Рабочая программа по курсу "Физика 9" содержит : пояснительную записку, содержание курса, ожидаемые результаты, календарно - тематическое планирование, тематическое планирование. Программа составлена для учебника А.В. Пёрышкин,Е.М. Гуткин, для 2 часов в неделю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Физика 9"»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 9 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Изменений, внесённых в рабочую программу учителем нет.
Рабочая учебная программа по физике для 9 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МОБУ «Оброченская СОШ». Предмет «Физика» изучается в 9 классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Результаты освоения:
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
оценки безопасности радиационного фона.
Содержание учебного предмета «Физика 9»
Тема 1 Законы взаимодействия и движения тел (22 ч)
Знать понятия: материальная точка, система отсчета, вектор перемещения, различать «путь» и «перемещение», мгновенная скорость, равноускоренное движение, ускорение свободного падения, гравитационная постоянная, импульс, реактивное движение; знать законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса; знать практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты.
Уметь: пользоваться секундомером; уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, силу, импульс, ускорение свободного падения.; читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движении; решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, ускорения и скорости при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, силы, импульса; изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Лабораторная работа № 1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Лабораторная работа № 2 Измерение ускорения свободного падения
Контрольная работа №1 «Законы взаимодействия и движения тел»
Тема 2 Механические колебания и волны. Звук. (14 ч)
Знать понятия: амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны; знать практическое применение звуковых волн в технике. Уметь объяснять физ. понятия и явления: звуковая волна, резонанс, эхо, высота, тембр, громкость звука; уметь измерять и вычислять период колебаний маятника; решать практические задачи на определение длины волны.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Лабораторная работа № 3 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины
Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук.»
переменный ток, электромагнитная волна; различать по графикам виды магнитных
полей: однородное и неоднородное; знать устройство, принцип действия и
практическое применение генератора переменного тока.
Уметь определять направление вектора магнитной индукции, силы Ампера;
решать задачи с применением изученной формулы.
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Лабораторная работа № 4 Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №3 «Электромагнитное поле»
Тема 4 Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (18 ч)
Знать строение атома, состав атомных ядер; принцип расщепления некоторых массивных ядер под действием нейтронов и выделение энергии при расщеплении (на качественном уровне); понимать устройство атомной электростанции по аналогии с обычной тепловой электростанцией, в которой роль топки играет атомный реактор; иметь представление о радиоактивности, поглощенной дозе
излучения и ее биологическом действии.
Уметь определять состав атомных ядер различных элементов (По таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»); решать качественные и расчётные задачи.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Лабораторная работа № 5 Изучение деления ядер урона по фотографии треков Лабораторная работа № 6 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Контрольная работа №4 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомного ядра»
Календарно - тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Коли
чество часов
Вид занятия
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
1
Законы взаимодействия и движения тел
22
I
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.
1
Урок лекция
Работа с книгой
2
Определение координаты движущегося тела.
I
Урок исследования
Наблюдения
3
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.