___________ Ф.И.О. __________________ Ф.И.О.
Протокол №_____ от «___» ________2014г. «__» _______________2014г. Приказ № _____«__» __________2014г
г.Елабуга, 2014 г.
Рабочая программа по предмету «Физике» в 9 классе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования по физике, учебного плана МБОУ «Средняя школа №8» ЕМР РТ на 2014-2015 учебный год и следующих нормативных документов:
- Приказа Минобрнауки РФ от 27.12.2011 № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015учебный год"; инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07. № 248/7
Для обязательного изучения «Физики» на этапе основного общего образования рабочая программа «Физика» рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Для обязательного изучения в 9 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Рука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деят. учащихся или виды учебн. деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения |
Факт | План |
1 | Инструктаж по ТБ. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная | Физический диктант, упражнения после § | Знать понятия: Физический эксперимент и физическая теория. Уметь привести примеры физических моделей | | 4.09 |
2 | Контрольный срез остаточных знаний. | 1 | Урок- практикум | Самостоятельная работа | | | | |
3 | Физика и развитие представлений о материальном мире | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Физический диктант, упражнения после § | Знать понятия: траектория, путь и перемещение Уметь объяснить их физический смысл | | 6.09 |
| Прямолинейное движение ( 8 часов) |
4 | Прямолинейное равномерное движение Графическое представление движения | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа, упражнения после § | Знать понятия: прямолинейное равномерное движение Уметь описать и объяснить Уметь строить графики x(t), v(t) | | 13.09 |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Физический диктант | Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение Уметь описать и объяснить | | 18.09 |
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Фронт лаб раб №1«Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении» | 1 | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Самостоятельная работа | Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении Уметь объяснить физический смысл | | 20.02 |
7 | Прямолинейное равноускоренное движение Мгновенная скорость | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа | Уметь решать графические задачи | | 25.09 |
8 | Прямолинейное равноускоренное движение Графики зависимости пути и скорости от времени | 1 | Закрепление знаний | Фронтальная | Самостоятельная работа | Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике | | 27.09 |
9 | Относительность механического движения Оценка погрешности измерений | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа | Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости | | 9.10 |
10 | ЛР №2 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Практикум | Индивидуальная | Оформление работы, вывод | Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента) | | 11.10 |
11 | Контрольная работа №1 по темам «Прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движения» | 1 | Контроль и оценивание знаний | Самостоятельная работа | Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины | Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | | 16.10 |
| Законы динамики(12часов) |
12 | Явление инерции .Первый закон Ньютона Второй закон Ньютона | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная Фронтальная | Тестирование (определения, примеры) | Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в системе СИ. Написать формулу и объяснить | | 18.10 |
13 | Третий закон Ньютона Решение задач | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Фронтальный опрос Решение задач | Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры | | 23.10 |
14 | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа | Объясняют свободное падение (физический смысл) | | 25.10 |
15 | Решение задач на свободное падение | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении | | 30.10 |
16 | Закон всемирного тяготения . | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа | Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить | | 1.11 |
17 | Сила тяжести и ускорение свободного падения Вес тела. Невесомость. Фронт лаб раб №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.» | 1 | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Самостоятельная работа | Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей | | 13.11 |
18 | Равномерное движение по окружности .Период и частота обращения | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа | Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры; Физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости | | 15.11 |
19 | Решение задач на движение по окружности | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Решение качественных задач | Уметь применять знания при решении соответствующих задач | | 20.11 |
20 | Движение искусственных спутников Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная | Самостоятельная работа | Уметь рассчитывать первую космическую скорость | | 22.11 |
21 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | Комбинированный | Фронтальная | Самостоятельная работа | Знать понятия: импульс тела и импульс силы | | 27.11 |
22 | Реактивное движение | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Физический диктант | Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить | | 29.11 |
23 | Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики» | 1 | Контроль и оценивание знаний | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Уметь применять знания при решении типовых задач | | 4.12 |
| Механические колебания и волны ( 8 часов) |
24 | Свободные и вынужденные колебания | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Физический диктант | Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры | | 6.12 |
26 | Величины, характеризующие колебательное движение: период, частота и амплитуда колебаний Период колебаний математического и пружинного маятников. | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Фронтальный опрос | Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить | | 11.12 |
27 | ЛР №4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. » | 1 | практикум | Индивидуальная | Самостоятельная работа | Приобретение навыков при работе с оборудованием | | 13.12 |
28 | Превращение энергии при колебаниях Лаб раб №5«Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и периода колебаний маятника от длины нити. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Самостоятельная работа | Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела | | 18.12 |
29 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны Длина волны. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Фронтальный опрос | Знать определение механических волн. Основные характеристики волн | | 20.12 |
30 | Промежуточный контрольный срез знаний. | 1 | Урок- практикум | Самостоятельная работа | | | | 25.12 |
31 | Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука Распространение звука. Скорость звука Отражение звука | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Беседа по вопросам | Знать понятие «звуковые волны», привести примеры Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость особенности распространения звука в различных средах ,звуковых волн на границе раздела двух сред, | | 27.12 |
32 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | Контроль и оценивание знаний | Самостоятельная работа | Контрольная работа | Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук» | | 15.01 |
| Электромагнитное поле (16 часов) |
33 | Магнитное поле тока Графическое изображение магнитного поля | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Беседа по вопросам Решение качественных задач | Знать понятие «магнитное поле» Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков | | 17.01 |
34 | Действие магнитного поля на проводник с током . Сила Ампера | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Самостоятельная работа | Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл) | | 22.01 |
35 | Индукция магнитного поля | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Самостоятельная работа | Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию | | 24.01 |
36 | Решение задач | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Решение типовых задач | Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца | | 29.01 |
37 | Магнитный поток | 1 | Комбинированный | | Беседа по вопросам | Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить | | 31.01 |
38 | Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Самостоятельная работа | Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить | | 5.02 |
39 | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Физический диктант | Знать понятие: самоиндукция; индуктивность, | | 7.02 |
40 | ЛР №6 «Изучения явления электромагнитной индукции» | 1 | Практикум | Индивидуальная Фронтальная | Оформление работы, вывод | Знать: понятие «электромагнитная индукция»; технику безопасности при работе с электроприборами | | 12.02 |
41 | Получение переменного электрического тока | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Самостоятельная работа | Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить | | 14.02 |
42 | Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Беседа по вопросам | Знать устройство трансформатора Понимать механизм передачи электрической энергии на расстояние | | 19.02 |
43 | Свободные и вынужденные э/м колебания. Колебательный контур. | | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Тест | Знать смысл понятий: свободные и вынужденные э/м колебанияприменять формулы | | 21.02 |
44 | Электромагнитное поле | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Тест | Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования | | 26.02 |
45 | Электромагнитные волны Скорость распространения электромагнитных волн | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Беседа по вопросам | Понимать механизм возникновения электромагнитных волн | | 28.02 |
46 | Шкала электромагнитных волн | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Решение качественных задач | Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры | | 5.03 |
47 | Электромагнитная природа света | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Беседа по вопросам (шкала э-м волн) | Знать историческое развитие взглядов на природу света | | 7.03 |
48 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | 1 | Контроль и оценивание знаний | тест | Контрольная работа | Систематизация знаний по теме | | 12.03 |
Строение атома и атомного ядра ( 21 час) |
49 | Анализ контр раб.Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома | 1 | Изучение нового материала | Фронтальная работа | Беседа по вопросам | Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) | | 14.03 |
50 | Строение атома. Схема опыта Резерфорда | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Самостоятельная работа | Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях | | 19.03 |
51 | Альфа-, бета- и гамма-излучения .Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Физический диктант | Знать природу радиоактивного распада и его закономерности | | 21.03 |
52 | Решение задач | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | | | 2.04 |
53 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Тест | Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений | | 4.04 |
54 | Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. . Фронтальная лаб раб№ 7«Наблюдение линейчатых спектров излучения.» | 1 | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Оформление работы, вывод | Знать линейчатые оптические спектры | | 9.04 |
55 | Открытие протона и нейтрона | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Беседа по вопросам | Знать историю открытия протона и нейтрона | | 11.04 |
56 | Состав атомного ядра. Ядерные силы | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Физический диктант | Знать строение ядра атома, модели | | 16.04 |
57 | Энергия связи. Дефект масс | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Физический диктант | Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс | | 18.04 |
58 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Самостоятельная работа | Понимать механизм деления ядер урана | | 23.04 |
59 | Ядерный реактор Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Физический диктант | Знают устройство ядерного реактора | | 25.04 |
60 | Решение задач | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа | | | 30.04 |
61 | ЛР №8 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков» | 1 | Практикум | Индивидуальная | Оформление работы, вывод | Приобретение навыков при работе с оборудованием | | 2.05 |
62 | Термоядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Тест | Знать условия протекания, применение термоядерной реакции | | 7.05 |
63 | Атомная энергетика | 1 | Комбинированный | Фронтальная работа | Беседа | Знать преимущества и недостатки атомных электростанций | | 14.05 |
64 | Биологическое действие радиоактивных излучений на живые организмы Дозиметрия. Фронтальная лаб раб№9 « Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром» | 1 | Комбинированный | Индивидуальная Фронтальная | Беседа Оформление работы, вывод | Знать правила защиты от радиоактивных излучений | | 16.05 |
65 | Итоговый контрольный срез знаний. | 1 | Урок- практикум | Самостоятельная работа | | | | 18.05 |
66 | Решение задач | 1 | Закрепление знаний | | Самостоятельная работа | Решение задач | | 21.05 |
67 | Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» | 1 | Контроль и оценивание знаний | Самостоятельная работа | Тест | Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» | | 23.05 |
68 | Итоговый урок | 1 | Закрепление знаний | Самостоятельная работа | Тест | Обобщение и систематизация полученных знаний | | 25.05 |
69 | Повторение Механика | | Урок повторения | Индивидуальная Фронтальная | Фронтальная | Знать основные законы и правила и уметь применять их для объяснений физ.явл и решения задач. | | 28.05 |
70 | Повторение Электромагнитное поле | | Урок повторения | Индивидуальная Фронтальная | Фронтальная индивидуальная | Знать основные законы и правила и уметь применять их для объяснений физ.явл и решения задач. | | 30.05 |
1)Учебник: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009. Рекомендован Министерством образования и науки российской Федерации.
2)Синичкин В.П. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике.
4)Чеботарева А.В. «Тесты по физике 9 класс»-М.:Экзамен,2009