При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, разрабатывает его сам в соответствии с поставленными целями как совокупность приемов работы.
Приемы повышения интереса к учебному материалу
Отсроченная отгадка. В начале урока задаю классу загадку (излагаю удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например, на уроке по теме «Загадки парообразования» на доске иллюстрации игрушки «Пьющий утенок» и «Хождение по горячим углям». Вопрос – «Какое физическое явление связывает эти два рисунка?»
Лови ошибку. Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом.
Фантастическая добавка. Дается, например, такая задача: «Исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес
зонда оказался равным нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?».
Приемы повторения пройденного на уроке.
Самый непродуктивный, утомительный, но, увы, и самый распространенный способ повторения – репродуктивный, когда высшей учебной доблестью становится дословное воспроизведение информации вслед за учителем или книгой. Я уже давно на своих уроках от этой сомнительной традиции отошла, и буду говорить здесь о другом повторении – о повторении активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
1. Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект или
развернутый план ответа по новому материалу.
2. Повторение с одновременным контролем. Ученики составляют серию
контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики
задают свои вопросы, другие на них отвечают.
3. Повторение с расширением. Ученики составляют серию вопросов,
ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала. При этом
совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые из них
останутся как открытые проблемы данной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Деятельностный подход на уроках физики »
При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, разрабатывает его сам в соответствии с поставленными целями как совокупность приемов работы.
Расскажу о некоторых приемах, которые я с успехом применяю.
I. Приемы повышения интереса к учебному материалу.
Учитель не только дает прочные знания – он еще и обозначает их границы. На уроках должно найтись время открытым проблемам: вот это дети мы изучили, а вот это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сама, а вот этого пока не знает никто... Природная любознательность «выживает» только на открытом пространстве. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (Как найти себе работу или спутника жизни? Как увеличить прибыль предприятия?), разные пути решения, набор вероятных
ответов.
1. Привлекательная цель. Ставлю перед учеником простую, понятную и привлекательную цель, при достижении которой он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же я ставлю иную цель – научиться пользоваться оптическими приборами, понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
2. Отсроченная отгадка. В начале урока задаю классу загадку (излагаю удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например, на уроке по теме «Загадки парообразования» на доске иллюстрации игрушки «Пьющий утенок» и «Хождение по горячим углям». Вопрос – «Какое физическое явление связывает эти два рисунка?» Можно в начале урока рассказать сказку: ≪Добрый молодец сватает у купца одну из трех его дочерей. Хобби младшей дочери – изучение физики. Жениху приглянулась младшая дочь, и он устраивает потенциальным невестам проверку.
Девушки смачивают руки в воде. Та, у которой быстрее высохнут руки, та и суженая. Младшая махала руками и кричала: «Не хочу замуж!» Вопрос – «Кто стал невестой того молодца?» (Ответ дети получат после рассмотрения условий испарения жидкости.)
3. Фантастическая добавка.Дается, например, такая задача: «Исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес
зонда оказался равным нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?».
4. Лови ошибку.Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом.
II. Приемы повторения пройденного на уроке.
Самый непродуктивный, утомительный, но, увы, и самый распространенный способ повторения – репродуктивный, когда высшей учебной доблестью становится дословное воспроизведение информации вслед за учителем или книгой. Я уже давно на своих уроках от этой сомнительной традиции отошла, и буду говорить здесь о другом повторении – о повторении активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
1. Своя опора. Ученик составляет собственный опорный конспект или
развернутый план ответа по новому материалу.
2. Повторение с одновременным контролем. Ученики составляют серию
контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики
задают свои вопросы, другие на них отвечают.
3. Повторение с расширением. Ученики составляют серию вопросов,
ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала. При этом
совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые из них
останутся как открытые проблемы данной темы.
4. Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому
материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по