№ | Основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Планируемые результаты обучения | Примерные темы проектов | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Тема 1. Мы познаем мир, в котором живем (6 часов). |
1 | Природа. Явления природы. | 1 | Методы исследования: Измерение физических величин. Оценка погрешности измерения. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление. Наблюдение: механических, тепловых, электромагнитных, звуковых и световых явлений природы; разных измерительных приборов. Фронтальные лабораторные работы: Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити. Изготовление линейки и ее использование. Определение цены деления измерительного прибора. | Уметь применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор. Уметь определять цену деления. | «Как проводить наблюдения?» «Как проводить опыты» «Зачем нужны точные наблюдения?» «Измерительные приборы» «Опыты Галилея» «Меры длины» «Планета Земля – наш дом» «История происхождения метра» «Точность измерения» | 3.09 | |
2 | Что изучает физика? | 1 | 10.09 | |
3 | Методы научного познания: наблюдение, опыт. | 1 | 17.09 | |
4 | Физические величины и их измерения. | 1 | 24.09 | |
5 | Измерительные приборы . | 1 | 1.10 | |
6 | Что мы знаем о строении Вселенной? | 1 | 8.10 | |
Тема 2. Пространство (10 часов). | | |
7 | Пространство и его свойства. | 1 | Методы исследования пространства: Использование измерительных приборов: измерительная линейка, транспортир, палетка, мерный цилиндр. Измерение расстояний, углов, площадей, объемов. Использование результатов измерения для предсказания направления движения тел, для предсказания расположения плоских фигур на плоскости и объемных тел в пространстве. Фронтальные лабораторные работы. Использование мер длины: метр, дециметр, сантиметр. Ориентация на местности при помощи компаса. Измерение углов при помощи транспортира. Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера. Измерение площадей разных фигур. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра. | Уметь применять понятия: длина, угол, площадь, объем. Уметь определять цену деления измерительного прибора; Уметь правильно пользоваться линейкой, мерным цилиндром, транспортиром, палеткой. | «Как измерить неизмеримое?» «Зачем измеряют площадь поверхности разных тел?» «Как и для чего измеряют объем тел?» «Как измерить толщину волоса?» «Как определить объем капли» «Как определить площадь поверхности России?» «Как определить площадь поверхности Черного моря» «Как определить площадь полуострова Ямал?» «Какую площадь занимает Москва?» | 15.10 | |
8 | Измерение размеров разных тел. | 1 | 22.10 | |
9 | Лабораторная работа: «Измерение размеров разных тел». | 1 | 12.11 | |
10 | Углы помогают изучать пространство. | 1 | 19.11 | |
11 | Измерение углов в астрономии и географии. | 1 | 26.11 | |
12 | Лабораторная работа: «Измерение углов в астрономии и географии». | 1 | 3.12 | |
13 | Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей? | 1 | 10.12 | |
14 | Лабораторная работа: «Измерение площади разных поверхностей». | 1 | 17.12 | |
15 | Как и для чего измеряют объем тел? | 1 | 24.12 | |
16 | Лабораторная работа: «Измерение объема разных тел». | 1 | 14.01 | |
Тема 3. Время. (3 часа). |
17 | Время. Измерение интервалов времени. | 1 | Методы исследования времени: Использование измерительных приборов: часы, секундомер электромагнитный отметчик. Измерение интервалов времени. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость периода колебаний маятника от длины нити. Наблюдение: падения капель воды при помощи стробоскопа. Фронтальные лабораторные работы: Измерение интервалов времени при помощи маятника. Измерение пульса. Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости. | Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год. Уметь использовать секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени. | «Как измеряют время?» «История происхождения месяца (года, недели)?» «История календаря» «Родословная секунды» «От песочных до атомных часов» | 21.01 | |
18 | Лабораторная работа: «Измерение интервалов времени». | 1 | 28.01 | |
19 | Год. Месяц. Сутки. Календарь. | 1 | 4.02 | |
Тема 4. Движение. (6 часов). |
20 | Механическое движение. Траектория. | 1 | Методы исследования механического движения: Использование измерительных приборов: измерительная линейка, часы, электромагнитный отметчик. Использование стробоскопического метода изучения движения тела. Измерение расстояний, интервалов времени, скорости. Заполнение таблиц, в которых отражена зависимость от времени пути и скорости при прямолинейном движении. Наблюдение: равномерного и неравномерного, прямолинейного и криволинейного движения, относительности движения, Фронтальные лабораторные работы: Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника). Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени. Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета. | Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость. Уметь измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, силу, период колебаний маятника). Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях. | «Способы измерения пройденного пути» «Как измерить расстояние на карте» «Измерение длины криволинейной траектории» «Самые быстрые (медленные) животные» «Самые быстрые (медленные) явления» «Траектория движения планет» «Рекорды скорости» «Скорость движения автобуса в городе» «Солнечная система» | 11.02 | |
21 | Прямолинейное и криволинейное движение. | 1 | 18.02 | |
22 | Путь. Скорость. «Лабораторная работа: Изучение равномерного прямолинейного движения бруска». | 1 | 25.02 | |
23 | Равномерное и неравномерное движение. | 1 | 4.03 | |
24 | Относительность движения. | 1 | 11.03 | |
25 | Движение планет Солнечной системы. | 1 | 18.03 | |
Тема 5. Взаимодействия. (9 часов). |
26 | Взаимодействие тел. Трение. | 1 | Методы исследования механических явлений: Использование измерительных приборов: измерительная линейка, динамометр. Измерение расстояний, силы. Использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление. Заполнение таблиц, в которых отражены зависимости физических величин, характеризующих взаимодействия тел. Наблюдение зависимости силы упругости от деформации пружины, силы трения покоя, скольжения, силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость, перехода потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Фронтальные лабораторные работы: Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной. Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром. Изучение зависимости силы трения от веса тела. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость. Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной. | Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия. Уметь применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии. Уметь измерять силы. Уметь изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе. Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины. | «Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости» «Земное притяжение» «Почему падают тела?» «Загадки трения» «Я обвиняю «силу трения» «Я защищаю «силу трения» «Архимедова сила» «Можно ли согнуть стальной рельс?» «Почему едет автомобиль?» «Деформации (растяжение, сжатие, изгиб, …) в нашей жизни» «Может ли муха победить слона?» «Как поднять автомобиль?» «Как удержать равновесие?» «Равновесие в цирке» «Почему не падает Пизанская башня?» «Несгибаемый колос» «Энергия воды» «Использование энергии ветра» «Энергетические ресурсы» «Движение невзаимодействующих тел» | 1.04 | |
27 | Земное притяжение. | 1 | 8.04 | |
28 | Упругая деформация. | 1 | 12.04 | |
29 | Силы в природе: сила тяжести, сила трения, сила упругости. | 1 | 15.04 | |
30 | Векторное изображение силы. | 1 | 22.04 | |
31 | Сложение сил. Равнодействующая сила. | 1 | 29.04 | |
32 | Архимедова сила. | 1 | 6.05 | |
33 | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. | 1 | 13.05 | |
34 | Преобразование энергии. Энергетические ресурсы. | 1 | 20.05 | |
Резерв. (1 час) |
35 | Итоговый урок. Обобщение знаний | 1 | | | | 27.05 | |