«Организация единого образовательного пространства урочной и внеурочной деятельности»
(Слайд 1) Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
(Слайд 2) Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
(Слайд 3) Поэтому я как педагог должна пересмотреть свои приоритеты и цели образования. Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Практика показывает, что указанные требования не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Поэтому необходимо установить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
(Слайд 4) Одна из важнейших задач внеурочной работы по физике — развитие познавательного интереса. Без интереса учащихся к познанию методически правильно построенное занятие с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Как писал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но и всей учебной деятельности.
(Слайд 5) 1) «Познание начинается с удивления» - это древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Поэтому мои первые уроки в 7 классах изобилуют физическими демонстрациями: «прилипание» шарика к потолку (электризация), кипение воды при комнатной температуре, «картезианский водолаз» и др.
2) Следующий шаг – понять и сформулировать свое незнание об увиденном. Подчеркну, что именно незнание, а не знание! Дело в том, что движущей силой является вопрос, а не ответ. Вопрос начинает познание, а ответ, завершает его. Умение сформулировать вопрос – значит приблизится к истине. Поэтому в классе часто звучат вопросы, начинающиеся со слов: «Почему…», «Можно ли…», «Что произойдет, если…», «Изменится ли…». Они охотно играют со мной в игру «Лови ошибку», в ходе которой я учу детей мгновенно реагировать на ошибки, развиваю и поощряю их готовность вмешаться. В 7 классе на первом уроке дети записывают вопрос или вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Эти вопросы хранятся у меня и по мере изучения физики ребята на них отвечают.
3) Далее выбираю пути и методы познания.
(Слайд 6) Методы познания:
- Физические: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, моделирование, проверка построенного объяснения или теоретической схемы и др.
- Эвристические: фантазирование, гиперболизация (преувеличение), «вживание» в изучаемый предмет или явление, «мозговой штурм» и др.
Применяя те или иные методы познания, желательно пробовать находить свое решение любого интересного вопроса. Лишь затем свое знание и видение сопоставлять с теми, которые есть в учебниках. После сравнения своего «добытого» знания с другими известными решениями собственное знание преображается и обогащается.
(Слайд 7) Формы и приемы обучения:
- индивидуальная;
- групповая;
- массовая.
Так как эти виды работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное.
При организации внеурочной работы по физике я стараюсь предоставить всем учащимся, проявляющим интерес к физике, к ее приложениям в практической жизни, возможности удовлетворения их интересов и развития способностей. Они охотно занимаются в физическом кружке. Программу занятий я составляю так, чтобы они были не только полезными, но и интересными.
(Слайд 8-12) С целью развития конструкторских и творческих способностей я провела конкурс на создание действующей модели фонтана. Ребята не только изготовили и продемонстрировали их действия, но и рассказали об устройстве и принципе работы своим товарищам, а также ученикам младших классов. Наиболее удачные модели заняли почетное место в кабинете физики и используются как наглядный экспонат при изучении данной темы.
(Слайд 13) Начиная с 2009 года, я являюсь руководителем секции «Физика» НОУ «Точка зрения». За это время я пришла к следующим выводам: начинать более или менее серьёзную исследовательскую деятельность можно не ранее чем в старших, 9-10 классах по следующим причинам: в этом возрасте ребята
1) достаточно уверенно владеют математическим инструментарием;
2) имеют обширную жизненную, философскую эрудицию;
3) устойчивую успеваемость в учёбе;
4) есть добровольное желание к познанию нового и творчеству.
Юный исследователь должен приобрести положительное отношение к науке; но исследовательская деятельность трудна и умственно, и эмоционально затратна по времени.
За 4 года работы ребята выполнили следующие исследовательские работы: «Изучение факторов, влияющих на здоровье наших глаз», «Аномалия воды», «Радуга», «Электричество в природе», «Исследование влияния разных факторов на высоту подъема воды», «Поиск оптимальной конструкции моста». Остановлюсь более подробно на последней работе.
Выполнял ее ученик 9-го класса Цаплин Юра в течение одного учебного года. Данная тема, а также цели и задачи были выбраны им самостоятельно. В ходе работы была доказана рабочая гипотеза, произведены анализ и группировка данных, сформулированы выводы по «основной части», обобщены и систематизированы результаты исследования. С этой работой Юра вышел в финал конкурса среди талантливой молодежи по направлению научного творчества «Меня оценят» и в июле этого года принял участие в областном образовательном молодежном форуме «Молгород» по специальной образовательной программе.
Мои ученики принимают участие в Воронежской открытой олимпиаде школьников «Турнир Юных Физиков», целями которого являются развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской работе, физическому эксперименту, формированию у них умения публично представлять результаты исследований. В прошлом году два члена нашей команды стали призерами очного этапа в личном зачете.
Итак, сочетание урочной и неурочной деятельности развивает мотивацию к изучаемому предмету.
(Слайд 14) В процессе работы, мы должны получить следующие результаты
- Человек самостоятелен и ответственен.
- Человек может что-то сделать.
- Человек желает делать то, что может.
- Экономикой данного периода востребовано то, что может делать человек.
- Человек готов самосовершенствоваться и самообразовываться.