Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества
Учитель физики и информатики
МБОУ «Усть-Майская СОШ»
Иванова Надежда Алексеевна
Тип урока: Повторение и обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества.
Класс: 8 класс.
Цели урока:
Обучающие: Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), совершенствовать навыки решения задач различного типа.
Развивающие: Способствовать формированию информационной и коммутативной компетенций, развивать логическое мышление, познавательный интерес у учащихся, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся.
Воспитательные: воспитывать взаимовыручку, толерантность, умение сотрудничать и работать в команде, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное сопровождение урока с помощью программного продукта SMARTNotebook, презентаций Microsoft PowerPoint, утюг, пипетки – 2 штуки или стеклянные палочки, колокол с воздушным насосом, стакан с небольшим количеством воды.
План урока
Оргмомент.
Разминка «Найдите знакомые слова и объясните их значение».
Конкурс «Формулы и физические величины».
Конкурс «Эксперимент».
Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков.
Конкурс «Сказка – загадка».
Конкурс «Историческое лицо и мини – викторина».
Тестирование в режиме реального времени на сайте http://radik.web-box.ru/Tests/Fiz
Обобщение знаний.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Заключение.
Ход урока
Оргмомент
Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим основные понятия темы «Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества», вспомним формулы, порешаем различные задачи и обобщим знания, которые вы имеете. Этот урок мы проведем в форме соревнования между двумя командами. Прошу выбрать капитанов, которые будут мне помогать. Представляю Жюри, которое оценит нашу работу. Любое соревнование начинается с разминки, и мы с нее начнем.
Разминка «Найдите знакомые слова и объясните их значение»
Н | И | Е | И | Р | Е | О | Н | А | Ж |
Е | Л | В | С | Г | В | К | Д | Л | Н |
П | Л | А | П | А | А | Е | Е | В | О |
Н | Е | Р | А | Н | Н | И | Н | Я | С |
И | Е | О | Т | В | Е | Р | С | И | Т |
Т | Н | А | Э | В | Е | Д | А | Ц | Ь |
У | И | Е | Н | А | Н | И | Е | П | А |
Р | Б | Р | Г | Т | Е | И | З | А | Р |
А | Б | А | И | У | Н | Н | О | Р | О |
Т | О | Р | Я | М | А | А | В | Б | О |
Слова: ПЛАВЛЕНИЕ
ИСПАРЕНИЕ
ОТВЕРДЕВАНИЕ
КОНДЕНСАЦИЯ
НАГРЕВАНИЕ
ВЛАЖНОСТЬ
ПАРООБРАЗОВАНИЕ
ТУМАН
ТУРБИНА
ЭНЕРГИЯ
РАБОТА
Конкурс «Формулы и физические величины»
Конкурс «Эксперимент»
Танец капли на утюге
Если капнуть воды на горячий утюг, то, казалось бы, капля должна быстро испариться, но этого не наблюдается. Образовав маленький шарик, шипя и подпрыгивая, капля очень медленно превращается в пар. Как объяснить это явление? Проверьте на опыте.
Ответ:
Под капелькой образуется упругий слой пара. Он является плохим проводником тепла, поэтому капля испаряется медленно.
Замерзание кипящей воды
Стакан с небольшим количеством воды поставьте под колокол воздушного насоса. Откачивайте воздух из-под колокола. Вода закипает, а затем замерзает. Чем объяснить замерзание воды?
Ответ: Происходящий при пониженном давлении процесс кипения сопровождается поглощением теплоты, чем объясняется понижение температуры воды и ее замерзание.
Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков
На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?
Как вы будете жарить картошку, чтобы получить хрустящую корочку, накрыв крышкой или нет?
Что произойдет, если открыть сосуд с водой в космосе?
Чем объяснить, что в начале зимы при замерзании реки вблизи нее бывает теплее?
(Ответ: вода кристаллизуется, замерзая, при этом выделяется некоторое количество теплоты.)
Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки всегда бывает холоднее?
(Ответ: лед плавится, при этом из окружающего воздуха поглощается некоторое количество теплоты.)
Как объяснить следующее явление: повышение температуры воздуха при снегопаде?
(Ответ: смотри ответ для вопроса 5.)
Какая вода закипит быстрее: сырая или уже кипяченная? (Ответ: сырая).
Как называется «одеяло» для земли, образованное в результате конденсации водяных паров? (Облако).
Источник жизни на Земле. (Солнце).
Тонкий слой ледяных кристаллов, наблюдаемых утром на почве и траве в результате ночных заморозков. (Иней).
Наука, изучающая явления природы. (Физика).
Сказка — загадка (Презентация «Сказка – загадка»)
В некотором царстве, некотором государстве жил — был царь. И было у него три дочери — красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев. Всех сватавшихся заставлял выполнять З сложных — пресложных задания, и они терпели неудачу. Однажды пришел во дворец принц красавец — молодец. И выполнил он все три царских задания. Рад царь — государь. Рады царевны — красавицы, стоят, перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока он задания выполнял все к царевнам присматривался, и полюбилась ему не старшая.
Подумав, обратился он к царю с такими словами: ”Нагадала мне цыганка, что если понравится сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле”.
Удивился царь этим словам, но велел растопить жарко-прежарко большую печь, принести три одинаковые кастрюли, наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода...
Как вы думаете, у какой царевны в кастрюле вода закипит раньше? Какую царевну приглядел красавец — принц?
Ответ. Старшая дочь, конечно же, больше других хочет выйти замуж, поэтому она чаще других станет открывать крышку, и пар будет выходить, остужая жидкость, так что в ее кастрюле вода закипит позже, чем у остальных. Вода раньше всего закипит в кастрюле младшей царевны, которая, совсем не рассчитывая на замужество, не будет проявлять нетерпения, и не станет, открывать крышку своей кастрюли. Все закончится благополучно, и принц женится на младшей царевне.
Конкурс «Историческое лицо и мини – викторина»
Тестирование в режиме реального времени на сайте
http://radik.web-box.ru/Tests/Fiz
Обобщение знаний.
Подведение итогов
Рефлексия.
Заключение:
Хочется закончить урок словами Галины Бородачевой :
О, сколько нераскрытых тайн,
Просторов, на которых не был!
Небес лазоревая высь
И недр космических туманность –
Всё для тебя! Дерзай, стремись
Постичь Природы многогранность.
Спасибо за внимание!
Литература:
http://physik.ucoz.ru/index/plavlenie_i_otverdevanie_na_osnove_uchenija_o_molekuljarnom_stroenii_veshhestva/0-175 Школьная физика от Шептикина А.С. - сайт учителя физики Шептикина Александра Сергеевича: тесты в вариантах, физика в картинках
http://www.fizika.ru/kartinki/tema-06/06-14.htm
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.
CD-диск Физика 7-8 классы. Серия Дидактический и раздаточный материал. В помощь учителю. Издательство «Учитель». www.uchitel-izd.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru/
Нестандартные уроки. Физика. VII-X классы, 2002. Составитель С.В. Боброва. Издательство «Учитель».
Информационный сайт по физике и астрономии РАХМАТУЛЛИНА Радика Акрамовича, учителя физики МОУ "Александровская СОШ" Александровского района Оренбургской области. http://radik.web-box.ru/Tests/Fiz
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования. Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования» Видеоучебник по физике 7 класса http://kokvik.ru/p64aa1.html