Рабочая программа составлена на основе примерной программы с учётом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) (приказ министерства образования и науки от 05.03.2004 № 1089).
Рабочей программой на изучение физики в 10 классе предусмотрено 170 часов учебного времени (5 ч в неделю). Количество учебного времени определено:
В программу основное внимание уделяется фундаментальным и наиболее сложным вопросам, чтобы учащиеся приобрели достаточно глубокие знания физики. Значительное количество времени отводится на решение физических задач и лабораторные практикумы. Работы физического практикума выполняются после изучения разделов. Эти работы отличаются большой нагрузкой. Они выполняются за два урока. Учащиеся разбиваются на группы по 2 человека. И группы выполняют работы, «по солнышку», меняясь работами, то есть вкруговую. При такой организации выполнения работ можно обойтись наличием в кабинете оборудования в единственном экземпляре. Лабораторные работы оцениваются по отчету в тетради, а работы практикума, как более сложные, оцениваются учителем после их сдачи при устной беседе.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Дата | Тема урока | Лабораторные и практические работы (тема) | Контрольные и диагностические работы (тема) | Демонстрации | Обеспечение образовательного процесса |
| Введение. Физика как наука. Методы научного познания природы. (6ч) | | | | |
| 1/1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. | | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
| 2/2 | Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Материальная точка как пример физической модели. Научные гипотезы. | | | | использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; |
| 3/3 | Роль математики в физике. | | | | владение монологической и диалогической речью; |
| 4/4 | Роль математики в физике. | | | | |
| 5/5 | Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия и дополнительности. | | | | способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; |
| 6/6 | Физическая картина мира. Проверочная работа. | | | | |
Механика (59+8 часов) Кинематика материальной точки (26ч) | | | | |
| 7/1 | Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Траектория . | | | Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. | организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств; |
| 8/2 | Равномерное прямолинейное движение. Путь и перемещение. | | | | |
| 9/3 | Скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Средний модуль скорости произвольного движения. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
| 10/4 | Мгновенная скорость. Производная. Относительная скорость движения тел. | | | | |
| 11/5 | График равномерного прямолинейного движения. | | | | |
| 12/6 | Решение задач на равномерное прямолинейное движение. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
| 13/7 | Контрольная работа № 1 | | Равномерное прямолинейное движение. Средний модуль скорости произвольного движения». | | |
| 14/8 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Средняя скорость при равноускоренном движении. | | | | |
| 15/9 | Решение задач на равноускоренное движение. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
| 16/10 | Равнопеременное прямолинейное движение. Графическое представление равнопеременного движения . | | | | |
| 17/11 | Лабораторная работа № 1 | Исследование движения тела под действием постоянной силы. | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; |
| 18/12 | Свободное падение тел. | | | Падение тел в воздухе и в вакууме. | |
| 19/13 | Лабораторная работа № 2 | Измерение ускорения свободного падения. | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
| 20/14 | Баллистическое движение. Баллистическое движение в атмосфере. | | | | |
| 21/15 | Решение задач на свободное падение тел. | | | | |
| 22/16 | Зачет по теме «Равномерное и равноускоренное движение». | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
| 23/17 | Решение задач на равноускоренное движение. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; |
| 24/18 | Решение задач на равноускоренное движение. | | | | |
| 25/19 | Контрольная работа № 2 | | Равноускоренное движение. | | |
| 26/20 | Движение тела, брошенного горизонтально. | | | | |
| 27/21 | Решение задач на движение тела, брошенного горизонтально. | | | | использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. |
| 28/22 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | | | | |
| 29/23 | Решение задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту. | | | | |
| 30/24 | Кинематика периодического движения . Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Угловая скорость и угловое ускорение. | | | | организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. |
| 31/25 | Решение задач на движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. | | | | |
| 32/26 | Относительность движения. Проверочная работа. | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
Динамика материальной точки. Силы в природе. (12 ч) | | | | |
| 33/1 | Первый, второй, третий законы Ньютона и границы их применимости. | | | Взаимодействие тел. Явление инерции. | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 34/2 | Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. | | | | |
| 35/3 | Решение задач на законы Ньютона. | | | | |
| 36/4 | Силы в природе. Закон Всемирного тяготения. Законы Кеплера. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. | | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 37/5 | Решение задач на закон Всемирного тяготения. | | | | |
| 38/6 | Сила тяжести. Центр тяжести. Движение искусственных спутников. Первая космическая | | | | |
| 39/7 | Сила упругости. Вес тела. Невесомость. Перегрузки | | | | |
| 40/8 | Решение задач на силу тяжести и силу упругости. Применение законов Ньютона | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 41/9 | Лабораторная работа № 3 | Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости. | | | |
| 42/10 | Сила трения. Решение задач на движение с учетом силы трения. | | | | |
| 43/11 | Зачет по теме «Динамика материальной точки. Силы природы». Решение комбинированных задач. | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
| 44/12 | Контрольная работа № 3 | | Динамика материальной точки. Силы природе. | | |
Законы сохранения (12 ч) | | | | |
| 45/1 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | | | Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Реактивное движение. | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 46/2 | Решение задач на закон сохранения импульса. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 47/3 | Лабораторная работа № 4 | Исследование упругого и неупругого столкновений тел. | | | |
| 48/4 | Работа, мощность, энергия. | | | | |
| 49/5 | Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. | | | | |
| 50/6 | Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. | | | | |
| 51/7 | Лабораторная работа № 5 | Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости | | | |
| 52/8 | Решение задач на закон сохранения энергии. | | | | |
| 53/9 | Абсолютно неупругое столкновение. | | | | |
| 54/10 | Абсолютно упругое столкновение. | | | | |
| 55/11 | Зачет по теме «Законы сохранения». Решение задач на расчет механической работы и энергии. | | | Изменение энергии тел при совершении работы. | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
| 56/12 | Контрольная работа № 4 | | Законы сохранения. | | |
Динамика периодического движения (5 ч) | | | | |
| 57/1 | Движение тел в гравитационном поле. | | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 58/2 | Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. | | | | |
| 59/3 | Вынужденные колебания . Резонанс. | | | | |
| 60/4 | Решение комбинированных задач. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 61/5 | Решение комбинированных задач по механике. | | | | |
Статика (4 ч) | | | | |
| 62/1 | Условие равновесия для поступательного движения. Момент силы. | | | Виды равновесия тел. Условия равновесия тел. | |
| 63/2 | Условие равновесия для вращательного движения. | | | | |
| 64/3 | Центр тяжести (центр масс) системы материальных точек и твердого тела | | | | |
| 65/4 | Решение комбинированных задач по механике. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| | Физический практикум(8) | | | | |
| 66/1-2 | Практическая работа № 1-2 | Измерение массы тела методом гидростатического взвешивания | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
| 67/1-2 | Практическая работа № 1-2 | Измерение массы тела методом гидростатического взвешивания | | | |
| 68/3-4 | Практическая работа № 3-4 | Изучение закона сохранения импульса при упругом нецентральном ударе дисков. | | | |
| 69/3-4 | Практическая работа № 3-4 | Изучение закона сохранения импульса при упругом нецентральном ударе дисков. | | | |
| 70/5-6 | Практическая работа № 5-6 | Измерение КПД наклонной плоскости и коэффициента выигрыша в силе. | | | |
| 71/5-6 | Практическая работа № 5-6 | Измерение КПД наклонной плоскости и коэффициента выигрыша в силе. | | | |
| 72/7-8 | Практическая работа № 7-8 | Сравнение изменений потенциальной энергии сжатой пружины с потенциальной энергией поднятого тела. | | | |
| 73/7-8 | Практическая работа № 7-8 | Сравнение изменений потенциальной энергии сжатой пружины с потенциальной энергией поднятого тела. | | | |
Молекулярная физика (42+6 ч) Молекулярная структура вещества (4 ч) | | | | | |
| 74/1 | Термодинамика и молекулярно-кинетическая теория. Атомистическая гипотеза строения вещества и её экспериментальные доказательства. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масс и размеры молекул. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Броуновское движение. | | | Механическая модель броуновского движения. | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 75/2 | Решение задач на расчет величин, характеризующих атомы и молекулы. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 76/3 | Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Плазма. | | | Модель строения жидкостей. Модель строения твердых тел. | |
| 77/4 | Зачет по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». | | | | |
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (13 ч) | | | | |
| 78/1 | Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между давление идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Распределение молекул идеального газа в пространстве. | | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 79/2 | Решение задач на основное уравнение МКТ. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 80/3 | Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. | | | | |
| 81/4 | Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Распределение Максвелла. Измерение скоростей молекул. | | | Модель опыта Штерна. | |
| 82/5 | Уравнение состояния идеального газа. Границы применимости модели идеального газа. | | | | |
| 83/6 | Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 84/7 | Изопроцессы. Газовые законы. | | | - Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. - Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. - Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. | |
| 85/8 | Решение графических задач. Законы Авогадро и Дальтона. | | | | |
| 86/9 | Решение задач на газовые законы. | | | | |
| 87/10 | Решение задач на газовые законы. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 88/11 | Лабораторная работа № 6 | Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении. | | | |
| 89/12 | Зачет по теме «Газовые законы». Решение комбинированных задач. | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
| 90/13 | Контрольная работа № 5 | | Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа | | |
Взаимные превращения жидкостей и газов (5). | | | | |
| 91/1 | Модель строение жидкостей. Насыщенные и ненасыщенные пары. Кипение. | | | Кипение воды при пониженном давлении. | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 92/2 | Влажность воздуха. Решение задач. | | | Психрометр и гигрометр. | |
| 93/3 | Поверхностное натяжение. | | | Явление поверхностного натяжения жидкости. | |
| 94/4 | Смачивание, капиллярность. | | | Явление смачивания. | |
| 95/5 | Лабораторная работа № 7. | Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости. | | | |
Твердые тела и их превращения в жидкость (5). | | | | |
| 96/1 | Твердое тело .Кристаллизация и плавление твердых тел. | | | | |
| 97/2 | Лабораторная работа № 8. | Измерение удельной теплоемкости вещества | | | |
| 98/3 | Структура твердых тел. Кристаллические тела. Аморфные тела. Дефекты кристаллической решетки. | | | Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели дефектов кристаллических решеток. | |
| 99/4 | Механические свойства твердых тел. Решение задач на механические свойства твердых тел. | | | | |
| 100/5 | Контрольная работа № 6 | | Агрегатные состояния вещества. | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
Основы термодинамики (14 ч) | | | | |
| 101/1 | Термодинамика. Внутренняя энергия и способы её изменения. Работа в термодинамики. | | | | |
| 102/2 | Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | | | | |
| 103/3 | Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 104/4 | Лабораторная работа № 9 | | | | |
| 105/5 | Решение задач на уравнение теплового баланса. | | | | |
| 106/6 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. | | | Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении. | |
| 107/7 | Решение задач на первый закон термодинамики. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 108/8 | Второй закон термодинамики и его статистическая истолкование. | | | | |
| 109/9 | Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловой машины. | | | Модели тепловых двигателей. | |
| 110/10 | Решение задач на КПД тепловых двигателей. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 111/11 | Семинар «Проблемы энергетики и охраны окружающей среды». | | | | |
| 112/12 | Зачет по теме «Законы термодинамики». | | | | |
| 113/13 | Контрольная работа № 7 | | Законы термодинамики. | | |
| 114/14 | Итоговый тест по разделу «Молекулярная физика». | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
Физический практикум (6) | | | | |
| 115/9-10 | Практическая работа № 9-10 | Проверка уравнения состояния газа. | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
| 116/9-10 | Практическая работа № 9-10 | Проверка уравнения состояния газа. | | | |
| 117/11-12 | Практическая работа № 11-12 | Определение атмосферного давления. | | | |
| 118/11-12 | Практическая работа № 11-12 | Определение атмосферного давления. | | | |
| 119/13-14 | Практическая работа № 13-14 | Измерение влажности воздуха. | | | |
| 120/13-14 | Практическая работа № 13-14 | Измерение влажности воздуха. | | | |
Электродинамика (44+6ч) Электростатика (18) | | | | |
| 121/1 | Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Единица электрического заряда. Закон Кулона. | | | Электрометр. | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов |
| 122/2 | Решение задач на закон Кулона. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 123/3 | Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. | | | | |
| 124/4 | Решение задач на закон Кулона. | | | | |
| 125/5 | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Силовые линии. | | | | |
| 126/6 | Решение задач на напряженность поля. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 127/7 | Решение задач на напряженность поля и принцип суперпозиции полей. | | | | |
| 128/8 | Проводники в электростатическом поле. | | | Проводники в электрическом поле. | |
| 129/9 | Диэлектрики в электростатическом поле. | | | Диэлектрики в электрическом поле. | |
| 130/10 | Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Потенциальность электростатического поля. | | | | |
| 131/11 | Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью электрического поля с разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. | | | | |
| 132/12 | Решение задач на потенциал и разность потенциалов. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 133/13 | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. | | | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. | |
| 134/14 | Решение задач по теме «Электростатика». | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 135/15 | Решение задач по теме «Электростатика». | | | | |
| 136/16 | Обобщающее повторение по теме «Электростатика». Тест по теме «Электростатика». | | | | |
| 137/17 | Обобщающее повторение по теме «Электростатика». Работа над ошибками. | | | | |
| 138/18 | Контрольная работа № 8 | | Электростатика | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
Постоянный электрический ток (11) | | | | |
| 139/1 | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. | | | Электроизмерительные приборы. | |
| 140/2 | Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. Измерение силы тока и напряжения. | | | Электроизмерительные приборы. | |
| 141/3 | Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. | | | | |
| 142/4 | Решение задач на закон Ома для участка цепи, на параллельное и последовательное соединение проводников. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 143/5 | Лабораторная работа № 10 | Измерение электрического сопротивления с помощью омметра. | | | |
| 144/6 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | | | | |
| 145/7 | Решение задач на закон Ома для полной цепи. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 146/8 | Лабораторная работа № 11 | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | | | |
| 147/9 | Решение задач на законы постоянного тока. | | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 148/10 | Обобщающее повторение по теме «Постоянный электрический ток». | | | | |
| 149/11 | Контрольная работа № 9 | | Постоянный электрический ток | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
Электрический ток в различных средах (15) | | | | |
| 150/1 | Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. | | | Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. | |
| 151/2 | Электрический ток в полупроводниках. Типы проводимости полупроводников. Собственная и примесная проводимость полупроводников. | | | Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения. Собственная и примесная проводимость полупроводников | |
| 152/3 | Электрический ток через контакт полупроводников р- и п- типов. Полупроводниковый диод. | | | Полупроводниковый диод. | |
| 153/4 | Полупроводниковые приборы. | | | Транзистор. | |
| 154/5 | Электрический ток в вакууме. Вакуумные приборы. | | | Термоэлектронная эмиссия. Электронно -лучевая трубка. | |
| 155/6 | Лабораторная работа № 12 | Измерение температуры нити лампы накаливания. | | | |
| 156/7 | Электрический ток в электролитах. Законы электролиза. | | | Явление электролиза. | |
| 157/8 | Решение задач на закон электролиза. | | | | |
| 158/9 | Лабораторная работа № 13 | Измерение элементарного электрического заряда | | | овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач |
| 159/10 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряд. | | | | |
| 160/11 | Типы самостоятельных разрядов. Плазма. | | | | |
| 161/12 | Семинар «Применение сверхпроводимости электролиза и типов самостоятельных разрядов». | | | | |
| 162/13 | Зачет по теме «Электрический ток в различных средах». | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |
Физический практикум (6) | | | | |
| 163/15-16 | Практическая работа № 15-16 | Определение электроемкости конденсатора | | | приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. |
| 164/15-16 | Практическая работа № 15-16 | Определение электроемкости конденсатора | | | |
| 165/17-18 | Практическая работа № 17-18 | Повышение предела измерения вольтметра | | | |
| 166/17-18 | Практическая работа № 17-18 | Повышение предела измерения вольтметра | | | |
| 167/19-20 | Практическая работа № 19-20 | Определение сопротивления проводника при помощи мостика Уитстона | | | |
| 168/19-20 | Практическая работа № 19-20 | Определение сопротивления проводника при помощи мостика Уитстона | | | |
Повторение . | | | | |
| 169/1 | Обобщающее повторение. | | | | |
| 170/2 | Обобщающее повторение. | | | | владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; |