Пояснительная записка.
Статус программы
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Структура программы
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение, определением основных видов учебной и внеурочной деятельности школьников.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и воспитательном.
Для внеурочной деятельности (работы кружка «Мир необыкновенных явлений») предназначается 1 час в неделю. Так как в последние годы не издавались программы кружков по физике, хотя программы пропедевтических курсов имелись, возникла необходимость разработки авторской программы.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ.
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 часов внеурочной деятельности: 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы предусматривает проведение 22 лабораторных работ и опытов.
Актуальность программы
Курс 5-го класса преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел, строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий.
В курсе 6-го класса в процессе знакомства с природными явлениями динамичность мира предстаёт перед учащимися при изучении механических, тепловых, электромагнитных и световых явлений. Интегрирующие функции здесь выполняет понятие «физические явления». Учащиеся знакомятся с Землёй как местом обитания человека, при этом отмечается влияние человека на природу и даётся оценка последствий этого влияния.
При изучении физики в 7-11 классах программа кружка позволит облегчить понимание физических терминов. Формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.
Цели и задачи кружка:
• овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования;
• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
• формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;
• формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;
• пробудить интерес к самостоятельному творческому мышлению;
• формировать у учащихся рациональные умения и приёмы умственной деятельности;
• воспитывать культуру мышления, мировоззренческую культуру учащихся.
Методы и средства обучения
В рабочей программе используются исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности и приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Лабораторные работы обеспечиваются не только наглядным материалом, но и с помощью мультимедиа. Применение мультимедиа технологий и использование в презентациях анимационных эффектов дают возможность привлечь внимание учащихся, развить их познавательную активность.Мультимедийные презентации предлагаются к использованию для самостоятельной, в том числе индивидуальной, исследовательской работы учащихся.
Основные формы организации учебных занятий
В соответствии с целями и задачами кружка, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятий является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
• консультация с учителем;
• работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
• подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 5-6 класс, 10-13 лет
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудитор ные | Внеауди торные |
5 кл. | РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ | 5 | | | |
1 | Физика – наука о природе. Физические явления. | 1 | 1 | | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, карты и т.д.); использовать Интернет для поиска информации. |
2 | Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. | 1 | | 1 | Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде. |
3 | Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. | 1 | 1 | | Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе» |
4 | Измерительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Определение размеров физического тела». | 1 | 1 | | Познакомиться с различными измерительными приборами. |
5 | Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Измерение объёма жидкости». Лабораторная работа № 3 «Измерение объёма твёрдого тела». | 1 | 1 | | Познакомиться с различными способами измерения. Составлять план проведения простейшего исследования. |
| РАЗДЕЛ 2. ТЕЛО И ВЕЩЕСТВО | 14 | | | |
6/1 | Характеристики тел и веществ. | 1 | 1 | | Познакомиться с характеристиками тел: форма, объём, цвет, запах. |
7/2 | Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества. | 1 | 1 | | Изучить свойства вещества в различных агрегатных состояниях. |
8/3 | Масса тела. Эталон массы. | 1 | 1 | | Познакомиться с массой тела, ееединицами. Рассмотретьмассы различных тел в природе. |
9/4 | Измерение массы тела с помощью весов. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | 1 | | Научиться измерять массы на рычажных весах. Изучить правила взвешивания. |
10/5 | Температура. Термометр. Лабораторная работа № 5 «Измерение температуры воды и воздуха». | 1 | 1 | | Познакомитьсяс температурой как важной характеристикой тел и веществ, видами термометров. Научитьсяизмерять температуры, градуировать термометр. |
11/6 | Строение вещества. Молекулы и атомы. | 1 | 1 | | Познакомитьсяс делимостью вещества,строением вещества: молекулы, атомы, ионы. Иметь представление о размерах частиц вещества. |
12/7 | Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. | 1 | 1 | | Изучить диффузию в газах, жидкостях и твёрдых телах,движение частиц и температуру тел. |
13/8 | Конференция | 1 | 1 | | Защита первых результатов исследований |
14/9 | Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кине-тических представлений. | 1 | 1 | | Познакомитьсяс моделями строения газов, жидкостей и твёрдых тел. |
15/10 | Строение атома. | 1 | 1 | | Изучитьстроение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы и заряды этих частиц. |
16/11 | Плотность вещества | 1 | 1 | | Изучитьплотность вещества, ееединицы. Научиться находить плотности различных веществ по таблицам и их сравнивать. |
17/12 | Решение задач на связь между массой, объёмом и плотностью. | 1 | 1 | | Научитьсяпреобразовывать формулы плотности. |
18/13 | Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества». | 1 | 1 | | Научиться измерять плотность веществ |
19/14 | Экскурсия в парк (или школьный кабинет химии) | 1 | | 1 | Наблюдение за объектами природного окружения (знакомство с различными веществами) |
| РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 15 | | | |
20/1 | Сила как характеристика взаимодействия. | 1 | 1 | | Изучить изменение скорости и формы тел при их взаимодействии,действие и противодействие,силу,единицы силы. |
21/2 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | 1 | | Познакомиться с явлением всемирного тяготения, его проявлением. |
22/3 | Вес тела. Невесомость. | 1 | 1 | | Изучить вес тела,единицы веса, явлениеневесомости. |
23/4 | Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. | 1 | 1 | | Познакомитьсяс различными видами деформаций,силой, возникающей при деформации. |
24/5 | Измерение сил. Динамометр. | 1 | 1 | | Рассмотреть устройство динамометра. Познакомитьсясо шкалой прибора, научиться определять цену деления, предел измерений. |
25/6 | Сила трения. Роль трения в природе и технике. | 1 | 1 | | Изучитьсилу трения,причины трения,трение скольжения, качения, покоя. |
26/7 | Способы усиления и ослабления трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения». | 1 | 1 | | Исследовать зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. |
27/8 | Давление твёрдых тел. | 1 | 1 | | Изучить силу давления и давление,способы увеличения и уменьшения давления. |
28/9 | Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 8 «Определение давления тела на опору». | 1 | 1 | | Исследовать зависимость давления от площади опоры. |
29/10 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | 1 | | Познакомитьсяс давлением в жидкостях и газах. Изучить закон Паскаля. |
30/11 | Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды. | 1 | 1 | | Исследоватьзависимость давления жидкости от глубины. Изучить закон сообщающихся сосудов, уметь его объяснять. |
31/12 | Действие жидкости на погружённое в неё тело. Архимедова сила. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы». | 1 | 1 | | Научиться измерять на опыте выталкивающую силу. Исследоватьзависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объёма погруженной части тела. |
32/13 | Условия плавания тел. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия плавания тел». | 1 | 1 | | Исследовать условия плавания тел. |
33/14 | Экскурсия в гараж ОАО «За мир и труд» (или фермерского хозяйства) | 1 | | 1 | Знакомство с работой сельскохозяйственной техники |
34/15 | Итоговое занятие. Конференция | 1 | 1 | | Защита проектов, моделей, исследовательских работ |
6 класс | РАЗДЕЛ 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 4 | | | |
1 | Механическое движение. Виды механических движений. | 1 | 1 | | Познакомиться с механическим движением,траекторией и другими характеристиками движения. |
2 | Скорость. Лабораторная работа № 1 «Вычисление скорости движения бруска». | 1 | 1 | | Научиться вычислять скорость равномерного движения. |
3 | Относительность механического движения. | 1 | 1 | | Иметь представление об относительности движения. |
4 | Звук. Источники звука. Эхолот. Лабораторная работа № 2 «Наблюдение источников звука». | 1 | 1 | | Изучить звук как источник информации об окружающем мире. |
| РАЗДЕЛ 5. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 5 | | | |
5/1 | Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел.Теплопередача. | 1 | 1 | | Исследовать изменение длины и объёма тела при нагревании и охлаждении. Познакомиться с видами теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. |
6/2 | Плавление и отвердевание. | 1 | 1 | | Рассмотреть переход вещества из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. |
7/3 | Испарение и конденсация. Лабораторная работа № 3 «От чего зависит скорость испарения жидкости». | 1 | 1 | | Рассмотретьпроцессы испарения и конденсации. Уметь объяснить их с точки зрения строения вещества. |
8/4 | Конференция | 1 | 1 | | Защита мини-проектов |
9/5 | Экскурсия в школьную котельную | 1 | | 1 | Наблюдение за работой приборов в котельной |
| РАЗДЕЛ 6. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 11 | | | |
10/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел». | 1 | 1 | | Познакомиться с электризацией тел трением,электрическими явлениями,принципом действия электроскопа,взаимодействием зарядов. |
11/2 | Электрическое поле. Объяснение электрических явлений. | 1 | 1 | | Объяснение электрических явлений с точки зрения строения атома. |
12/3 | Электрический ток. Сила тока. Амперметр. | 1 | 1 | | Познакомиться с электрическим током как направленным движением электрических зарядов. |
13/4 | Напряжение. Вольтметр. Источники тока. | 1 | 1 | | Познакомитьсяс различными источниками тока, вольтметром. |
14/5 | Электрические цепи. | 1 | 1 | | Изучить составные части электрических цепей и их обозначение на схеме. |
15/6 | Последовательное и параллельное соединение. | 1 | 1 | | Изучитьпоследовательное и параллельное соединение проводников. |
16/7 | Лабораторная работа №5 «Последовательное соединение». | 1 | 1 | | Научитьсяизмерять силу тока и напряжения на участках и в общей части последовательной цепи. |
17/8 | Лабораторная работа № 6 «Параллельное соединение». | 1 | 1 | | Научитьсяизмерять силу тока на участках и в общей части параллельной цепи. |
18/9 | Действия электрического тока. Лабораторная работа № 7 «Наблюдение магнитного действия тока». | 1 | 1 | | Рассмотреть тепловое, магнитное и химическое действия тока. |
19/10 | Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов. Лабораторная работа № 8 «Наблюдение магнитного взаимодействия» | 1 | 1 | | Изучить взаимодействие постоянных магнитов,полюсы магнита, магнитные линии магнитного поля. |
20/11 | Экскурсия в Павловскую АТС | 1 | | 1 | Наблюдение за работой АТС |
| РАЗДЕЛ 7. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 10 | | | |
21/1 | Свет. Источники света. Распространение света. | 1 | | 1 | Изучитьсвет как источник информации, закон прямолинейного распространения света. |
22/2 | Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмения. Лабораторная работа № 9 «Свет и тень». | 1 | 1 | | Исследоватьобразование тени и полутени,затмения. |
23/3 | Отражение света. Зеркала. Лабораторная работа № 10 «Отражение света зеркалом». | 1 | 1 | | Выяснить проявление закона отражения в действии зеркал. |
24/4 | Преломление света. Лабораторная работа № 11 «Наблюдение за преломлением света». | 1 | 1 | | Изучить явление преломления света. |
25/5 | Линзы. Ход лучей в линзах. | 1 | 1 | | Изучить различные типы линз, ход лучей в линзах. |
26/6 | Лабораторная работа № 12 «Наблюдение изображений в линзе» | 1 | 1 | | Исследовать действительное и мнимое изображения. |
27/7 | Оптические приборы. | 1 | | 1 | Изучитьназначение и использование фотоаппарата, проектора, микроскопа, телескопа. |
28/8 | Глаз и очки. Экскурсия в районную поликлинику, к врачу окулисту. | 1 | | 1 | Изучитьстроение глаза. Исследовать изображение, получаемое на сетчатке,недостатки зрения, использование очков. |
29/9 | Разложение белого света в спектр. Цвет тел. | 1 | 1 | | Рассмотреть разложение белого цвета с помощью призмы. Изучить спектр. Научитьсяобъяснять цвета тел. |
30/10 | Экскурсия в фотоателье | 1 | | 1 | Изучение работы фотографа |
| РАЗДЕЛ 8. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 4 | | | |
31/1 | Атмосфера. Барометр.Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр. | 1 | | 1 | Изучить состав и строение атмосферы,атмосферное давление. Понять важность измерения влажности воздуха. |
32/2 | Механизмы. Механическая работа. | 1 | | 1 | Знакомство с простыми механизмами: рычаг, наклонная плоскость, блоки. Изучить механическую работу. |
33/3 | Энергия. Механическая энергия. Источники энергии. | 1 | 1 | | Изучить кинетическую, потенциальную ивнутреннюю энергию,различные виды источников энергии. |
34/4 | Итоговое занятие. Конференция | 1 | 1 | | Защита проектов, моделей, исследовательских работ. |
| Итого | 68 | 58 | 10 | |
Содержание программы (68 ч)
5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
1. Введение (5ч).
Физика – наука о природе. Физические явления.
Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.
Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Простейшие измерения.
Лабораторные работы.
Определение размеров физического тела.
Измерение объёма жидкости.
Измерение объёма твёрдого тела.
2. Тело и вещество (14 ч).
Характеристики тел и веществ.
Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.
Масса тела. Эталон массы. Измерение массы тела с помощью весов.
Температура. Термометр.
Строение вещества. Молекулы и атомы.
Движение молекул. Диффузия.
Взаимодействие частиц вещества. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Строение атома.
Плотность вещества.
Лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение температуры воды и воздуха.
Измерение плотности вещества.
3. Взаимодействие тел (15 ч).
Сила как характеристика взаимодействия.
Явление тяготения. Сила тяжести.
Вес тела. Невесомость.
Деформация. Виды деформаций. Сила упругости.
Измерение сил. Динамометр.
Сила трения. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.
Давление твёрдых тел. Зависимость давления от площади опоры.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды.
Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила.
Условия плавания тел.
Лабораторные работы.
Измерение силы трения.
Определение давления тела на опору.
Измерение выталкивающей силы.
Выяснение условия плавания тел.
6 класс (34 ч, 1 ч в неделю).
4. Механические явления (4 ч).
Механическое движение. Виды механических движений.Скорость.
Относительность механического движения.
Звук. Источники звука. Эхолот.
Лабораторные работы.
Вычисление скорости движения бруска.
Наблюдение источников звука.
5. Тепловые явления (5 ч).
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация.
Теплопередача.
Лабораторные работы.
От чего зависит скорость испарения жидкости.
6. Электромагнитные явления (11 ч).
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Электрическое поле. Объяснение электрических явлений.
Электрический ток. Сила тока. Амперметр.
Напряжение. Вольтметр. Источники тока.
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения.
Действия электрического тока.
Постоянные магниты. Магнитное поле.Взаимодействие магнитов.
Лабораторные работы.
Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.
Последовательное соединение.
Параллельное соединение.
Наблюдение магнитного действия тока.
Наблюдение магнитного взаимодействия.
7. Световые явления (10 ч).
Свет. Источники света. Распространение света.
Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмение.
Отражение света. Зеркала.
Преломление света.
Линзы. Ход лучей в линзах.
Оптические приборы. Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Цвет тел.
Лабораторные работы.
Свет и тень.
Отражение света зеркалом.
Наблюдение за преломлением света.
Наблюдение изображений в линзе.
8. Человек и природа (4 ч).
Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр.
Механизмы. Механическая работа.
Энергия. Механическая энергия. Источники энергии.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения естествознания являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметными результатами изучения естествознания являются:
овладение способами самоорганизации учебной и внеурочной деятельности;
освоение приемов исследовательской деятельности;
формирование приемов работы с информацией;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Воспитательными результатами являются:
Первый уровень
формирование у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним;
формирование экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению);
Второй уровень
активное участие в природосберегающей деятельности;
осознанный выбор здорового образа жизни;
развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, состраданию;
Третий уровень
Формы и виды контроля
№ п/п | Название разделов | Число экскурсий | Число лабора-торных работ | Число конференций | Всего часов |
5 класс |
1 | Введение | 1 | 3 | 0 | 5 |
2 | Тело и вещество | 1 | 3 | 1 | 14 |
3 | Взаимодействие тел | 1 | 4 | 1 | 15 |
По программе | 3 | 10 | 2 | 34 |
6 класс |
1 | Механические явления | 0 | 2 | 0 | 4 |
2 | Тепловые явления | 1 | 1 | 1 | 5 |
3 | Электромагнитные явления | 1 | 5 | 0 | 11 |
4 | Световые явления | 1 | 4 | 0 | 10 |
5 | Человек и природа | 0 | 0 | 1 | 4 |
По программе | 3 | 12 | 2 | 34 |
Итого: | 68 |
Методические рекомендации
Объектом изучения естествознания является природа как единая целостность. Вместе с тем, в учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует ее осмысленного расчленения на компоненты, объекты. В качестве объектов природы рассматриваются тела живой и неживой природы, вещества.
В курсе естествознания даются первые представления о таких понятиях как масса, взаимодействие, сила, энергия, атом, молекула.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, ближайший парк, организации, находящиеся в районе и т.п.).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Библиотечный фонд
Список литературы.
Физика. Химия. 5-6 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М.: Дрофа, 2007-2009.
Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007-2009.
Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006-2009.
Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008.
Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам. – CD-диск издательства «Глобус».
Научно-методические журналы «Физика в школе». – М.: ООО Издательство «Школа-Пресс», 2008, №№ 2-8, 2009, №№ 1-7.
Информационно-коммуникационные средства
Справочные информационные ресурсы (энциклопедия, справочные материалы, таблицы).
Электронная библиотека наглядных пособий по физике и астрономии.
Лабораторные работы на самозапускающемсяCD-диске с качественными презентациями в формате pptx (программа MicrosoftOfficePowerPoint 2007) с использованием в отдельных слайдах анимационных объектов (программа MakromediaFlash), а также графических изображений в формате JPEG (автор: Русяева А.В.-учитель физики г. Апшеронска).
Технические средства обучения (ТСО)
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Проекционный экран.
Принтер.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплекты для конструирования простейших измерительных приборов (измерение массы, времени и др.).
Комплект «Механические явления».
Комплект «Тепловые явления».
Комплект «Электромагнитные явления».
Комплект «Световые явления».
Комплект лабораторного оборудования.