Рабочая программа по физике для 7 класса разработана с учетом:
- положений Закона об образовании;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- программы основного общего образования. Физика. 7-9. Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник, 2012 г.;
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2014-2015 учебный год:
учебником (включенным в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2012;
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, с 2004. – 192с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, с 2004. – 79с.
- Учебного плана МБОУ-СОШ № 2 п.Южный на 2014=2015 учебныйгод,утвержденный приказом № 85 от 29.05.2014 г.;
- образовательной программы школы;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по физике для 7 класса разработана с учетом:
- положений Закона об образовании;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- программы основного общего образования. Физика. 7-9. Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник, 2012 г.;
- приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2014-2015 учебный год:
учебником (включенным в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2012;
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, с 2004. – 192с.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, с 2004. – 79с.
- Учебного плана МБОУ-СОШ № 2 п.Южный на 2014=2015 учебныйгод,утвержденный приказом № 85 от 29.05.2014 г.;
- образовательной программы школы;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Согласно Уставу школы, базисному учебному плану, годовому календарному графику на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 ч в год).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
_ усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
_ формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
_ систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
_ формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
_ организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
_ развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
_ знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
_ приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
_ формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
_ овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
_ понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов, в том числе в 7,8,9 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний иумений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы1. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движениепо окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость.Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля.Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел, механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей:пути от времени при равномерном иравноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, простых механизмов.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины.Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учетатеплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения.
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, отражения, преломления идисперсии света; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасноговоздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
_ сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
_ убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
_ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
_ готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
_ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
_ формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
_ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
_ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
_ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
_ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
_ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
_ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
_ формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
Система оценивания
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Нерациональный выбор хода решения.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
( К И М ы )
Зачет №1 ______________________________________________ 7 класс
«Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»
1 вариант
1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей длины?
а) секунда б) метр в) килограмм г) литр
2. Какое слово обозначает физическую величину?
а) масса тела б) линейка в) инерция г) движение
3. Укажите среди перечисленных слов название вещества?
7. Определите объем тела, погруженного в жидкость.
8. Выразите: а) 4ц 345г в кг б) 8 см2 в м2 в) 52 дм3 в м3
9. Почему для сохранения одежды от моли в шкафу можно использовать небольшой кусочек нафталина?
10. Чем можно объяснить тот факт, что мы без труда пишем ручкой на листе бумаги, а вот куском камня написать на доске в классе нам вряд ли удастся?
КРИТЕРИИ: на «3» - 6 заданий, на «4» - 8 заданий, на «5» - 10 заданий
Контрольная работа №1_________________________________ 7 класс
по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
Вариант 1
Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3.
Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
Вариант 2
1. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
2. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3.
3. Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
Контрольная работа №2_________________________________ 7 класс
по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы»,
«Равнодействующая сил»
Вариант 1
Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?
Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
При растяжении пружины на 6 см в ней возникает сила упругости, равная 300 Н. Чему равна жесткость пружины?
Куда направлена сила трения покоя, возникающая при ходьбе человека?
Тело равномерно падает вниз под действием силы тяжести 5 Н. Ч ему равна сила сопротивления воздуха?
Найти вес 20 л керосина.
На тело массой 15 кг действует сила трения 3 Н. Какая сила трения будет действовать на тело, изготовленное из того же материала на той же поверхности массой 45 кг?
Вариант 2
1. Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
3. Сила трения, действующая на тело, равна 3 Н. Определите коэффициент трения, если масса тела составляет 15 кг.
4. Куда направлена сила упругости при сжатии пружины влево от положения равновесия.
5. Тело равномерно скользит вправо под действием силы 10 Н. Чему равна сила трения скольжения?
6. Определите вес стальной плиты объемом 10 куб. м.
7. Сила 12 Н сжимает пружину на 7,5 см. Какая сила сожмет ту же пружину на 2,5 см?
Кратковременная контрольная работа №3_________________ 7 класс
по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»
1 вариант
Колонна массой 5 т производит на опору давление 50 кПа. Определите площадь колонны.
Трактор оказывает на почву давление 40кПа. Определите его массу если известно, что опорная площадь его одной гусеницы составляет 640 см2 .
Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если ширина ее лезвия 20 см, а толщина режущего края 0,5 мм?
Какое давление на пол производит мальчик, масса которого 47 кг, а площадь подошв его обуви 320 см2?
Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?
2 вариант
Трактор оказывает на почву давление 55000Па . Опорная площадь обеих его гусениц равна 1,6 м2. Определите массу трактора.
Гранитная плита массой 480 кг лежит на земле опираясь на грань а=1,3м и в= 0,7м. Определите давление плиты на землю.
Мальчик массой 45кг стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,5м, а ширина 10см. Какое давление оказывает мальчик на снег?
Какое давление на пол производит мальчик, масса которого 45 кг, а площадь подошв его обуви 310 см2?
Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?
Зачет № 2 _____________________________________________ 7 класс
по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел»
I вариант
1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?
Рис. 1
2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.
3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 мм2?
4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3).
II вариант
1. Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи ( см. рис.)? Ответ объясните.
2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
3. Найдите давление воды на глубине 25 м. Плотность воды 1000 кг/м3
4. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина -10 м.
Зачет № 3 _____________________________________________ 7 класс
по теме «Работа и мощность. Энергия»
Вариант 1
1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3.
Вариант 2
1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут? Постройте график движения.
Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.
Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
Мопед «Рига-16» весит 490 Н. Какова его масса? Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.
Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
—умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
—владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
—понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Определение размеров малых тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
—владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
—понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
—умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
Определение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Измерение силы трения с помощью динамометра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
—умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
—понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
—владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
—умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
—умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
—понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное
давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Определение выталкивающей силы, действующей
на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
—умение измерять: атмосферное давление, давление
жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
—понимание смысла основных физических законов и
умение применять их на практике: закон Паскаля, закон
Архимеда;
—понимание принципов действия барометра-анероида,
манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Выяснение условия равновесия рычага.
Определение КПД при подъеме тела по наклонной
плоскости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
—понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
—умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
—владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
—понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
—понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
—владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Итоговое повторение (2 ч)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
График прохождения учебного материала
ФИЗИКА – 7 класс, 2014-2015 уч.г.г., учитель – Куликова В.В.
Тема
урока
К-во
час
Время изучения материала
Вид
контроля
Сроки контроля
Учебник «Физика 7» , Перышкин А.В. «ДРОФА», с 2012 г.
2ч в неделю, всего 68 ч в год
1. Введение
4
01.09-10.09
2. Первоначальные сведения о строении вещества
6
15.09-01.10
Зачет № 1
01.10
3. Взаимодействие тел
23
06.10-29.12
К.Р. № 1
К.Р. № 2
19.11
22.12
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
21
30.12-01.04
К.Р. № 3
Зачет № 2
26.01
01.04
5. Работа и мощность. Энергия. Повторение
14
06.04-27.05
Зачет № 3
18.05
68
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФИЗИКА.7—9 классы
Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник, М., 2012 г.
Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества
состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.
Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения
молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании
—Объяснять опыты, подтверждающие
молекулярное строение вещества, броуновское движение; —схематически изображать молекулы воды и кислорода;
—определять размер малых тел;
—сравнивать размеры молекул разных
веществ: воды, воздуха;
—объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества
15.09
§7-9
6/2
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
1
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»
—Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;
—представлять результаты измерений в виде таблиц;
—выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;
—работать в группе
17.09
ppt
7/3
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
1
Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.
Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел.
Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли
—Объяснять явление диффузии и зави-
симость скорости ее протекания от тем-
пературы тела;
—приводить примеры диффузии в ок-
ружающем мире;
—наблюдать процесс образования кристаллов;
—анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;
—проводить исследовательскую работу
по выращиванию кристаллов, делать выводы
22.09
§10
8/4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1
Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притя
жения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.
Демонстрации. Разламывание хрупкого
тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пера.
Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения
—Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;
—наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяс
нять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;
—проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы
24.09
§11
9/5
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел
1
Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей
и твердых тел на основе молекулярного строения.
Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предостав-
ленного ему объема, сохранение твердым телом формы
—Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов;
—приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;
—выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы
29.09
§12-§13
10/6
Зачет № 1
1
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
01.10
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ 23 ч
11/1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.
1
—Определять траекторию движения
тела;
—переводить основную единицу пути в
км, мм, см, дм;
—различать равномерное и неравномерное движение;
—доказывать относительность движения тела;
—определять тело, относительно которого происходит движение;
—использовать межпредметные связи физики, географии, математики;
—проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы
06.10
§14-15
12/2
Скорость. Единицы скорости
1
Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физи
ческие величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение
задач.
Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности. Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой
—Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при не-
равномерном движении;
—выражать скорость в км/ч, м/с;
—анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;
—определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;
—графически изображать скорость,
описывать равномерное движение;
—применять знания из курса географии, математики
08.10
§16
13/3
Расчет пути и времени движения.
1
Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени
движения тел. Решение задач.
Демонстрации. Движение заводного автомобиля
—Представлять результаты измерений
и вычислений в виде таблиц и графиков;
—определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела
по графику зависимости пути равномерного движения от времени
13.10
§17
14/4
Инерция
1
Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач.
Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с пес-
ком. Насаживание молотка на рукоятку
—Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;
—приводить примеры проявления явления инерции в быту;
—объяснять явление инерции;
—проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции;
Анализировать его и делать выводы
15.10
§18
15/5
Взаимодействие тел.
1
Изменение скорости тел при взаимодействии.
Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик
—Описывать явление взаимодействия
тел;
—приводить примеры взаимодействия
тел, приводящего к изменению их скорости;
—объяснять опыты по взаимодействию
тел и делать выводы
20.10
§19
16/6
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах
1
Масса. Масса — мера инертности тела.
Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.
Демонстрации. Гири различной массы.
Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости
при взаимодействии. Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстра-
ционных весах
Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;
—переводить основную единицу массы
в т, г, мг;
—работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и
обобщать полученные сведения о массе
тела;
—различать инерцию и инертность
тела
22.10
§20-21
17/7
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
—Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;
—пользоваться разновесами;
—применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;
—работать в группе
27.10
§21
ppt
18/8
Плотность вещества.
Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности.
Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависи-
мости от его агрегатного состояния.
Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объема жидкостей одинаковой массы
—Определять плотность вещества;
—анализировать табличные данные;
—переводить значение плотности из
кг/м3 в г/см3;
—применять знания из курса природоведения, математики, биологии
29.10
§22
19/9
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»
1
Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра. Определение плот
ности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
—Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;
—измерять плотность твердого тела
с помощью весов и измерительного цилиндра;
—анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;
—представлять результаты измерений
и вычислений в виде таблиц;
—работать в группе
10.11
ppt
20/10
Расчет массы и объема тела по его плотности.
1
Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач.
Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска
—Определять массу тела по его объему
и плотности;
—записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;
—работать с табличными данными
12.11
§23
21/11
Решение задач
1
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
—Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;
—анализировать результаты, полученные при решении задач
17.11
22/12
Контрольная работа №1
1
Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
—Применять знания к решению задач
19.11
23/13
Сила.
1
Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения. Сила — векторная физическая величина. Графическое
изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел.
Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела.
Притяжение магнитом стального тела
—Графически, в масштабе изображать
силу и точку ее приложения;
—определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;
—анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы
24.11
§24
24/14
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах
1
Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах.
Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального
шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона
—Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;
—находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;
—выделять особенности планет земной
группы и планет-гигантов (различие и
общие свойства);
—работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы
26.11
§25, 29
25/15
Сила упругости. Закон Гука.
1
Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формули-
ровка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия.
Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины.
Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной
силы
—Отличать силу упругости от силы тя-
жести;
—графически изображать силу упру-
гости, показывать точку приложения
и направление ее действия;
—объяснять причины возникновения
силы упругости;
—приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту
01.12
§26
26/16
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
1
Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы
тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы.
Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач
—Графически изображать вес тела и точку его приложения;
—рассчитывать силу тяжести и вес тела;
—находить связь между силой тяжести
и массой тела;
—определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести
03.12
§27-28
27/17
Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
1
Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра.
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Демонстрации. Динамометры различных типов. Измерение мускульной силы
—Градуировать пружину;
—получать шкалу с заданной ценой деления;
—измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;
—различать вес тела и его массу;
—работать в группе
08.12
§30
ppt
28/18
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
1
Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных.
Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач.
Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел
Экспериментально находить
равнодействующую двух сил;
—анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;
—рассчитывать равнодействующую двух сил
10.12
§31
29/19
Сила трения. Трение покоя.
1
Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение
силы трения с весом тела. Трение покоя.
Демонстрации. Измерение силы трения
при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения
скольжения с силой трения качения. Подшипники
—Измерять силу трения скольжения;
—называть способы увеличения и
уменьшения силы трения;
—применять знания о видах трения
и способах его изменения на практике;
—объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы
15.12
§32-33
30/20
Трение в природе и технике. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
1
Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
—Объяснять влияние силы трения в быту и технике;
—приводить примеры различных видов трения;
анализировать, делать выводы;
—измерять силу трения с помощью динамометра
17.12
§34
ppt
31/21
Контрольная работа № 2
1
Контрольная работа по темам «Вес тела»,
«Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»
—Применять знания к решению задач
22.12
32/22
Решение задач
1
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил»
—Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к
решению задач;
—переводить единицы измерения
24.12
33/23
Решение задач
1
Решение задач по теме «Взаимодействие тел»
—Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к
решению задач;
—переводить единицы измерения
29.12
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ 21 ч
34/1
Давление. Единицы давления
1
Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач.
Демонстрации. Зависимость давления
от действующей силы и площади опоры.
Разрезание куска пластилина тонкой проволокой
—Приводить примеры, показывающие
зависимость действующей силы от площади опоры;
—вычислять давление по известным
массе и объему;
—переводить основные единицы давления в кПа, гПа;
—проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости
давления от действующей силы и делать выводы
30.12
§35
35/2
Способы увеличения и уменьшения давления.
1
Выяснение способов изменения давления в быту и технике
—Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;
—выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы
12.01
§36
36/3
Давление газа.
1
Причины возникновения давления газа.
Зависимость давления газа данной массы
от объема и температуры.
Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда
—Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;
—объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения веще-
ства;
—анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, де-
лать выводы
14.01
§37
37/4
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
1
Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления
жидкостью и газом. Закон Паскаля.
Демонстрации. Шар Паскаля
—Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;
—анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты
19.01
§38
38/5
Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.
1
Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения.
Решение задач.
Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду
—Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;
—работать с текстом учебника;
—составлять план проведения опытов
21.01
§39-40
39/6
Решение задач. Кратковременная контрольная работа № 3
1
Решение задач. Самостоятельная работа
(или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»
—Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
26.01
40/7
Сообщающиеся сосуды.
1
Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с раз-
ной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.
Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и
жидкостей разной плотности
—Приводить примеры сообщающихся
сосудов в быту;
—проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами,
анализировать результаты, делать выводы
28.01
§41
41/8
Вес воздуха. Атмосферное давление
1
Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы.
Явления, подтверждающие существование
атмосферного давления.
Демонстрации. Определение массы воз-
духа
—Вычислять массу воздуха;
—сравнивать атмосферное давление на
различных высотах от поверхности Земли;
—объяснять влияние атмосферного
давления на живые организмы;
—проводить опыты по обнаружению
атмосферного давления, изменению
атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;
—применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления
02.02
§42-43
42/9
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
1
Определение атмосферного давления.
Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач.
Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями
—Вычислять атмосферное давление;
—объяснять измерение атмосферного
давления с помощью трубки Торричелли; —наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы
04.02
§44
43/10
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах
1
Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.
Решение задач.
Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Изме-
нение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса
—Измерять атмосферное давление с по-
мощью барометра-анероида;
—объяснять изменение атмосферного
давления по мере увеличения высоты
над уровнем моря;
—применять знания из курса географии, биологии
09.02
§45-46
44/11
Манометры.
1
Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров.
Демонстрации. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра
—Измерять давление с помощью манометра;
—различать манометры по целям использования;
—определять давление с помощью манометра
11.02
§47
45/12
Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.
1
Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса.
Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных за-
дач.
Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса
—Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;
—работать с текстом учебника
16.02
§48-49
46/13
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
1
Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы.
Демонстрации. Действие жидкости на
погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости
и газа
—Доказывать, основываясь на законе
Паскаля, существование выталкиваю-
щей силы, действующей на тело;
—приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей
силы;
—применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на
практике
18.02
§50
47/14
Архимедова сила
1
Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.
Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда
—Выводить формулу для определения
выталкивающей силы;
—рассчитывать силу Архимеда;
—указывать причины, от которых
зависит сила Архимеда;
—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;
—анализировать опыты с ведерком Архимеда
25.02
§51
48/15
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
1
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело»
—Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;
—определять выталкивающую силу;
—работать в группе
02.03
ppt
49/16
Плавание тел.
1
Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его
плотности.
Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей
—Объяснять причины плавания
тел;
—приводить примеры плавания раз-
личных тел и живых организмов;
конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;
—применять знания из курса биологии, географии, природоведения при
объяснении плавания тел
04.03
§52
ppt
50/17
Решение задач
1
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»
—Рассчитывать силу Архимеда;
—анализировать результаты, полученные при решении задач
11.03
51/18
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
1
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
—На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет
в жидкости;
—работать в группе
16.03
ppt
52/19
Плавание судов. Воздухоплавание.
1
Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный
транспорт. Решение задач.
Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при
увеличении массы груза в нем
—Объяснять условия плавания судов;
—приводить примеры плавания и воздухоплавания;
—объяснять изменение осадки судна;
—применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания
18.03
§53-54
ppt
53/20
Решение задач
1
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов.
Воздухоплавание»
—Применять знания из курса математики, географии при решении задач
30.03
54/21
Зачет № 2
1
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
01.04
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ 14 ч
55/1
Механическая работа. Единицы работы
1
Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач.
Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности
—Вычислять механическую работу;
—определять условия, необходимые
для совершения механической работы
06.04
§55
56/2
Мощность. Единицы мощности
1
Мощность — характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности.
Анализ табличных данных. Решение задач.
Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе
—Вычислять мощность по известной
работе;
—приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических
устройств;
—анализировать мощности различных
приборов;
—выражать мощность в различных
единицах;
—проводить исследования мощности
технических устройств, делать выводы
08.04
§56
57/3
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
1
Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач. Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага
—Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;
—определять плечо силы;
—решать графические задачи
13.04
§57-58
58/4
Момент силы.
1
Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы.
Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.
Демонстрации. Условия равновесия рычага
—Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует
действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;
—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях рав новесия рычага
15.04
§59
59/5
Рычаги в технике, быту и природе. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага»
1
Устройство и действие рычажных весов.
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»
—Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг
находится в равновесии;
—проверять на опыте правило моментов;
—применять знания из курса биологии, математики, технологии;
—работать в группе
20.04
§60
ppt
60/6
Блоки. «Золотое правило» механики»
1
Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ
при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.
Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки
—Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;
—сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;
—работать с текстом учебника;
—анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы
22.04
§61-62
61/7
Решение задач
1
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»
—Применять знания из курса математики, биологии;
—анализировать результаты, полученные при решении задач
27.04
62/8
Центр тяжести тела.
1
Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел.
Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела
—Находить центр тяжести плоского тела;
—работать с текстом учебника;
—анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского
тела и делать выводы
29.04
§63
63/9
Условия равновесия тел.
1
Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равнове-
сия тел.
Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел
—Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести
тела;
—приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;
—работать с текстом учебника;
—применять на практике знания об условии равновесия тел
06.05
§64
64/10
КПД. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
1
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
—Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с по-
мощью простого механизма, меньше
полной;
—анализировать КПД различных
механизмов;
—работать в группе
13.05
§65
ppt
65/11
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Зачет № 3
1
Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от мас-
сы тела и его скорости. Решение задач. Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»
Превращение одного вида механической энергии в другой.
1
Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного
тела к другому. Решение задач.
—Приводить примеры: превращения
энергии из одного вида в другой; тел,
обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;
—работать с текстом учебника
20.05
§68
67/13
Повторение
1
Повторение пройденного материала
Демонстрировать презентации;
—выступать с докладами;
—участвовать в обсуждении докладов
и презентаций
25.05
68/14
Повторение
1
Повторение пройденного материала
Демонстрировать презентации;
—выступать с докладами;
—участвовать в обсуждении докладов
и презентаций
27.05
Итого:
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).
УМК «Физика. 7 класс»
1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).
3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов,Т. А. Ханнанова).
5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
7. Электронное приложение к учебнику.
Список наглядных пособий
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3. Физические постоянные.
4. Шкала электромагнитных волн.
5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
7. Порядок решения количественных задач.
Тематические таблицы
1. Броуновское движение. Диффузия.
2. Поверхностное натяжение, капиллярность.
3. Манометр.
4. Строение атмосферы Земли.
5. Атмосферное давление.
6. Барометр-анероид.
7. Виды деформаций I.
8. Виды деформаций II.
9. Глаз как оптическая система.
10. Оптические приборы.
11. Измерение температуры.
12. Внутренняя энергия.
13. Теплоизоляционные материалы.
14. Плавление, испарение, кипение.
15. Двигатель внутреннего сгорания.
16. Двигатель постоянного тока.
17. Траектория движения.
18. Относительность движения.
19. Второй закон Ньютона.
20. Реактивное движение.
21. Космический корабль «Восток».
22. Работа силы.
23. Механические волны.
24. Приборы магнитоэлектрической системы.
25. Схема гидроэлектростанции.
26. Трансформатор.
27. Передача и распределение электроэнергии.
28. Динамик. Микрофон.
29. Модели строения атома.
30. Схема опыта Резерфорда.
31. Цепная ядерная реакция.
32. Ядерный реактор.
33. Звезды.
34. Солнечная система.
35. Затмения.
36. Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнца.
37. Луна.
38. Планеты земной группы.
39. Планеты-гиганты.
40. Малые тела Солнечной системы.
Комплект портретов для кабинета физики (папка с двадцатью портретами)
Электронные учебные издания
1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).
2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с. ил.
Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2012 г.
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ФИЗИКА.7—9 классы
Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник, М.2012 г.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень оборудования,
необходимых для реализации программы
Набор материалов для лабораторных работ по физике.
Весы технические.
Преобразователь давления.
Весы с гирями.
Сосуды сообщающиеся.
Динамометров.
Набор для определения механических свойств.
8. Набор по механике.
Ведёрко Архимеда. I
Блок с одним крючком.
Прибор для изучения деформации растяжения.
Набор брусков.
Тележка легкоподвижная.
14. Манометр демонстрационный.
15.Шар для взвешивания воздуха.
Термометры.
Шар с кольцом.
Блоки.
Рычаг.
Лоток дугообразный.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ-СОШ № 2
от ________________ 20____ года № ___
________________ ________________
подпись руководителя МС (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ _______________
подпись (Ф.И.О.)
_________________ 20 ____ года
дата
1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.