Цели урока:
- образовательные: формирование понятий “импульс тела”, “ импульс силы”; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях; добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
- развивающие: формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;
- воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.
- познавательные: выделить объекты и процессы с точки зрения целого и частей
- регулятивные: составлять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
- коммуникативные: развить способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Ход урока
1. Организационный этап (1мин)
Доклад дежурного. Пожелание активно поработать и проявить свои лучшие способности.
2. Изучение нового материала. (23мин)
Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса”
Вступление.
Изучение нового материала разрешите начать с высказывания Леонардо да Винчи (1452 -1519) его мы знаем как художника, но он был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.
Высказывание “Знание – дочь опыта”; “Истолкователем природы является опыт. Он не обманывает никогда…”; “Теория – полководец, практика – солдаты”. Но эксперимент сам по себе, без применения математического аппарата, остается наблюдением.
“Никакое человеческое исследование не может претендовать на то, чтобы быть истинной наукой, если оно не использует математических доказательств, и нет никакой уверенности там, где нельзя применить одну из математических наук”.
Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически.
Введение понятия импульса
Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?
Проблемный эксперимент.
Опыт №1. Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.
Взаимодействие тележки (кратковременное столкновение тележки и тела, удар) очень мало и поэтому силу их взаимодействия определить трудно.
Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки
Сдвигает тело дальше
Опыт№3 Изменения угла наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки
Тело сдвигается на большее расстояние.
Вывод:
Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, но часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы. Как это было в наших опытах.