№ 165од от 29.06.2015 г.
г. Ангарск, 2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, прошедшей рецензирование в ФГАУ «ФИРО» (протокол заседания Научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» от 26.03.2015 г. № 2) и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий»
Протокол заседания МК общеобразовательного цикла № __ от «___» _______20__ г.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык дляописания научной картины мира. Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира. Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля профессионального образования, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», т.к. большинство профессий, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
Учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОП СПО по профессии 18.01.28 Оператор нефтепереработки.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
самостоятельной работы обучающегося 90 часов.
Наименование разделов | Наименование тем и содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 5 | 6 |
Введение | 1 | Физика–наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов Эксперимент и теория в процессе познания природы. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 2 |
2 | Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий и специальностей. |
Раздел 1. Механика | | 38 | |
Раздел 1.1. Кинематика | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
3 | Механическое движение. Механика. Материальная точка. | | |
4 | Перемещение. Путь, Система отсчёта. Траектория. |
5 | Решение задач на проекцию векторов. |
6 | Равномерное прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение и графическое описание. Относительность движения. Скорость и её виды. |
7 | Решение задач на равномерное прямолинейное движение. |
8 | Ускорение. Графическое описание. |
9 | Равнопеременное движение. Виды движения. |
10 | Решение задач на равнопеременное движение. |
11 | Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. |
12 | Решение задач на свободное падение тел. |
13 | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Период. Частота. Периодическое движение. Линейная скорость. |
14 | Решение задач на равномерное движение по окружности. |
15 | Лабораторная работа № 1 «Расчёт и измерение скорости тела» | 1 |
16 | Контрольная работа по теме «Основы кинематики» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц | 6 |
Раздел 1.2. | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
17 | Первый закон Ньютона. Сложение сил. Масса. Импульс. | | |
18 | Второй закон Ньютона..Основной закон классической динамики. Способы измерения массы тел. Инерция. Масса. |
19 | Третий закон Ньютона. |
20 | Решение задач на законы Ньютона. |
21 | Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Гравитационная постоянная |
22 | Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. |
23 | Решение задач на закон всемирного тяготения. |
24 | Силы в механике. Сила упругости. Деформация. Закон Гука. Сила трения. |
25 | Решение задач на силы. |
26 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 |
27 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела» | 1 |
28 | Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости силы трения от веса тела» | 1 |
29 | Контрольная работа по теме «Динамика» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. | 8 |
Раздел 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
30 | Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс силы. Импульс тела. | | |
31 | Реактивное движение. Расчет траекторий космических кораблей, проектирование сооружений. |
32 | Решение задач на закон сохранения импульса. |
33 | Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. |
34 | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Виды энергии. |
35 | Закон сохранения энергии. Применение законов сохранения. |
36 | Решение задач на работу и мощность. |
37 | Решение задач на закон сохранения энергии. |
38 | Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения импульса» | 1 |
39 | Лабораторная работа № 6 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 |
40 | Контрольная работа по теме «Законы сохранения» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц | 4 |
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. | | 24 |
Раздел 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ | Содержание учебного материала | 8 | 1 |
41 | Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. | | |
42 | Агрегатные состояния вещества. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строении газообразных, жидких и твердых тел. |
43 | Основное уравнение МКТ. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Температура и ее измерение. |
44 | Решение задач по молекулярной физике. |
45 | Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Скорость молекул газа. Температура и ее измерение. |
46 | Уравнение состояния идеального. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Молярная газовая постоянная. |
47 | Газовые законы. |
48 | Решение задач по молекулярной физике. |
49 | Лабораторная работа № 7 «Проверка закона Бойля – Мариотта» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. | 6 |
Раздел 2.2. Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
50 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. | | |
51 | Первый закон термодинамики. Применение I закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Уравнение теплового баланса. |
52 | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. |
53 | Решение задач по термодинамике. |
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительных таблиц. Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. | 4 |
Раздел 2.3. Свойства паров | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
54 | Насыщенный пар и его свойства. Насыщенные и ненасыщенные пары. Испарение и конденсация. Парообразование. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. | | |
55 | Лабораторная работа № 8 «Измерение влажности воздуха» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. | 2 |
Раздел 2.4. Свойства жидкостей | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
56 | Сила поверхностного натяжения. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Смачиваемость и несмачиваемость. | | |
57 | Лабораторная работа № 9 «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. | 2 |
Раздел 2.5. Свойства твердых тел | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
58 | Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. | | |
59 | Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. |
60 | Решение задач на закон Гука. |
61 | Лабораторная работа № 10 «Изучение модуля Юнга» | 1 |
62 | Лабораторная работа № 11 «Наблюдение роста кристаллов из раствора» | 1 |
63 | Лабораторная работа № 12 «Определение плотности твёрдого тела» | 1 |
64 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. | 6 |
Раздел 3. Электродинамика | | 54 |
Раздел 3.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 14 | 1 |
65 | Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электризация тел. Элементарные частицы. Применение электризации в быту и производстве. | | |
66 | Закон Кулона. Точечный заряд. Диэлектрическая проницаемость среды. Границы применимости закона. |
67 | Решение задач на закон Кулона. |
68 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. |
69 | Решение задач на напряженность электрического поля. |
70 | Потенциал. Работа сил электростатического поля. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. |
71 | Решение задач на разность потенциала. |
72 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. |
73 | Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. |
74 | Электроемкость. Конденсаторы. |
75 | Соединение конденсаторов в батарею. |
76 | Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.. |
77 | Решение задач на электроёмкость конденсатора. |
78 | Решение задач на энергию конденсатора. | |
79 | Контрольная работа по теме «Электростатика» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. Составление сравнительных таблиц | 10 |
Раздел 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 13 | 2 |
80 | Основные параметры электрических цепей постоянного тока. Сила и плотность тока, напряжение. Условия существования электрического тока. | | |
81 | Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. |
82 | Решение задач на закон Ома. |
83 | Электрические цепи. Применение закона Ома для последовательного и параллельного соединения. |
84 | Решение задач на последовательное соединение проводников. |
85 | Решение задач на параллельное соединение проводников. |
86 | Работа и мощность тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. |
87 | Закон Ома для полной цепи. Э.Д.С. источника тока. Соединение источников электрической энергии в батарею. Короткое замыкание. |
88 | Решение задач на тепловое действие тока. |
89 | Решение задач на ЭДС. |
90 | Электрический ток в полупроводниках. Полупроводники р - и n - типа. Электронно-дырочный переход и его свойства. Собственная проводимость полупроводников. |
91 | Полупроводниковые приборы. Характеристика и применение приборов. |
92 | Решение задач на законы постоянного тока. |
93 | Лабораторная работа № 13 «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников» | 2 |
94 |
95 | Лабораторная работа № 14 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 |
96 | Лабораторная работа № 15 «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника» | 1 |
97 | Лабораторная работа № 16 «Определение работы и мощности лампы накаливания» | 1 |
98 | Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц | 10 |
Раздел 3.3. Магнитное поле тока | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
99 | Магнитное поле. Взаимодействие токов. | | |
100 | Вектор индукции магнитного поля. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Вихревое поле. |
101 | Решение задач на вектор магнитной индукции. |
102 | Закон Ампера. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. |
103 | Применение закона Ампера. |
104 | Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. |
105 | Принцип действия электродвигателя. |
106 | Решение задач на силу Ампера. |
107 | Сила Лоренца. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Определение удельного заряда. |
108 | Ускорители заряженных частиц. |
109 | Решение задач на силу Лоренца. |
110 | Решение задач на магнитный поток. |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. Составление сравнительных таблиц. | 6 |
Раздел 3.4. Электромагнит- ная индукция | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
111 | Магнитный поток. Применение магнитного потока. | | |
112 | Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. |
113 | Самоиндукция. Энергия магнитного поля. |
114 | Энергия магнитного поля. |
115 | Решение задач на электромагнитную индукцию. |
116 | Решение задач на самоиндукцию. |
117 | Лабораторная работа № 17 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
118 | Контрольная работа по теме «Электромагнетизм» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчета по лабораторной работе. | 1 |
Раздел 4. Колебания и волны | | 26 |
Раздел 4.1. Механические колебания | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
119 | Колебательное движение. Гармонические колебания. | | |
120 | Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. |
121 | Вынужденные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. |
122 | Решение задач на механические колебания. |
123 | Лабораторная работа по теме № 18 «Изучение зависимости периода колебаний маятника» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. | 2 |
Раздел 4.2. Упругие волны | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
124 | Виды волн. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. | | |
125 | Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны. |
126 | Ультразвук и его применение. Инфразвук и его применение. |
127 | Решение задач на механические волны. |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. Составление сравнительных таблиц. | 4 |
Раздел 4.3. Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 11 | 1 |
128 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. | | |
129 | Вынужденные электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. |
130 | Колебательный контур. Формула Томсона. |
131 | Решение задач на формулу Томсона. |
132 | Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. |
133 | Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. |
134 | Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Генераторы тока. |
135 | Решение задач на ёмкостное и индуктивное сопротивления. |
136 | Трансформаторы. Токи высокой частоты. |
137 | Получение и передача электроэнергии. Распределение электроэнергии. |
138 | Решение задач на электромагнитные колебания. |
Раздел 4.4. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
139 | Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. | | |
140 | Решение задач на электромагнитные волны. |
141 | Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. |
142 | Применение электромагнитных волн. Принцип радиотелефонной связи. |
143 | Лабораторная работа№ 19 «Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока» | 1 |
144 | Контрольная работа по теме «Колебания и волны» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. | 1 |
Раздел 5. Оптика | | 14 |
Раздел 5.1. Природа света | Содержание учебного материала | 5 | 1 |
145 | Развитие взглядов на природу света. Скорость распространения света. | | |
146 | Законы отражения и преломления света. Полное отражение. |
147 | Решение задач на законы отражения и преломления света. |
148 | Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
149 | Решение задач на формулу тонкой линзы. |
150 | Лабораторная работа № 20 «Определение главного фокуса линзы» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. | 4 |
Раздел 5.2. Волновые свойства света | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
151 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. | | |
152 | Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. |
153 | Дисперсия света. Дисперсионный спектр. |
154 | Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. |
155 | Решение задач на дифракционную решётку. |
156 | Лабораторная работа по теме № 21 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 1 |
157 | Лабораторная работа по теме № 22 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» | 1 |
158 | Контрольная работа по теме «Оптика» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по лабораторным работам. Составление сравнительных таблиц. | 4 |
Раздел 6. Элементы квантовой физики | | 14 |
Раздел 6.1. Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
159 | Квантовая гипотеза Планка. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. | | |
160 | Фотоны. Типы фотоэлементов. |
161 | Решение задач на уравнение Эйнштейна. |
Раздел 6.2. Физика атома | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
162 | Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. | | |
163 | Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы. |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. | 4 |
Раздел 6.3. Физика атомного ядра | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
164 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. | | |
165 | Решение задач на естественную радиоактивность. |
166 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. |
167 | Энергия связи. Дефект массы. Устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. |
168 | Решение задач на ядерные реакции. |
169 | Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция.. |
170 | Решение задач на энергию связи. |
171 | Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы |
172 | Контрольная работа по теме «Элементы квантовой физики» | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации по отдельным темам, с использованием дополнительной литературы, интернет - ресурсов. | 2 |
Раздел 7. Эволюция Вселенной | | 8 |
Раздел 7.1. Строение и развитие Вселенной | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
173 | Наша звездная система — Галактика. Ядро галактики. Бесконечность Вселенной. Другие галактики. | | |
174 | Понятие о космологии. Материя. |
175 | Расширяющаяся Вселенная. Закон Хаббла. Модель горячей Вселенной. Эволюция вселенной. Строение и происхождение Галактик. Виды галактик. |
Раздел 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
176 | Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. | | |
177 | Энергия Солнца и звезд. Углеродный цикл. Эволюция звезд. Гиганты и карлики. |
178 | Происхождение Солнечной системы. Планеты. |
179 | Дифференцированный зачет | 1 |
180 | Дифференцированный зачет | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проектная работа «Радиоастрономия» | 6 |
| Всего: | 270 | |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение | Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений. Представлять границы погрешностей измерений при построении графиков. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов. Излагать основные положения современной научной картины мира. Приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. ■ Использовать Интернет для поиска информации. |
1. Механика |
Кинематика | Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекции скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекции скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проводить сравнительный анализ равномерного и равнопеременного движений. Указать использование поступательного и вращательного движений в технике. Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработать возможную систему действий и конструкцию для экспериментального определения кинематических величин. Представлять информацию о видах движения в виде таблицы. |
Законы сохранения в механике | Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жёсткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указать учебные дисциплины, при изучении которых используются законы сохранения. |
2. Основы молекулярной физики и термодинамики |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ | Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно - кинетической теории. (МКТ) Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определять параметры вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости р(Т), (vcr), р(У) Исследовать экспериментально зависимости р(Т), V^), р^)) Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы. Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Указать границы применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ. |
Основы термодинамики | Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики. Рассчитывать работу, совершённую газом, по графику зависимости р (V). Вычислять работу газа, совершённую при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычислять КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснять принципы действия тепловых машин. Показать роль физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Излагать суть экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предлагать пути их решения. Указать границы применимости законов термодинамики. Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указать учебные дисциплины, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки». |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел | Измерять влажность воздуха. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Приводить примеры капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследовать механические свойства твердых тел. Применять физические понятия и законы в учебном материале профессионального характера. Использовать Интернет для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалах |
3. Электродинамика |
Электростатика | Вычислять напряжённость электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов. Измерять энергию электрического поля заряженного конденсатора. Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора. Разработать план и возможную схему действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проводить сравнительный анализ гравитационного и электростатического полей |
Постоянный ток | Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснять на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя. Определять температуру нити накаливания. Измерять электрический заряд электрона. Снимать вольтамперную характеристику диода. Проводить сравнительный анализ полупроводниковых диодов и триодов. Использовать интернет для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Устанавливать причинно-следственные связи. |
Магнитные явления | Измерять индукцию магнитного поля. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле. Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследовать явления электромагнитной индукции, самоиндукции. электроизмерительных приборов. Объяснять принцип действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснять роль магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приводить примеры практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проводить сравнительный анализ свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснять на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как «метадисциплину». |
4. Колебания и волны |
Механические колебания | Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычислять период колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жёсткости пружины. Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приводить примеры автоколебательных механических систем. Проводить классификацию колебаний. |
Упругие волны | Представлять области применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, медицине. ■ Излагать суть экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека. |
Электромагнитные колебания | Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерять электроёмкость конденсатора. Измерять индуктивность катушки. Исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи. Проводить аналогию между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Рассчитывать значения силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследовать принцип действия трансформатора. Исследовать принцип действия генератора переменного тока. Использовать интернет для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии. |
Электромагнитные волны | Осуществлять радиопередачу и радиоприём. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развивать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснять принципиальное различие природы упругих и электромагнитных волн. Излагать суть экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснять роль электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной. |
5. Оптика |
Природа света | Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза. Строить изображения предметов, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу линзы. Измерять фокусное расстояние линзы. Испытывать модели микроскопа и телескопа. |
Волновые свойства света | Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн. Наблюдать явление дифракции электромагнитных волн. Наблюдать явление поляризации электромагнитных волн. Измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдать явление дифракции света. Наблюдать явление поляризации и дисперсии света. Находить различия и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приводить примеры появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечислять методы познания, которые использованы при изучении указанных явлений. |
6. Элементы квантовой физики |
Квантовая оптика | Наблюдать фотоэлектрический эффект. Объяснять законы Столетова на основе квантовых представлений Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определять работу выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерять работу выхода электрона. Перечислять приборы установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта. Объяснять роль квантовой оптики в развитии современной физики. |
Физика атома | Наблюдать линейчатые спектры. Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснять происхождение линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследовать линейчатый спектр. Исследовать принцип работы люминесцентной лампы. Наблюдать и объяснять принцип действия лазера. Приводить примеры использования лазера в современной науке и технике. Использовать Интернет для поиска информации о перспективах применения лазера. |
Физика атомного ядра | Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера. Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Определять заряд и массовое число атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде. Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. Понимать преимущества и недостатки использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Излагать суть экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проводить классификацию элементарных частиц по их физическим характеристикам(массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.) ■ Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. |
7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ |
Строение и развитие Вселенной | Наблюдать звёзды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждать возможные сценарии эволюции Вселенной. Использовать Интернет для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценивать информацию с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д. |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. | Вычислять энергию, освобождающуюся при термоядерных реакциях. Формулировать проблемы термоядерной энергетики. Объяснять влияние Солнечной активности на Землю. Понимать роль космических исследований, их научное и экономическое значение. Обсуждать современные гипотезы происхождения Солнечной системы. |
Релизация программы учебной дисциплины требует налиция учебного кабинета физика.
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования - М.: 2012
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. -М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. - М.: 2015
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 10 класс.- М.:2010
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 11 класс. - М.:2010
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования - М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. - М.: 2015
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации: методическое пособие/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. - М.: 2010
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (Электронное приложение). - М.: 2015
Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник. - М.:2014
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.Углубленный уровень: учебник. -М.:2014
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. st-books.ru - Лучшая учебная литература.
www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
ru/book - Электронная библиотечная система.
http://www.alleng.ru/edu/phys.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Физика.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fiz.1september.ru/ - Учебно-методическая газета «Физика». dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии. http://n-t.ru/nl/fz/ - Нобелевские лауреаты по физике. http://nuclphys.sinp.msu.ru/ - Ядерная физика в интернете. http://college.ru/fizika/ - Подготовка к ЕГЭ
http://kvant.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».
http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.htm - Естественнонаучный журнал для молодежи «Путь в науку».