kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Что изучает физика. Физические явления. Физические наблюдения и опыты."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс-7 , урок №1.                                                                                                                                    Тема урока:  Что изучает физика. Физические явления.

Физические наблюдения и опыты.

Технология: технология уровневой дифференциации обучения.

Тип урока:   урок изучения нового материала

 Вид урока: лекция с элементами фронтальной эвристической беседы с  

 применением  компьютерной презентации.Цели изучения темы урока:Дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, методах науки – наблюдениях и опытах; о связи физики с техникой.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Что изучает физика. Физические явления. Физические наблюдения и опыты." »

Урок №1  « Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»

Урок №1

« Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты»

Фи́зика  (от греческого слова φύσις (фьюзис) - «природа»))

Фи́зика

(от греческого слова φύσις (фьюзис) - «природа»))

Физика – самая древняя наука о природе.

Физика – самая древняя наука о природе.

Медленно двигался такой прогресс. Сотни поколений сменяли друг друга, прежде чем эти жизненно необходимые эксперименты оформились в науку, которая получила название физика. А произошло это тогда, когда люди попытались выявить и понять связи между наблюдаемыми явлениями и выразить их количественно : насколько одно дерево растет выше другого, насколько быстрее одно животное бежит по сравнению с другим, какое расстояние между двумя горами и за какое время его можно пройти.
  • Медленно двигался такой прогресс. Сотни поколений сменяли друг друга, прежде чем эти жизненно необходимые эксперименты оформились в науку, которая получила название физика.
  • А произошло это тогда, когда люди попытались выявить и понять связи между наблюдаемыми явлениями и выразить их количественно : насколько одно дерево растет выше другого, насколько быстрее одно животное бежит по сравнению с другим, какое расстояние между двумя горами и за какое время его можно пройти.
Физика  как наука позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку , создавать новые виды техники. Физика – основа техники .
  • Физика как наука позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку , создавать новые виды техники.
  • Физика основа техники .
Гусли- самогуды Сапоги- скороходы

Гусли- самогуды

Сапоги- скороходы

Ковер- самолет

Ковер- самолет

Впереди еще много нерешенных задач:

Впереди еще много нерешенных задач:

  • Поставить на службу человеку тепло и свет Солнца
  • Научиться безошибочно предсказывать природу и стихийные бедствия
  • Проникнуть на огромные океанские и земные глубины
  • Освоить другие планеты и звездные миры и многое-многое другое…
Впервые в науку термин «Физика» ввел древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
  • Впервые в науку термин «Физика» ввел древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765), когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка. Первый русский учебник под названием «Краткое начертание физики» был написан первым русским академиком Петром Ивановичем Страховым в 1813 году.
  • В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765), когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка.
  • Первый русский учебник под названием «Краткое начертание физики» был написан первым русским академиком Петром Ивановичем Страховым в 1813 году.
Физика как наука

Физика как наука

  • Открывает и проверяет факты
  • Определяет понятия и термины
  • Открывает и проверяет законы
  • Создает теории, предсказывает явления, объясняет факты
Физика – основа техники

Физика – основа техники

  • Новые источники энергии
  • Новые виды техники
  • Новые материалы
  • Новые технологии
  • Новые средства передвижения
  • Электронные устройства, ЭВМ
  • Автоматы и роботы для производства
  • Природа – это все, что нас окружает (земля, вода, воздух, животные, планеты, звезды и т.д.).Человек – часть природы.
  • Все что нас окружает материально. Вода, воздух, звезды — любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях
  • Материя (материальный мир ) -все, что составляет природу.
  • Виды материи – физические тела и физические поля.
  • Физические тела – это предметы, которые нас окружают ( стол, ручка, автомобиль, космический корабль и т.д.).
  • Вещество – это то, из чего состоят физические тела (железо, алюминий, вода, древесина, кислород и т.д.)
  • Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля. Любой материальный предмет (физическое тело) состоит из вещества, и мы можем его потрогать, увидеть. Сложнее с полем - мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть или потрогать, можем только зарегистрировать его наличие каким либо прибором, и то не всегда. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью З0 км/сек, но измерить его мы не можем, пока. А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.
  • Физическое поле – это существующий независимо от нас вид физических объектов, которые не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, зато они легко обнаруживаются по влиянию на какие либо физические тела (магнитное и электрическое поля, свет, радиоволны и т.д.)
  • Наши мысли, сны нельзя считать материальными, т.к. это — продукт нашего сознания.
  • Физическое явление – любые изменения, происходящие с физическими объектами ( таяние снега, падение тел на Землю, гром, молния, радуга и т.д.)
Виды физических явлений:

Виды физических явлений:

  • Механические ( движение автомобиля, полет стрелы, колебания груза на пружине и т.п.)
  • Тепловые (нагревание воды, горение угля, плавление стали и т.п.)
  • Акустические или звуковые ( гром, эхо, звучание струны, шелест листвы и т.п.)
  • Электрические (электрический ток, молния и т.д.)
  • Магнитные (притяжение железных опилок к магниту, вращение стрелки компаса, полярное сияние и т.д.)
  • Световые (радуга, отражение в зеркале, окраска тел и т.д.)
Физика – наука о природе Использует Изучает Физические  объекты Понятия Методы Физические явления- все изменения, происходящие  с физическими  телами Поля Тела – любые предметы ( радиоволны, свет ит.д.) Тело Вещество Наблюдения, опыты, расчеты, выводы, установление  законов природы

Физика – наука о природе

Использует

Изучает

Физические

объекты

Понятия

Методы

Физические

явления-

все изменения,

происходящие

с физическими

телами

Поля

Тела

любые

предметы

( радиоволны,

свет ит.д.)

Тело

Вещество

Наблюдения,

опыты,

расчеты,

выводы,

установление

законов

природы

Физика обладает необыкновенным свойством:

Физика обладает необыкновенным свойством:

  • Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы.
Задача физики -

Задача физики -

  • Открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Физика- одна из основных наук о природе

Физика- одна из основных наук о природе

  • Все науки начались с ФИЗИКИ, ибо ФИЗИКА - начало всех начал, т.е. природа. Связи физики настолько многообразны, что порой люди не видят их.
  • Физика как наука очень тесно связана с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией .
  • Физика помогает более глубоко изучить процессы, на первый взгляд не относящиеся к физике. Это — течение различных химических и биологических процессов, строение небесных тел и другие.
  • В географии, например, законы физики применяются для объяснения климата, течения рек, образования ветров и других явлений.
  • В астрономии законы физики используют при изучении строения и развития небесных тел.
  • Физика связана не только с естественными науками, но и с гуманитарными, например с философией . Такие крупные открытия в области физики, как, например, закон сохранения и превращения энергии, являлись ареной острой борьбы различных подходов в философии. Верное философское обобщение научных открытий в области физики играет большую роль в формировании научного мировоззрения.
По словам акад. С.И.Вавилова теснейшая связь физики с другими отраслями естествознания привела к тому, что физика глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию и другие естественные науки. В результате образовался ряд новых смежных дисциплин, таких, как астрофизика, геофизика, физическая химия, биофизика и др.
  • По словам акад. С.И.Вавилова теснейшая связь физики с другими отраслями естествознания привела к тому, что физика глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию и другие естественные науки. В результате образовался ряд новых смежных дисциплин, таких, как астрофизика, геофизика, физическая химия, биофизика и др.

Методы, которые использует физика

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику.

Откуда появляются у человека знания?

  • Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
  • Но наблюдения недостаточно, что познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только "явную", очевидную сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля — плоская.
  • Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты, (опыты).
  • Опыты проводятся ученым по заранее продуманному плану с определенной целью.
  • Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объем, скорость, температура.

Итак, источником физических знаний являются

наблюдения и опыты.

Для изучения какого-либо явления , за ним прежде всего нужно наблюдать и не один раз. Опыты от наблюдения отличаются тем, что их проводят с определенной целью по заранее обдуманному плану . Чтобы выстроить такой план, нужно иметь предположения в отношении исследуемого явления, т.е. гипотезу. Гипотеза – это научное предположение. В процессе опытов гипотеза может быть подтверждена или опровергнута. Чтобы получить научные знания о том или ином явлении, необходимо обдумать, объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений и сделать выводы.
  • Для изучения какого-либо явления , за ним прежде всего нужно наблюдать и не один раз.
  • Опыты от наблюдения отличаются тем, что их проводят с определенной целью по заранее обдуманному плану .
  • Чтобы выстроить такой план, нужно иметь предположения в отношении исследуемого явления, т.е. гипотезу.
  • Гипотеза – это научное предположение. В процессе опытов гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
  • Чтобы получить научные знания о том или ином явлении, необходимо обдумать, объяснить результаты проведенных опытов, найти причины наблюдаемых явлений и сделать выводы.
Давайте попробуем сделать наблюдение и опыт на практике.

Давайте попробуем сделать наблюдение и опыт на практике.

  • Возьмем маленький кусочек льда, положим его в стаканчик и понаблюдаем. Что происходит со льдом? Он тает, то есть постепенно превращается в воду, а через несколько минут в стаканчике находится только вода.
  • А теперь, положив в стаканчик такой же кусочек льда, будем его подогревать на огне. Что происходит со льдом? Он также тает, только значительно быстрее.
  • Таким образом, в первом случае мы проводили наблюдение, то есть следили за процессом в естественных условиях. А во втором случае мы сознательно нагревали стаканчик со льдом и, следили за изменениями, то есть проводили опыт.
  • А какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта? Чем выше температура, тем быстрее тает лед и переходит в жидкое состояние.
Проведем еще один опыт. Как вы думаете, какой кусочек льда растает быстрее, тот, который больше или меньше. Значит, мы предполагаем, что тот, который меньше. Сейчас мы с вами выдвинули гипотезу, а с помощью опыта будем искать ее подтверждение или опровержение. Как и в первом опыте, положим кусочки льда в стаканчики и посмотрим, что будет через некоторое время. В стаканчике, в который мы положили меньший кусочек льда, только вода – лед растаял полностью. Во втором стаканчике с большим кусочком, лед растаял не полностью. Таким образом, мы с вами подтвердили гипотезу, что меньший кусочек растает быстрее. А какой вывод можно сделать из этого опыта? При равной температуре, чем меньше масса льда, тем быстрее он переходит в жидкое состояние.
  • Проведем еще один опыт. Как вы думаете, какой кусочек льда растает быстрее, тот, который больше или меньше. Значит, мы предполагаем, что тот, который меньше. Сейчас мы с вами выдвинули гипотезу, а с помощью опыта будем искать ее подтверждение или опровержение.
  • Как и в первом опыте, положим кусочки льда в стаканчики и посмотрим, что будет через некоторое время. В стаканчике, в который мы положили меньший кусочек льда, только вода – лед растаял полностью. Во втором стаканчике с большим кусочком, лед растаял не полностью. Таким образом, мы с вами подтвердили гипотезу, что меньший кусочек растает быстрее. А какой вывод можно сделать из этого опыта? При равной температуре, чем меньше масса льда, тем быстрее он переходит в жидкое состояние.
Задание

Задание

  • Рассмотрите выданные Вам полоски бумаги. Одинаковой ли они длины и ширины? Предположите, насколько они отличаются по длине и ширине.
  • Проверьте вашу гипотезу экспериментом, проведя необходимые измерения.
  • Сделайте вывод.
Факты Гипотеза Модель Следствия Эксперимент

Факты

Гипотеза

Модель

Следствия

Эксперимент

Проведите дома опыт.

Проведите дома опыт.

  • В емкость с водой положите деревянный и металлический предметы. Предварительно запишите гипотезу – какой предмет, по-вашему, мнению будет плавать, а какой утонет. После проведения опыта запишите результаты и сделайте вывод.
Вопросы для закрепления:

Вопросы для закрепления:

  • Что такое физика?
  • Что изучает физика?
  • Почему физику считают одной из основных наук о природе?
  • Что в физике понимают под термином «физическое тело»?
  • Что называют веществом?
  • Приведите примеры физических тел и веществ.
  • Что называют физическим явлением?
  • Приведите примеры физических явлений.
  • В чем состоит задача физики?
Механичес-кие явления  Оптические явления  Электричес-кие явления  Тепловые явления  Звуковые явления

Механичес-кие явления

Оптические явления

Электричес-кие явления

Тепловые явления

Звуковые явления

Физический диктант

Физический диктант

  • Движение автомобиля, мираж в пустыне, утренний туман, звон колокола, молнии при грозе, полет парашютиста , иллюминация , таяние снега ,гром, мерцание звезд, затмение Солнца, морская зыбь, работа пресса, северное сияние, “путешествие” телеграммы из города в город, замерзание воды, выпаривание соли, образование тени, радуга , горение эл. лампы , игра цветов тонкой пленки , нагревание ладоней при трении .
Домашнее задание:  § § 1-3 Ответить на  вопросы на стр.4,5

Домашнее задание:

  • § § 1-3
  • Ответить на

вопросы на стр.4,5

  • Задания на стр. 6-7
  • в рабочей тетради


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капустина Валентина Ивановна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Что изучает физика" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-izuchaiet-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "226605"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440390055"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "презентация урока физики "Физика - наука о природе" "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-uroka-fiziki-fizika-nauka-o-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "114680"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411620789"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "технологическая карта урока физики по теме "Инерция" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fiziki-po-tiemie-iniertsiia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "228700"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441462381"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока физики "Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-fiziki-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "100573"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402384822"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок  по теме "Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-po-tiemie-baromietr-anieroid-atmosfiernoie-davlieniie-na-razlichnykh-vysotakh"
    ["file_id"] => string(6) "167462"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423079946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства