Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности
Проектная и исследовательская деятельность становится все более актуальной. Многие учащиеся желают продолжать учение в технических учебных заведения, поэтому естественнонаучные дисциплины должны быть подняты на более высокий уровень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности»
Канаичева Мария Викторовна,
учитель физики МОУ Пустошенская ОШ
Шуйского района Ивановской области.
«Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности»
На протяжении столетий менялись цели и задачи педагогики. Не вызывает сомнений, что и в будущем этот процесс будет продолжаться. Большинство педагогов почти всё своё рабочее время проводят в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью и организованностью. Но в последнее время и учащиеся и учителя сталкиваются с определенными трудностями: изучение большого объёма сложной научной информации в сжатые сроки из-за сокращения количества часов, отводимых на её изучение; изучаемый материал слабо связан с повседневным опытом и познавательным интересом учащихся.
Для разрешения этих трудностей необходимо использовать методику, которая базируется на использовании современных педагогических технологий.
Ученическая проектная деятельность становится все более актуальной. Если несколько лет назад большинство российских школьников планировали в будущем заниматься экономикой, менеджментом, юриспруденцией, то сейчас ситуация меняется. Многие ребята, в основном старшеклассники, желают продолжать обучение в технических вузах, поэтому естественнонаучные дисциплины должны быть в школе подняты на более высокую ступень.
Имея 30-летний стаж работы в школе, убедилась в том, человек может реализовать свой потенциал лишь через собственную деятельность. Поэтому школа должна создать условия для организации поисковой деятельности учащихся. В течение ряда лет стараюсь активизировать познавательный интерес учащихся, организуя их внеурочную творческую деятельность. Ученик должен попробовать себя в качестве исследователя, первооткрывателя, творца. Меняется и позиция учителя. Учитель становится партнером по учебному исследованию, руководителем. Самое трудное в проектной деятельности найти тему, которая будет интересна для ученика и посильна для учителя, чтобы он мог помочь в процессе исследования. Главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
С результатами своих исследований ребята успешно выступают на областном научном конкурсе «Интеллектуал», на районной научно – практической конференции учащихся «Поиск», в районных и областных форумах «Зеленая планета», конференции школьников, провидимой в рамках недели физики, на уроках физики.
В современных учебниках физики в 10 классе не рассматривается тема «Поверхностное натяжение жидкости». Ученицей Пустошенской школы Ребриковой Инной была проведена исследовательская работа «Исследование зависимости поверхностного натяжения от плотности жидкости».
Со своим проектом Инна выступила на районной научно – практической конференции учащихся «Поиск» и заняла 1 место. 2 место за исследовательскую работу «Исследование шумового загрязнения села Афанасьевское» было присвоено ученику 8 класса Стрельцову Юрию.
Работая по совместительству учителем физики в Васильевской МСОШ, предложила ребятам поучаствовать в форуме «Зеленая планета». Проектная работа ученика 10 класса Васильевской МСОШ Солдатова Артема «Земля – колыбель человечества» была представлена на региональном форуме «Зеленая планета». Солдатов Артем вошел в число победителей регионального отборочного этапа Всероссийского детского форума «Зеленая планета 2010».
Много времени школьники сейчас проводят у компьютера, но, к сожалению используя его не для образовательных целей, а для игр. Стараюсь заинтересовать ребят, использовать их интерес к современной технике для развития творческих способностей. Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания по созданию анимационной модели. В процессе такой самостоятельной работы ученик овладевает новыми знаниями и новыми умениями. Создание анимации – процесс долгий, трудоемкий требующий от ребенка усидчивости. Например, учащимся 9 класса было предложено создать мультимедийный проект «Явление электромагнитной индукции», « Строение атома и атомного ядра». В ходе выполнения работы был освоен материал учебника, изучена дополнительная литература. В дальнейшем созданные ребятами проекты я стала использовать на уроках.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в том, что у учащихся создается образ цельного знания, повышается мотивация в получении дополнительных знаний; развиваются исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся учатся планировать свою работу, анализировать и представлять результаты.
На основании своего опыта хочу отметить положительные стороны проектной деятельности: углубление знаний учащихся по предмету; выявление способностей ученика; развитие интереса к науке, умение работать с дополнительной литературой; умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами. В заключении хочу заметить: проектная деятельность позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.
Используемая литература
1. Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. – М: Лабиринт, 1999.