Рабочая программа по физике (Пурышева) 7 - 9 класс
Рабочая программа по физике (Пурышева) 7 - 9 класс
Рабочая программа по физике, 7-9 классы, (базовый уровень), составитель Хорунжая Инна Александровна, учитель физики.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по физике Н.С.Пурышевой, Н.Е. Важеевской (VII- IX классы) из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
На реализацию рабочей программы по физике в 7 классе отведено 70 часов (2 часа в неделю), в 8 классе отведено 70 часов (2 часа в неделю) и в 9 классе отведено 68 (2 часа в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике (Пурышева) 7 - 9 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением
отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей физической культуры и ОБЖ,
руководитель МО
____/Ермоленкова Т.И..
протокол
от «_»______2014 г.
№ __
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
______/Венгер Л.Г.
«___»_______2014г.
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета, протокол
от«29» августа 2014 г. № 01
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ № 27 с углублённым изучением отдельных предметов»
от «30» августа 2014 г.
№258
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
основное общее образование (7-9классы)
базовый уровень
Составитель - Хорунжая Инна Александровна, учитель физики
Старый Оскол
2014
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 7-9 класса составлена на основе авторской программа Н.С.Пурышевой, Н.Е. Важеевской (VII- IX классы) из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Цель и задач курса физики:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-7. – М.: Дрофа, 2009.
2.Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование-7. – М.: Дрофа, 2003, 2004.
3.Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочая тетрадь. Физика-7. – М.: Дрофа, 2007.
Марон А. Е. , Физика: дидактические материалы для 7 класса.- М.: Дрофа, 2006
4.Ратбиль Е.Э. Электронное учебное пособие. Физика-7. – М.: Дрофа, 2006.
5.Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач-7–9 М.: Просвещение, 2007
6.Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/- Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2009г.
7.Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Рабочая тетрадь по физике к учебнику 8.Пурышевой Н. С., Важеевской Н. Е. «Физика. 8 класс» / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская – М.: Дрофа, 2009.
9.Пурышева Н.С, Важеевская Н. Е, Чаругин В.М учебник «Физика.9 класс» М.: Дрофа, 2008 гг.
10.Пурышева, Н.С. Физика 9 классс: Рабочая тетрадь /Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чагурин. – М. : Дрофа, 2008.
11.Пурышева, Н.С. Физика 9 классс: методическое пособие /Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чагурин. – М.: Дрофа, 2009.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа в 7 классе рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 7 часов;
фронтальные лабораторные работы – 15 часов.
При составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования в авторскую программу внесены следующие изменения:
добавлена лабораторная работа №8 по теме «Измерение силы трения скольжения», что позволяет установить ряд зависимостей на этом уроке и упростить процесс выполнения следующей лабораторной работы;
согласно рекомендаций, авторов программы в методическом пособии, лабораторные работы №11 по теме «Наблюдение колебаний звучащих тел», №12 «Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити от длины нити», №13 «Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний», №15 «Наблюдение образования тени и полутени», №18 «Изучение явления преломления света, зависимости угла преломления от угла падения» провести как фронтальные наблюдения без оформления отчетов, отметки выставить выборочно
Рабочая программа в 8классе рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 4 часа;
фронтальные лабораторные работы – 12 часов.
При составлении календарно-тематического планирования, учитывая рекомендации авторов программы, ряд лабораторных работ проводится как фронтальные опыты с целью изучения нового материала:
наблюдение делимости вещества;
наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях;
наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры;
изучение видов деформации твердых тел;
наблюдение теплопроводности воды и воздуха;
наблюдение конвекции в жидкостях и газах;
9. наблюдение процессов плавления и отвердевания;
10. измерение удельной теплоты плавления льда;
11. наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади её поверхности, температуры и скорости удаления паров;
12. наблюдение электризации тел и взаимодействие наэлектризованных тел;
13. изготовление простейшего электроскопа.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 8 часов;
фронтальные лабораторные работы – 9 часов.
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:
так как в 9 классе продолжительность учебного года 34 учебных недели. сокращено резервное время 2 часа, предусмотренное авторами программы;
при реализации данной авторской программы лабораторные работы повышенной сложности, отмеченные звездочкой, выполняются в классах с предпрофильной подготовкой по физике, на базовом уровне не выполняются;
в связи с подготовкой к государственной итоговой аттестации традиционные контрольные работы №1 «Механическое движение», №2 «Законы Ньютона», №4 «Колебания и волны», №7 « Элементы квантовой физики», предложенные авторами программы, заменены на контрольные работы, содержащие все элементы ГИА.
При составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования в авторскую программу внесены следующие изменения:
вместо лабораторной работы №17 «Изучение фотографий планет, комет, спутников, полученных с помощью наземных и космических наблюдений» запланирована лабораторная работа «Определение размеров лунных кратеров» (текст имеется в учебнике)
согласно рекомендаций, авторов программы в методическом пособии, лабораторные работы №2 по теме «Изучение второго закона Ньютона», №3 «Изучение третьего закона Ньютона», №4 «Исследование зависимости силы упругости от деформации», №5 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления», №6 «Измерение механической работы и механической мощности», №14 «Изучение работы трансформатора», №15 «Наблюдение интерференции света», №16 «Наблюдение дисперсии света» проводятся как фронтальные наблюдения без оформления отчетов (текст данных лабораторных работ в учебнике отсутствует), отметки за данные работы выставляются выборочно.
Отметки за данные работы ставятся выборочно.
Из лабораторных работ второго уровня лабораторная работа №3 (в учебнике) проводится как домашнее задание в связи с длительностью её проведения, отметка выставляется за 17 урок. В календарно-тематическое планирование включена лабораторная работа второго уровня «Измерение работы и мощности электрического тока» (в учебнике №13). Согласно текста лабораторных работ в учебнике объединены в одну работу №18 «Сборка электрической цепи» и №19 «Измерение силы тока в цепи» (в учебнике они представлены как лабораторная работа №7)
2.Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физическая величина, физический закон, единицы измерения физических величин, взаимодействие, сила как мера взаимодействия тела с другими телами, виды сил: трения, упругости, тяжести, коэффициент полезного действия, механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны, источник света, световой пучок, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии, прямолинейного распространения света, отражения, преломления;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, , отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: размеров тел, расстояния, промежутка времени, объёма тела, массы тела, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний омеханических ,звуковых и световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых и оптических приборов.
смысл физических величин: давление,внутренняя энергия; абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, термодинамики, сохранения электрического заряда, Кулона, Джоуля-Ленца.
уметь
описывать и объяснять физические явления: свойства газов, жидкостей и твердых тел, электризацию тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: атмосферного давления, температуры, влажности воздуха, объёма тела, массы тела, времени, силы, силы тока, напряжения.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: давления газа данной массы от его объёма при постоянной температуре, объёма газа данной массы от температуры при постоянном давлении, давления газа данной массы от абсолютной температуры при постоянном объёме, силы тока от напряжения;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
3.Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
7 класс (70 ч.)
1.
Введение
6 часов
2.
Движение и взаимодействие тел
38 часов
3.
Звуковые явления
6 часов
4.
Световые явления
18 часов
Резервное время
2 часа
8 класс(70 ч.)
1.
Первоначальные сведения о строении вещества
6 часов
2.
Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел
12 часов
3.
Тепловые явления
18 часов
4.
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел
7 часов
5.
Электрические явления
6 часов
6.
Электрический ток и его действия
17 часов
Резервное время
4 часа
9 класс (68 ч.)
1.
Законы механики
22 часа
2.
Механические колебания и волны
6 часов
3.
Электромагнитные явления
11 часов
4.
Электромагнитные колебания и волны
8 часов
5.
Элементы квантовой физики
9 часов
6.
Вселенная
8 часов
Итоговые занятия
2 часа
Резервное время
2 часа
4.Содержание программы учебного предмета
Для 7 класса:
1. Введение (6 часов)
Iуровень
Что и как изучают физика и астрономия.
Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.
Измерение размеров тела с помощью линейки, объема жидкости с помощью мензурки, температуры жидкости с помощью термометра.
Измерение времени.
Измерение размеров малых тел.
IIуровень
Измерение малых величин.
Движение и взаимодействие тел (38 ч)
I уровень
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Ускорение свободного падения.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.
Международная система единиц.
Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость, Давление. Сила трения. Виды сил трения.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
2. Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел (12 ч)
2.1. Механические свойства жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) (10 ч)
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. Гидравлический пресс. Манометры.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живые организмы.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Фронтальные лабораторные работы
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условий плавания тел.
2.2. Механические свойства твердых тел (2 ч)
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел.
Фронтальные лабораторныеработы
3. Наблюдение роста кристаллов.
3. Тепловые явления (18 ч)
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Уравнение теплового баланса. Удельная теплота сгорания. Первый закон термодинамики.
Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
Фронтальные лабораторные работы
4. Сравнение количества теплоты при смешивании поды разной температуры.
5. Измерение удельной теплоемкости вещества.
4. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (7 ч)
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).
Связь между давлением, объемом и температурой газа. Применение газов в технике.
Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.
Тепловое расширение твердых тел (качественно).
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
Фронтальная лабораторная работа
6. Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре.
5. Электрические явления (6 ч)
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп. Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электризация через влияние. Проводники, диэлектрики, полупроводники. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического ноля. Электрическое поле точечных зарядов и двух заряженных пластин.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.
6. Электрический ток и его действия (17 ч)
Постоянный электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках. Гальванические элементы и аккумуляторы
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля - Ленца.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике.
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Фронтальные лабораторные работы
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках.
8. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
9. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.
10. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
11. Изучение последовательного соединения проводников.
12. Изучение параллельного соединения проводников.
13. Измерение работы и мощности электрического тока.
Резервное время (4 ч)
Для 9 класса:
1. Законы механики (22 ч.)
Iуровень
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения.
Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения и движения точки по окружности. Графическое представление механического движения.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Угловая скорость. Ускорение при движении тела по окружности.
Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона.
Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.
Энергия и механическая работа. Закон сохранения механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
1. Исследование равноускоренного движения.
2. Изучение второго закона Ньютона.
3. Изучение третьего закона Ньютона.
4. Исследование зависимости силы упругости от деформации.
5. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
6. Измерение механической работы и механической мощности.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний. Закон отражения волн.
II уровень
Скорость и ускорение при колебательном движении. Фаза колебаний.
Интерференция и дифракция волн.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
7. Изучение колебаний математического маятника.
8. Изучение колебаний груза на пружине.
II уровень
1. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
2. Измерение жесткости пружины с помощью пружинного маятника.
3. Электромагнитные явления (11 ч)
I уровень
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применения магнитов и электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока.
11. Действие магнитного поля на проводник с током.
12. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
13. Изучение явления электромагнитной индукции.
14. Изучение работы трансформатора.
4. Электромагнитные колебания и волны (8 ч)
I уровень
Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
II уровень
Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
15. Наблюдение интерференции света.
16. Наблюдение дисперсии света.
II уровень
3. Сборка детекторного радиоприемника.
5. Элементы квантовой физики (9 ч)
I уровень
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы.
Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия.
II уровень
Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна.
Закон радиоактивного распада.
Ядерный реактор.
Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет.
Система Земля—Луна. Приливы.
Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны.
Планета Земля. Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
Малые тела Солнечной системы.
Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.
II уровень
Движение космических объектов в поле силы тяготения.
Использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве.
Фронтальная лабораторная работа
17. Изучение фотографий планет, комет, спутников, полученных с помощью наземных и космических наблюдений.
Итоговые занятия (2 ч)
Резервное время — (2 ч)
5.Формы и средства контроля.
Структурный элемент рабочей программы «Формы и средства контроля»включает систему контролирующих материалов в 7 классах:
Полугодие
Кол-во контрольных
Работ
Кол-во
лабораторных
работ
I четверть
1
5
II четверть
2
3
III четверть
3
3
IV четверть
1
4
ИТОГО:
7
15
В 8 классах:
Полугодие
Кол-во контрольных
Работ
Кол-во
лабораторных
работ
I четверть
1
2
II четверть
1
2
IIIчетверть
1
1
IVчетверть
1
7
ИТОГО:
4
12
В 9 классах:
Полугодие
Кол-во контрольных
работ
Кол-во
лабораторных
работ
I четверть
1
1
II четверть
3
3
III четверть
2
4
IV четверть
2
1
ИТОГО:
8
9
Для оценки освоения школьниками планируемого содержания существуют следующие требования:
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
Говорить или писать на тему конкретно, точно;
Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
Излагать материал логично и последовательно;
Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Для речевой культуры учащихся важно умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.
Работа учителя по осуществлению единых требований к письменной речи учащегося. Основными видами письменных работ являются: текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические работы, итоговые контрольные работы, в т. ч. репетиционные экзамены.
Количество и назначение ученических тетрадей:
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ по физике должны иметь 3 тетради: 1 – рабочая общая тетрадь и 2 - тетради из 12-18 листов для контрольных, практических и лабораторных работ.
Нормы оценок
При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.
Согласно Положению о текущем контроле оценивание знаний и умений проводится по пятибалльной системе: 5 баллов - "отлично", 4 балла - "хорошо", 3 балла - "удовлетворительно", 2 балла - "неудовлетворительно".
Оценка ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы, графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученикаудовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. В отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности
Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин и единиц их измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогично ранее решенным в классе; ошибки.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить цену деления измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Тесты:«5» – выполнение задания на 88 – 100%; «4» - на 62 - 86%; «3» – на 36 - 60%; «2» - на 0 – 34 %.
6.Перечень учебно-методических средств обучения
Для 7 класса
Основная учебная литература
1. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.-334 с.
2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.- 240 с.
3. Марон А. Е. , Физика: дидактические материалы для 7 класса.- М.: Дрофа, 2006
4. Орлов В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
5. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика-7. – М.: Дрофа, 2009.
5. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование-7. – М.: Дрофа, 2003, 2004.
6. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Рабочая тетрадь. Физика-7. – М.: Дрофа, 2007.
7.Ратбиль Е.Э. Электронное учебное пособие. Физика-7. – М.: Дрофа, 2006.
8. Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Дополнительная учебная литература
1. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.
2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
3. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
Электронные пособия:
Открытая физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон.
Физика. Механика. Методики и материалы к урокам.
Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон.
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.
Ученический эксперимент по физике. – М.: Центр МНТП.
Школьный физический эксперимент. – М.: ИД «Равновесие».
Интернет – ресурсы:
http://www.rosolymp.ru.
http://school.edu.ru
www.uchitel-izd.ru
http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/physics/
Для 8 класса
Основная учебная литература
1. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 класс: методическое пособие к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика 8 класс» / авт.-сост. Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская -М.: Дрофа, 2009
2. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
3. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.-334 с.
4. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.- 240 с.
5. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
6. Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская.- М.: Дрофа, 2009г
7. Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Дополнительная учебная литература
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.
3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
4. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.
5. Кортукова, Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
6. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
7. Фадеева, А.А.Физика: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.: книга для учителя / А.А. Фадеева и др. – М.: Просвещение, 2006.
8. Шилов, В.Ф. Тетради для лабораторных работ по физике. 7 – 11 классы/ В.Ф. Шилов– М.: Просвещение, 2002 – 2005
Электронные пособия:
Открытая физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон.
Физика. Механика. Методики и материалы к урокам.
Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон.
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.
Ученический эксперимент по физике. – М.: Центр МНТП.
Школьный физический эксперимент. – М.: ИД «Равновесие».
Интернет – ресурсы:
http://www.rosolymp.ru.
http://school.edu.ru
www.uchitel-izd.ru
http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/physics/
Для 9 класса
Основная учебная литература
Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.-334 с.
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.- 240 с.
Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
Пурышева Н.С, Ввжеевская Н. Е, Чаругин В.М учебник «Физика.9 класс» М.: Дрофа, 2008 гг.
Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Дополнительная учебная литература
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.
3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
4. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.
5. Кортукова, Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
6. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
7. Фадеева, А.А.Физика: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл.: книга для учителя / А.А. Фадеева и др. – М.: Просвещение, 2006.
Электронные пособия:
Открытая физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон.
Физика. Механика. Методики и материалы к урокам.
Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон.
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.
Ученический эксперимент по физике. – М.: Центр МНТП.
Школьный физический эксперимент. – М.: ИД «Равновесие».
Интернет – ресурсы:
http://www.rosolymp.ru.
http://school.edu.ru
www.uchitel-izd.ru
http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/physics/
Оборудование и приборы для изучения курса «физика» 7-9 класс
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Дидактическое описание
Количество на 25 учащихся
Осн. Школа
Базовая
Про-фильная
ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ
1
Комплекты таблиц демонстрационных по физике
Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.
1
1
1
2
Портреты выдающихся ученых-физиков
Используются для постоянной экспозиции в кабинете
1
1
1
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
3
Сборник задач по физике
Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету
15
15
15
СРЕДСТВА ИКТ
4
Универсальный портативный компьютер
Используется учителем
В соответствии с планируемой потребностью учителя
1
1
5
Принтер
Используется учителем
В соответствии с планируемой потребностью учителя
1
1
6
Сканер
Используется учителем
В соответствии с планируемой потребностью учителя
1
1
7
Мультимедийный проектор
Используется учителем
В соответствии с планируемой потребностью учителя
1
1
Перечень лабораторного оборудования
№
Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Оборудование, необходимое на данной ступени или уровне
(обозначено символом +)
Количество
Основная школа
Старшая школа
Базовый уровень
Профильный уровень
1
2
3
4
5
6
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
1
42 ВЩит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36
+
+
+
1
2
42 В)Столы лабораторные электрифицированные (36
+
+
+
17
3
Лотки для хранения оборудования
+
+
+
15
4
Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)
+
+
+
15
5
Весы учебные с гирями
+
+
+
15
6
Секундомеры
+
+
+
6
7
Термометры
+
+
+
8
8
Штативы
+
+
+
15
9
Цилиндры измерительные (мензурки)
+
+
+
15
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Тематические наборы
11.1
Наборы по механике
+
+
+
6
6
6
6
11.2
Наборы по молекулярной физике и термодинамике
+
+
+
11.3
Наборы по электродинамике
+
+
+
11.4
Наборы по оптике
+
+
+
11.05.12
Наборы по квантовым явлениям
+
+
+
6
12
Динамометры лабораторные 1 Н, 4 Н
+
+
+1
Н-6;
4Н-15
13
Желоба дугообразные (А, Б)
+А
+А
+Б
15
14
Желоба прямые
+
+
15
15
Набор грузов по механике
+
+
+
15
16
Наборы пружин с различной жесткостью
+
+
+
4
17
Набор тел равного объема и равной массы
+
4
20
Рычаг-линейка
+
15
21
Трибометры лабораторные
+
+
+
15
Молекулярная физика и термодинамика
23
Калориметры
+
+
+
15
24
Наборы тел по калориметрии
+
+
+
15
25
Набор для исследования изопроцессов в газах
+
+
+
6
26
Набор веществ для исследования плавления и отвердевания
+
+
+
6
27
Набор полосовой резины
+
+
+
15
28
Нагреватели электрические
+
+
+
15
Электродинамика
29
Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока
+
+
+
15
30
Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока
+
+
+
15
31
Катушка – моток
+
+
+
15
32
Ключи замыкания тока
15
33
Компасы
+
+
+
6
34
Комплекты проводов соединительных
+
+
+
15
35
Набор прямых и дугообразных магнитов
+
+
+
15;2
36
Миллиамперметры
+
+
+
6
37
Мультиметры цифровые
+
+
6
38
Набор по электролизу
+
+
+
6
39
Наборы резисторов проволочные
+
+
+
15
40
Потенциометр
+
+
5
41
Прибор для наблюдения зависимости сопротивления металлов от температуры
+
1
42
Радиоконструктор для сборки радиоприемников
+
+
+
2
43
Реостаты ползунковые
+
+
+
15
44
Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления
+
+
15
45
Электроосветители
с колпачками
+
+
+
15
46
Электромагниты разборные с деталями
+
+
+
15
47
Действующая модель двигателя-генератора
+
+
2
Оптика и квантовая физика
49
Экраны со щелью
+
+
+
15
50
Плоское зеркало
+
15
51
Комплект линз
+
+
+
15
52
Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток
+
15
53
Набор дифракционных решеток
+
+
15
54
Источник света с линейчатым спектром
+
1
55
Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок
+
+
3
56
Спектроскоп лабораторный
+
+
+
2
57
Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н)
+
+
6
58
Дозиметр
+
+
+
6
Оборудование для практикума
№
Наименование
Количество
1
2
3
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
1
Весы технические
1
2
Генератор низкой частоты
1
3
Источник питания для практикума
6
4
Набор электроизмерительных приборов постоянного тока
6
5
Набор электроизмерительных приборов переменного тока