«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».
«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».
Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».
Цель урока:
Образовательная: ученики должны знать импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса, реактивное движение. Должны научиться применять закон сохранения импульса к различным стандартным ситуациям.
Развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, учась выделять главное, сравнивать, учатся составлять алгоритмы применения закона сохранения импульса.
Воспитательная:
Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;
Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
Формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.
Методы обучения: беседа, словесно-наглядный, практический.
Развитие компетенций:
информационная;
коммуникативная;
предметная.
Активные формы обучения: синквейн.
Содержание урока:
Ход урока
деятельность учителя
деятельность ученика
1.Организационный этап
Цель урока:
-закрепить понятие «импульс тела», «импульс силы» с учетом физических величин;
-усвоение формулировки второго закона Ньютона в импульсной форме;
закрепить понятия «закон сохранения импульса»,
-рассмотреть примеры реактивного движения.
Психологическая подготовка учащихся к уроку.
Эпиграф к уроку. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Учитель определяет, цель урока.
Инструктаж получения оценки за урок.
За каждый правильный ответ ученик получает смайлик с улыбкой.
Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в ритм.
Слушают цель урока и записывают в тетрадь тему урока.
2.Изучение нового материала.
Физминутка
Продолжаем изучение нового материала.
3.Закрепление нового материала
4.Итог урока
5.Домашнее задание
6.Рефлексия.
1.Рассматривют пример с двумя мячами (теннисный и баскетбольный).
Удары этих двух мячей, чем отличаются?
Сравнить легкую тележку и машину скатывающиеся с горки, сможет ли человек удержать эти два предмета?
Эти два примера, какие затрагивают физические величины.
Физическая величина, которая связывает эти две величины, называется импульсом тела или количеством движения.
Определение: импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения: Р=m*?.
Импульс тела векторная величина, так как масса скалярная величина, а скорость векторная величина.
Единицы измерения импульса (выводим вместе с учащимися).
2 закон Ньютона: F=m*a, ускорение это есть быстрота изменения скорости.
а= (?- ?0)/rt
Подставим во 2 закон Ньютона вместо ускорения, F=m*(?- ?0)/rt или F*rt=m*(?- ?0). Раскроем скобки: F*rt=m?- m?0
Обозначим импульс тела в начальный момент р0= m?0, а его импульс в конечный момент р= m?.
Тогда F*rt=р-р0 или
rр= F*rt.
Это второй закон в импульсном представлении.
Произведение силы на время его действия называется импульсом силы. Единица измерения Н*с, также векторная величина.
Используя введенные величины импульс тела и импульс силы, можно дать новую формулировку 2 закона Ньютона.
Изменение импульса тела равна импульсу силы.
Вместе с учениками выполняем физические упражнения.
Решим задачу. Упр.17 №1
№2
Разбираем задачу.
Что означает, предложение не учитывая действие внешних сил. Бывает действие внешних сил незначительно и эти силы уравновешиваются, тогда мы можем пренебречь ими. Для этого в физике введено понятие замкнутая система тел. Стр. в учебнике 71 определение замкнутой системы.
До:m1?1+ m2?2
После: (m1+ m2)?
Решение:
2*20-3*0=(2+3)* ?
40=5* ?
?=40/5
?=8м/с
до:40 кг*м/с
после:40 кг*м/с
Вывод: какой можно сделать вывод?
В результате взаимодействия импульсы тел изменились, но сумма импульсов осталось прежним. Это и есть закон сохранения импульса.
Суммарный импульс замкнутой системы тел в процессе взаимодействия не меняется, сохраняется.
р1+р2= р1+р2
№3решают учащиеся у доски
Пример применения закона сохранения импульса в технике является реактивное движение.
Пример с воздушным шаром.
По принципу реактивного движения перемещаются представители животного мира: медузы, осьминоги, каракатицы, кальмары.
Реактивное движение тела возникает при отделении от него с какой – либо скоростью его части.
По этому принципу движутся ракеты, искусственные спутники Земли и т.д.
Историческая справка:
К.Э.Циолоковский
С.П.Королев
Ю.А.Гагарин
Т.Абакиров
Т.Мусабаев
Принцип реактивного движения на примере ракеты.
Подведем итоги урока. Подсчитаем смайлики.
§19,20,21 Упр.17№4, Упр18№1,2,3
Проведем рефлексию.
Слово учителя: на этом наш урок заканчивается, спасибо всем за активную работу.
Берут в руки мячи, кидают друг в друга.
Вывод: Летящий теннисный мяч не причиняет боли по сравнению с баскетбольным мячом.
Человек сможет удержать легкую тележку, но не машину.
Скорость и масса.
Записывают в тетрадь.
Масса измеряется в кг, скорость в м/с, значите импульс тела кг*м/с.
Записывают в тетрадь.
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Упр.17№1
m=60кг р= m? р=60кг*
?=6км/ч=1,7м/с 1,7м/с=
р-? =99,9 кг*м/с
Вывод учащихся: импульс тела до взаимодействия равен импульсу тела после взаимодействия.
Упр.№17 №3
m=50кг
?=5м/с
М=100кг
?=2м/с
?-?
m?+ М?=(m+М)?
?= (m?+ М?)/ (m+ М)
?=(50*5+100*2)/(50+100)=
=3м/с.
Учащиеся надувают воздушный шарик и наблюдают за движением шарика.
Видеоматериал о реактивном движении.
Читают в учебники на стр.73-74
Рассматривают принцип движения реактивного движения на примере ракеты.
ФИ____________
Анкета
1.Определи уровень своего участия в уроке, используя шкалу 012345
2.Отметь пункты, которые относятся к тебе
На сегодняшнем уроке я:
Проводил опыт с мячами и воздушным шариком;
Узнал что такое импульс тела;
Узнал что такое импульс силы;
Узнал, как записывается второй закон в импульсном виде;
Применял закона сохранения импульса:
Рассматривал примеры реактивного движения;
Решал задачи;
Находил информацию.
3.Определи, насколько было тебе интересно участвовать в уроке, используя шкалу 012345.
4.Я знаю
Как найти импульс тела;
Какие единицы измерения импульса тела;
Какие единицы измерения импульса силы;
Как записывается закон сохранения импульса;
Как записывается 2 закон Ньютона через импульс силы
5. Составить синквейн к слову «импульс»
(работают группами).
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который
необходимо отразить в стихотворении.
1 строка- заголовок, в которой выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выражение в виде существительного.
2 строка- два прилагательных
3 строка- три глагола
4 строка-фраза, несущий определенный смысл.
5 строка- резюме, вывод, одно слово, существительное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение». »
ГУ «Суворовская средняя школа»
Открытый урок по физике:
«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».
Подготовила: Кочутова Г.А.
Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».
Цель урока:
Образовательная: ученики должны знать импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса, реактивное движение. Должны научиться применять закон сохранения импульса к различным стандартным ситуациям.
Развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, учась выделять главное, сравнивать, учатся составлять алгоритмы применения закона сохранения импульса.
Воспитательная:
Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;
Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
Формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.
Методы обучения: беседа, словесно-наглядный, практический.
Развитие компетенций:
информационная;
коммуникативная;
предметная.
Активные формы обучения: синквейн.
Содержание урока:
Ход урока
деятельность учителя
деятельность ученика
1.Организационный этап
Цель урока:
-закрепить понятие «импульс тела», «импульс силы» с учетом физических величин;
-усвоение формулировки второго закона Ньютона в импульсной форме;
закрепить понятия «закон сохранения импульса»,
-рассмотреть примеры реактивного движения.
Психологическая подготовка учащихся к уроку.
Эпиграф к уроку. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Учитель определяет, цель урока.
Инструктаж получения оценки за урок.
За каждый правильный ответ ученик получает смайлик с улыбкой.
Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в ритм.
Слушают цель урока и записывают в тетрадь тему урока.
2.Изучение нового материала.
Физминутка
Продолжаем изучение нового материала.
3.Закрепление нового материала
4.Итог урока
5.Домашнее задание
6.Рефлексия.
1.Рассматривют пример с двумя мячами (теннисный и баскетбольный).
Удары этих двух мячей, чем отличаются?
Сравнить легкую тележку и машину скатывающиеся с горки, сможет ли человек удержать эти два предмета?
Эти два примера, какие затрагивают физические величины.
Физическая величина, которая связывает эти две величины, называется импульсом тела или количеством движения.
Определение: импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения: Р=m*ʋ.
Импульс тела векторная величина, так как масса скалярная величина, а скорость векторная величина.
Единицы измерения импульса (выводим вместе с учащимися).
2 закон Ньютона: F=m*a, ускорение это есть быстрота изменения скорости.
а= (ʋ- ʋ0)/t
Подставим во 2 закон Ньютона вместо ускорения, F=m*(ʋ- ʋ0)/t или F*t=m*(ʋ- ʋ0). Раскроем скобки: F*t=mʋ- mʋ0
Обозначим импульс тела в начальный момент р0= mʋ0, а его импульс в конечный момент р= mʋ.
Тогда F*t=р-р0 или
р= F*t.
Это второй закон в импульсном представлении.
Произведение силы на время его действия называется импульсом силы. Единица измерения Н*с, также векторная величина.
Используя введенные величины импульс тела и импульс силы, можно дать новую формулировку 2 закона Ньютона.
Изменение импульса тела равна импульсу силы.
Вместе с учениками выполняем физические упражнения.
Решим задачу. Упр.17 №1
№2
Разбираем задачу.
Что означает, предложение не учитывая действие внешних сил. Бывает действие внешних сил незначительно и эти силы уравновешиваются, тогда мы можем пренебречь ими. Для этого в физике введено понятие замкнутая система тел. Стр. в учебнике 71 определение замкнутой системы.
До:m1ʋ1+ m2ʋ2
После: (m1+ m2)ʋ
Решение:
2*20-3*0=(2+3)* ʋ
40=5* ʋ
ʋ=40/5
ʋ=8м/с
до:40 кг*м/с
после:40 кг*м/с
Вывод: какой можно сделать вывод?
В результате взаимодействия импульсы тел изменились, но сумма импульсов осталось прежним. Это и есть закон сохранения импульса.
Суммарный импульс замкнутой системы тел в процессе взаимодействия не меняется, сохраняется.
р1+р2= р1+р2
№3решают учащиеся у доски
Пример применения закона сохранения импульса в технике является реактивное движение.
Пример с воздушным шаром.
По принципу реактивного движения перемещаются представители животного мира: медузы, осьминоги, каракатицы, кальмары.
Реактивное движение тела возникает при отделении от него с какой – либо скоростью его части.
По этому принципу движутся ракеты, искусственные спутники Земли и т.д..
Историческая справка:
К.Э.Циолоковский
С.П.Королев
Ю.А.Гагарин
Т.Абакиров
Т.Мусабаев
Принцип реактивного движения на примере ракеты.
Подведем итоги урока. Подсчитаем смайлики.
§19,20,21 Упр.17№4, Упр18№1,2,3
Проведем рефлексию.
Слово учителя: на этом наш урок заканчивается, спасибо всем за активную работу.
Берут в руки мячи, кидают друг в друга.
Вывод: Летящий теннисный мяч не причиняет боли по сравнению с баскетбольным мячом.
Человек сможет удержать легкую тележку, но не машину.
Скорость и масса.
Записывают в тетрадь.
Масса измеряется в кг, скорость в м/с, значите импульс тела кг*м/с.
Записывают в тетрадь.
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Упр.17№1
m=60кг р= mʋ р=60кг*
ʋ=6км/ч=1,7м/с 1,7м/с=
р-? =99,9 кг*м/с
Вывод учащихся: импульс тела до взаимодействия равен импульсу тела после взаимодействия.
Упр.№17 №3
m=50кг
ʋ=5м/с
М=100кг
ʋ=2м/с
ʋ-?
mʋ+ Мʋ=(m+М)ʋ
ʋ= (mʋ+ Мʋ)/ (m+ М)
ʋ=(50*5+100*2)/(50+100)=
=3м/с.
Учащиеся надувают воздушный шарик и наблюдают за движением шарика.
Видеоматериал о реактивном движении.
Читают в учебники на стр.73-74
Рассматривают принцип движения реактивного движения на примере ракеты.
ФИ____________
Анкета
1.Определи уровень своего участия в уроке, используя шкалу 012345
2.Отметь пункты, которые относятся к тебе
На сегодняшнем уроке я:
Проводил опыт с мячами и воздушным шариком;
Узнал что такое импульс тела;
Узнал что такое импульс силы;
Узнал, как записывается второй закон в импульсном виде;
Применял закона сохранения импульса:
Рассматривал примеры реактивного движения;
Решал задачи;
Находил информацию.
3.Определи, насколько было тебе интересно участвовать в уроке, используя шкалу 012345.
4.Я знаю
Как найти импульс тела;
Какие единицы измерения импульса тела;
Какие единицы измерения импульса силы;
Как записывается закон сохранения импульса;
Как записывается 2 закон Ньютона через импульс силы
5. Составить синквейн к слову «импульс»
(работают группами).
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который
необходимо отразить в стихотворении.
1 строка- заголовок, в которой выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выражение в виде существительного.
2 строка- два прилагательных
3 строка- три глагола
4 строка-фраза, несущий определенный смысл.
5 строка- резюме, вывод, одно слово, существительное.
ФИ__________________________________________
Анкета
1.Определи уровень своего участия в уроке, используя шкалу 012345
2.Отметь пункты, которые относятся к тебе
На сегодняшнем уроке я:
Проводил опыт с мячами и воздушным шариком;
Узнал что такое импульс тела;
Узнал что такое импульс силы;
Узнал, как записывается второй закон в импульсном виде;
Применял закона сохранения импульса:
Рассматривал примеры реактивного движения;
Решал задачи;
Находил информацию.
3.Определи, насколько было тебе интересно участвовать в уроке, используя шкалу 012345.
4.Я знаю
Как найти импульс тела;
Какие единицы измерения импульса тела;
Какие единицы измерения импульса силы;
Как записывается закон сохранения импульса;
Как записывается 2 закон Ньютона через импульс силы
5. Составить синквейн к слову «импульс»
(работают группами).
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который
необходимо отразить в стихотворении.
1 строка- заголовок, в которой выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выражение в виде существительного.
2 строка- два прилагательных
3 строка- три глагола
4 строка-фраза, несущий определенный смысл.
5 строка- резюме, вывод, одно слово, существительное.