kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 7 класс. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 7 класса
на 2018-2019 учебный год
cоставила учитель физики
Ахматгареева Лилия Ильдусовна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

  1. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- (Стандарты второго поколения).

  2. Физика. 7–9 классы. Рабочие программы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. под редакцией Е. Н. Тихонова- М.: Дрофа. 2017


Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК:

«Физика 7»,Перышкин А.В.,М., «Дрофа» 2015;

«Сборник задач по физике 7-9», Лукашик В.И.,М, «Просвещение»,2017

Формы организации учебных занятий

Основной формой организации учебных занятий является урок. В рамках уроках физики осуществляется различная организация работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работы, работа в группах (как статическая так и подвижная)

В соответствии с требованиями ФГОС на уроках физики реализуется системно-деятельностный подход, через использование технологии деятельностного типа: урок открытия новых знаний; урок рефлексия; урок общеметодологической направленности (систематизации и обобщения); урок развивающего контроля.

Формы контроля

Формами контроля освоения учащихся программы являются контрольные работы



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

  2. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  3. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  4. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  5. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  6. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  7. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные

Регулятивные:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

  3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

  5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  2. Слушать и понимать речь других.

  3. Читать и пересказывать текст.

  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Предметные

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;

  2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

Учащиеся должны уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, объёма, силы, давления;

  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  6. решать задачи на применение изученных физических законов;

  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание предмета (Курсивом отмечены темы, изучающиеся учащимися с ЗПР ознакомительно)

Основные виды деятельности учащихся

Раздел «Введение».

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника. Лабораторная работа» № 1 «Определение цены деления измерительного прибора и измерение физических величин»

Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать результаты). Использовать физические модели (материальная точка, математический маятник) для объяснения механических явлений.

Приводить примеры основных и производных единиц Международной системы

единиц (СИ). Определять основные характеристики измерительных приборов (предел измерения, цена деления шкалы). Измерять размеры плоского тела с учётом максимальной абсолютной и относительной погрешностей измерения. Измерять плотности веществ и массы тел с учётом погрешностей измерения.

Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Понимать и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел. Владеть экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел. Понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Уметь пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Раздел «Взаимодействие тел»

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы:

№ 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

№ 4,5 «Измерение объёма и плотности твердого тела»

№ 6 «Измерение жесткости пружины»

№7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

Понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготении. Уметь измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука. Владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой. Уметь находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела. Уметь переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот. Понимать принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Раздел «Давление твердых тел, газов, жидкостей»

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторная работа № 8

«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления. Уметь измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема, вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда. Понимать смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда. Понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеть способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Раздел «Работа и мощность. Энергия»

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы

№9 «Выяснение условия равновесия рычага»

№ 10 « Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Понимать и иметь способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой. Уметь измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию. Владеть экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага. Понимать смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеть способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).


Раздел «Итоговое повторение»

Овладеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики. Приводить примеры практического использования физических законов. Уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА,

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Четверть

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

I четверть

17

1

2

II четверть

16

1

3

III четверть

20

1

3

IV четверть

16

1

2

Итого в год

69

4

10

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

В программу не внесены изменения

Количество часов в неделю – 2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс (69 часов – 2 часа в неделю)

урока в году

урока в разделе

Название раздела, тема урока

Дата

Примечание

планируемая

фактическая


I четверть – 17 часов

Введение (4часа)

1

Что изучает физика. Физические явления. Вводный и первичный инструктаж по охране труда на уроках физики.

04.09



2

Физические термины. Наблюдение и опыт.

07.09



3

Физические величины. Измерение физических величин.

11.09



4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления мензурки».

14.09



Глава I. Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов)

1

Строение вещества. Молекулы.

18.09



2

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

21.09



3

Движение молекул. Диффузия.

25.09



4

Скорость движения молекул. Температура.

28.09



5

Взаимодействие молекул.

02.10



6

Три состояния вещества

05.10



7

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

09.10



Глава II. Взаимодействие тел (20 часов)

1

Механическое движение. Равномерное, неравномерное движение.

12.10



2

Скорость. Единицы скорости.

16.10



3

Расчёт пути и времени движения.

19.10



4

Решение задач на расчёт скорости, пути и времени движения.

23.10



5

Контрольная работа № 1

«Расчёт пути, времени и скорости движения»

26.10


Приложение 1

6

Инерция

30.10



II четверть – 16 часов

7

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

06.11



8

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

09.11



9

Плотность вещества

13.11



10

Лабораторная работа № 4,5 «Определение объёма и плотности твёрдого тела»

16.11



11

Расчёт массы и объёма тела по его плотности

20.11



12

Решение задач на плотность, массу, объём

23.11



13

Контрольная работа № 2 «Плотность вещества»

27.11


Приложение 2

14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы.

30.11



15

Сила упругости. Вес тела. Невесомость.

04.12



16

Решение задач на силы.

07.12



17

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

11.12



18

Графическое изображение силы. Сложение сил.

14.12



19

Сила трения. Трение в природе и технике.

18.12



20

Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»


21.12



Глава III. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (21 час)

1

Давление. Единицы давления.

25.12



2

Способы уменьшения, увеличения давления.

28.12



III четверть – 20 часов

3

Решение задач на расчёт давления твёрдых тел. Повторный инструктаж по охране труда на уроках физики.

15.01



4

Давление газа

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

18.01



5

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

22.01



6

Решение задач на давление

25.01



7

Контрольная работа № 3 «Давление»

29.02


Приложение 3

8

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов

01.02



9

Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

05.02



10

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

08.02



11

Манометры.

12.02



12

Поршневой жидкостный насос.

15.02



13

Гидравлическая машина

19.02



14

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила.

22.02



15

Решение задач на Архимедову силу.

26.02



16

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы и условий плавания тел в жидкости»

01.03



17

Плавание тел. Плавание судов.

05.03



18

Решение задач на Архимедову силу

12.03



19

Воздухоплавание

15.03



20

Решение задач на Архимедову силу, плавание тел

19.03



21

Контрольная работа № 4 «Архимедова сила»

22.03


Приложение 4

Глава IV. Работа, мощность и энергия (13часов)

1

Механическая работа. Единицы работы.

26.03



IV четверть – 16 часов

2

Мощность. Решение задач

02.04



3

Простые механизмы. Рычаги.

05.04



4

Рычаги в природе и технике

09.04



5

Момент силы. Правило равновесия рычага.

12.04



6

Лабораторная работа № 9

«Выяснение условий равновесия рычага»

16.04



7

Решение задач на рычаги

19.04



8

Блоки. «Золотое» правило механики.

23.04



9

Решение задач на блоки

26.04



10

КПД простых механизмов. Решение задач на КПД

30.04



11

Лабораторная работа № 10

«Определение КПД наклонной плоскости»

03.05



12

Потенциальная и кинетическая энергии

07.05



13

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии

10.05



Повторение (5 часов)

1

Повторение основных физических терминов, величин, единиц измерения. Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

14.05



2

Повторение темы «Взаимодействие тел. Давление»

17.05



3

Повторение темы «Архимедова сила»

21.05



4

Повторение темы «Работа мощность, энергия»

24.05





17






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по физике

Автор: Ахматгареева Лилия Ильдусовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по физике для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113537"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410413867"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по физике 8 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-8-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "228332"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441248177"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "рабочая программа физика 8класс УМК: А.В. Перышкин "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-fizika-8klass-umk-a-v-pieryshkin"
    ["file_id"] => string(6) "159886"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421955036"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. Физика 7 класс. Индивидуальное обучение. "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-fizika-7-klass-individual-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "174746"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424176855"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства