Презентация для урока по физике в 10 классе. Данный урок разработан и проведен в соответствии с планированием по учебнику Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский "Физика-10" и полностью соответствует материалу учебника. В процессе урока вводится понятие температуры как степени нагретости тела, абсолютной температуры и абсолюного нуля температуры, абсолютная шкала температуры. Рассматривается связь между различными температурными шкалами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Макроскопические параметры-величины, характеризующие состояние макроскопических тел без учета их молекулярного строения
К макроскопическим параметрам относятся:
давление
объём
температура
концентрация
С термодинамической точки зрения, температура характеризуетстепень нагретости тела
Тепловое равновесие– это такое состояние, при котором все макроскопические параметры сколь угодно долго остаются неизменными
Температура характеризует состояние теплового равновесия:все тела системы, находящиеся друг с другом в с состоянии теплового равновесия, имеют одну и ту же температуру
При одинаковых температурах двух тел между ними не происходиттеплообмен
Разность температур тел указывает направление теплообмена между ними
Термометр– прибор для измерения температуры
Исторически в России и Европе температуру принято измерять вградусахпо шкалеЦельсия:
Андерс Цельсий
В обычных термометрах используетсязависимость объёма жидкости от температуры
В шкале Цельсия за 0°принимаюттемпературу тающего льда, а за 100°–температуру кипения водыпри нормальном атмосферном давлении
Так как при нагревании разные жидкости расширяются неодинаково, то для того, чтобы избавиться от этой зависимости вместо жидкостей выбирают разреженные газы
Разреженные газы расширяются при нагревании одинаково и одинаково меняют свое давление при изменении температуры
В состоянии теплового равновесия средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул всех разреженных газов одинакова
Из основного уравнения МКТ:
Из опытов: отношение одинаково для всех газов при данной температуре
Обозначим:
гдеϴ - мера температуры, не зависящая от свойств газов и выраженная в энергетических единицах
Будем считать величину ϴ прямо пропорциональной температуре, измеряемой в градусах:
где k - коэффициент пропорциональности между температурой, измеряемой в градусах, и температурой, измеряемой в джоулях
Коэффициент
называетсяпостоянной Больцманаи связывает температуру в энергетических единицах с температурой в градусах
Людвиг Больцман
где Т –абсолютная температура, не зависящая от вещества, используемого для измерения температуры
Т.к. все величины, стоящие в левой части,не могут быть отрицательными, то минимально возможная абсолютная температураТ = 0
Предельную температуру, при которой давление идеального газа обращается в нуль при фиксированном объёме или объём идеального газа стремится к нулю при неизменном давлении, называютабсолютным нулем температуры
Уильям Кельвин–
английский ученый,
ввел абсолютную
шкалу температур
(шкалу Кельвина)
Ноль по шкале Кельвина равен абсолютному нулю, а каждый градус равен градусу по шкале Цельсия
Связь шкалы Цельсия и Кельвина
Переходы между разными шкалами
Из:
Кельвин
Кельвин
=K
В:
Цельсий
Цельсий
=С+273
Фаренгейт
=K-273
Фаренгейт
=K·1,8-459
=(F+459)/1,8
=С
=(F-32)/1,8
=С·1,8+32
=F
Мы записали:
Следовательно:
Средняя кинетическая энергия хаотичного поступательного движения молекул газа пропорциональна абсолютной температуре
Чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы
При приближении температуры к абсолютному нулю энергия теплового движения молекул приближается к нулю
Выразим давление из формулы:
При одинаковых давлениях и температурах концентрация молекул у всех газов одинаковая
Закон Авогадро:
В равных объёмах газов при
одинаковых температурах и
давлениях содержится
одинаковое число молекул
Выразим среднюю квадратичную скорость движения молекул:
Задача
Определить количество молекул в классной комнате длиной 12 м, шириной 6 м и высотой 3,5 м при нормальном атмосферном давлении и температуре 20°С