kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».

Цель урока:

  • Образовательная: ученики должны знать импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса,  реактивное движение. Должны научиться применять закон сохранения импульса  к различным стандартным ситуациям.
  • Развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, учась выделять главное, сравнивать, учатся составлять алгоритмы применения закона сохранения импульса.
  • Воспитательная:
  • Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;
  • Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
  • Формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, воздушный шарик, теннисный мячик, баскетбольный мячик.

Методы обучения: беседа, словесно-наглядный,  практический.

Развитие компетенций:

  • информационная;
  • коммуникативная;
  • предметная.

Активные формы обучения: синквейн.

Содержание урока:

Ход урока

деятельность учителя

деятельность ученика

1.Организационный этап

 Цель урока:

-закрепить понятие «импульс тела», «импульс силы» с учетом физических величин;

-усвоение формулировки второго закона Ньютона в импульсной форме;

закрепить понятия «закон сохранения импульса»,

-рассмотреть  примеры реактивного движения.

Психологическая подготовка учащихся к уроку.

Эпиграф к уроку. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Учитель определяет, цель урока.

Инструктаж получения оценки за урок.

За каждый правильный ответ ученик получает  смайлик с улыбкой.

Доброжелательный настрой  учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в ритм.

Слушают цель урока и записывают в тетрадь тему урока.

2.Изучение нового материала.

Физминутка

Продолжаем изучение нового материала.

3.Закрепление нового материала

4.Итог урока

5.Домашнее задание

6.Рефлексия.

1.Рассматривют пример с двумя мячами (теннисный и баскетбольный).

Удары этих двух мячей, чем отличаются?

Сравнить легкую тележку и машину скатывающиеся с горки, сможет ли человек удержать эти два предмета?

Эти два примера, какие затрагивают физические величины.

Физическая величина, которая связывает эти две величины, называется импульсом тела или количеством движения.

Определение: импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения: Р=m*?.

Импульс тела векторная величина, так как масса скалярная величина, а скорость векторная величина.

Единицы измерения импульса (выводим вместе с учащимися).

2 закон Ньютона: F=m*a, ускорение это есть быстрота изменения скорости.

а= (?- ?0)/rt

Подставим во 2 закон Ньютона вместо ускорения, F=m*(?- ?0)/rt или F*rt=m*(?- ?0). Раскроем скобки: F*rt=m?- m?0

Обозначим импульс тела в начальный момент р0= m?0, а его импульс  в конечный момент р= m?.

Тогда F*rt=р-р0 или

rр= F*rt.

Это второй закон в импульсном представлении.

Произведение силы на время его действия называется импульсом силы.  Единица измерения Н*с, также векторная величина.

Используя введенные величины импульс тела и импульс силы, можно  дать новую формулировку 2 закона Ньютона.

Изменение импульса тела равна импульсу силы.

Вместе с учениками выполняем физические упражнения.

Решим задачу. Упр.17 №1

№2

Разбираем задачу.

Что означает, предложение не учитывая действие внешних сил.  Бывает действие внешних сил незначительно и эти силы уравновешиваются, тогда мы можем пренебречь ими. Для этого в физике введено понятие замкнутая система тел. Стр. в учебнике 71 определение замкнутой системы.

До:m1?1+ m2?2

После: (m1+ m2)?

Решение:

2*20-3*0=(2+3)* ?

40=5* ?

?=40/5

?=8м/с

до:40 кг*м/с

после:40 кг*м/с

Вывод: какой можно сделать вывод?

В результате взаимодействия импульсы тел изменились, но сумма импульсов осталось прежним. Это и есть закон сохранения импульса.

Суммарный импульс замкнутой системы тел в процессе взаимодействия не меняется, сохраняется.

р1+р2= р1+р2

№3решают учащиеся у доски

Пример применения закона сохранения импульса в технике является реактивное движение.

Пример с воздушным шаром.

По принципу  реактивного движения перемещаются   представители животного мира: медузы, осьминоги, каракатицы, кальмары.

Реактивное движение тела  возникает при отделении от него  с какой – либо скоростью его части.

По этому принципу движутся ракеты, искусственные спутники Земли  и т.д.

Историческая справка:

К.Э.Циолоковский

С.П.Королев

Ю.А.Гагарин

Т.Абакиров

Т.Мусабаев

Принцип реактивного движения на примере ракеты.

Подведем итоги урока. Подсчитаем смайлики.

§19,20,21 Упр.17№4, Упр18№1,2,3

Проведем рефлексию.

Слово учителя: на этом наш урок заканчивается, спасибо всем за активную работу.

Берут в руки мячи,  кидают друг в друга.

Вывод: Летящий теннисный мяч не причиняет боли по сравнению с баскетбольным мячом.

Человек сможет удержать легкую  тележку, но не машину.

Скорость и масса.

Записывают в тетрадь.

Масса измеряется в кг, скорость в м/с, значите импульс тела кг*м/с.

Записывают в тетрадь.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Упр.17№1

m=60кг     р= m?  р=60кг*

?=6км/ч=1,7м/с    1,7м/с=

р-?                          =99,9      кг*м/с

Вывод учащихся: импульс тела до взаимодействия  равен импульсу тела после взаимодействия.

Упр.№17 №3

m=50кг

?=5м/с

М=100кг

?=2м/с

?-?

m?+ М?=(m+М)?

?= (m?+ М?)/ (m+ М)

?=(50*5+100*2)/(50+100)=

=3м/с.

Учащиеся надувают воздушный шарик и наблюдают за движением шарика.

Видеоматериал о реактивном движении.

Читают в учебники на стр.73-74

Рассматривают принцип движения реактивного движения на примере ракеты.

ФИ____________

Анкета

1.Определи  уровень своего участия в уроке, используя шкалу 012345

2.Отметь пункты, которые относятся к тебе

На сегодняшнем уроке я:

  • Проводил опыт с мячами и воздушным шариком;
  • Узнал что такое импульс тела;
  • Узнал что такое импульс силы;
  • Узнал, как записывается второй закон в импульсном виде;
  • Применял закона сохранения импульса:
  • Рассматривал примеры реактивного движения;
  • Решал задачи;
  • Находил информацию.

3.Определи, насколько было тебе интересно участвовать в уроке, используя шкалу 012345.

4.Я знаю

  • Как найти импульс тела;
  • Какие единицы измерения импульса тела;
  • Какие единицы измерения импульса силы;
  • Как записывается закон сохранения импульса;
  • Как записывается 2 закон Ньютона через импульс силы

5. Составить синквейн к слову «импульс»

(работают группами).

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который

необходимо отразить в стихотворении.

1 строка- заголовок, в которой выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выражение в виде существительного.

2 строка- два прилагательных

3 строка- три глагола

4 строка-фраза, несущий определенный смысл.

5 строка- резюме, вывод, одно слово, существительное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение». »

ГУ «Суворовская средняя школа»











Открытый урок по физике:

«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».














Подготовила: Кочутова Г.А.



Тема урока: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».

Цель урока:

  • Образовательная: ученики должны знать импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса, реактивное движение. Должны научиться применять закон сохранения импульса к различным стандартным ситуациям.

  • Развивающая: учащиеся продолжают развивать свою речь, мыслительную деятельность, учась выделять главное, сравнивать, учатся составлять алгоритмы применения закона сохранения импульса.

  • Воспитательная:

  • Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;

  • Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;

  • Формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, воздушный шарик, теннисный мячик, баскетбольный мячик.

Методы обучения: беседа, словесно-наглядный, практический.

Развитие компетенций:

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • предметная.

Активные формы обучения: синквейн.


Содержание урока:

Ход урока

деятельность учителя

деятельность ученика

1.Организационный этап

Цель урока:

-закрепить понятие «импульс тела», «импульс силы» с учетом физических величин;

-усвоение формулировки второго закона Ньютона в импульсной форме;

закрепить понятия «закон сохранения импульса»,

-рассмотреть примеры реактивного движения.

Психологическая подготовка учащихся к уроку.

Эпиграф к уроку. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Учитель определяет, цель урока.

Инструктаж получения оценки за урок.

За каждый правильный ответ ученик получает смайлик с улыбкой.


Доброжелательный настрой учащихся, их готовность к уроку, быстрое включение в ритм.

Слушают цель урока и записывают в тетрадь тему урока.

2.Изучение нового материала.



















































Физминутка


Продолжаем изучение нового материала.



































3.Закрепление нового материала



































4.Итог урока


5.Домашнее задание

6.Рефлексия.

1.Рассматривют пример с двумя мячами (теннисный и баскетбольный).

Удары этих двух мячей, чем отличаются?




Сравнить легкую тележку и машину скатывающиеся с горки, сможет ли человек удержать эти два предмета?


Эти два примера, какие затрагивают физические величины.

Физическая величина, которая связывает эти две величины, называется импульсом тела или количеством движения.

Определение: импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения: Р=m*ʋ.

Импульс тела векторная величина, так как масса скалярная величина, а скорость векторная величина.

Единицы измерения импульса (выводим вместе с учащимися).



2 закон Ньютона: F=m*a, ускорение это есть быстрота изменения скорости.

а= (ʋ- ʋ0)/t

Подставим во 2 закон Ньютона вместо ускорения, F=m*(ʋ- ʋ0)/t или F*t=m*(ʋ- ʋ0). Раскроем скобки: F*t=mʋ- mʋ0

Обозначим импульс тела в начальный момент р0= mʋ0, а его импульс в конечный момент р= mʋ.

Тогда F*t=р-р0 или

р= F*t.

Это второй закон в импульсном представлении.

Произведение силы на время его действия называется импульсом силы. Единица измерения Н*с, также векторная величина.

Используя введенные величины импульс тела и импульс силы, можно дать новую формулировку 2 закона Ньютона.

Изменение импульса тела равна импульсу силы.

Вместе с учениками выполняем физические упражнения.

Решим задачу. Упр.17 №1





№2

Разбираем задачу.

Что означает, предложение не учитывая действие внешних сил. Бывает действие внешних сил незначительно и эти силы уравновешиваются, тогда мы можем пренебречь ими. Для этого в физике введено понятие замкнутая система тел. Стр. в учебнике 71 определение замкнутой системы.

До:m1ʋ1+ m2ʋ2

После: (m1+ m2

Решение:

2*20-3*0=(2+3)* ʋ

40=5* ʋ

ʋ=40/5

ʋ=8м/с

до:40 кг*м/с

после:40 кг*м/с

Вывод: какой можно сделать вывод?




В результате взаимодействия импульсы тел изменились, но сумма импульсов осталось прежним. Это и есть закон сохранения импульса.

Суммарный импульс замкнутой системы тел в процессе взаимодействия не меняется, сохраняется.

р12= р12

№3решают учащиеся у доски










Пример применения закона сохранения импульса в технике является реактивное движение.

Пример с воздушным шаром.




По принципу реактивного движения перемещаются представители животного мира: медузы, осьминоги, каракатицы, кальмары.

Реактивное движение тела возникает при отделении от него с какой – либо скоростью его части.

По этому принципу движутся ракеты, искусственные спутники Земли и т.д..

Историческая справка:

К.Э.Циолоковский

С.П.Королев

Ю.А.Гагарин

Т.Абакиров

Т.Мусабаев

Принцип реактивного движения на примере ракеты.



Подведем итоги урока. Подсчитаем смайлики.

§19,20,21 Упр.17№4, Упр18№1,2,3

Проведем рефлексию.










































































Слово учителя: на этом наш урок заканчивается, спасибо всем за активную работу.

Берут в руки мячи, кидают друг в друга.

Вывод: Летящий теннисный мяч не причиняет боли по сравнению с баскетбольным мячом.

Человек сможет удержать легкую тележку, но не машину.


Скорость и масса.









Записывают в тетрадь.




Масса измеряется в кг, скорость в м/с, значите импульс тела кг*м/с.


Записывают в тетрадь.
























Учащиеся выполняют физические упражнения.

Упр.17№1

m=60кг р= mʋ р=60кг*

ʋ=6км/ч=1,7м/с 1,7м/с=

р-? =99,9 кг*м/с




















Вывод учащихся: импульс тела до взаимодействия равен импульсу тела после взаимодействия.









Упр.№17 №3

m=50кг

ʋ=5м/с

М=100кг

ʋ=2м/с

ʋ-?

mʋ+ Мʋ=(m+М)ʋ

ʋ= (mʋ+ Мʋ)/ (m+ М)

ʋ=(50*5+100*2)/(50+100)=

=3м/с.




Учащиеся надувают воздушный шарик и наблюдают за движением шарика.

Видеоматериал о реактивном движении.








Читают в учебники на стр.73-74





Рассматривают принцип движения реактивного движения на примере ракеты.




ФИ____________

Анкета

1.Определи уровень своего участия в уроке, используя шкалу 012345

2.Отметь пункты, которые относятся к тебе

На сегодняшнем уроке я:

  • Проводил опыт с мячами и воздушным шариком;

  • Узнал что такое импульс тела;

  • Узнал что такое импульс силы;

  • Узнал, как записывается второй закон в импульсном виде;

  • Применял закона сохранения импульса:

  • Рассматривал примеры реактивного движения;

  • Решал задачи;

  • Находил информацию.

3.Определи, насколько было тебе интересно участвовать в уроке, используя шкалу 012345.

4.Я знаю

  • Как найти импульс тела;

  • Какие единицы измерения импульса тела;

  • Какие единицы измерения импульса силы;

  • Как записывается закон сохранения импульса;

  • Как записывается 2 закон Ньютона через импульс силы

5. Составить синквейн к слову «импульс»

(работают группами).

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который

необходимо отразить в стихотворении.

1 строка- заголовок, в которой выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выражение в виде существительного.

2 строка- два прилагательных

3 строка- три глагола

4 строка-фраза, несущий определенный смысл.

5 строка- резюме, вывод, одно слово, существительное.




ФИ__________________________________________

Анкета

1.Определи уровень своего участия в уроке, используя шкалу 012345

2.Отметь пункты, которые относятся к тебе

На сегодняшнем уроке я:

  • Проводил опыт с мячами и воздушным шариком;

  • Узнал что такое импульс тела;

  • Узнал что такое импульс силы;

  • Узнал, как записывается второй закон в импульсном виде;

  • Применял закона сохранения импульса:

  • Рассматривал примеры реактивного движения;

  • Решал задачи;

  • Находил информацию.

3.Определи, насколько было тебе интересно участвовать в уроке, используя шкалу 012345.

4.Я знаю

  • Как найти импульс тела;

  • Какие единицы измерения импульса тела;

  • Какие единицы измерения импульса силы;

  • Как записывается закон сохранения импульса;

  • Как записывается 2 закон Ньютона через импульс силы

5. Составить синквейн к слову «импульс»

(работают группами).

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который

необходимо отразить в стихотворении.

1 строка- заголовок, в которой выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выражение в виде существительного.

2 строка- два прилагательных

3 строка- три глагола

4 строка-фраза, несущий определенный смысл.

5 строка- резюме, вывод, одно слово, существительное.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение».

Автор: Кочутова Гульмира Амангалиевна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Разработка урока по теме "Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение." "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-uroka-po-tiemie-impul-s-matierial-noi-tochki-zakon-sokhranieniia-impul-sa-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "168131"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423193774"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "урок физики в 9 классе "Импульс. Закон сохранения импульса." "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-fiziki-v-9-klassie-impul-s-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "213061"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969109"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по физики для учащихся 10 класса "Реактивное движение" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-po-fiziki-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-rieaktivnoie-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "130124"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415819529"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока физики в 10 классе. Решение задач по теме:«Импульс. Закон сохранения импульса»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_fiziki_v_10_klassie_rieshieniie_zadach_po_tiemie_impul_s_zakon_s"
    ["file_id"] => string(6) "441449"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511988917"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока на тему "Импульс. Закон сохранения импульса" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-na-tiemu-impul-s-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "123560"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414515161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства