Рабочая программа по курсу "Физика 7" содержит в себе: пояснительную записку, содержание материала, ожидаемые результаты освоения, тематическое планирование и календано - тематическое планирование. Программа составлена для учебника Перышкин А.В. для 2 часовой нагрузке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Физика 7"»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» автора Перышкин А. В., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Изменений, внесённых в рабочую программу учителем нет.
Рабочая учебная программа по физике для 7 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МОБУ «Оброченская СОШ». Предмет «Физика» изучается в 7 классе в объеме 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Результаты освоения:
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Содержание учебного предмета «Физика 7»
Тема 1. Введение (4 ч).
Задачи к теме: осуществить глубокую мотивацию изучения физики, продолжить формирование знаний о природе, её изменениях (явления), об изучении физических явлений с помощью наблюдений и опытов, познакомить с методами научного познания, некоторыми понятиями, которыми оперирует физика, а также, оборудованием, которым пользуются при изучении физики. Раскрыть роль физики в развитии техники, и роли техники в повышении производительности труда, и улучшении условий жизни человека.
Знать определения, понятия: содержание физической науки; физические явления; вещество; тело; наблюдения и опыты, их различия; физические величины; физические приборы. Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин; пользоваться мензуркой; вычислять цену деления шкалы; погрешность измерений.
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч).
Задачи к теме: сформировать представление о молекулярном строении вещества, движении, о взаимодействии молекул, о зависимости скорости движения молекул от температуры, о том, что взаимодействие молекул определяет состояние вещества. Показать познаваемость природы, могущество ума человека в познании природы.
Знать определения, понятия: молекула вещества; атом; диффузия; твердое тело; жидкости; газы; температура; модель кристаллической решетки; свойства газообразных, жидких, твердых тел.
Уметь: объяснять физические явления; объяснять свойства тел; объяснять увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении); раскрывать особенности явления диффузии, броуновского движения; определять размеры малых тел; записывать большие и малые числа; измерять объем жидкости с помощью мензурки.
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»
Тема 3. Взаимодействие тел (21ч).
Задачи к теме: сформировать четкие представления о механическом движении, его характеристиках, причинах его вызывающих(взаимодействии). Показать объективность проявления законов физики в быту и технике; роль механизации производства в повышении производительности труда, улучшении жизни человека.
Знать понятия, определения: механическое движение, траектория, путь, равномерное и неравномерное движение, скорость, единицы скорости, средняя скорость, материальная точка, координаты точки, перемещение, инерция, масса тела, единица массы, плотность вещества, сила, деформация, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, вес тела, динамометр, равнодействующая сила, сила трения.
Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение, рассчитывать скорость, находить путь, перемещение, отличать их, определять координаты точек, читать графики скорости, пути, перемещения; графически изображать силы, измерять массу тела, находить плотность вещества, вычислять массы тела по плотности и объему, работать с динамометром, находить равнодействующую силу, составлять схемы векторов сил. действующих на тело; измерять силу трения скольжения.
Решать: качественные и расчетные задачи по определению массы, плотности, силы.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило
сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тел на рычажных весах»
Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела»
Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твёрдого тела»
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч).
Задачи к теме: знать основные физические явления и их признаки, физические величины и их единицы, уметь применять основные положения МКТ к объяснению давления газа закона Паскаля, экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости, решать задачи с применением изученных законов и формул, объяснять устройство и принцип действия барометра- анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
Знать понятия, определения: давление, единица давления, давление газа, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды (шлюзы, водопровод, водомерное стекло), вес воздуха, атмосферное давление, опыт Торричелли. насосы, манометры, пресс. Архимедова сила, плавание тел. условия плавания.
Уметь: объяснять причину возникновения давления внутри жидкости, газа; пользоваться барометром - анероидом, рассчитывать давление в жидкости и газе; объяснять устройство и действие шлюзов, водопровода, водомерного стекла; объяснять явления, подтверждающие существование атмосферного давления; объяснять причины возникновения выталкивающей силы.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Лабораторная работа № 7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело»
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия плавания тела в жидкости»
Контрольная работа №2 «Гидростатическое давление»
Контрольная работа №3 «Архимедова сила»
Тема 5. Работа и мощность. Энергия (13 ч).
Задачи к теме: знать физические величины и их единицы, знать формулировки законов и формул, уметь объяснить устройство и уметь чертить схемы простых механизмов, решать задачи с применением изученных законов и форму, экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости, расширить представления о возможности применения простых механизмов.
Знать понятия и определения: механическая работа, мощность, единицы измерения работы и мощности, понятие об энергии, потенциальная и кинетическая энергии, закон сохранения энергии, момент силы, правило моментов, рычаг, блоки, «золотое правило» механики. КПД механизмов и машин, выигрыш в силе.
Уметь: вычислять работу, мощность, момент силы; изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы, пользоваться рычажными весами, находить КПД машин, рассчитывать потенциальную энергию тела, поднятого над Землей; использовать закон сохранения энергии, объяснять назначение механизмов.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Контрольная работа №4 «Работа. Мощность.Энергия.»
Тематическое планирование по дисциплине «ФИЗИКА 7»
№п/п
Наименование
разделов и тем.
Максимальная
нагрузка учащегося,
ч.
Из них
Теоретическое
обучение,
ч.
Лабораторные и
практические
работы,
ч.
Контрольная
работа,
ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная
работа,
ч.
1
Введение
4
3
1
-
-
-
2
Первоначальные
сведения о строении
вещества
6
4
1
1
3
Взаимодействие
тел
21
16
4
1
4
Давление твёрдых
тел, жидкостей и газов
24
20
2
1
1
5
Работа и мощность. Энергия.
13
10
2
1
ИТОГО:
68
53
10
3
-
2
Календарно - тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем
Коли
чество часов
Вид занятия
Виды
самостоятельной
работы
Дата
проведения занятия
Планируемая
Фактическая
1
Введение
4
У 1
Что изучает физика
1
Урок лекция
Наблюдения
У2
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
1
Урок лекция
Лабораторные опыты
УЗ
Лабораторная работа N I
«Определение цены деления
измерительного прибора».
1
Урок - практикум
Работа в парах
У4
Физика и техника.
1
Урок - беседа
Работа с книгой
2
Первоначальные сведения о строении вещества
6
У5
Строение вещества. Молекулы.
1
Урок лекция
Наблюдения
У6
Лабораторная работа N 2 «Измерение размеров малых
тел»
1
Урок - практикум
Работа в парах
У7
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
1
Урок лекция
Лабораторные опыты
У8
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1
Урок лекция
Работа с книгой
У9
Три состояния вещества
Различие в молекулярном строении вещества.
1
Урок - лекция
Наблюдения
У10
Самостоятельная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
1
Урок -зачёт
Работа с индивидуальными заданиями
3
Взаимодействие тел
21
У 11
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
1
Урок с использованием ИКТ
Наблюдения
У12
Скорость, единицы скорости.
1
Урок - лекция
Работа с таблицей
У13
Расчёт пути и времени движения. Решение задач.
1
Урок - беседа
Работа по карточкам
У14
Явление инерции. Решение задач.
1
Урок - беседа
Работа по карточкам
У15
Взаимодействие тел.
1
Урок - лекция
Наблюдения
У16
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
У17
Лабораторная работа N 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
Урок - практикум
Работа в парах
у 18
Лабораторная работа N 4 «Измерение объёма тела».
1
Урок - практикум
Работа в парах
у 19
Плотность вещества.
1
Урок - лекция
Работа с таблицей
У20
Лабораторная работа N 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».
1
Урок - практикум
Работа в парах
У21
Расчёт массы и объёма тела по его плотности.
1
Урок - беседа
Работа по карточкам
У22
Решение задач Подготовка к контрольной работе.
1
Урок -практикум
Работа по карточкам
У23
Контрольная работа N 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
1
Урок -зачёт
Работа по карточкам
У24
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
1
Урок с использованием ИКТ
Наблюдения
У 25
Сила упругости. Закон Гука.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
У26
Вес тела.
1
Урок - лекция
Работа с карточками
У27
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У28
Динамометр. Лабораторная работа N 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
1
Урок - практикум
Работа в парах
У29
Сложение сил. направленных вдоль одной прямой.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
У 30
Сила трения. Трение скольжения, трение покоя.
I
Урок с использо-ванием ИКТ
Лабораторные опыты
У31
Трение в природе и технике.
1
Урок -беседа
Работа с тестами
4
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
24
У32
Давление. Единицы давления.
1
Урок - лекция
Работа с упражнением
УЗЗ
Способы уменьшения и увеличения давления.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
У34
Давление газа.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
УЗ5
Закон Паскаля.
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У36
Расчёт давления на дно и стенки сосуда.
1
Урок с использо-ванием ИКТ
Лабораторные опыты
У37
Решение задач на закон Паскаля
1
Урок -практикум
Работа по карточкам
У38
Самостоятельная работа «Гидростатическое давление».
1
Урок -зачёт
Работа с индивидуальными заданиями
У39
Сообщающиеся сосуды.
1
Урок - лекция
Наблюдения
У40
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почем существует воздушная оболочка земли.
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У41
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
1
Урок с использо-ванием ИКТ
Наблюдения
У42
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
У43
Решение задач на определение атмосферного давления
1
Урок решения задач
Работа по карточкам
У44
Манометры. Поршневой жидкостный насос.
1
Урок с использо-ванием ИКТ
Работа с упражнением
У45
Гидравлический пресс.
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У46
Контрольная работа .№ 2 «Гидростатическое давление».
1
Урок -зачёт
Работа по карточкам
У 47
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
1
Урок с использо-ванием ИКТ
Лабораторные опыты
У48
Архимедова сила.
1
Урок - лекция
Наблюдения
У49
Лабораторная работа .№ 7 «Определение выталкивающей силы»
1
Урок - практикум
Работа в парах
У50
Плавание тел.
1
Урок - лекция
Лабораторные опыты
У 51
Решение задач на определение Архимедовой силы
1
Урок решения задач
Работа по карточкам
У52
Лабораторная работа N 8 «Выяснение условия плавания тел в жидкости»
1
Урок - практикум
Работа в парах
У53
Плавание судов. Воздухоплавание
1
Урок с использованием ИКТ
Работа с книгой
У54
Повторение темы «Архимедова сила»
1
Урок - беседа
Работа с книгой
У55
Контрольная работа N3 «Архимедова сила».
1
Урок -зачёт
Работа по карточкам
5
Работа и мощность. Энергия
13
У56
Механическая работа
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У57
Мощность. Единицы мощности
1
Урок - лекция
Работа с упражнением
У58
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге
1
Урок с использо-ванием ИКТ
Лабораторные опыты
У59
Момент силы.
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У60
Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».
1
Урок - практикум
Работа в парах
У61
Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило
механики».
1
Урок с использованием ИКТ
Лабораторные опыты
У62
Решение задач на применение «Золотого правила механики»
1
Урок решения задач
Работа по карточкам
У63
Коэффициент полезного
действия.
Лабораторная работа № 10
«Определение КПД наклонной
плоскости»
1
Урок - лекция
Работа в парах
У64
Решение задач на определение КПД
I
Урок решения задач
Работа по карточкам
У65
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.
1
Урок - лекция
Работа с книгой
У66
Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной энергии
1
Урок с использованием ИКТ
Наблюдения
У67
Повторно обобщающий урок, подготовка к контрольной работе
1
Урок - беседа
Работа по карточкам
У68
Контрольная работа №4 «Работа. Мощность. Энергия.».