kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок - соревнование по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". 

Цели урока:

Обучающие:  Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), совершенствовать навыки решения задач различного типа.

Развивающие: Способствовать формированию информационной и  коммутативной компетенций, развивать логическое мышление, познавательный интерес у учащихся, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся.

Воспитательные: воспитывать взаимовыручку,  толерантность, умение сотрудничать и работать в команде, умение слушать и слышать друг друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества»

Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества

Учитель физики и информатики

МБОУ «Усть-Майская СОШ»

Иванова Надежда Алексеевна

Тип урока: Повторение и обобщение темы «Изменение агрегатных состояний вещества.

Класс: 8 класс.

Цели урока:

Обучающие: Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация), совершенствовать навыки решения задач различного типа.

Развивающие: Способствовать формированию информационной и коммутативной компетенций, развивать логическое мышление, познавательный интерес у учащихся, направленное на решение нестандартных задач с учетом личностных особенностей учащихся.

Воспитательные: воспитывать взаимовыручку, толерантность, умение сотрудничать и работать в команде, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное сопровождение урока с помощью программного продукта SMARTNotebook, презентаций Microsoft PowerPoint, утюг, пипетки – 2 штуки или стеклянные палочки, колокол с воздушным насосом, стакан с небольшим количеством воды.

План урока

  1. Оргмомент.

  2. Разминка «Найдите знакомые слова и объясните их значение».

  3. Конкурс «Формулы и физические величины».

  4. Конкурс «Эксперимент».

  5. Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков.

  6. Конкурс «Сказка – загадка».

  7. Конкурс «Историческое лицо и мини – викторина».

  8. Тестирование в режиме реального времени на сайте http://radik.web-box.ru/Tests/Fiz

  9. Обобщение знаний.

  10. Подведение итогов.

  11. Рефлексия.

  12. Заключение.

Ход урока

  1. Оргмомент

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим основные понятия темы «Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества», вспомним формулы, порешаем различные задачи и обобщим знания, которые вы имеете. Этот урок мы проведем в форме соревнования между двумя командами. Прошу выбрать капитанов, которые будут мне помогать. Представляю Жюри, которое оценит нашу работу. Любое соревнование начинается с разминки, и мы с нее начнем.

  1. Разминка «Найдите знакомые слова и объясните их значение»

Н

И

Е

И

Р

Е

О

Н

А

Ж

Е

Л

В

С

Г

В

К

Д

Л

Н

П

Л

А

П

А

А

Е

Е

В

О

Н

Е

Р

А

Н

Н

И

Н

Я

С

И

Е

О

Т

В

Е

Р

С

И

Т

Т

Н

А

Э

В

Е

Д

А

Ц

Ь

У

И

Е

Н

А

Н

И

Е

П

А

Р

Б

Р

Г

Т

Е

И

З

А

Р

А

Б

А

И

У

Н

Н

О

Р

О

Т

О

Р

Я

М

А

А

В

Б

О

Слова:

  1. ПЛАВЛЕНИЕ

  2. ИСПАРЕНИЕ

  3. ОТВЕРДЕВАНИЕ

  4. КОНДЕНСАЦИЯ

  5. НАГРЕВАНИЕ

  6. ВЛАЖНОСТЬ

  7. ПАРООБРАЗОВАНИЕ

  8. ТУМАН

  9. ТУРБИНА

  10. ЭНЕРГИЯ

  11. РАБОТА


  1. Конкурс «Формулы и физические величины»

  1. Конкурс «Эксперимент»

  1. Танец капли на утюге

Если капнуть воды на горячий утюг, то, казалось бы, капля должна быстро испариться, но этого не наблюдается. Образовав маленький шарик, шипя и подпрыгивая, капля очень медленно превращается в пар. Как объяснить это явление? Проверьте на опыте.

Ответ:

Под капелькой образуется упругий слой пара. Он является плохим проводником тепла, поэтому капля испаряется медленно.


  1. Замерзание кипящей воды

Стакан с небольшим количеством воды поставьте под колокол воздушного насоса. Откачивайте воздух из-под колокола. Вода закипает, а затем замерзает. Чем объяснить замерзание воды?

Ответ: Происходящий при пониженном давлении процесс кипения сопровождается поглощением теплоты, чем объясняется понижение температуры воды и ее замерзание.

  1. Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков

  1. На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?

  2. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?

  3. Как вы будете жарить картошку, чтобы получить хрустящую корочку, накрыв крышкой или нет?

  4. Что произойдет, если открыть сосуд с водой в космосе?

  5. Чем объяснить, что в начале зимы при замерзании реки вблизи нее бывает теплее?

(Ответ: вода кристаллизуется, замерзая, при этом выделяется некоторое количество теплоты.)

  1. Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки всегда бывает холоднее?

(Ответ: лед плавится, при этом из окружающего воздуха поглощается некоторое количество теплоты.)

  1. Как объяснить следующее явление: повышение температуры воздуха при снегопаде?

(Ответ: смотри ответ для вопроса 5.)

  1. Какая вода закипит быстрее: сырая или уже кипяченная? (Ответ: сырая).

  2. Как называется «одеяло» для земли, образованное в результате конденсации водяных паров? (Облако).

  3. Источник жизни на Земле. (Солнце).

  4. Тонкий слой ледяных кристаллов, наблюдаемых утром на почве и траве в результате ночных заморозков. (Иней).

  5. Наука, изучающая явления природы. (Физика).

  1. Сказка — загадка (Презентация «Сказка – загадка»)

В некотором царстве, некотором государстве жил — был царь. И было у него три дочери — красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев. Всех сватавшихся заставлял выполнять З сложных — пресложных задания, и они терпели неудачу. Однажды пришел во дворец принц красавец — молодец. И выполнил он все три царских задания. Рад царь — государь. Рады царевны — красавицы, стоят, перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока он задания выполнял все к царевнам присматривался, и полюбилась ему не старшая.

Подумав, обратился он к царю с такими словами: ”Нагадала мне цыганка, что если понравится сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле”.

Удивился царь этим словам, но велел растопить жарко-прежарко большую печь, принести три одинаковые кастрюли, наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода...

Как вы думаете, у какой царевны в кастрюле вода закипит раньше? Какую царевну приглядел красавец — принц?

Ответ. Старшая дочь, конечно же, больше других хочет выйти замуж, поэтому она чаще других станет открывать крышку, и пар будет выходить, остужая жидкость, так что в ее кастрюле вода закипит позже, чем у остальных. Вода раньше всего закипит в кастрюле младшей царевны, которая, совсем не рассчитывая на замужество, не будет проявлять нетерпения, и не станет, открывать крышку своей кастрюли. Все закончится благополучно, и принц женится на младшей царевне.

  1. Конкурс «Историческое лицо и мини – викторина»























  1. Тестирование в режиме реального времени на сайте

http://radik.web-box.ru/Tests/Fiz


  1. Обобщение знаний.

  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия.

  3. Заключение:

Хочется закончить урок словами Галины Бородачевой :

О, сколько нераскрытых тайн,

Просторов, на которых не был!

Небес лазоревая высь

И недр космических туманность –

Всё для тебя! Дерзай, стремись

Постичь Природы многогранность.

Спасибо за внимание!


Литература:

  1. http://physik.ucoz.ru/index/plavlenie_i_otverdevanie_na_osnove_uchenija_o_molekuljarnom_stroenii_veshhestva/0-175 Школьная физика от Шептикина А.С. - сайт учителя физики Шептикина Александра Сергеевича: тесты в вариантах, физика в картинках

  2. http://www.fizika.ru/kartinki/tema-06/06-14.htm

  3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

  4. CD-диск Физика 7-8 классы. Серия Дидактический и раздаточный материал. В помощь учителю. Издательство «Учитель». www.uchitel-izd.ru

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  6. http://yandex.ru/

  7. Нестандартные уроки. Физика. VII-X классы, 2002. Составитель С.В. Боброва. Издательство «Учитель».

  8. Информационный сайт по физике и астрономии РАХМАТУЛЛИНА Радика Акрамовича, учителя физики МОУ "Александровская СОШ" Александровского района Оренбургской области. http://radik.web-box.ru/Tests/Fiz

  9. Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования. Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования» Видеоучебник по физике 7 класса http://kokvik.ru/p64aa1.html




Просмотр содержимого презентации
«Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества»

Тепловые процессы  и агрегатные  состояния вещества Учитель физики МБОУ «Усть-Майская СОШ» Иванова Надежда Алексеевна

Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества

Учитель физики

МБОУ «Усть-Майская СОШ»

Иванова Надежда Алексеевна

II. Разминка «Найдите знакомые слова и объясните их значение» Н И Е П Е Л Н В Л И Е И Р С А Е П Р Т Е Г У А Н В А О О А Р Т Н Н И А К А Н Е Э Д Е Б А В Е Е Р Т Ж Л Б В Н И О А А Г Н Р Е Н В Т Д Н И Я Р С О У Я С Е И И А И Т М Ц Е Н А Ь З Н П О А А А Р Р В О Б О

II. Разминка «Найдите знакомые слова и объясните их значение»

Н

И

Е

П

Е

Л

Н

В

Л

И

Е

И

Р

С

А

Е

П

Р

Т

Е

Г

У

А

Н

В

А

О

О

А

Р

Т

Н

Н

И

А

К

А

Н

Е

Э

Д

Е

Б

А

В

Е

Е

Р

Т

Ж

Л

Б

В

Н

И

О

А

А

Г

Н

Р

Е

Н

В

Т

Д

Н

И

Я

Р

С

О

У

Я

С

Е

И

И

А

И

Т

М

Ц

Е

Н

А

Ь

З

Н

П

О

А

А

А

Р

Р

В

О

Б

О

III. Конкурс «Формулы и физические величины» = m t 2 ) t 1 L Q m ( = Q - / c L ( Q c m λ / L - Q t 2 q Q / m m = λ q - / ) - q ( L m t 1 ) c = =

III. Конкурс «Формулы и физические величины»

=

m

t 2

)

t 1

L

Q

m

(

=

Q

-

/

c

L

(

Q

c

m

λ

/

L

-

Q

t 2

q

Q

/

m

m

=

λ

q

-

/

)

-

q

(

L

m

t 1

)

c

=

=

IV. Конкурс  Эксперимент Танец капли на утюге Если капнуть воды на горячий утюг, то, казалось бы, капля должна быстро испариться, но этого не наблюдается. Образовав маленький шарик, шипя и подпрыгивая, капля очень медленно превращается в пар. Как объяснить это явление? Проверьте на опыте. Замерзание кипящей воды Стакан с небольшим количеством воды поставьте под колокол воздушного насоса. Откачивайте воздух из-под колокола. Вода закипает, а затем замерзает. Чем объяснить замерзание воды?

IV. Конкурс Эксперимент

Танец капли на утюге

Если капнуть воды на горячий утюг, то, казалось бы, капля должна быстро испариться, но этого не наблюдается. Образовав маленький шарик, шипя и подпрыгивая, капля очень медленно превращается в пар. Как объяснить это явление? Проверьте на опыте.

Замерзание кипящей воды

Стакан с небольшим количеством воды поставьте под колокол воздушного насоса. Откачивайте воздух из-под колокола. Вода закипает, а затем замерзает. Чем объяснить замерзание воды?

V. Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков

V. Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков

  • На чашки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?
  • Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?
  • Как вы будете жарить картошку, чтобы получить хрустящую корочку, накрыв крышкой или нет?
  • Что произойдет, если открыть сосуд с водой в космосе?
  • Чем объяснить, что в начале зимы при замерзании реки вблизи нее бывает теплее?
V. Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков 6. Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки всегда бывает холоднее? 7. Как объяснить следующее явление: повышение температуры воздуха при снегопаде? 8. Какая вода закипит быстрее: сырая или уже кипяченная? 9. Как называется «одеяло» для земли, образованное в результате конденсации водяных паров?

V. Конкурс «Решение качественных задач» для болельщиков

6. Чем объяснить, что весной во время ледохода вблизи реки всегда бывает холоднее?

7. Как объяснить следующее явление: повышение температуры воздуха при снегопаде?

8. Какая вода закипит быстрее: сырая или уже кипяченная?

9. Как называется «одеяло» для земли, образованное в результате конденсации водяных паров?

  • Источник жизни на Земле.
  • Тонкий слой ледяных кристаллов, наблюдаемых утром на почве и траве в результате ночных заморозков.
  • Наука, изучающая явления природы.
VI. Конкурс «Сказка - загадка

VI. Конкурс «Сказка - загадка

В некотором царстве, некотором государстве жил – был царь. И было у него три дочери красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев. Всех сватавшихся заставлял выполнить три сложных - пресложных задания, и они терпели неудачу. Однажды …
  • В некотором царстве, некотором государстве жил – был царь. И было у него три дочери красавицы. Но не спешил строгий отец выдавать дочерей замуж за первых встречных принцев. Всех сватавшихся заставлял выполнить три сложных - пресложных задания, и они терпели неудачу. Однажды …
Однажды пришел во дворец принц красавец – молодец. И выполнил он все три царских задания. Рад царь – государь. Рады царевны – красавицы, стоят ,перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока он задания выполнял все к царевнам присматривался, и полюбилась ему не старшая. Подумав, обратился он к царю с такими словами: ”Нагадала мне цыганка, что если понравится сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле”.
  • Однажды пришел во дворец принц красавец – молодец. И выполнил он все три царских задания. Рад царь – государь. Рады царевны – красавицы, стоят ,перешептываются. А добру молодцу не до радости. Пока он задания выполнял все к царевнам присматривался, и полюбилась ему не старшая.
  • Подумав, обратился он к царю с такими словами: ”Нагадала мне цыганка, что если понравится сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле”.

Удивился царь этим словам, но велел растопить жарко-прежарко большую печь, принести три одинаковые кастрюли, наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода... ??? Как вы думаете, у какой царевны в кастрюле вода закипит раньше? Какую царевну приглядел красавец — принц?
  • Удивился царь этим словам, но велел растопить жарко-прежарко большую печь, принести три одинаковые кастрюли, наполнить их равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода...
  • ???
  • Как вы думаете, у какой царевны в кастрюле вода закипит раньше? Какую царевну приглядел красавец — принц?

VII. Конкурс «Историческое лицо и мини – викторина»

VII. Конкурс «Историческое лицо и мини – викторина»

Историческое лицо

Историческое лицо

  • О нем Белинский Виссарион Григорьевич писал: «С него начинается наша литература; он был её отцом и пестуном».
  • Пушкин Александр Сергеевич писал о нем, что соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Он обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».
  • Великий князь Павел I отреагировал на его смерть такой фразой: «А чего дурака жалеть? Только казну разорял, а ничего не сделал».
Михаил Васильевич Ломоносов - - первый российский академик 1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? Пушкин А.С. 2. Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова?  Первый завод мозаичного стекла, ныне знаменитый завод художественных изделий под Санкт-Петербургом. 3. Когда был открыт первый русский университет, чье имя он носит?  В апреле 1755 года Московский университет был открыт, Ломоносов сам создавал его проект. И сегодня он по праву носит имя великого ученого. 4. Назовите науки, в которых Ломоносов оставил свой след.  М.В. Ломоносов работал в 21 области различных наук. Физика из них была первой, поэтому и занимала особое место среди всех его разносторонних интересов, оптика, теплота, электричество, тяготение, метеорология, искусство, география, металлургия, история, химия, философия, литература, геология, астрономия .

Михаил Васильевич Ломоносов - - первый российский академик

1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?

Пушкин А.С.

2. Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова?

Первый завод мозаичного стекла, ныне знаменитый завод художественных изделий под Санкт-Петербургом.

3. Когда был открыт первый русский университет, чье имя он носит?

В апреле 1755 года Московский университет был открыт, Ломоносов сам создавал его проект. И сегодня он по праву носит имя великого ученого.

4. Назовите науки, в которых Ломоносов оставил свой след.

М.В. Ломоносов работал в 21 области различных наук. Физика из них была первой, поэтому и занимала особое место среди всех его разносторонних интересов, оптика, теплота, электричество, тяготение, метеорология, искусство, география, металлургия, история, химия, философия, литература, геология, астрономия .

Московский Государственный Университет

Московский Государственный Университет

VIII. Тестирование в режиме реального времени на сайте

VIII. Тестирование в режиме реального времени на сайте

IX. Обобщение

IX. Обобщение

Подведение итогов
  • Подведение итогов
XI. Рефлексия

XI. Рефлексия

XII. Заключение О, сколько нераскрытых тайн, Просторов, на которых не был! Небес лазоревая высь И недр космических туманность – Всё для тебя! Дерзай, стремись Постичь Природы многогранность. Галина Бородачева

XII. Заключение

О, сколько нераскрытых тайн,

Просторов, на которых не был!

Небес лазоревая высь

И недр космических туманность –

Всё для тебя!

Дерзай, стремись

Постичь Природы многогранность.

Галина Бородачева

Спасибо за  внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тепловые процессы и агрегатные состояния вещества

Автор: Иванова Надежда Алексеевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Тепловые явления". "Агрегатные состояния вещества". "Влажность". "
    ["seo_title"] => string(72) "tieplovyie-iavlieniia-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-vlazhnost"
    ["file_id"] => string(6) "124190"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414658879"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые     явления», «Агрегатные состояния вещества» "
    ["seo_title"] => string(114) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "122826"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414342958"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества". "
    ["seo_title"] => string(110) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "228901"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441545186"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Итоговый урок по теме : "Изменение агрегатных состояний вещества" - Путешествие по стране калория. "
    ["seo_title"] => string(113) "itoghovyi-urok-po-tiemie-izmienieniie-aghrieghatnykh-sostoianii-vieshchiestva-putieshiestviie-po-stranie-kaloriia"
    ["file_id"] => string(6) "153292"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420991430"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока физики 8 класс: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-fiziki-8-klass-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-plavlieniie-i-otvierdievaniie"
    ["file_id"] => string(6) "120036"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413573839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства