kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок физики 7 класс. Урок разработан с требованиями ФГОС. Содержит метапредметные, предметные и личностные планируемые результаты обучения предмета. С помощью конспекта вы сможете ознакомить учащихся с предметом физики, познакомитьс физическими терминами: физическое тело, вещество, материя, энергия, а так же познакомить с методами познания физики наблюдениями и опытом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты »

Тема:


Цели:






Метапредметные:





Личностные:




Общие предметные:





Частные предметные:

















































































В:

О:







Демонстрация




























В:


О:












В:













В:









В:








В:


























В:






О:



В:




О:
















В:

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Начнем урок со знакомства, и организационных вопросов.

Ознакомить учащихся с предметом «Физика». Ввести некоторые физические термины и понятия. Выяснить, что является источником физических знаний. Изучить основные метод изучения физики-наблюдения, опыты и их различие.

Планируемые результаты обучения

Научиться понимать различия между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть регулятивными универсальными учебными действиями для объяснения явлений природы; овладеть эвристическими методами при решении проблем (переход жидкости в пар или твердое состояние и переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое), уметь отстаивать свои убеждения

Сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении знаний о физических явлениях: механических, электрических, магнитных, тепловых, звуковых, световых.


Называть важнейшие физические явления окружающего мира, пользоваться методами исследования явлений природы (наблюдение, опыты), проводить наблюдения и опыты, обобщать и делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в физическом кабинете


Объяснять физические явления, различать способы изучения физических явлений, приводить примеры различных физических явлений.

Ход работы:

  1. Организационный момент

Ребята, вы начинаете изучение нового предмета, который называется физика. Вы находитесь в кабинете физики. Это самая настоящая научная лаборатория, в которой находятся физические приборы. За период изучения физики в 7 классе вы должны выполнить 15 лабораторных работ самостоятельно с помощью тех приборов и материалов, которые вам раздадут. В связи с этим сейчас с вами будет проведен инструктаж по технике безопасности на уроке физики при проведении лабораторных работ.

Техника безопасности в кабинете физики. 7 класс.

  1. Будьте внимательны, дисциплинированны, аккуратны, точно выполняйте указания учителя.

  2. До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

  3. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

  4. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

  5. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

  6. Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся при выполнении задания.

  7. При пользовании весами взвешиваемое тело кладите на левую чашку, гири на правую.

  8. Взвешиваемое тело и гири опускайте на чаши осторожно, ни в коем случае не бросайте их.

  9. По окончании работы с весами разновесы и гири поместите в футляр, а не на стол.

  10. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

  11. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

  12. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

  13. При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале.

  14. При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.

  15. При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

  16. При опускании груза в жидкость не сбрасывайте груз резко.

  17. При пользовании рычагом-линейкой не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

  18. При работе с мелкими предметами (горох, дробь, гайки и т.п.) используйте их только по назначению.

  19. Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

  20. Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

  21. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

  22. При получении травмы обратитесь к учителю.

Рассказ о том,

Как работать с учебником.

Как работать в физическом кабинете.

Какие учебные и учебно-методические пособия должны быть на уроке.

Формируем ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности при работе с физическими приборами и пособиями.

Требования!

Дисциплина

Выход на уроке запрещен

После каждого раздела- зачет по пройденной теме.

Зачет будет проходить в 3 этапа: теоретического, практического и экспериментального.

Выдать вопросы.

  1. Изучение нового материала

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” - природа).

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Назовите мне все что находится вокруг вас.

Столы, стулья доска, книги, карандаши, тетради и т.д.

В физике всякий предмет называется физическим телом. Следовательно, столы, стулья доска, книги, карандаши, тетради-это физические тела. Земля, Луна, Солнце и все остальные небесные тела тоже являются физическими телами.

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.

(Показ физических тел, состоящих из разных веществ( книга- бумага, мензурка-стекло, стул-дерево, ручка-пластмасса).

Давайте поиграем в такую игру. Я вам называю физическое тело, а вы мне называете то вещество, из которого оно изготовлено.

Карандаш, свеча, шарик, доска, мел

Хорошо. Молодцы.Следует сказать о том, что вещество является одним из видов материи. Еще один физический термин. Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. Например, небесные тела, растения, животные и другое. Вода, воздух,звезды- любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.Любой материальный предмет (физическое тело) состоит из вещества, и мы можем его потрогать и увидеть.Сложнее с полем- мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть или потрогать, можем только зарегистрировать его наличие каким –либо прибором, и то не всегда.Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с., но измерить его мы не можем, пока.А вот электромагнитное поле поле человек может не только ощущать, но и измерять.

В природе с физическими телами происходят изменения.

Приведите мне пример изменений природы.

Например , зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве.

С физическими телами и веществами происходят различные изменения. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика –это наука о физических явлениях природы. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.

Какие явления, кроме физических, еще изучают в школе?

А к каким явлениям относятся выпадение росы?(физическое),коррозия металла(химическое),листопад (биологическое).

Переходим к рассмотрению физических явлений, которые помогут вам составить представление о том, что изучает физика. Наблюдаем физические явления и обосновываем почему они относятся к физическим.

Физические явления:

1)механические явления –движение шарика по наклонной плоскости

Почему это физическое явление?

Примеры: движение самолетов и автомобилей, качание маятников и течение жидкостей по трубам, обращение Земли вокруг Солнца и орбитальной станции вокруг Земли;

2) электрические явления -электризация тел, нагревание спирали электрическим током

Почему это физическое явление?

Например, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток и т. д.;

3) магнитные явления – взаимодействие магнитов, один из которых подвешен на нити

Почему это физическое явление?

Например, действие магнитов на железо, магнитное взаимодействие токов, влияние Земли на стрелку компаса и т. д.

4) оптические явления – отражение света от зеркала

Примеры: распространение света в различных средах, отражение света от зеркал, свечение различных источников и т. д.;

5) тепловые явления – нагревание воды, нагревание проводника током (кипятильник)

Примеры: таяние льда, кипение воды, образование снега, тепловое расширение металлов, действие электронагревательных приборов и т. д.;

6) атомные явления (например, взрывы атомных бомб и процессы, происходящие в недрах звезд).

После демонстрации всех физических явлений, какой вывод можно сделать?

Как вы уже поняли, физика изучает физические явления.

Вопрос к классу: а что значит изучить явление?

Задать вопрос «почему?», а потом «как?»

Значит, формулируем ответ:

Изучить явление-это значит установить причину его возникновения и найти закономерности его протекания.

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами: «Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?»Что вы делали в первую очередь, когда я демонстрировала вам опыты?

Правильно! Вы наблюдали!

А вот например некоторые явления бывают кратковременными (молнии), а другие кратковременными(солнечные или лунные затмения) и долго за ними наблюдать нельзя. Поэтому ученые ставят опыты. При постановке опыта исследователь старается выделить интересующее его явление из других, сопутствующих ему. Так, явление расширения тел при нагревании было известно на основании наблюдений, а уже затем ученые ставили опыты: нагревали различные материалы и смотрели, как они расширяются. На основании опытов было установлено, что различные вещества расширяются по-разному. В процессе постановки опыта выполняются измерения, для этого необходимы физические приборы: часы, линейка и т. д., а уже после получения результатов проводят математические расчеты, которые позволяют устанавливать зависимости между существующими явлениями.

Известно ли вам, что вещество может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном? Может ли вещество из твердого состояния сразу перейти в газообразное, минуя жидкое?

Проведем опыт «Вода-жидкость-пар», на основании которого вы попытаетесь сделать выводы, и ответить на поставленный вопрос.

Вместе с вами, мы пришли к выводу, что на основании наблюдений, опытов, измерений, расчетов ученые выдвигают гипотезы и открывают законы, которые позволяют выяснить взаимосвязь между явлениями, объяснить причину их возникновения. Зная законы, можно предсказать, как будет протекать то, или иное явление и к чему это приведет.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А вот теперь закрепим изученный материал по вопросам:

  1. Что такое физика?

  2. Что изучает физика?

  3. Какие физические термины вам известны?

  4. Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?

По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.

Пишут опорные конспекты автор Марон А.Е.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§1-3

Заполнить таблицы

Тело

Вещество

Явление

 

 

 



Механические явления

Тепловые явления

Звуковые явления

Электрические явления

Световые явления

Магнитные явления

 

 

 

 

 

 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Автор: Абрамова Анастасия Сергеевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "презентация урока физики "Физика - наука о природе" "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-uroka-fiziki-fizika-nauka-o-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "114680"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411620789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства