Рабочая прграмма по физике представлена учителем для коррекционной школы для детей с ОВЗ (VII вида). Программа написана для обучения физики по учебнику А.В.Перышкина и Е. М. Гутник (3 часа в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 609
протокол № 1 от 31. 08.2020 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № 198 от 31.08.2020 г.
И. о. директора
______________Л.В. Шум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
9-А класс
2020-2021 учебный год
Автор - составитель:
Леонова О. А.,
учитель физики
Согласована:
на заседании методического объединения учителей предметов политехнического цикла
протокол № 1 от 26.08.2020 г.
Председатель МО _____ Леонова О. А.
Санкт- Петербург
2020
Пояснительная записка
к рабочей программе по физике для 9 класса
Рабочая программа по предмету «Физика» для 9 класса на 2020-2021 учебный
год составлена на основе нормативных документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
Основной образовательной программы основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГБОУ школы № 609.
Положения ГБОУ школы № 609 «О рабочей программе педагога»;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345;
Приказа №632 от 22 ноября 2019 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»;
Приказа Минобрнауки РФ от 09 июня 2016 № 699 « Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Методических рекомендаций Комитета по образованию «О преподавании учебного предмета «Физика» в первой четверти 2020-2021 учебного года»
Примерной программы по физике 7-9 классы. М: Просвещение. 2016 г.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Согласно учебному плану ГБОУ №609 на изучение данного предмета отводится:
3 часа в неделю, количество лабораторных работ – 5. За год – 102 часа.
Цели и задачи изучения физики в основной школе следующие:
- усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта
познавательной и творческой деятельности.
Задачи:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных
явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления:
-Развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представлений об окружающем мире, ощущений, памяти, внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов,
пространственных представлений и ориентации.
- Развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Использование для познания окружающего мира различных естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развития общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Курс физики в программе общего
образования структурируется на основе различных форм движения материи: электрические, электромагнитные, оптические, гравитационные и атомные явления.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения физики
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения; теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
Методы организации учебной деятельности
Методы учебной деятельности в зависимости от их оснований делятся по:
источнику передачи и восприятия информации – словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрации, демонстрации); практические (упражнения, опыты, учебно-производительный труд) методы.
степени самостоятельности мышления учащихся – репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы.
характеру учебной работы – учебная работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся (работа с книгой, письменная работа, лабораторная работа).
Особенности данной рабочей программы по физике:
Теоретический материал рассматривается в неполном объеме, так как некоторый учебный материал труден для восприятия обучающихся и не может быть усвоен при изучения предмета и предлагается для ознакомительного самостоятельного чтения. Лабораторные работы выполняются в неполном объеме из-за отсутствия необходимого оборудования.
Большое значение уделяется использованию ЭОР: презентации, видеоматериалы, проверочные и лабораторные работы, подготовке рефератов, сообщений и рисунков, графиков, схем и плакатов по изучаемой теме.
Промежуточная аттестация поводится с помощью проверочных работ по изученной теме, физических диктантов и тестовых работ за полугодия.
Коррекционная работа заключается в создании благоприятных условий на уроке, повторении изученного материала, работе с учебником, самостоятельном поиске информации в энциклопедиях, словарях и интернете. Учащимся рекомендован образовательный сайт для просмотра видео «Getaсlass», не содержащий рекламу, Инфоурок, Интернет-урок, для просмотра учебного материала учитель дает ссылку. Возможна коррекция рабочей программы. В программе отражены используемые ЭОР и предусмотрена возможность перехода обучения детей с ОВЗ на обучение с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) РЭШ. В процессе обучения с ДОТ используются Онлайн уроки (программа Zoom), презентации, разработанные педагогом. Для обучающихся к каждому уроку разрабатываются рабочие листы самостоятельной работы в домашних условиях. Взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через различные мессенджер: WhatsApp и электронную почту педагога).
Содержание рабочей программы (102 ч)
I. Повторение темы «Световые явления». (3 ч)
Источники света. Распространение света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых линзой.
II. Законы взаимодействия и движения тел. (32 ч)
Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Фронтальные лабораторные работы.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Демонстрации
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Стробоскоп
- Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона)
- Определение ускорения при свободном падении.
- Направление скорости при движении по окружности.
III. Механические колебания и волны. Звук. (18 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Фронтальная лабораторная работа.
2.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Демонстрации
- свободные колебания груза на нити и на пружине
- зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза
- зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины
- вынужденные колебания
- применение маятника в часах
- распространение поперечных и продольных волн
- колеблющиеся тела как источник звука
- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний
- зависимость высоты тона от частоты колебаний
IV. Электромагнитные поле. (20 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Фронтальная лабораторная работа.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Демонстрации
- обнаружение магнитного поля проводника с током
- расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током
- усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника
- применение электромагнитов
- устройство и действие электрического двигателя постоянного тока
- модель генератора переменного тока
- взаимодействие постоянных магнитов
V. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (20 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-
излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Фронтальные лабораторные работы.
4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
5. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
VI. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
Большие планеты солнечной системы.
Малые тела солнечной системы.
Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
VII. Повторение (6 ч)
Повторение тем: «Кинематика», «Динамика», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
УМК для учителя:
Учебник по физике для 9 класса. А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. М: Дрофа, 2016.
2. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов. Автор: В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. М: Просвещение, 2018.
3. Рабочие программы. Физика 7 -9 классы. М: Просвещение, 2011.
4. Рабочая программа. Физика. К УМК А. В. Перышкина и др.(М: Дрофа). 9 класс.
М: Вако. 2016.
5. Физика. ОГЭ. ФИПИ. Под редакцией Е. Е. Камзеевой. М: Национальное образование, 2015.
6. КИМы по физике. ФГОС. 9 класс. М: ВАКО, 2012 г.
УМК для обучающихся:
Учебник по физике для 9 класса. А.В. Перышкин, Е. М. Гутник. М: Дрофа, 2016.
Сборник задач по физике для 7 – 9 классов. Автор: В. И. Лукашик. М: Просвещение, 2018. Интернет ресурсы:
1. Библиотека – все по предмету «Физика». http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. http://fizika-class.narod.ru
6. Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru
Печатные пособия в кабинете физики:
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3. Физические постоянные.
4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Тематические таблицы
1. Тема «Взаимодействие тел»: космический корабль «Восток», реактивный двигатель, ракета К. Э. Циолковского, ИСЗ, автоматическая межпланетная станция.
2. Тема «Электромагнитные явления»: генератор переменного тока, микрофон и телефон,
Запись звука, трансформатор, схема передачи и распределения электрической энергии.
3 Тема «Ядерная физика»: опыт Э. Резерфорда, ядерное горючее, АЭС.
Комплект портретов физиков для кабинета (папка с портретами)
Тематическое планирование учебного материала по Физике - 9 класс
№ п/п
Раздел
Кол.
час
Вид занятий (количество часов)
Лабораторные работы
Контрольные работы
1
Повторение темы «Световые явления»
3
2
Законы взаимодействия и движения тел.
32
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Проверочная работа за I полугодие по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
3
Механические колебания и волны. Звук
18
2.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
4
Электромагнитное поле.
20
3.Изучение явления электромагнитной индукции
5
Строение атома и атомного ядра.
Использование энергии атомных ядер.
20
4.Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков.
5.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Проверочная работа по темам «Механические колебания и волны. Электромагнитное поле. Строение атома и атомного ядра»
6
Строение и эволюция Вселенной.
6
7
Повторение тем «Законы взаимодействия и движения тел. Механические колебания и волны. Звук».
3
Итого: 102 ч
102
5
2
При оформлении календарно-тематического планирования в рабочей программе были использованы следующие условные обозначения типов урока:
Тип урока
Сокращения
Изучение нового материала
ИНМ
Комбинированный
К
Закрепление знаний
ЗЗ
Контроль знаний
КЗ
Тестовая работа
Т/Р
Практикум
П
Виды и формы контроля
Тематический
ТЕМ
Текущий
Т
Итоговый
ИТ
Входной
ВХ
Календарно-тематическое планирование по курсу Физика – 9 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Виды и формы контроля
Практика
ЭОР
План
Факт
Освоение предметных знаний
Виды деятельности учащихся УУД
Повторение темы «Световые явления» (3 ч)
1
01.09
ТБ в кабинете физики. Источники света. Распространение света.
К
Инструктаж по ТБ. Знают определение света, виды источников света. Описывают солнечные и лунные затмения, тень и полутень.
Познавательные:
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Регулятивные:
Овладение навыками организации учебной деятельности и оценки результатов своей деятельности.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями между членами группы.
Т
2
03.09
Законы отражения и преломления света.
К
Формулируют законы отражения и преломления света, изображают явления с помощью чертежа
Т
3
07.09
Линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений. Пр/р по повторению
К
Знают определение линзы, ее физические характеристики, строят световые лучи для построения изображения предмета с помощью собирающей и рассеивающей линзы.
Т
Законы взаимодействия и движения тел (32 ч)
4
08.09
Материальная точка. Система отсчёта.
ИНМ
Знают понятия. Материальная точка. Система отсчёта. Система координат.
Познавательные: Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (материальная точка, система отсчета, перемещение).
Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; участвуют в обсуждении временных и оценочных характеристик результатов.
Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ВХ
Презент
видео
5
10.09
Перемещение.
К
Схематически изображают направление перемещения тела.
Т
Презент
6
14.09
Определение координаты движущегося тела.
К
Определяют координаты движущегося тела вдоль прямой и на плоскости.
Т
7
15.09
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
К
Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
Определяют пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускоренного движения тела от времени.
Т
Видео
9
21.09
Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
График скорости
К
Рассчитывают путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Строят график зависимости проекции вектора скорости от времени, когда векторы скорости и ускорения сонаправлены; направлены в противоположные стороны.
Познавательные:
Выбирают вид графической модели. Выражают смысл ситуации различными средствами.
Регулятивные:
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные:
Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество.
Т
Видео
10
22.09
Решение графическ. задач при прямолинейном равноускоренном движении.
ЗЗ
Решение графических задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.
Т
11
24.09
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
К
Вывод формулы перемещения геометрическим путем.
Навыки по расчету перемещения и пути для равноускоренного движения.
Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.
Т
Видео
12
28.09
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном
движении без начальной скорости
К
Познавательные:
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).
Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.
Коммуникативные:
Работают в группе. Умеют задавать вопросы и слушать собеседника.
Т
Видео
13
29.09
Решение задач на перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.
ЗЗ
Развитие умений и навыков по решению задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном движении. Чтение графиков кинематических величин.
Т
14
01.10
Л/Р №1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
П
Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами. Определение ускорения и мгновенной скорости тела, движущегося равноускоренно.
Запись результатов исследования в табличной форме.
Т
Л/Р № 1
15
05.10
Относительность движения.
ИНМ
Приводят примеры относительности механического движения. Рассчитывают путь и скорость движения тела в разных системах отсчета
Познавательные:
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Регулятивные:
Овладение навыками организации учебной деятельности и оценки результатов своей деятельности.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями между членами группы.
ВХ
16
06.1-
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
К
Приводят примеры инерциальных и неинерциальных систем отсчета.
Т
Видео
17
08.10
Второй закон Ньютона
К
Вычисляют ускорение, массу и силу, действующую на тело, на основе законов Ньютона. Составляют алгоритм решения задач по динамике.
Т
Презент
18
12.10
Третий закон Ньютона
К
Составляют алгоритм решения задач по динамике.
Познавательные:
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Регулятивные:
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Т
Видео
19
13.10
Решение задач с использованием законов Ньютона
ЗЗ
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Т
20
15.10
Свободное падение тел
ИНМ
Вычисляют координату и скорость тела в любой момент времени при движении под действием силы тяжести.
ВХ
Презент
21
19.10
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость
К
Вычисляют координату и скорость тела в любой момент времени при движении тела, брошенного вертикально вверх.
Т
Видео
22
20.10
Решение задач на свободное падение тел
ЗЗ
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Т
23
22.10
Закон всемирного тяготения
ИНМ
Вычисляют ускорение свободного падения и силу всемирного тяготения.
Познавательные:
Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Сличают свой способ действия с эталоном.
Коммуникативные: Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
ВХ
Видео
24
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
К
Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи.
Т
25
Решение задач на закон всемирного тяготения и ускорение свободн. падения на Земле и др. небесных телах.
ЗЗ
Рассчитывают ускорение свободного падения на разных планетах, используя данные из энциклопедий, справочников и ресурсы интернета
Т
26
Прямолинейное и криволинейное движение.
ИНМ
Формулируют условия прямолинейного и криволинейного движения под действием сил.
ВХ
27
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
К
Вычисляют центростремительное ускорение, период и частоту обращения. Наблюдают действие центробежных сил.
Познавательные:
Выбирают знаково-символические средства для построения модели.
Регулятивные:
Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников. Анализируют полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделяют основное содержание прочитанного текста.
Коммуникативные: Осуществляют взаимный контроль, устанавливают разные точки зрения, работают в группе.
Т
Презент
28
Решение задач на движение тел по окружности.
ЗЗ
Решение частных задач – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Т
29
Искусственные спутники Земли.
ИНМ
Вычисляют скорость движения ИСЗ в зависимости от высоты над поверхностью Земли.
ВХ
Видео
30
Импульс тела. Закон сохранения импульса
К
Определяют направление движения и скорость тел после удара. Приводят примеры проявления закона сохранения импульса.
Т
Видео
31
Реактивное движение. Ракеты.
К
Наблюдают реактивное движение. Объясняют устройство и принцип действия реактивного двигателя.
Т
Презент
32
Вывод закона сохранения механической энергии.
ИНМ
Наблюдают движение и взаимодействие тел, объясняют происходящие при этом превращения энергии.
Познавательные: Применяют закон сохраненияа энергии. Умеют правильно определять величину и направление действующих сил.
Регулятивные: Овладение навыками организации учебной деятельности.
Коммуникативные:
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других.
ВХ
33
Решение задач на закон сохранения механической энергии.
ЗЗ
Используют закон сохранения механической энергии при решении задач.
Т
34
Т/Р за I полугодие теме «Законы взаимодействия и движения тел»
КЗ
Демонстрируют умение описывать и объяснять механические явления, решают задачи на определение характеристик механического движения.
Познавательные:
Объяснять связи и отношения в ходе выполнения работы и самопроверки.
Регулятивные:
ТЕМ
35
Анализ Т/Р
К
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работ. Коррекция пробелов в знаниях.
Осознавать свою способность к преодолению препятствий.
Коммуникативные:
Формировать контроль понятий.
Т
Механические колебания и волны. Звук. (18 ч)
36
Колебательное движение. Свободные колебания
ИНМ
Наблюдают свободные колебания. Исследуют зависимость периода колебаний маятника от амплитуды колебаний.
Познавательные:
Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,.
ВХ
37
Величины, характеризующие колебательное движение
К
Вычисляют период, частоту колебаний. По графику определяют амплитуду колебаний
П
38
Задачи на расчет периода и частоты колебаний.
ЗЗ
Применяют формулы для вычисления величин, характеризующих колебательное движение.
Т
39
Л/Р № 2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»
П
Исследуют зависимость периода колебаний маятника от его длины. Представляют результаты измерений в табличной форме, делают вывод зависимости периода и частоты маятника от длины нити.
Познавательные: Выдвигают и обосновывают гипотезы.
Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.
Коммуникативные: Формирование умений работать в группе.
Т
Л/Р
№ 2
40
Гармонические колебания
К
Используют определение гармонического колебания, представляют график зависимости координаты маятника от времени.
Познавательные: Выбирают вид графической модели.
Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
Т
41
Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
К
Исследуют колебания груза на пружине. Отмечают отличия межу затухающими и вынужденными колебаниями.
Т
42
Резонанс.
К
Формулируют условия наступления и физическую сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике.
Т
Видео
43
Распространение колебаний в среде. Волны.
ИНМ
Наблюдают поперечные и продольные волны. Распространение поперечных и продольных упругих волн в твердых, жидких и газообразных средах.
Познавательные:
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами.
Регулятивные:
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Коммуникативные:
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
ВХ
Видео
44
Длина волны. Скорость распространения волн.
К
Используют характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний и связь между этими величинами.
Т
45
Решение задач на расчет длины и скорости волны
ЗЗ
Рассчитывают длину волны, скорость распространения волны, период и частоту колебаний.
Т
46
Источники звука. Звуковые колебания.
К
Формулируют понятие источника звука, приводят примеры источников звука и его частотный диапазон.
Т
Презент
47
Высота, тембр и громкость звука
К
Наблюдают зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука – от амплитуды колебаний.
Т
48
Распространение звука. Звуковые волны.
К
Вычисляют скорость распространения звуковых волн в различных средах.
Т
Видео
49
Применение ультразвука в технике
К
Защита рефератов и представление презентаций по теме.
Познавательные:
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи.
Регулятивные:
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Т
Презент
50
Решение задач на распространение звука в различных средах.
К
Используют формулы на вычисление скорости звука в различных средах. Формулируют зависимость скорости звука от наличия среды.
Т
51
Отражение звука. Звуковой резонанс.
К
Наблюдают и объясняют отражение звуковых волн. Применяют при решении задач теоретические знания, связанные с отражением звука.
Т
Презент
52
Решение задач на отражение звука.
ЗЗ
Т
53
Обобщение темы.
Физический диктант
КЗ
Демонстрируют знания теории, физических величин, формул, единиц измерения колебательного движения и волн.
ТЕМ
Электромагнитное поле (20 ч)
54
Магнитное поле
ИНМ
Наблюдают магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом и электрическим током, с помощью компаса определяют направление магнитной индукции.
Познавательные:
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности.
Коммуникативные:
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.
ВХ
55
Направление тока и направление линий его магнитного поля
К
Т
56
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
К
Исследуют взаимодействие магнитного поля и электрического тока. Производят опытную проверку правила левой руки
Т
Видео
57
Индукция магнитного поля.
К
Вычисляют магнитную индукцию. Вычисляют силу Ампера
Т
58
Магнитный поток
К
Вычисляют магнитный поток. Исследуют зависимость магнитного потока от площади контура и числа линий магнитной индукции.
Т
Презент
59
Решение задач на вычисление магнитн индукции и магнитного потока
ЗЗ
Применяют формулы при решении вычислительных задач на нахождение физических величин.
Наблюдают и исследуют явление электромагнитной индукции. Записывают свои наблюдения и делают вывод.
Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи.
Регулятивные: Овладение навыками контроля и оценки результатов своей деятельности.
Коммуникативные:
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
К
Л/Р
№ 3
62
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
К
Определяют направление индукционного тока с помощью правила Ленца.
К
ПРезент
63
Получение и передача переменного электрического тока.
К
Электромеханический индукционный генератор. Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь.
К
Презент
64
Трансформатор
П
Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии.
Т
65
Электромагнитное поле.
К
Изучают свойства электромагнитного поля.
Познавательные:
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Регулятивные:
Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные:
Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Т
Презент
66
Электромагнитные волны
Изучают шкалу электромагнитных волн. Скорость распространения электромагнитных волн.
67
Колебательный контур. Получение электромагнитных
колебаний.
Принципы р/связи и телевидения
К
Изучают генераторы высокочастотных электромагнитных колебаний. Передача и прием информации посредством электромагнитных волн.
Т
68
Электромагнитная природа света.
ИНМ
Наблюдают различные источники света, диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения – фотоны.
ВХ
69
Преломление света. Физический смысл показателя
преломления.
К
Наблюдают преломление света, объясняют явление преломления на основе волновой природы света.
Т
Презент
70
Решение задач на преломление и скорость света.
ЗЗ
Решают задачи на вычисление абсолютного и относительного показателя преломления, применяя законы преломления света.
Т
71
Дисперсия света. Цвета тел.
К
Наблюдают дисперсию света с помощью призмы.
Познавательные:
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: Работают в группе. Развитие монологической и диалогической речи.
Т
72
Типы оптических спектров.
К
Знакомятся с типами оптических спектров и спектральным анализом.
Т
73
Поглощение и испускание света атомами .Происхождение линейчатых спектров.
К
Знакомятся с физической теорией квантовой механики Н. Бора. Объясняют на основе теории индивидуальный набор спектральных линий для атома химического элемента.
Т
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (20 ч)
74
Радиоактивность. Модели атомов
ИНМ
Изучают сложный состав атома и модели атомов, знакомятся с явлением радиоактивности.
Познавательные:
Ориентируются и воспринимают тексты научного стиля. Устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном.
Коммуникативные: Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.
ВХ
75
Радиоактивные превращения атомных ядер.
К
Превращение ядер при радиоактивном распаде на примере а- распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях
Т
76
Решение задач на радиоактивное превращение атомных ядер
ЗЗ
Решают задачи на радиоактивное превращение атомных ядер на основе закона сохранения массового числа и заряда.
Т
77
Экспериментальные методы исследования частиц.
К
Изучают устройство и принцип действия счетчика Гейгера, сцинтилляционного счетчика, камеры Вильсона и пузырьковой камеры, понимают сущность метода толстослойных эмульсий.
Т
78
Л/Р № 4 «Изучение треков заряжен. частиц по готовым фотографиям»
ЗЗ
Осуществляют самостоятельный поиск информации по истории создания термоядерных реакторов, проблемах и перспективах развития термоядерной энергетики.
Познавательные:
Развитие умений и навыков применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни.
Регулятивные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования.
Коммуникативные:
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.
Л/Р № 4
79
Открытие протона и нейтрона.
К
Описывают состав атомных ядер, пользуясь таблицей Менделеева (форзац учебника)
Т
80
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
К
Демонстрируют умение объяснять явления распада и синтеза ядер, составляют ядерные реакции, решать задачи по теме
Т
81
Решение задач на состав атома.
ЗЗ
Составлять ядерные реакции, решать задачи по теме.
Т
82
Энергия связи. Дефект массы.
К
Понимают смысл основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Применяют метод научного познания, понимают и объясняют физические явления
Т
83
Деление ядер урана. Цепная реакция.
К
Изучают схему деления ядра урана, схемы протекания цепных ядерных реакций.
Т
84
Л/Р № 5 «Изучение деления ядра атом урана по фотограф треков»
П
Изучают схему деления ядра урана, схемы протекания цепных ядерных реакций на основе закона сохранения импульса.
Познавательные:
Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Регулятивные:
Применяют навыки организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
Коммуникативные: Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Т
Л/Р
№ 5
85
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
К
Знакомятся с устройством ядерного реактора и преобразованием внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Осуществляют самостоятельный поиск информации о деятельности МАГАТЭ и ГРИНПИС.
Т
Видео
86
Атомная энергетика
К
Т
87
Защита рефератов «Экологические последствия использования ТЭС, ГЭС и АЭС»
ЗЗ
Защита рефератов и представление презентаций по теме.
Т
88
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада
К
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. Способы защиты от радиации.
Т
89
Термоядерная реакция
К
Осуществляют самостоятельный поиск информации по истории создания термоядерн. реакторов, проблемах и перспективах развития термоядерной энергетики.
Т
90
Элементарные частицы. Античастицы
К
Знакомятся с понятиями элементарной частицы и античастицы.
Познавательные:
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Дают определение понятиям; строят логическое рассуждение.
Регулятивные: Оценивают достигнутый результат,
систематизируют изученный материал.
Коммуникативные: Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Т
91
Подготовка к тестовой работе.
К
Демонстрируют умение объяснять явления распада и синтеза ядер, составлять ядерные реакции, решать задачи по теме
92
Т/Р за II полугодие по теме «Механические колебания, поле электромагнитное строение атома»
КЗ
Понимают смысл основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними. Применяют метод научного познания, понимают и объясняют физические явления.
ИТ
93
Анализ Т/Р
К
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работ. Коррекция пробелов в знаниях.
Т
Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
94
Состав, строение и происхождение Солнечной системы
ИНМ
Изучают состав, строение и происхождение Солнечной системы в результате гравитационного коллапса.
Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Умеют выводить следствия из имеющихся данных
Регулятивные: Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе.
ВХ
95
Большие планеты Солнечной системы
К
Знакомятся с большими планетами Солнечной системы, характеристиками планет.
Т
96
Защита рефератов на тему «Большие планеты Солнечной системы»
ЗЗ
Защита рефератов на тему «Большие планеты Солнечной системы».
Т
97
Малые тела Солнечной системы
К
Знакомятся с малыми телами Солнечной системы, характеристиками астероидов, комет
Т
98
Строение, излучения,
эволюция Солнца и звезд
К
Изучают понятие мощности излучения, внутреннее строение Солнца, его особенности.
Т
99
Строение и эволюция Вселенной
К
Наблюдения за Вселенной, расширение Вселенной учеными физиками: Фридманом
А. А. и Хабблом.
Т
Повторение (6 ч)
100
Повторение. «Кинематика»
ЗЗ
Повторяют характеристики механического движения, решают задачи на движение.
Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию.
Коммуникативные:
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор
Т
101
Повторение. «Динамика»
ЗЗ
Применяют законы Ньютона при решении задач, знают отличия прямолинейного движения от криволинейного.
Т
102
Повторение. Механические колебания и волны
ЗЗ
Характеризуют колебательное движение, приводят примеры, решают задачи на вычисление физических величин.
Т
Проверочная работа по физике 9 класса за I полугодие
Прочитайте перечень понятий, которые вам встречались в курсе физики:
Благодаря какому процессу мы чувствуем запах пирогов? (1 балл).
Проверочная работа по физике 9 класса за II полугодие
Прочитайте перечень понятий, которые вам встречались в курсе физики:
резонанс, преломление света, частота, магнитный поток, электромагнитная индукция, сила тока.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в группу (2 балла).
Название группы понятий
Перечень понятий
Установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями,
лежащими в основе принципа их действия. (2 балла)
Расположите электромагнитные волны в порядке возрастания длины волны.
Запишите в соответствующую последовательность цифр. (2 балла)
Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рис., определите, изотоп какого элемента образуется в результате альфа-распада радона. (2 балла)
Математический маятник совершает свободные незатухающие колебания между точками
1 и3 (см рис).
Как изменяются физические величины, характеризующие движение грузика из точки
1 в 2?
Выберите верные утверждения и запишите их номера. (2 балла)
Прочитайте текст и выполните задания 6 – 7. (2 балла)
Почему после вспышки молнии возникают раскаты грома?
Почему удар молнии в деревянный дом может вызвать пожар?