Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике 7 кл »
Рабочая программа по физике для 7 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
Введение - 4 часа.
Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов.
Взаимодействие тел - 21 час.
Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 час.
Работа и мощность. Энергия - 11 часов.
Резервное время - 7 часов.
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений:
Свободное падение тел.
Колебания маятника.
Притяжение стального шара магнитом.
Свечение нити электрической лампы.
Электрические искры.
Лабораторные работы
Измерение расстояний.
Измерение времени между ударами пульса.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации
Диффузия в растворах и газах, в воде.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
Явление инерции.
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
Измерение силы по деформации пружины.
Свойства силы трения.
Сложение сил.
Барометр.
Опыт с шаром Паскаля.
Опыт с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы
Измерение массы тела.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Исследование условий равновесия рычага.
Измерение архимедовой силы.
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации
Реактивное движение модели ракеты.
Простые механизмы.
Лабораторные работы
Измерение КПД наклонной плоскости.
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учебно-методический комплект
А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.
В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Календарно-тематическое планирование
7 класс (70 часов – 2 часа в неделю)
№
урока
Тема
урока
Количество
часов
Элементы содержания
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).
Что изучает физика?
Введение (4 часа)
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания.
2
Физические величины. Измерение физических величин.
Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.
3
Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин».
Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.
4
Физика и техника.
Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
5
Строение вещества. Молекулы.
Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные),
о зависимости скорости движения молекул от температуры.
6
Движение молекул.
Диффузия в природе и быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц.
7
Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2.
«Измерение размеров малых тел».
Измерение размеров малых тел.
8
Взаимодействие молекул.
Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул.
9
Три состояния вещества.
Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения молекулярно- кинетической теории.
10
Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа№1 (20минут).
Дискретное строение вещества, модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие тел (21 час)
11
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Механическое движение. Путь. Траектория. Равно-мерное и неравно-мерное движение.
Физические величины и их измерение.
12
Скорость. Единицы скорости.
Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость.
13
Расчет пути и времени движения.
Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения.
14
Решение задач на расчет пути и времени движения.
График зависимости пути от времени и скорости от времени.
15
Явление инерции.
Система отсчета. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел.