Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017.- (Стандарты второго поколения). Физика. 7–9 классы. Рабочие программы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. под редакцией Е. Н. Тихонова- М.: Дрофа. 2017 |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК: 1) «Физика 8»,Перышкин А.В.,М., «Дрофа» 2016; 2)«Сборник задач по физике 7-9», Лукашик В.И.,М, «Просвещение»,2017. |
Формы организации учебных занятий | Основной формой организации учебных занятий является урок. В рамках уроках физики осуществляется различная организация работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работы, работа в группах (как статическая так и подвижная) В соответствии с требованиями ФГОС на уроках физики реализуется системно-деятельностный подход, через использование технологии деятельностного типа: урок открытия новых знаний; урок рефлексия; урок общеметодологической направленности (систематизации и обобщения); урок развивающего контроля. |
Формы контроля | Формами контроля освоения учащихся программы являются контрольные работы |
Личностные | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. |
Метапредметные | Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). |
Предметные | Учащиеся должны знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом; смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света; Учащиеся должны уметь: описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си); приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях; решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света; осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности. |
Содержание предмета (Курсивом отмечены темы, изучающиеся учащимися с ЗПР ознакомительно) | Основные виды деятельности учащихся |
Раздел «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. Лабораторные работы: № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» №3 «Измерение влажности воздуха» | Понимать и объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы. Уметь измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха. Владеть экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества. Понимать принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании. Понимать смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике. Владеть способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Измерять удельную теплоемкость вещества. Измерять теплоту плавления льда. Исследовать тепловые свойства парафина. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха по точке росы. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций. |
Раздел «Электрические явления» Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Лабораторные работы: № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» № 6 «Регулирование силы тока реостатом» № 7«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» № 8 «Измерение работы и мощности электрического тока в лампе» | Понимать и объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока. Уметь измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца. Понимать принцип действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеть способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности). |
Раздел «Электромагнитные явления» Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Лабораторные работы: № 9«Сборка электромагнита и испытание его действия» № 10«Изучение электродвигателя постоянного тока» | Понимать и объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности). |
Раздел «Световые явления» Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы. Лабораторная работа: № 11 « «Получение изображения при помощи линзы» | Понимать и объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света. Уметь измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы. Владеть экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало. Понимать смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света. Различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды). |
Раздел «Итоговое повторение» | Овладеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики. Приводить примеры практического использования физических законов. Уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). |
№ урока в году | № урока в разделе | Название раздела, тема урока | Дата | Примечание |
Планируемая | Фактическая | |
I четверть – 17 часов |
Глава I. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества(25часов) |
| 1 | Тепловое движение. Температура. Вводный и первичный инструктаж по охране труда на уроках физики | | | |
| 2 | Внутренняя энергия | | | |
| 3 | Способы изменения внутренней энергии | | | |
| 4 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | | | |
| 5 | Конвекция. Излучение. | | | |
| 6 | Примеры теплопроводности в природе и технике. | | | |
| 7 | Контрольная работа № 1 «Теплопередача» | | | Приложение 1 |
| 8 | Количество теплоты | | | |
| 9 | Удельная теплоёмкость | | | |
| 10 | Расчёт количества теплоты при нагревании | | | |
| 11 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры» | | | |
| 12 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | | | |
| 13 | Энергия топлива. Закон сохранения энергии | | | |
| 14 | Различные состояния вещества | | | |
| 15 | Плавление и отвердевание твёрдых тел | | | |
| 16 | Удельная теплота плавления. Решение задач. | | | |
| 17 | Решение задач на нагревание, плавление, уравнение теплового баланса. | | | |
II четверть – 16 часов |
| 18 | Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования | | | |
| 19 | Решение задач на испарение, плавление, нагревание, уравнение теплового баланса. | | | |
| 20 | Влажность. Насыщенный, ненасыщенный пар. Измерение влажности | | | |
| 21 | Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» | | | |
| 22 | Решение задач на количество теплоты. Обобщающий урок | | | |
| 23 | Контрольная работа № 2 «Тепловые явления» | | | Приложение 2 |
| 24 | Двигатель внутреннего сгорания | | | |
| 25 | Паровая турбина. КПД тепловых двигателей | | | |
Глава II. Электрические явления(24 часа) |
| 1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | | | |
| 2 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда | | | |
| 3 | Строение атома | | | |
| 4 | Объяснение электрических явлений | | | |
| 5 | Электрический ток. Источники тока. | | | |
| 6 | Электрическая цепь | | | |
| 7 | Электрический ток в металлах. Действия тока. | | | |
| 8 | Направление тока. Сила тока. | | | |
III четверть – 20 часов |
| 9 | Сила тока и её измерение. Амперметр. Измерение силы тока. Повторный инструктаж по охране труда на уроках физики. | | | |
| 10 | Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках» | | | |
| 11 | Электрическое напряжение. Измерение напряжения. | | | |
| 12 | Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | | | |
| 13 | Электрическое сопротивление проводников | | | |
| 14 | Закон Ома для участка цепи | | | |
| 15 | Расчёт сопротивления проводника | | | |
| 16 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | | | |
| 17 | Лабораторная работа № 7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | | | |
| 18 | Последовательное соединение проводников | | | |
| 19 | Параллельное соединение проводников | | | |
| 20 | Изучение параллельного соединения проводников. Решение задач | | | |
| 21 | Работа и мощность тока | | | |
| 22 | Лабораторная работа №8 «Определение мощности электрической лампы» | | | |
| 23 | Нагревание проводников электрическим током. Короткое замыкание. Предохранители. | | | |
| 24 | Контрольная работа №3 «Электрические явления» | | | Приложение 3 |
Глава III. Электромагнитные явления(8 часов) |
50. | 1 | Магнитное поле. Магнитное поле тока. | | | |
51. | 2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагнит и его применение. | | | |
52. | 3 | Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | | | |
53. | 4 | Постоянные магниты. Силовые линии. Изучение свойств магнитов. | | | |
IV четверть – 16 часов |
54. | 5 | Магнитное поле Земли | | | |
55. | 6 | Электродвигатель | | | |
56. | 7 | Лабораторная работа № 10 «Изучение электродвигателя постоянного тока» | | | |
57. | 8 | Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления» | | | Приложение 4 |
Глава IV. Световые явления (8 часов) |
58. | 1 | Источники света | | | |
59. | 2 | Прямолинейное распространение света | | | |
60. | 3 | Отражение света. Закон отражения света Плоское зеркало | | | |
61. | 4 | Преломление света. Закон преломления света. | | | |
62. | 5 | Линзы. Изображение, даваемое линзой. | | | |
63. | 6 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» | | | |
64. | 7 | Оптическая сила линзы | | | |
65. | 8 | Фотоаппарат, глаз, зрение, очки. | | | |
Повторение (4 часа) |
66. | 1 | Повторение темы «Тепловые явления» | | | |
67. | 2 | Повторение темы «Электрические явления» | | | |
68. | 3 | Повторение темы «Электромагнитные явления» | | | |
69. | 4 | Повторение темы «Световые явления» | | | |