Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- (Стандарты второго поколения). Физика. 7–9 классы. Рабочие программы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. под редакцией Е. Н. Тихонова- М.: Дрофа. 2017 |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК: «Физика 7»,Перышкин А.В.,М., «Дрофа» 2015; «Сборник задач по физике 7-9», Лукашик В.И.,М, «Просвещение»,2017 |
Формы организации учебных занятий | Основной формой организации учебных занятий является урок. В рамках уроках физики осуществляется различная организация работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работы, работа в группах (как статическая так и подвижная) В соответствии с требованиями ФГОС на уроках физики реализуется системно-деятельностный подход, через использование технологии деятельностного типа: урок открытия новых знаний; урок рефлексия; урок общеметодологической направленности (систематизации и обобщения); урок развивающего контроля. |
Формы контроля | Формами контроля освоения учащихся программы являются контрольные работы |
Личностные | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. |
Метапредметные | Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
Предметные | Учащиеся должны знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда. Учащиеся должны уметь: описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, объёма, силы, давления; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств. |
Содержание предмета (Курсивом отмечены темы, изучающиеся учащимися с ЗПР ознакомительно) | Основные виды деятельности учащихся |
Раздел «Введение». Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника. Лабораторная работа» № 1 «Определение цены деления измерительного прибора и измерение физических величин» | Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать результаты). Использовать физические модели (материальная точка, математический маятник) для объяснения механических явлений. Приводить примеры основных и производных единиц Международной системы единиц (СИ). Определять основные характеристики измерительных приборов (предел измерения, цена деления шкалы). Измерять размеры плоского тела с учётом максимальной абсолютной и относительной погрешностей измерения. Измерять плотности веществ и массы тел с учётом погрешностей измерения. |
Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | Понимать и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел. Владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел. Понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Уметь пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
Раздел «Взаимодействие тел» Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Лабораторные работы: № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» № 4,5 «Измерение объёма и плотности твердого тела» № 6 «Измерение жесткости пружины» №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» | Понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготении. Уметь измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука. Владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой. Уметь находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела. Уметь переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот. Понимать принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). |
Раздел «Давление твердых тел, газов, жидкостей» Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Лабораторная работа № 8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления. Уметь измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема, вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда. Понимать смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда. Понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеть способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
Раздел «Работа и мощность. Энергия» Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. Лабораторные работы №9 «Выяснение условия равновесия рычага» № 10 « Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Понимать и иметь способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой. Уметь измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию. Владеть экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага. Понимать смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеть способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
Раздел «Итоговое повторение» | Овладеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики. Приводить примеры практического использования физических законов. Уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). |
№ урока в году | № урока в разделе | Название раздела, тема урока | Дата | Примечание |
планируемая | фактическая | |
I четверть – 17 часов |
Введение (4часа) |
| 1 | Что изучает физика. Физические явления. Вводный и первичный инструктаж по охране труда на уроках физики. | 04.09 | | |
| 2 | Физические термины. Наблюдение и опыт. | 07.09 | | |
| 3 | Физические величины. Измерение физических величин. | 11.09 | | |
| 4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления мензурки». | 14.09 | | |
Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов) |
| 1 | Строение вещества. Молекулы. | 18.09 | | |
| 2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». | 21.09 | | |
| 3 | Движение молекул. Диффузия. | 25.09 | | |
| 4 | Скорость движения молекул. Температура. | 28.09 | | |
| 5 | Взаимодействие молекул. | 02.10 | | |
| 6 | Три состояния вещества | 05.10 | | |
| 7 | Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» | 09.10 | | |
Глава II. Взаимодействие тел (20 часов) |
| 1 | Механическое движение. Равномерное, неравномерное движение. | 12.10 | | |
| 2 | Скорость. Единицы скорости. | 16.10 | | |
| 3 | Расчёт пути и времени движения. | 19.10 | | |
| 4 | Решение задач на расчёт скорости, пути и времени движения. | 23.10 | | |
| 5 | Контрольная работа № 1 «Расчёт пути, времени и скорости движения» | 26.10 | | Приложение 1 |
| 6 | Инерция | 30.10 | | |
II четверть – 16 часов |
| 7 | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. | 06.11 | | |
| 8 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 09.11 | | |
| 9 | Плотность вещества | 13.11 | | |
| 10 | Лабораторная работа № 4,5 «Определение объёма и плотности твёрдого тела» | 16.11 | | |
| 11 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности | 20.11 | | |
| 12 | Решение задач на плотность, массу, объём | 23.11 | | |
| 13 | Контрольная работа № 2 «Плотность вещества» | 27.11 | | Приложение 2 |
| 14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. | 30.11 | | |
| 15 | Сила упругости. Вес тела. Невесомость. | 04.12 | | |
| 16 | Решение задач на силы. | 07.12 | | |
| 17 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 11.12 | | |
| 18 | Графическое изображение силы. Сложение сил. | 14.12 | | |
| 19 | Сила трения. Трение в природе и технике. | 18.12 | | |
| 20 | Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» | 21.12 | | |
Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (21 час) |
| 1 | Давление. Единицы давления. | 25.12 | | |
| 2 | Способы уменьшения, увеличения давления. | 28.12 | | |
III четверть – 20 часов |
| 3 | Решение задач на расчёт давления твёрдых тел. Повторный инструктаж по охране труда на уроках физики. | 15.01 | | |
| 4 | Давление газа Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 18.01 | | |
| 5 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 22.01 | | |
| 6 | Решение задач на давление | 25.01 | | |
| 7 | Контрольная работа № 3 «Давление» | 29.02 | | Приложение 3 |
| 8 | Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов | 01.02 | | |
| 9 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. | 05.02 | | |
| 10 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 08.02 | | |
| 11 | Манометры. | 12.02 | | |
| 12 | Поршневой жидкостный насос. | 15.02 | | |
| 13 | Гидравлическая машина | 19.02 | | |
| 14 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. | 22.02 | | |
| 15 | Решение задач на Архимедову силу. | 26.02 | | |
| 16 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы и условий плавания тел в жидкости» | 01.03 | | |
| 17 | Плавание тел. Плавание судов. | 05.03 | | |
| 18 | Решение задач на Архимедову силу | 12.03 | | |
| 19 | Воздухоплавание | 15.03 | | |
| 20 | Решение задач на Архимедову силу, плавание тел | 19.03 | | |
| 21 | Контрольная работа № 4 «Архимедова сила» | 22.03 | | Приложение 4 |
Глава IV. Работа, мощность и энергия (13часов) |
| 1 | Механическая работа. Единицы работы. | 26.03 | | |
IV четверть – 16 часов |
| 2 | Мощность. Решение задач | 02.04 | | |
| 3 | Простые механизмы. Рычаги. | 05.04 | | |
| 4 | Рычаги в природе и технике | 09.04 | | |
| 5 | Момент силы. Правило равновесия рычага. | 12.04 | | |
| 6 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага» | 16.04 | | |
| 7 | Решение задач на рычаги | 19.04 | | |
| 8 | Блоки. «Золотое» правило механики. | 23.04 | | |
| 9 | Решение задач на блоки | 26.04 | | |
| 10 | КПД простых механизмов. Решение задач на КПД | 30.04 | | |
| 11 | Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости» | 03.05 | | |
| 12 | Потенциальная и кинетическая энергии | 07.05 | | |
| 13 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии | 10.05 | | |
Повторение (5 часов) |
| 1 | Повторение основных физических терминов, величин, единиц измерения. Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» | 14.05 | | |
| 2 | Повторение темы «Взаимодействие тел. Давление» | 17.05 | | |
| 3 | Повторение темы «Архимедова сила» | 21.05 | | |
| 4 | Повторение темы «Работа мощность, энергия» | 24.05 | | |