kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - презентация по физике: "Импульс. Закон сохранения импульса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • образовательные: формирование понятий “импульс тела”, “ импульс силы”; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях; добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
  • развивающие: формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;
  • воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.
  • познавательные: выделить объекты и процессы с точки зрения целого и частей
  • регулятивные: составлять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
  • коммуникативные: развить способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Ход урока

1. Организационный этап (1мин)

Доклад дежурного. Пожелание активно поработать и проявить свои лучшие способности.

2. Изучение нового материала. (23мин)

Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса”

Вступление.

Изучение нового материала разрешите начать с высказывания Леонардо да Винчи (1452 -1519) его мы знаем как художника, но он был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.

Высказывание “Знание – дочь опыта”; “Истолкователем природы является опыт. Он не обманывает никогда…”; “Теория – полководец, практика – солдаты”. Но эксперимент сам по себе, без применения математического аппарата, остается наблюдением.

“Никакое человеческое исследование не может претендовать на то, чтобы быть истинной наукой, если оно не использует математических доказательств, и нет никакой уверенности там, где нельзя применить одну из математических наук”.

Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически.

Введение понятия импульса

Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?

Проблемный эксперимент.

Опыт №1. Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.

Взаимодействие тележки (кратковременное столкновение тележки и тела, удар) очень мало и поэтому силу их взаимодействия определить трудно.

Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки

Сдвигает тело дальше

Опыт№3 Изменения угла наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки

Тело сдвигается на большее расстояние.

Вывод:

Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, но часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы. Как это было в наших опытах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - презентация по физике: "Импульс. Закон сохранения импульса" »

Импульс.  Закон сохранения импульса  Учитель физики МКОУ Зональная СОШ Безуглов Виктор Викторович

Импульс. Закон сохранения импульса

Учитель физики МКОУ Зональная СОШ

Безуглов Виктор Викторович

Цели урока:

Цели урока:

  • Усвоить понятие импульса тела
  • Изучить закон сохранения импульса
  • Выделить объекты и процессы с точки зрения целого и частей
  • Составлять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
  • Развить способность брать на себя инициативу в организации совместного действия
  • Научиться решать задачи на закон сохранения
Научные факты

Научные факты

  • 1. При быстром движении магнита над шариком шарик едва сдвигается с места, при медленном движении магнита над шариком шарик начинает двигаться вслед за магнитом.
2. Если медленно тянуть лист бумаги, стакан перемещается вместе с бумагой. Если лист бумаги быстро выдернуть из-под стакана, стакан останется на прежнем месте.
  • 2. Если медленно тянуть лист бумаги, стакан перемещается вместе с бумагой. Если лист бумаги быстро выдернуть из-под стакана, стакан останется на прежнем месте.
3. Пуля массой 10 г, движущаяся со скоростью 5 м/с, может быть остановлена листом картона. Пулю массой 10 г, движущуюся со скоростью 900 м/с, нельзя остановить даже с помощью трех толстых досок.   4. Отдача при выстреле из орудия, ружья.
  • 3. Пуля массой 10 г, движущаяся со скоростью 5 м/с, может быть остановлена листом картона. Пулю массой 10 г, движущуюся со скоростью 900 м/с, нельзя остановить даже с помощью трех толстых досок.
  • 4. Отдача при выстреле из орудия, ружья.
5. При упругом взаимодействии шаров они разлетаются с определенными скоростями.
  • 5. При упругом взаимодействии шаров они разлетаются с определенными скоростями.
Гипотезы

Гипотезы

  • 1. Результат взаимодействия тел зависит не только от значения силы, но и от времени ее действия.
  • 2. Для характеристики движения тела важны значения массы и скорости движения.
  • 3.В замкнутой системе тел импульс системы сохраняется.
Импульс силы

Импульс силы

  • I - импульс силы.
  • Импульс силы равен произведению вектора силы на время её действия.
  • Направление импульса силы совпадает с направлением силы.
  • [ I ]=[ F ]  [ t ]= ньютон  секунда = Н  с
Импульс тела

Импульс тела

  • p - импульс тела (Рене Декарт, 1596-1650)
  • Импульс тела равен произведению массы тела на скорость его движения.
  • Направление импульса тела совпадает с направлением скорости тела.
  • [ p ]=[ m ]  [  ]=
  • килограмм  метр в секунду =(кг  м)/с
Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы. Но часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы. Поэтому для решения многих задач используют еще одну важнейшую физическую величину- импульс тела
  • Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы. Но часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы.
  • Поэтому для решения многих задач используют еще одну важнейшую физическую величину- импульс тела
Соотношение между импульсом силы и импульсом тела

Соотношение между импульсом силы и импульсом тела

  • Импульс силы равен изменению импульса тела (второй закон Ньютона в импульсной форме).
Математический вывод закона сохранения импульса

Математический вывод закона сохранения импульса

  • В соответствие с третьим законом Ньютона силы F 1 и F 2 равны по модулю и направлены в противоположные стороны:
  • F 1 = -F 2
  • По 2 закону : m 1 a 1 =- m 2 a 2
  • Ускорение : a 1 = ( v / 1 – v 1 ) / t ; a 2 = ( v / 2 - v 2 ) / t
  • m 1 ( v / 1 – v 1 ) / t = - m 2 ( v / 2 – v 2 ) / t сократим уравнение на t
  • Получим : m 1 ( v / 1 - v 1 ) = -m 2 ( v / 2 - v 2 )
  • Или : m 1 v / 1 – m 1 v 1 =- m 2 v / 2 + m 2 v 2
  • Сгруппируем члены уравнения :
  • m 1 v / 1 + m 2 v / 2 = m 1 v 1 + m 2 v 2
  • Учитывая , что m v = р
  • р / 1 / 2 = р 1 + р 2
  • Правые части уравнений представляют собой суммарный импульс шаров после их взаимодействия, а левые–до взаимодействия
  • Проекции на Ось Х : m 1 v 1 х + m 2 v = m 1 v / + m 2 v / 2 х
Закон сохранения импульса

Закон сохранения импульса

  • Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел между собой.
Реактивное движение

Реактивное движение

  • Реактивное движение – движение всего тела за счёт отделения от него части тела.
  • Для ракеты формула имеет вид,
  • где М и m – массы ракеты и газа соответственно, u и  - скорости ракеты и газа соответственно
  • К.Э. Циолковский
Значение импульса

Значение импульса

Применение, проявление

Применение, проявление

  • Ракеты, реактивные двигатели в авиации, космонавтике
  • Водометные катера.
  • Движение живых существ: кальмаров, каракатиц, осьминогов
Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

Решение задач

  • С какой скоростью будет двигаться ракета, если средняя скорость выхлопных газов 1 км/с, а масса горючего составляет 80% от всей массы ракеты?
Решение задач

Решение задач

  • С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик массой 50 кг в горизонтальном направлении со скоростью 7 м/с (относительно берега). Какова скорость лодки после прыжка мальчика, если мальчик прыгает с кормы в противоположную сторону движению лодки.
Решение задач  По железнодорожному полотну движется платформа с песком массой 20 т со скоростью 1м/с. Её догоняет горизонтально летящий со скоростью 800м/с снаряд массой 50 кг и врезается в песок без взрыва. С какой скоростью будет двигаться платформа с застрявшем в песке снарядом?

Решение задач

По железнодорожному полотну движется платформа с песком массой 20 т со скоростью 1м/с. Её догоняет горизонтально летящий со скоростью 800м/с снаряд массой 50 кг и врезается в песок без взрыва. С какой скоростью будет двигаться платформа с застрявшем в песке снарядом?

Решение задач

Решение задач

  • На гладком льду стоит спортсмен (его масса 80 кг) на коньках и держит в руках ядро массой 8 кг. Затем он бросает ядро горизонтально; последнее приобретает при этом скорость 20м/с относительно льда. С какой скоростью будет двигаться спортсмен после толчка?
Решение задач на отдачу  УСЛОВИЕ:   Чему равна v 1  отдачи ружья m 1 = 4 кг при выстреле из него пули m 2 =5 г с v 2 = 300 м/с?

Решение задач на отдачу

  • УСЛОВИЕ:

Чему равна v 1 отдачи ружья m 1 = 4 кг при выстреле из него пули m 2 =5 г с v 2 = 300 м/с?

Снаряд m 1 = 100 кг, летящий с v 1 =500м/с, попадает в вагон с песком m 2 = 10 т и застревает в нем. Какую скорость v’ 2  приобретает вагон, если он двигался навстречу снаряду с v 2 = 10м/с?
  • Снаряд m 1 = 100 кг, летящий с v 1 =500м/с, попадает в вагон с песком m 2 = 10 т и застревает в нем. Какую скорость v’ 2 приобретает вагон, если он двигался навстречу снаряду с v 2 = 10м/с?
ЗАДАЧА О РАЗРЫВЕ СНАРЯДА

ЗАДАЧА О РАЗРЫВЕ СНАРЯДА

  • УСЛОВИЕ:
  • Снаряд, летящий со скоростью 500 м/с, разорвался на два осколка. Скорость первого осколка массой 5 кг возросла на 200 м/с в направлении движения снаряда. Определите скорость второго осколка, если его масса 4 кг.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • § 21,22
  • упр. 20(2), 21(1)
  • учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник “Физика-9”.
  • По желанию можно нарисовать рисунки по изученной теме
Список литературы:

Список литературы:

  • В. Я. Лыков Эстетическое воспитание при обучении физике. Книга для учителя. -Москва “ПРОСВЯЩЕНИЕ”1986.
  • В. А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс. - Москва “ ВАКО”2004.
  • А. А. Харитонова История физики учебное пособие - Саранск 2003.
  • Под редакцией профессора Б. И. Спасского. Хрестоматия по физике. -МОСКВА “ПРОСВЯЩЕНИЕ”1987.
  • И. И. Мокрова Поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина “Физика. 9класс”. - Волгоград 2003.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок - презентация по физике: "Импульс. Закон сохранения импульса"

Автор: Безуглов Виктор Викторович

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок по физике "Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-po-fizikie-impul-s-matierial-noi-tochki-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "219466"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434198142"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "урок физики в 9 классе "Импульс. Закон сохранения импульса." "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-fiziki-v-9-klassie-impul-s-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "213061"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969109"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока физики в 10 классе. Решение задач по теме:«Импульс. Закон сохранения импульса»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_fiziki_v_10_klassie_rieshieniie_zadach_po_tiemie_impul_s_zakon_s"
    ["file_id"] => string(6) "441449"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511988917"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение». "
    ["seo_title"] => string(61) "impul-s-zakon-sokhranieniia-impul-sa-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "208679"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430878652"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по физики для учащихся 10 класса "Реактивное движение" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-po-fiziki-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "130124"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415819529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства