обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
повышение качества преподавания предмета.
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Задачи:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Нормативные документы
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана с учетом:
- положений Закона об образовании;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2014-2015 учебный год:
Примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005,);
Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы; Составители: И.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2004г; («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова).
Государственные стандарты основного общего образования по физике / Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.
- Учебного плана МБОУ-СОШ № 2 п.Южный на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № 85 от 29.05.2014 г.;
- образовательной программы школы;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Согласно Уставу школы, базисному учебному плану, годовому календарному графику на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 ч в неделю (102 ч в год).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Сведения о программе
Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, «Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»; Составители: И.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2004 г; («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова).
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Данную программу считаю приемлемой для обучения курса физики на базовом уровне.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
Электромагнитная индукция.
Электромагнитные колебания.
Электромагнитные волны.
Элементы теории относительности.
Световые кванты.
Атом и атомное ядро.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
повышение качества преподавания предмета.
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Задачи:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Нормативные документы
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана с учетом:
- положений Закона об образовании;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2014-2015 учебный год:
Примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005,);
Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы; Составители: И.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2004г; («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова).
Государственные стандарты основного общего образования по физике / Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.
- Учебного плана МБОУ-СОШ № 2 п.Южный на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № 85 от 29.05.2014 г.;
- образовательной программы школы;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Согласно Уставу школы, базисному учебному плану, годовому календарному графику на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 ч в неделю (102 ч в год).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Сведения о программе
Программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, «Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»; Составители: И.Г. Саенко, В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; «Просвещение», 2004 г; («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова).
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира. Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Данную программу считаю приемлемой для обучения курса физики на базовом уровне.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.
В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.
В рабочей программе выделен заключительный раздел "Повторение", что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
Электромагнитная индукция.
Электромагнитные колебания.
Электромагнитные волны.
Элементы теории относительности.
Световые кванты.
Атом и атомное ядро.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Физика (образовательная область «Естествознание») как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания"
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Согласно Уставу школы, базисному учебному плану, годовому календарному графику на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 ч в неделю (102 ч в год).
Основной формой проведения занятий является урок, в ходе которого используются:
-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;
-технологии обучения: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;
-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
Компетенции
Учебно – познавательная
Коммуникативная
социально – трудовая
ценностно – смысловая
Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.
Механизмы формирования ключевых компетенция учащихся:
коммуникация: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь графическую форму выражать вербально; находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.
операции над числами: проведение измерений (объема, температуры, энергии тела при совершении работы, плотности вещества, работы и мощности электрического тока и т.д.), сбор информации представленной в графиках и диаграммах, необходимые расчеты.
информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.
работа с людьми: часто для работы на уроке мы объединяем детей в пары, команды, группы и совместная деятельность, направленная на достижение общей цели требует от них коммуникабельности, умение общаться, умение пойти на компромисс или отстаивать свое мнение, одним словом - умение работать в команде,
организация позитивной личной жизни, стремление к прогрессу:
давая, знания на уроке, мы «подталкиваем» или учим детей усовершенствованию приобретенных умений и собственных способностей, для повышения результативности своей деятельности.
умение разрешать проблемы:
при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использования различных приемов, знаний с учетом их результативности эти проблемы решать.
Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов не только научить детей, но и уметь применить свои знания в современной жизни.
Виды и формы контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Информация об используемом учебнике
В качестве основных учебников взят комплект учебников Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., Физика 11 класс, М.: Просвещение, с 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий.Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
МЕХАНИКА
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знанийв повседневной жизни:
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения.Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемойВселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
смысл физических величин:скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оцениватьинформацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
- отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы;
- отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- отметка «2» ставится, если учащийся не усвоил весь учебный материал, не может ответить на все наводящие вопросы;
- отметка «1» ставится, если учащийся без уважительных причин не готов отвечать даже на дополнительные наводящие вопросы.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное;
- отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организация рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
- отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе не проявлялась, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места;
- отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя;
- отметка «1» ставится, если учащийся не приступил к выполнению данной работы.
ОЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
- отметка «5» ставится, если оформление условия и решения задачи выполнено самостоятельно правильно, аккуратно и рационально, а также задача представлена в заданный срок в полном объёме (при выполнении контрольных, самостоятельных, зачетных работ), задача выполнена с учетом установленных требований;
- отметка «4» ставится, если задача выполнялась самостоятельно, но допущены незначительные ошибки в оформлении условия и решения задачи или задача выполнена с небольшими отклонениями от заданных основных требований;
- отметка «3» ставится, если задача выполнена со значительными нарушениями заданных требований;
- отметка «2» ставится, если задача выполнена с грубыми нарушениями заданных требований или решения задачи нет;
- отметка «1» ставится, если учащийся не приступил к оформлению и решению задачи.
( К И М ы )
Контрольная работа №1 ___________________________________________ 11 класс Тема: «Магнитное поле. Явление ЭМИ»
Вариант №1
На прямой проводник длиной 0,5 м, расположенный под углом 30о к линиям вектора магнитной индукции, действует сила 0,15 Н. Определите силу тока в проводнике, если магнитная индукция 20 мТл.
Соленоид, имеющий 100 витков с площадью сечения 50 см2 каждый, находится в магнитном поле, линии индукции которого параллельны его оси. Определите ЭДС индукции, возникающую в соленоиде, при равномерном уменьшении индукции магнитного поля от 8 Тл до 2 Тл в течение 0,4 с.
Определите направление индукции магнитного поля
Протон, имеющий скорость 1,6 ּ 105 м/с, влетает в вертикальное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции. Чему равна индукция магнитного поля, если протон движется в нем по окружности радиусом 1,67 ּ 10-2 м.
Определите изменение магнитного потока за 3 с через контур проводника сопротивлением 10 мОм, если индукционный ток равен 0,4 А
Вариант №2
Прямой проводник длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 0,01 Тл. Сила тока в проводнике 20 А. Определите угол между направлением вектора магнитной индукции и направлением тока, если на проводник действует сила 10 мН
Катушка, содержащая 50 витков с площадью сечения 25 см2 каждый, находится в однородном магнитном поле, линии индукции которого перпендикулярны плоскости катушки. Определите изменение индукции магнитного поля, если в катушке возникла ЭДС индукции 5 В за 0,02 с.
Определите направление движения проводника с током
N
S
Электрон, имеющий скорость 4,8 ּ 107 м/с, влетает в вертикальное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции. Определите радиус окружности, по которому движется электрон в поле индукции 85 мТл.
Определите время изменения магнитного потока от 3мВб до 5 мВб в проводнике сопротивлением 25 мОм, если сила индукционного тока в данном контуре равна 0,2 А.
Контрольная работа №2 ____________________________________________ 11 класс Тема: «Механические и электромагнитные колебания»
Вариант №1
1. Маятник совершил 50 колебаний за 2 мин. Найдите период и частоту колебаний.
2. Величина заряда на пластинах конденсатора колебательного контура изменяется по закону Q = 2,0 • 10-7 • cos 2,0 • 104t. Чему равна максимальная величина заряда, а также электроемкость конденсатора, если индуктивность катушки колебательного контура 6,25 • 10-3 н? (Все величины выражены в единицах СИ.)
3. В цепь переменного тока включено активное сопротивление величиной 5,50 Ом. Вольтметр показывает напряжение 220 В. Определите действующее и амплитудное значения силы тока в цепи.
4. Напряжение на зажимах первичной обмотки трансформатора 220 B, а сила тока 0,6 A. определить силу тока во вторичной обмотке трансформатора, если напряжение на ее зажимах 12 B при КПД 98 %.
Вариант №2
1. Маятник имеет длину 40 см. Каков будет период колебаний этого маятника на поверхности Луны? (Маятник считать математическим; ускорение свободного падения на поверхности Луны считать равным 1,6 м/с2.)
2. Рассчитайте частоту переменного тока в цепи, содержащей конденсатор электроемкостью 1,0•10-6 Ф, если он оказывает току сопротивление 1,0 • 103 Ом.
3. Катушка с индуктивностью 0,20 Гн включена в цепь переменного тока с промышленной частотой равной 50 Гц и с напряжением 220 В. Определите силу тока в цепи. Активным сопротивлением катушки пренебречь.
4. Катушку какой индуктивности надо включить в колебательный контур, чтобы при емкости конденсатора 50пФ получить частоту свободных колебаний 10 МГц?
Контрольная работа №3 ____________________________________________ 11 класс Тема: «Механические и электромагнитные волны»
Вариант №1
1. Определите длину звуковой волны человеческого голоса высотой тона 680 Гц. (Скорость звука считать равной 340 м/с.)
2. В каком диапазоне длин волн может работать приемник, если емкость конденсатора в его колебательном контуре плавно изменяется от 50 до 500 пф, а индуктивность катушки постоянна и равна 2 мкГн?
3. Каким может быть максимальное число импульсов, испускаемых радиолокатором в 1 с, при разведывании цели, находящейся в 30 км от него?
4. Человек, стоящий на берегу моря, определил, что расстояние между следующими друг за другом гребнями волн равно 8 м. Кроме того , он подсчитал, что за 1 мин мимо него прошло 24 волновых гребня. Определите скорость распространения волны.
Вариант №2
1. Во время грозы человек услышал гром через 10 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел ее разряд?
2. Сколько колебаний происходит в электромагнитной волне с длиной волны 30 м в течение одного периода звуковых колебаний с частотой 200 Гц?
3. На каком расстоянии от антенны радиолокатора находится объект, если отраженный от него радиосигнал возвратился обратно через 200 мкс?
4. Лодка качается в море на волнах, которые распространяются со скоростью 2 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн 6 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки?
Контрольная работа №4 ___________________________________________ 11 класс Тема: «Световые волны. Оптика »
Вариант №1
Уличный фонарь висит на высоте 3м. Палка длиной 1,2 м, установленная вертикально в некотором месте, отбрасывает тень, длина которой равна длине палки. На каком расстоянии от основания столба расположена палка?
Луч света падает из воздуха на поверхность жидкости под углом 400 и преломляется под углом 240. При каком угле падения луча угол преломления будет равен 200?
Фокусное расстояние собирающей линзы равно F=10 см, расстояние от предмета до переднего фокуса a = 5 см. Найдите высоту H действительного изображения предмета, если высота самого предмета h = 2см.
Дифракционная решетка, постоянная которой равна 0,004 мм, освещается светом с длиной волны 687нм. Под каким углом к решетке нужно производить наблюдение, чтобы видеть изображение спектра второго порядка?
Вариант №2
Человек ростом 2м стоит около столба с фонарем, висящего на высоте 5м. При этом он отбрасывает тень длиной 1,2 м. На какое расстояние удалится человек от столба, если длина его тени стала 2м
Угол падения луча на поверхность масла 600, а угол преломления 360. Найдите показатель преломления масла.
Высота действительного изображения предмета в k =2 раза больше высоты предмета. Найдите расстояние f от линзы до изображения, если расстояние от предмета до линзы d = 40 см.
Линия с длинной волны 589нм, полученная с помощью дифракционной решетки, спектра 1 порядка видна под углом 170. Найти, под каким углом видна линия с длиной волны 519нм в спектре 2 порядка.
Контрольная работа №5 _____________________________________________ 11 класс Тема: «Теория относительности. Световые кванты»
Вариант №1
1. Найти длину волны и частоту излучения, масса фотонов которого равна массе покоя электрона. Какого типа это излучение?
2. На металлическую пластинку падает свет с длиной волны 0,42 мкм. Фототок прекращается при задерживающей разности потенциалов 0,95 В. Определить красную границу для данного металла.
3.Собственная длина стержня равна 1м. Определить его длину для наблюдателя, относительно которого стержень перемещается со скоростью 0,6с , направленной вдоль стержня.
Вариант №2
1. Каков импульс фотона, энергия которого равна 6-10-19Дж?
2. Чему равна работа выхода электрона для платины, если при облучении ее поверхности светом частотой 7,5 • 1015 Гц максимальная скорость фотоэлектронов составляет 3000 км/с? Масса электрона 9,11 • 10-31 кг, постоянная Планка 6,6 • 10-34 Дж.
3. Тело с массой покоя 1кг движется со скоростью 2 105 км/с. Определить массу этого тела для неподвижного наблюдателя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание программы учебного предмета.
11 класс, (3 ч в неделю, 102 ч)
Основы электродинамики (продолжение) (16 ч)
Магнитное поле.
Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Колебания и волны (21 ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания.
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цеди переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Световые волны. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн. Основы специальной теории относительности.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Учащиеся должны знать:
Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.
Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.
Учащиеся должны уметь:
- Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
- Использовать трансформатор.
- Измерять длину световой волны.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Лабораторные работы по теме:
«Измерение элементарного заряда»
«Изучение явления электромагнитной индукции»
«Определения ускорения свободного падения при помощи маятника»
«Измерение показателя преломления стекла»
«Определение оптической силы линзы»
«Измерение длины световой волны»
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектра»
Квантовая физика и астрофизика (30 ч)
Световые кванты.
Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.
Атомная физика.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра.
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Солнечная система. Солнце и звезды. Строение Вселенной.
Учащиеся должны знать:
Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Повторение материала (11ч)
График прохождения учебного материала:
ФИЗИКА – 11 класс, 2014-2015 уч.г.г., учитель – Куликова В.В.
Тема урока
К-во час
Время изучения материала
Вид контроля
Сроки контроля
Учебник «Физика 11» , Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., М., «Просвещение», 2010 г. (3ч в неделю, всего 102 ч в год)
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение)
16
03.09-08.10
Магнитное поле
6
Электромагнитная индукция
10
Зачет К.р.№1
03.10 08.10
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
21
09.10-03.12
Механические колебания
5
Электромагнит. Колебания
7
Зачет К.р.№2
31.10 30.10
Производство, передача и использование электрической энергии
2
Механические волны
3
Электромагнитные волны
4
Зачет К.р.№3
28.11 03.12
ОПТИКА
24
04.12-11.02
Световые волны
16
Зачет К.р.№4
21.01 22.01
Элементы теории относит.
4
Излучение и спектры
4
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
22
12.02-08.04
Световые кванты
6
К.р.№5 Зачет
20.02 25.02
Атомная физика
3
Зачет
27.02
Физика атомного ядра
12
Зачет
03.04
Элементарные частицы
1
АСТРОНОМИЯ
8
09.04-24.04
Солнечная система
3
Солнце и звезды
3
Строение Вселенной
2
Зачет
24.04
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Обобщение и систематизация знаний
11
29.04-22.05
Итоговая К.Р. (тест)
По плану школы
Итого:
102
«Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Поурочное планирование учебного материала
Ф И З И КА – 11 класс (2014-2015 уч.год)
№ урока
Сроки
Тема урока
Мультимедиа
Практика
Домашнее задание
Что должен знать учащийся
Что должен уметь учащийся
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение) (16 ч)
Глава 1. Магнитное поле (6)
1/1/1
03.09
Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции
§1,2
Понятия
2/2/2
04.09
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера
§3
§4,5(доп)
Определения
Формулы
Определять модуль вектора магнитной индукции
3/3/3
05.09
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца
§6
§7(доп)
Определения
Формулы
Определять направление силы Лоренца
4/4/4
10.09
Решение задач
Упр.1(1-4)
Подготовить л.р.№1 стр.383
5/5/5
11.09
Л.р.№1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Проверять на опыте правильность предложений о характере и направлении движения проволочного мотка
6/6/6
12.09
Самостоятельная работа «Магнитное поле»
+
Тестирование в режиме он-лайн
Рабочие тетради сдать на проверку
Глава 2. Электромагнитная индукция (10)
7/7/1
17.09
Открытие электромагнитной индукции
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§8
8/8/2
18.09
Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний
§18,19
Понятия
18/2/2
10.10
Математический маятник. Динамика колебательного движения
§20,21
Определения формулы
19/3/3
15.10
Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Конспект
§22,23,24
Подготовиться к л.р.3 стр.384-386
Понятия
20/4/4
16.10
Л.р.3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Упр.3(1-5)
Определить ускорение свободного падения при помощи маятника
21/5/5
17.10
Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Конспект
§25,26
Понятия
Глава 4. Электромагнитные колебания (7)
22/6/1
22.10
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях
§27,28
§29(доп)
Определения формулы
Определить разницу между свободными и вынужденными электромагнитными колебаниями
23/7/2
23.10
Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний
§30
Уравнение (вывод формулы Томсона), связь амплитуды колебаний заряди и тока при разрядке конденсатора через катушку
Определить разницу между свободными и вынужденными электрическими колебаниями
24/8/3
24.10
Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Конспект
§31-32
§33,34(доп)
Определения формулы
25/9/4
29.10
Резонанс в электрической цепи
§35
§36(доп)
Условия резонансных свойств
26/10/5
30.10
К.р.№2 «Электромагнитные колебания»
Рабочие тетради на контроль
27/11/6
31.10
Решение задач. Зачет
Инд.задания
Инд.задания
28/12/7
12.11
Решение задач
Упр.4(1-5)
Инд.задания
Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии (2)
29/13/1
13.11
Генерирование электрической энергии
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§37
§39(доп)
Понятия
30/14/2
14.11
Трансформаторы. Передача электроэнергии
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Упр.5(1-4 устно)
§38,40
Упр.5(5)
§41(доп)
Понятия
Глава 6. Механические волны (3)
31/15/1
19.11
Волновые явления. Распространение механических волн
§42,43
Понятия
Определять амплитуду колебаний
32/16/2
20.11
Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны. Распространение волн в упругих средах
§44,45,46
Определения формулы
33/17/3
21.11
Решение задач
Упр.6
§47(доп)
Глава 7. Электромагнитные волны (4)
34/18/1
26.11
Что такое электромагнитная волна.
§48
§49,50(доп)
Понятия
35/19/2
27.11
Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§51,52
§53(доп)
понятия
36/20/3
28.11
Свойства электромагнитных волн. Решение задач. Зачет
Упр. 7(1-3)
§54
§55,56,57,58(доп)
Инд.задания
37/21/4
03.12
К.р.№3 «Электромагнитные волны»
ОПТИКА (24 ч)
Глава 8. Световые волны (16)
38/1/1
04.12
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света
§59(доп)
§60
Строить изображение точечного источника света в плоском зеркале
39/2/2
05.12
Закон преломления света.
§61
Подготовить л.р.№4 стр.386-388
Физический смысл показателя преломления
40/3/3
10.12
Л.р.№4 «Измерение показателя преломления стекла»
41/4/4
11.12
Полное отражение
§62
42/5/5
12.12
Решение задач
Упр.8(1-5)
Упр.8(6-9)
43/6/6
17.12
Линзы. Построение изображения в линзе
§63,64
44/7/7
18.12
Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Решение задач
Упр.9(1-3, 7)
§65
Подготовиться к л.р.№5стр.388-390
Формулы
45/8/8
19.12
Решение задач
Упр.9(4-6)
46/9/9
24.12
Л.р.№5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
47/10/10
25.12
Дисперсия света. Интерференция механических волн. Интерференция света
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§66,67,68
§69(доп)
Понятия
48/11/11
26.12
Дифракция механических волн
§70
§71(доп)
Понятия
49/12/12
14.01
Дифракционная решетка.
§72
§73(доп)
Подготовить л.р.№6
Понятия
50/13/13
15.01
Л.р.№6 «Измерение длины световой волны»
51/14/14
16.01
Поперечность световых волн и электромагнитная теория света. Решение задач
Упр.10(1-2)
§74
52/15/15
21.01
Решение задач. Зачет
Инд.задания
Инд.задания
53/16/16
22.01
К.р.№4 «Световые волны»
Глава 9. Элементы теории относительности (4)
54/17/1
23.01
Постулаты теории относительности. Относительность одновременности
§75(доп)
§76,77
Постулаты
55/18/2
28.01
Основные следствия из постулатов теории относительности
§78
Понятия
56/19/3
29.01
Элементы релятивистской динамики
§79
Понятия
57/20/4
30.01
Решение задач
Упр. 11(1-3)
Инд.задания
Глава 10. Излучение и спектры (4)
58/21/1
04.01
Виды излучений. Источники света
§80
§81,82(доп)
Понятия
59/22/2
05.02
Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§83,84
Понятия
60/23/3
06.02
Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§85,86
Подготовиться к л.р.№7 стр.391-392
Понятия
Читать шкалу электромагнитных волн
61/24/4
11.02
Л.р.№7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (22 ч)
Глава 11. Световые кванты (6)
62/1/1
12.02
Фотоэффект.
§87
Законы фотоэффекта
63/2/2
13.02
Теория фотоэффекта
§88
Свойства света. Что такое красная граница фотоэффекта
64/3/3
18.02
Фотоны.
§89
§90,91,92(доп)
Понимать корпускулярно-волновой дуализм
65/4/4
19.02
Решение задач
Упр.12(2-4)
Упр.12(1)
Повторить Гл.9 «Элементы теории относительности»
66/5/5
20.02
К.р.№5 «Теория относительности. Световые кванты»
67/6/6
25.02
Решение задач. Зачет
Инд.задания
Инд.задания
Глава 12. Атомная физика (3)
68/7/1
26.02
Строение атома. Опыты Резерфорда
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§93
69/8/2
27.02
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору
§94
§95,96(доп)
70/9/3
27.02
Решение задач. Зачет
Упр.13(1-2)
Инд.задания
Глава 13. Физика атомного ядра (12)
71/10/1
04.03
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Конспект
§97
Понятия
72/11/2
05.03
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Конспект
§98,99
Понятия
73/12/3
06.03
Радиоактивные превращения
§100
Правило смещения
74/13/4
11.03
Закон радиоактивного распада. Период полураспада
§101
Закон РР
75/14/5
12.03
Изотопы. Открытие нейтрона
§102,103
Понятие
Объяснить искусственное превращение атомных ядер
76/15/6
13.03
Строение атомного ядра
§104
Состав ядра.
Главные особенности ядерных сил
77/16/7
18.03
Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции
§105,106
Понятия
Составлять уравнения ядерных реакций
78/17/8
19.03
Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.
§107,108
Как происходит процесс образования плутония
Составлять уравнения ядерных реакций
79/18/9
20.03
Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
Конспект к §109,110,111
§112(доп)
80/19/10
01.04
Биологическое действие радиоактивных излучений
+
В компьютерном классе выполнить презентации по данной теме (работа в группах)
§113
Доработать презентации
81/20/11
02.04
Решение задач
Упр.14(1-5)
Упр.14(6-7)
82/21/12
03.04
Зачет (защита презентаций)
Глава 14. Элементарные частицы (1)
83/22/1
08.04
Три этапа в развитии физики элементарных частиц
Конспект к §114
§115(доп)
АСТРОНОМИЯ (8 ч)
Глава 15. Солнечная система (3)
84/1/1
09.04
Видимые движения небесных тел
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§116
Определения небесного экватора, эклиптики, парсека
Отличать геоцентрическую систему мира от гелиоцентрической
85/2/2
10.04
Законы движения планет. Система Земля-Луна
§117,118
86/3/3
15.04
Физическая природа планет и малых тел и Солнечной системы
§119
Понятия
Отличать метеоры от метеоритов
Глава 16. Солнце и звезды (3)
87/4/1
16.04
Солнце. Основные характеристики звезд
§120,121
Основные характеристики Солнца
Читать диаграмму Герцшпрунга-Рессела
88/5/2
17.04
Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности
§122
89/6/3
22.04
Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд
+
В компьютерном классе поиск информации поданной теме (с помощью Интернет)
§123
Понятия эволюции
Глава 17. Строение Вселенной (2)
90/7/1
23.04
Млечный путь – наша Галактика. Галактики
§124,125
Типы Галактик.
Закон Хаббла
Находить Млечный путь при наблюдениях звездного неба
91/8/2
24.04
Строение и эволюция Вселенной. Зачет
+
В компьютерном классе поиск информации по данной теме (с помощью Интернет)
§126
Инд.задания
Радиус, возраст Вселенной
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (11ч)
92-102
29, 30.04; 6, 7, 8, 13, 14, 15, 20, 21, 22
Подготовка к ЕГЭ
ИТОГО:
102 ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная и дополнительная литература:
Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, с 2010.
Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Методическое обеспечение:
Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Модели: модель броуновского движения, паровой турбины, ДВС, объемные модели строения кристаллов,
Трубка Ньютона, тележка самодвижущаяся, реактивного движения, прибор для демонстрации закона сохранения механической энергии, насос ручной, прибор для демонстрации газовых законов,
Кристаллические и аморфные тела, конденсаторы, полупроводниковые приборы
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ-СОШ № 2
от _____________ 20____ года № ___
_______________ ________________
подпись руководителя МС (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ _______________
подпись (Ф.И.О.)
_________________ 20 ____ года
дата
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.