => string(6) "186276"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426319826"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Материалы к обобщающему уроку  «Звуковые волны и не только…» "
    ["seo_title"] => string(67) "matierialy-k-obobshchaiushchiemu-uroku-zvukovyie-volny-i-nie-tol-ko"
    ["file_id"] => string(6) "142186"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418232390"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка урока физики на тему "Звуковые волны""
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-uroka-fiziki-na-tiemu-zvukovyie-volny"
    ["file_id"] => string(6) "273641"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452253724"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок физики в 9  классе. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо."
    ["seo_title"] => string(101) "urok-fiziki-v-9-klassie-rasprostranieniie-zvuka-zvukovyie-volny-skorost-zvuka-otrazhieniie-zvuka-ekho"
    ["file_id"] => string(6) "254347"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447752505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства