Ознакомление учащихся с новым предметом школьного курса. Определение места физики в жизни как науки. Рассмотрение физических явлений. Анализ свойств и классификация. Методика их изучения. Применение системы наблюдений. Проведение практических опытов и экспериментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что изучает физика. Наблюдение и опыты.»
Тема:Что изучает физика.
Наблюдение и опыты.
* Познакомиться с новым школьным предметом;
* Определить место физики в жизни
1. Организационный момент.
2. Роль физики в нашей жизни.
3. Беседа с использованием иллюстраций
4. Некоторые физические термины.
5. Наблюдения и опыты.
6. Закрепление пройденного материала.
7. Домашнее задание.
Роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима инженерам, строителям, врачам и многим другим специалистам.
Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах природы.
БИОЛОГИЯ – наука о живых организмах
ХИМИЯ – наука о превращениях веществ
АСТРОНОМИЯ – наука о космосе
ФИЗИКА
МЕТЕОРОЛОГИЯ – наука о земной атмосфере
ГЕОГРАФИЯ – наука о природе земной поверхности
АРХЕОЛОГИЯ– изучает по вещественным источникам историческое прошлое человечества
ГЕОЛОГИЯ – наука о недрах Земли
Изготовление новых машин, приборов и других устройств связано с физикой.
* мир, в котором мы живем,
* явления , в нем происходящие,
*открывает законы , которым подчиняются эти явления, и их взаимосвязь.
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.
К ним относятся:
1. Движение машин, самолетов.
2. Электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел.
3. Действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса.
4. Отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников.
5. Таяние льда, кипение воды.
6. Работа атомных реакторов, распад ядер.
7. Эхо.
1.Механические явления
2. Электрические явления
3.Магнитные явления
4. Оптические явления
5. Тепловые явления
6. Атомные явления
7. Акустические явления
Физика
связана и с другими науками, такими как математика, природоведение, география, биология и астрономия.
Установив фундаментальные законы
природы, человек использует их в
процессе своей жизнедеятельности –
механике, строительстве, энергетике,
военном деле, мореплавании, даже в
цирке и других областях.
Методы изучения физики
Опыт
Моделирование
Наблюдение
До XVI в. в физике господствовал метод Аристотеля, который приводил к тем или иным выводам путем рассуждений.
АРИСТОТЕЛЬ
(384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
*В аристотелевской физике, в отличие от ее современного изложения, не было ни описаний опытов, ни математических формул.
Метод эксперимента был отвергнут Аристотелем.
*Аристотель считал недопустимым применение математики к исследованию природы.
Аристотель
Архимед
Герон
Птолемей
Галилео Галилей
(итал. Galileo Galilei;
15 февраля 1564 - 8 января 1642)
итальянский философ, физик, астроном,
оказавший значительное влияние на науку
своего времени.
Галилей известен наблюдениями планет и
звёзд, поддержкой гелиоцентрической системы мира и экспериментами по механике.
В связи с огромной ролью эксперимента в физике ее считают экспериментальной наукой. Но при изучении любого физического явления в равной мере необходимы и эксперимент, и теория.
Блез Паскаль
Эванджелиста
Торричелли
Галилео Галилей
Рене Декарт
Физический закон устанавливает количественную зависимость одних физических величин от других.
Законы могут быть получены двумя способами:
в результате обобщения данных экспериментов (опытные законы)
или путем выводов из известных законов (теоретические законы).
Гипотеза – научно-обоснованное предположение о внутренних связях, управляющих данным явлением
Выдвигается для объяснения наблюдаемых явлений или законов, установленных путем эксперимента.
Физическая теория
объединяет несколько опытных закономерностей и гипотез и дает объяснение целой области явлений природы с единой точки зрения
Правильность гипотез и теорий проверяется посредством постановки экспериментов
Любопытно:
* Почему огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет, а плывет по воде,
* но попробуйте бросить топор;
Дает ответы на все эти вопросы
* Физическое тело –
* Вещество – это один из видов материи.
* Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания
Многие знания получены из наблюдений , для изучения какого-либо явления необходимо наблюдать его не один раз.
* Например, вызывают явление падения тел, т.е. проводят опыт .
Во время опытов обычно проводят измерения .
Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану.
Т.е. выдвигается гипотеза .
Чтобы получить научные знания об окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведенных опытов, сделать вывод .
наблюдение
гипотеза
опыт
вывод
Моделирование – метод научного исследования, в котором изучаемое физическое явление (или объект) заменяется другим, сходным с ним – моделью, отражающим его существенные признаки.
Примеры:
Глобус – модель земного шара.
Моделью жидкости может служить речной песок
Материальная точка
Идеальный газ
Математический маятник
С возникновением новых поколений ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование с помощью специально созданных для этой цели программ.
После построения модели начинается ее изучение (теоретический анализ). Выводы, полученные при этом, проверяют, выясняют их соответствие научному эксперименту либо результатам практической деятельности.
Только опыт, практика дают уверенность в правильности той или иной модели явления.
В физике утверждение считается истинным, если оно:
широко известно;
2) опубликовано в печати;
3) высказано авторитетными учеными;
4) многократно проверено на опыте.
Ученица опустила электроды в сосуд с раствором электролита, затем подсоединила их к источнику электрического тока и в течение некоторого времени пропускала через раствор электрический ток.
В своем ответе она записала: «На одном из электродов выделились пузырьки».
Это утверждение является:
теоретическим выводом;
экспериментальным фактом;
гипотезой;
объяснением факта.
* С каким новым школьным предметом мы познакомились?