Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное образование Ямальский район Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
Конкурс исследовательских проектов педагогов образовательных учреждений Ямало-ненецкого автономного округа Номинация: физико-математические науки (физика, математика, информатика) |
Тема инновационного проекта «Программа учебного пропедевтического курса «Я познаю мир. Физика»» |
Ф.И.О. автора | Кондратова Галина Борисовна, учитель физики |
Наименование ОУ | Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования |
Фактический адрес исполнителя проекта | 629712, Ямало - Ненецкий автономный округ, Ямальский район, с. Новый Порт, ул. Школьная, д.10 |
| |
Адрес ОУ Контактные телефоны автора проекта | 629712, Ямало - Ненецкий автономный округ, Ямальский район, с. Новый Порт, ул. Школьная, д.2 Телефон (34996) 24-628 e-mail исполнителя проекта: [email protected] |
№ | Пункт программы | Содержание |
-
| Тема проекта | Программа учебного пропедевтического курса «Я познаю мир. Физика» |
-
| Актуальность проекта | Инновационность проекта обусловлена новизной проблемы. Во-первых, сегодня новый федеральный государственный стандарт предполагает обучение учащихся исследовательским компетенциям /чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в обучение, что возможно на основе деятельностного метода и для этого необходимы соответствующие условия, отвечающие современным требованиям/. Во-вторых, данная проблема имеет ещё один аспект - наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный живой интерес. Более того, учащиеся в возрасте 9-10 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы. Именно поэтому важно, как можно раньше дать возможность ребенку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать. Таким образом, появление в вариативной части учебного плана 6 класса курса с названием «Я познаю мир. Физика» - необходимая и своевременная мера. Курс «Я познаю мир. Физика» задуман как интегрированный, включающий элементы химии, биологии, астрономии и географии или части из них. Основой интеграции на этой ступени обучения является практико-ориентированный метод познания. В основе всех наук о природе лежат наблюдения, они побуждают воображение, рождают мысль, учат «задавать вопросы природе на языке науки». Поиски ответов на эти вопросы приводят к осознанию необходимости постановки опытов, проведения экспериментов, в том числе компьютерных. Программа составлена с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования школьного курса по физике и может использоваться в рамках внеурочной деятельности. |
-
| Идея проекта | Содержание программы «Я познаю мир. Физика» носит практико-ориентированный характер, т.е. изучение основных теоретических понятий через практическую деятельность. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется вопросам, ответы на которые ищут сами дети. В данном курсе изучаются те физические явления, через которые человек познает мир: световые, звуковые и тепловые. Главное содержание программы построено на деятельностном обучении: предполагается проведение значительного числа практических работ исследовательского или проектно–конструкторского характера, изучение отдельных базовых тем, которые будут изучаться в основном курсе физики. Для занятий разработана рабочая тетрадь для учащихся «Я познаю мир. Физика» на печатной основе, которая позволяет отработать наиболее значимый учебный материал. Учебно-методическое обеспечение курса дополнено электронным диском «Физика – 5», содержащим иллюстрации, компьютерный эксперимент, задачи, наглядные опыты, качественные задачи. |
-
| Объект эксперимента | Система развивающих занятий по формированию приемов мыследеятельности, естественнонаучного мышления |
-
| Предмет эксперимента | Деятельностный метод обучения как условие достижения образовательного результата. |
-
| Цель проекта | Создать новую образовательную среду развития естественно-научного мышления школьников |
-
| Задачи | Мотивация обучающихся на сознательную активную познавательную учебную деятельность; Отбор методов и средств обучения для знакомства учащихся с методами познания и исследования явлений природы; Обогащение образовательной среды школы средствами инновационной деятельности учителя через освоение современных образовательных технологий; Разработка образовательной программы пропедевтического курса для учащихся 6-го класса «Я познаю мир. Физика»; Разработка рабочей тетради для учащихся «Я познаю мир. Физика» на печатной основе. |
-
| Гипотеза | Система учебных занятий на основе деятельностного подхода будет способствовать развитию у обучающихся уровня интеллектуального и творческого естественнонаучного мышления, созданию условий для развития, самоопределения и самореализации учащихся. |
-
| Диагностический инструментарий | Диагностические работы, защита проектов, сообщения по теме, результаты практических работ, портфолио |
-
| Критерии оценки ожидаемых результатов | увеличение доли учащихся, имеющих интерес к естественнонаучным дисциплинам; положительная динамика и в дальнейшем стабильность уровня обученности учащихся по физике; увеличение доли учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность; увеличение доли призеров, победителей школьных олимпиад, дистанционных конкурсов, Чемпионатов по физике; увеличение доли учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью. |
-
| Сроки | 1 год (34 часа) |
-
| Возможные риски | Появление у части школьников некоторого эмоционального перенасыщения от занятий насыщенных нестандартными формами уроков, интеллектуальным содержанием. |
-
| Способы коррекции, компенсации негативных последствий | Поиск интересного материала, мотивирование дальнейшими перспективами, гибкое расписание занятий, практико-ориентированный подход. |
-
| Состав участников проекта | Учащиеся 5-х классов, учитель физики, педагог-психолог |
-
| База эксперимента | МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» |
-
| Ресурсное обеспечение реализации проекта | Материально-техническое обеспечение проекта: Автоматизированное рабочее место учителя Оснащение печатными материалами учащихся (сканер, притер) Фотоаппарат, документ-камера Мобильный класс, наушники с микрофоном система тестирования ACTIVote Учебно-методическое обеспечение: Учебные пособия «Физика. 5, 6 класс» Г.Н. Степанова (в кабинете физики), Рабочая тетрадь учащегося «Я познаю мир. Физика» на печатной основе; Учебно-практические (Григорий Остер. Физика в вопросах и задачах. Сборники упражнений и задач, хрестоматия «Я познаю мир. Физика»); информационно-компьютерные (диск «Физика – 5» Кирилл и Мефодий, компьютерные модели ЭОР); лабораторное оборудование «Оптика», «Тепловые явления»; демонстрационное оборудование |
-
| Научно-методическая обеспеченность эксперимента | Нормативно-правовое обеспечение проекта Устав школы Образовательная программа школы Положения, инструктивно-методическое сопровождение: Положение о деятельности школы – интерната по развитию одаренности учащихся; Положение по организации тьюторского сопровождения вариативной подготовки школьников в условиях интеграции дополнительного образования. Положение об организации дополнительного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. План школы по модернизации образования на 2010-2013 гг; |
-
| Форма представления результатов эксперимента | Программа «Я познаю мир. Физика», рабочая тетрадь может применяться педагогическими работниками других ОУ, обмен методическими и технологическими наработками. Результаты проекта представлены в виде методического сборника (программа пропедевтического курса «Я познаю мир. Физика», содержащая приложения с методическими комментариями по всем разделам курса, контрольно-измерительные материалы), мониторинга уровня развития естественнонаучного мышления учащихся, результативности участия обучающихся 6-го класса в интеллектуальных олимпиадах, Чемпионатах по физике. |