Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7-9 классах, по авторской программе составители которой являются : В.В Белага, В.В Жумаев, И.А Ломаченков, Ю.А Панебратцев; «Просвещение», 2010 г и в соответствии с выбранным учебником: В. В. Белага; И. А. Ломаченков; Ю. А. Панебратцев. Физика 7 кл; М., «Просвящение» 2009г
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный подбор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Программа по физике включает в себя четырех разделов: пояснительную записку; основное содержание, тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, оснащение учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики. Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которыми они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Воспитание убеждённости в познавательности окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7-9 классах, по авторской программе составители которой являются : В.В Белага, В.В Жумаев, И.А Ломаченков, Ю.А Панебратцев; «Просвещение», 2010 г и в соответствии с выбранным учебником: В. В. Белага; И. А. Ломаченков; Ю. А. Панебратцев. Физика 7 кл; М., «Просвящение» 2009г
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный подбор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Программа по физике включает в себя четырех разделов: пояснительную записку; основное содержание, тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, оснащение учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики. Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которыми они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Воспитание убеждённости в познавательности окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основе требований Государственного общеобразовательного стандарта в содержании календарно – тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Познавательная деятельность:
Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
Овладения адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
Приобретения опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно- коммуникативная деятельность:
Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
Владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Знание физических законов необходимых для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Предметными результатами обучения физике в 7 классе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учащиеся, проявляющие особый интерес к физике, смогут изучать ее на повышенном уровне с одним дополнительным учебным часом из вариативной части базисного учебного (образовательного) плана по физике.
Результаты освоения курса физики за 7 класс
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в постоянном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются)
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергии, равновесия рычага.
Формулы связи силы тяжести и массы, расчета давления жидкости под действием силы тяжести. Закон Паскаля. Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учащиеся должны уметь:
Применять основные положения молекулярно – кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закон Паскаля.
внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
Решать расчетные задачи преимущественно в одно – два действия
Лекции, беседы, эвристическая беседа, индивидуальная работа по карточкам, решение задач, лабораторные работы, самостоятельная работа с литературой.
Методы и формы обучения выбираются в зависимости от выдвигаемых целей и задач.
Виды контроля знаний: самостоятельные работы, фронтальные устные опросы, физические диктанты, контрольные работы, домашние эксперименты.
Место предмета в учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Ι. ФИЗИКА И МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ – 7 ч
Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические приборы и их измерения. Международная система единиц. Измерение т точность измерений. Погрешность измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время.
Демонстрации: примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений, портреты ученых, физические приборы, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Определение цены деления шкалы измерительного прибора;
Определение объема твердого тела;
ΙΙ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА – 6 ч
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации: сжимаемость газов, диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, сохранение объема жидкости при измерении формы сосуда, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел;
Изучение процесса кипения воды.
ΙΙΙ. ДВИЖЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, МАССА – 10 ч
Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное движение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке Ньютона, явление инерции, взаимодействие тел, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение массы тела на рычажных весах;
Измерение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;
ΙV. СИЛЫ ВОКРУГ НАС – 10 ч
Сила. Сила тяжести. Правило сложение сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации пружины, сложение сил, сила трения, невесомость, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой;
Градуировка динамометра;
Исследование силы трения скольжения;
V. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕ И ГАЗОВ – 10 ч
Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.
Демонстрации: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры, закон Паскаля, гидравлический пресс, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Определение зависимости между глубиной погружения тяжелых свинцовых кирпичей в песок и давлением.
Исследование процесса выталкивания воды из отверстия в сосуде.
VΙ. АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – 4 ч
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.
Демонстрации: обнаружение атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Изготовление «баночного барометра»
VΙΙ. ЗАКОН АРХИМЕДА. ПЛАВЛЕНИЕ ТЕЛ- 6 ч
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Демонстрации: закон Архимеда, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело;
Изучения условий плавания тел;
VΙΙΙ. РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ – 7 ч
Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.
Демонстрации: изменение энергии тела при совершении работы, превращение энергии из одной формы в другую, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение механической работы и мощности;
Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.
Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации: простые механизмы, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Проверка условия равновесия рычагов;
Определение КПД наклонной плоскости;
Определение положения центра тяжести плоской фигуры.
Календарно- тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Содержание
Знания, умения, навыки
Д. з
Ι. Физика и мир, в котором мы живем 7 ч
1\1
Что изучает физика?
Сообщение нового материала (беседа)
Что изучает физика? Основные виды физических явлений встречающихся в окружающемся мире.
Сформировать основные знания о физике как фундаментальной науке, об основных видах физических явлений встречающихся в окружающемся мире.
§ 1
2\2
Некоторые физические термины.
Комбинированный
Основные термины: физическое тело, вещество, материя. Наблюдение и опыт.
Сформировать знания об основных терминах лежащих в основе физика, о наблюдении и опыте, как основные методы получения знаний по физике.
§ 2, 3
3\3
Физические величины и их измерения.
Комбинированный
Измерительные приборы, шкала измерительного прибора, цена деления, точность измерения. Что такое физическая величина и её единицы измерения.
Сформировать знания о видах измерительных приборах, о шкале измерительного прибора и цены деления, о понятии физическая величина и её единицы измерения.
§ 4,5
4\4
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Практическое занятие.
Определение цены измерительного прибора.
Формирование практических умений по определению цены деления измерительного прибора.
--------
5\5
Лабораторная работа №1
«Определение объема твердого тела»
Практическое занятие
Формирование практических умений по определению объема твердого тела.
См. в тет.
6\6
Человек и окружающий его мир
Работа в группах
Четыре измерения окружающего мира, сравнение размеров больших и малых тел.
Сформировать знания об четырех измерениях окружающего мира, об сравнении размеров больших и малых тел.
§ 6
7\7
Обобщающий урок
Работа в группах
Систематизация ЗУН
---------
ΙΙ. Строение вещества 6 ч
8\1
Строение вещества
Сообщение нового материала (лекция)
Молекулы и атомы. Размеры малых тел
Формирование знаний о строении вещества, о молекулах и атомах, о размерах малых тел.
§ 7, 8
9\2
Лабораторная работа № 2
«Измерение размеров малых тел»
Практическое занятие
Определение размеров малых тел.
Формирование практических умений по определению размеров малых тел.
---------
10\3
Броуновское движение. Диффузия.
Комбинированный
Броуновское движение. Процесс диффузии, скорость протекания диффузии.
Формирование знаний о броуновском движении молекул, о процессе диффузия.
§ 9
11\4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Самостоятельная работа с учебником.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явление смачивания и явление капиллярности.
Формирование знаний о взаимном притяжении и отталкивании молекул, об явлении смачивания и явлении капиллярности.
§ 10, 11
12\5
Агрегатное состояние вещества.
Комбинированный
Три вида агрегатного состояние вещества.
Формирование знаний об агрегатных состояниях вещества и их свойствах.
§ 12
13\6
Обобщающий урок
Работа в группах
Систематизация полученных знаний.
--------
ΙΙΙ. Движение, взаимодействие, масса 10 ч
14\1
Механическое движение
Сообщение нового материала
Движение, относительность движения, описание движения. путь. Виды движения
Формирование знаний об понятии движение, относительность движения, способе описания движения, путь, об видах движения
§ 13
15\2
Скорость
Комбинированный
Скорость, способы определения скорости, единицы измерения, формула определения скорости при равномерном прямолинейном движении, график зависимости скорости от времени.
Формирование знаний и умений о скорости, способах определения скорости, единицах измерения, формуле определения скорости при равномерном прямолинейном движении, графике зависимости скорости от времени.
§ 14
16\3
Средняя скорость. Ускорение.
Комбинированный
Определение средней скорости при неравномерном прямолинейном движении. Понятие ускорение.
Формирование знаний об определении средней скорости при неравномерном прямолинейном движении, о понятии ускорение.
§ 15
17\4
Решение задач
Практическое занятие
Скорость, средняя скорость, ускорение, график зависимости скорости от времени
Формирование практических умений применять теоретические знания при решении задач.
См. тет.
18\5
Инерция
Самостоятельная работа с учебником
Инерция, движение по инерции.
Формирование знаний об инерции, о движении тела по инерции.
§ 16
19\6
Взаимодействие тел и масса. Лабораторная работа № 3 «Измерение малых масс методом взвешивания»
Практическое занятие
Взаимодействие тел, масса, единица измерения массы.
Формирование знаний и умений о взаимодействии тел и массе, о измерении малых масс методом взвешивания.
§ 17
20\7
Плотность и масса
Комбинированный
Плотность вещества, определение плотности вещества, зная его массу и объем. Единица плотности.
Формирование знаний и умений о плотности вещества, об определении плотности вещества, зная его массу и объем, об единице плотности.
§ 18
21\8
Лабораторная работа № 4 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра»
Практическое занятие
Формирование практических умений по определению плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра
--------
22\9
Решение задач
Практическое занятие (работа в группах)
Формирование практических умений по применению теоретических знаний при решении задач
См. в тет
23\10
Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие, движение, масса.»
Самостоятельная работа
Проверка ЗУН
---------
ΙV. Силы вокруг нас 10 ч
24\1
Сила
Сообщение нового материала
Понятие сила, сила как мера взаимодействия. Деформация. Точка приложения силы. Единицы силы.
Сформировать знания о понятии - сила, о силе как мера взаимодействия. О деформации, о точке приложения силы. Единицы силы.
§ 19
25\2
Сила тяжести
Комбинированный
Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Закон всемирного тяготения.
Сформировать знания и умения о силе тяжести, о свободном падении, об ускорении свободного падения, о законе всемирного тяготения.
§ 20
26\3
Равнодействующая сила.
Решение задач
Комбинированный
Равнодействующая сила. Состояние равновесия.
Сформировать знания и умения о равнодействующей силе и о состоянии равновесия.
§ 21
27\4
Сила упругости
Работа в группе
Сила упругости. Деформация. Направление силы упругости.
Сформировать знания о силе упругости, о деформации, о направлении силы упругости.
§ 22
28\5
Закон Гука. Решение задач
Комбинированный
Закон Гука. Коэффициент упругости. Виды деформации. Графическое представление закона Гука.
Сформировать знания и умения о законе Гука, о коэффициенте упругости, о видах деформации, о графическом представлении закона Гука.
§ 23
29\6
Лабораторная работа № 5
«Градуировка динамометра. Определение коэффициента упругости пружины»
Практическое занятие
Динамометр
Формирование практических умениях по определению коэффициента упругости пружины.
-------
30\7
Вес тела. Невесомость
Самостоятельная работа с учебником
Вес тела. Вес тела и сила тяжести. Вес тела и масса. Невесомость.
Формирование знаний о Вес тела. весе тела и силе тяжести. Вес тела и масса. Невесомость.
§ 24
31\8
Сила трения
Комбинированный
Сила трения. Виды трения. Причины возникновения силы трения.
Формирование знаний о силе трения, о видах трения, о причине возникновения силы трения.
§ 25
32\9
Решение задач
Практическое занятие
Сформировать умения применять теоретические знания при решении задач
См. в тетрадь
33\10
Контрольная работа № 2 по теме:
«Силы вокруг нас»
Самостоятельная работа
Систематизация ЗУН
-----------
V. давление твердых тел, жидкостей и газов 10 ч
34\1
Давление
Сообщение нового материала
Давление. Единицы давления. Измерение давления.
Формирование знаний о давлении, об единицы давления.
§ 27
35\2
Способы увеличения и уменьшения давления.
Комбинированный
Решение задач. Увеличения и уменьшение давления.
Сформировать знания об способах увеличения и уменьшения давления.
§ 28
36\3
Природа давления газов и жидкостей
Комбинированный
Давление газа, зависимость давления газа. Давление в жидкостях.
Формирование знаний о давлении газа и жидкости, о причинах возникновения давления в газе и жидкостях
§ 29
37\4
Закон Паскаля
Самостоятельная работа
Шар Паскаля. Закон Паскаля
Формирование знаний о законе Паскаля
§ 30
38\5
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Комбинированный
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Сформировать знания и умения по расчете давления жидкости на дно и стенки сосуда
§ 31
39\6
Сообщающиеся сосуды
Самостоятельная работа с учебником
Сообщающиеся сосуды и принцип сообщающихся сосудов
Формирование знаний о принципе сообщающихся сосудов
§ 32 (модель сообщ.сосудов)
40\7
Использование давления в технических устройствах
Практическое занятие (защита проектов)
Гидравлические машины, гидравлический пресс.
Формирование знаний о принципе устройства гидравлической машины и пресса.
-----------
41\8
42\9
Решение задач
Практическое занятие
Формирование умений применять теоретические знания при решении задач
Подготовка к к\р
43\10
Контрольная работа № 3 по теме: «Давление»
Самостоятельная работа
Проверка ЗУН
------------
VΙ. Атмосфера и атмосферное давление 4 ч
44\1
Вес воздуха. Атмосферное давление.
Сообщение нового материала
Определение веса воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на физические явления.
Формирование знаний по определению веса воздуха. Атмосферного давления. Влияния атмосферного давления на физические явления.
§ 34
45\2
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Самостоятельная работа с учебником
Опыт Торричелли. Единицы атмосферного давления
Формирование знаний об измерении атмосферного давления.
§ 35
46\3
Приборы для измерения давления. Решение задач
Работа в группах
Барометр. Барометр-анероид. Манометр.
Формирование знаний об устройстве и принципе работы приборов для измерения давления.
§ 36
47\4
Обобщающий урок
Урок- соревнование
Систематизация ЗУН
-----------
VΙΙ. Закон Архимеда. Плавание тел - 6 ч
48\1
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
Сообщение нового материала
Выталкивающая сила, её направление. Определение выталкивающей силы.
Сформировать знания и умения о выталкивающей силе и ее определении.
§ 37
49\2
Лабораторная работа № 6
«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Практическое занятие
Определение выталкивающей силы
Формировать практические умения по определению выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело
-----------
50\3
Закон Архимеда
Комбинированный
Закон Архимеда
Сформировать знания и умения о законе Архимеда и ее определения.
§ 38
51\4
Плавание тел. Воздухоплавание
Работа в группах
Условия плавания тел, плавание судов. Воздухоплавание
Сформировать знания об условиях плаваниях тел и воздухоплавания
§ 39
52\5
Решение задач
Практическое занятие
Формирование практических умений применять теоретические знания при решении задач
См. в тетрадь
53\6
Контрольная работа № 4 по теме: «Закон Архимеда. Плавание тел»
Самостоятельная работа
Проверка ЗУН
-----------
VΙΙΙ. Работа, мощность, энергия 7 ч
54\1
Механическая работа
Сообщение нового материала
Определение механической работы, условия её существования. Единицы измерения работы
Сформировать знания по определению механической работы и ее единицах измерения
§ 40
55\2
Мощность
Комбинированный
Определение мощности и её единицах измерения
Сформировать знания по определению мощности
§ 41
56\3
Энергия
Сообщение нового материала
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия
Сформировать знания об энергии и её видах.
§ 42, 43
57\4
Закон сохранения механической энергии
Комбинированный
Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии
Сформировать знания о превращении одного вида энергии в другой. Законе сохранения механической энергии
§ 44
58\5
Лабораторная энергия №7 «Изучения изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости»
Практическое занятие
Изменение потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости.
Формирование практических умений по изменению потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости
-----------
59\6
Решение задач
Практическое занятие
Сформировать умения применять теоретические знания при решении задач
См. в тетрадь
60\7
Контрольная работа №5 по теме: «Работа, мощность, энергия»
Сформировать знания о простых механизмах, рычагах, плече силы. Равновесии рычага. Моменте силы. Наклонная плоскость
§ 47
62\2
Лабораторная работа № 8
«Проверка условия равновесия рычага»
Практическое занятие
Проверка условия равновесия рычага
Формирование практических умений по проверке условия равновесия рычага.
----------
63\3
Блок и система блоков
Комбинированный
Блок. Виды блоков. Использование простых механизмов
Сформировать знания о блоках, видах блоков, об использовании простых механизмов
§ 48
64\4
«Золотое правило» механики
Сообщение нового материала
«Золотое правило», коэффициент полезного действия.
Сформировать знания о «Золотом правиле», коэффициенте полезного действия.
§ 49, 50
65\5
Лабораторная работа № 9
«Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости»
Практическое занятие
Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости
Формирование практических умений по определению коэффициента полезного действия наклонной плоскости
_____________
66\6
Решение задач
Практическое занятие
Сформировать практические умения применять теоретические знания при решении задач
См. в тетрадь
67\7
Контрольная работа № 6 по теме «Простые механизмы»
Самостоятельная работа
Проверка ЗУН
68\8
Обобщающий урок
Оснащение учебного процесса:
В кабинете имеется:
Противопожарный инвентарь, аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов,
Инструкции по правилам безопасности, журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене размещены таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, периодическая таблица Менделеева.
Комплекты технических средств обучения
Фильмоскоп
Радуга 7
Эпидиаскоп
ЛЭТИ- 60М
Эпипроектор
ЛЭТИ- 60М
Диапроектор
Свитязь М
Эпископ
Графопроектор
ППЛ 1М
наборы для демонстрации опытов и проведении лабораторных работ с учетом учебной программы,
Учебно-научной и справочной литературой
Литература для учителя:
Белага В.В Физика 7 кл.- М.: Просвещение, 2009г.
Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7-11 кл.- М.: Просвещение, 1996г
Жумаев В.В Тетрадь- тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь- экзаменатор- М.: Просвещение, 2009г.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1994г.
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 7,8,9,кл- М.: Дрофа, 2002г.
Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1984г.
Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 7-9 кл. М.: ООО «ВАКО»
Литература для учащихся:
Белага В.В Физика 7 кл.- М.: Просвещение, 2009г
Лукашик В.И. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1994г.
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 7,8,9,кл- М.: Дрофа, 2002г.
Комплект тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики,
Портреты выдающихся физиков;
Папки с разработками для выполнения самостоятельных и контрольных работ, тестов и зачетов.
Презентации к урокам: Измерение величин, три состояния вещества, сила, сообщающиеся сосуды, строение вещества, макро и микро мир, простые механизмы, Архимедова сила.
Электронные приложения: электронный учебник Физика 7 класс(авторы: В.В Белага, И.А Ломанченкова, Ю.А Панебратцева; DVD «физика для детей»; Виртуальные Лабораторные работы; Экспериментальные задачи ч 1-2 Фишмана; Физические диктанты, тесты, кроссворды; Тематические тесты 7-9