Рабочая программа по физике (9 класс – базовое изучение предмета) разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по физике(2004г), на основе примерной программы основного общего образования «Физика.7-9» и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика 9».
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит на изучение физики 2 часа в неделю.
Рабочая программа по физике (9 класс – базовое изучение предмета) разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по физике(2004г), на основе примерной программы основного общего образования «Физика.7-9» и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика 9».
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит на изучение физики 2 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по физике (9 класс – базовое изучение предмета) разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по физике(2004г), на основе примерной программы основного общего образования «Физика.7-9» и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика 9».
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит на изучение физики 2 часа в неделю.
Программа соответствует основной стратегии развития школы:
- ориентации нового содержания образования на развитие личности;
- реализации деятельностного подхода к обучению;
- обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных элементов культуры, являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся;
- обеспечению пропедевтической работы, направленной на раннюю профилизацию учащихся (в связи с выбранной стратегией развития двух профильного обучения старшей школы – гуманитарного и естественнонаучного) с возможным переходом на ИУП.
Ключевая компетенция
Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся на II ступени общего образования
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская и информационная компетенции)
Способность и готовность:
- извлекать пользу из опыта;
- организовывать и упорядочивать свои знания;
- организовывать собственные приемы обучения;
- решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Социально-трудовая компетенция
Способность и готовность:
- включаться в социально-значимую деятельность;
- оперативно включаться в проекты;
- нести ответственность;
- внести свой вклад в проект;
- доказать солидарность;
- организовать свою работу.
Коммуникативная компетенция
Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- овладение навыками неконфликтного общения;
- способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Компетенция в сфере личностного определения
Способность и готовность:
- критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать личную позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в основной школе, заложенным в программе А.В. Пёрышкина и Е.М.Гутника.
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;
- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основой построения курса физики 9 класса является идеи и принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в обучении, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно поисковая, исследовательская технологии. Именно они развивают самостоятельность в приближении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Введение новых понятий сопровождаются проведением простых физических опытов, так как основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления.
При изучении физических явлений, величин, законов учащимся предлагается рассмотреть рисунки, описать их, ответить на поставленные вопросы, провести наблюдения природных явлений, описать и обобщить результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы, а также представить результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявить на этой основе эмпирические зависимости. Принцип наглядности в обучении формирует способность анализировать информацию, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Цели изучения физики в 9 классе:
- изучить законы взаимодействия и движения тел, электрическое, магнитное и гравитационное поля, элементы физики микромира.
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Электромагнитное поле (13 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Строение атома и атомного ядра (11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Итоговое повторение (2 часа)
Количество лабораторных работ – 6.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Исследование свободного падения.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование -на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
I четверть
Номер урока
Содержание урока
( темы, разделы)
Кол-во часов
Дата
проведения
Законы взаимодействия и движения тел
27
1/1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета
1
03.09.18г.
2/2
Траектория, путь и перемещение
1
06.09.18г.
3/3
Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
1
10.09.18г.
4/4
Графическое представление равномерного движения
1
13.09.18г.
5/5
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
1
17.09.18г.
6/6
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
1
20.09.18г.
7/7
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
1
24.09.18г.
8/8
Графическое представление равноускоренного движения
1
27.09.18г.
9/9
Решение задач по теме «Основы кинематики» Тест по теме «Основы кинематики»
1
01.10.18г.
10/10
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
1
04.10.18г.
11/11
Относительность движения
1
08.10.18г.
12/12
Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»
1
11.10.18г.
13/13
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
1
15.10.18г.
14/14
Второй закон Ньютона
1
18.10.18г.
15/15
Третий закон Ньютона
1
22.10.18г.
16/16
Свободное падение тел
1
25.10.18г.
II четверть
Номер урока
Содержание урока
( темы, разделы)
Кол-во часов
Дата
проведения
17/17
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
1
08.11.18г.
18/18
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
1
12.11.18г.
19/19
Закон всемирного тяготения
1
15.11.18г.
20/20
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел
1
19.11.18г.
21/21
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
1
22.11.18г.
22/22
Искусственные спутники Земли
1
26.11.18г.
23/23
Импульс тела. Закон сохранения импульса
1
29.11.18г.
24/24
Реактивное движение. Ракеты
1
03.12.18г.
25/25
Закон сохранения механической энергии
1
06.12.18г.
26/26
Решение задач по теме «Основы динамики»
1
10.12.18г.
27/27
Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики» с ЭПА
1
13.12.18г.
Механические колебания и волны. Звук
11
28/1
Колебательное движение. Колебательные системы.
1
17.12.18г.
29/2
Величины, характеризующие колебательное движение
1
20.12.18г.
30/3
Математический маятник
1
24.12.18г.
31/4
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
1
27.12.18г.
III четверть
Номер урока
Содержание урока
( темы, разделы)
Кол-во часов
Дата
проведения
32/5
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания
1
14.01.19г.
33/6
Механические волны. Продольные и поперечные волны
1
17.01.19г.
34/7
Длина и скорость распространения волны
1
21.01.19г.
35/8
Источники звука. Звуковые колебания.
1
24.01.19г.
36/9
Распространение звука. Скорость звука
1
28.01.19г.
37/10
Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук»
1
31.01.19г.
38/11
Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»
1
04.02.19г.
Электромагнитное поле
13
39/1
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле
1
07.02.19г.
40/2
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
1
11.02.19г.
41/3
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
1
14.02.19г.
42/4
Индукция магнитного поля. Магнитный поток
1
18.02.19г.
43/5
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца
1
21.02.19г.
44/6
Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
1
25.02.19г.
45/7
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор
1
28.02.19г.
46/8
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
1
04.03.19г.
47/9
Конденсатор
1
07.03.19г.
48/10
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения
1
11.03.19г.
49/11
Электромагнитная природа света. Преломление света.
1
14.03.19г.
50/12
Дисперсия света.
1
18.03.19г.
51/13
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».
1
21.03.19г.
IV четверть
Номер урока
Содержание урока
( темы, разделы)
Кол-во часов
Дата
проведения
Строение атома и атомного ядра
11
52/1
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда
1
04.04.19г.
53/2
Радиоактивные превращения атомных ядер
1
08.04.19г.
54/3
Экспериментальные методы исследования частиц
1
11.04.19г.
55/4
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число
1
15.04.19г.
56/5
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.
1
18.04.19г.
57/6
Деление ядер урана. Цепная реакция. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
22.04.19г.
58/7
Ядерный реактор. Атомная энергетика
1
25.04.19г.
59/8
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
29.04.19г.
60/9
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.
1
06.05.19г.
61/10
Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика»
1
13.05.19г.
62/11
Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика» с ЭПА
1
16.05.19г.
Итоговое повторение
2
63/1
Повторение и обобщение изученного материала
1
20.05.19г.
64/2
Итоговое тестирование
1
23.05.19г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, работа, потенциальная и кинетическая энергия, импульс тела, амплитуда, длина и скорость волны, магнитная индукция, сила тока, напряжение, сопротивление, энергия магнитного поля, электроемкость конденсатора
смысл физических законов: всемирного тяготения, Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции, преломления света, радиоактивного распада, сохранения массового числа;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникации, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального использования и защиты окружающей среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб.дляобщеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2011
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Компьютерные обучающие программы «Живая физика», «Открытая физика»
Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах, 7-11 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 463с.
Разумовский В.Г. Контроль знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1982 – 87с.
Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения. – М: Просвещение, 2006 – 160с.
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 207с.