kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В рамках "Недели математики, физики и информатики" мероприятие "Посвящение в юные физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Посвящение в юные физики

Учитель: Зыкова Александра Георгиевна

Дата проведения: 26.11.2015 год

Данное мероприятие можно провести на уроке  по классам или как внеклассное мероприятие между классами.

Цели и задачи урока или мероприятия:

  • обобщить и систематизировать знания по предмету, формировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
  • повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
  • развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику;
  • необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям; создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.

Подготовительный этап

  1. Участники разбиваются на команды по пять человек. Назначаются капитаны из более сильных учеников.
  2. Оформление класса, медали “юным физикам”, как отличительный знак и как памятный символ об уроке.
  3. В отдельном конверте собраны задания этапа “Сообразилки”, круги красного и синего цвета, фломастеры, ручки, черновики (по количеству команд), ромашка для 6 этапа.

Оборудование: фломастеры (4 цвета), мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги, стаканы (4 шт), шарики пластмассовые, “Ум”-ы.

Образец “Ум”-а.

Ход урока

Урок или мероприятие начинается с представления и приветствия команд.

Учитель. Сегодня наш урок мы назвали “Посвящение в юные физики”. А вы, ребята, достойны звания юных физиков?

Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!…
Знание физики жить помогает,
Она как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику узнает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Звание “физики” носить Вы хотите?
Эй, мудрецы, скорее вы их посвятите…

1 этап. “Узнай явление”

По картинкам узнать явление (1 балл) и объяснить его (3 балла) – 5-8 мин.

В перерывах между демонстрациями заслушиваются ответы каждой команды и по количеству заработанных баллов получают “Ум”-ы – денежный эквивалент.

2 этап. “Веришь – не веришь” (за правильный ответ – 1 балл) – 5 мин.

Магистр зачитывает утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет – синего. Помощники следят за ответами и раздают “Ум”-ы.

  1. Динамометр – прибор для измерения силы.
  2. Миллиметр – сотая часть метра.
  3. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
  4. Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
  5. Линейка – прибор для измерения объема жидкости.
  6. Измерительный цилиндр называется мензуркой.
  7. Единица измерения плотности – м3.
  8. Роса – вид осадков, приводящих к потеплению.
  9. Париж – город Франции, и здесь хранится эталон килограмма.
  10. Прибор для измерения атмосферного давления – Барометр
  11. Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.
  12. Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется растворением
  13. Газ – вещество, сохраняющее и форму, и объем.
  14. М.В. Ломоносоввпервые разработал атомно-молекулярное учение.
  15. Конденсация – процесс перехода из парообразного состояния в жидкое
  16. Сила – физическая величина, которая измеряется в ньютонах
  17. Солнце – источник жизни на Земле.
  18. Первый человек, вышедший в открытый космос. – Ю.А. Гагарин
  19. Самое твердое вещество. – Алмаз.
  20. Сила тяжести – причина уменьшения скорости тела.

3 этап. Найди правильную дорогу (5 мин).

Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с её единицей и названием. (5 баллов).

4 этап. “Найди общее” (2 мин.)

На столе предметы сложены в две кучки. Найдите общий признак для каждой кучки. (2 балла)

  1. Мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр,
  2. Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.

(1. Измерительные приборы, 2. Вещество – стекло).

5 этап. Экспериментальные задания “Сообразилки” (15 мин.)

Всем командам дается по 4 одинаковых задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. За каждое правильное решение даются “Ум”-ы, оговоренные в условии задачи.

  1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5 баллов).
    Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.
  2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).
    Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета.
  3. Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла).
    Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.
  4. В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает картофелина, целиком погружённая в воду. Используя данное оборудование, не касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы она всплыла.
    Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.

Варианты решения

1.

  • Листок сгибают гармошкой с шириной ребра 2 клеточки (1 см).
  • От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и скручивают в рулончик. Три рулончика ставят на торцы, а на них – стакан с водой.
  • От листа аккуратно отрывают полоску шириной 2 клеточки и делают из нее кольцо. На кольцо ставят стакан. Диаметр кольца подбирают экспериментально

2. Резким щелчком по картонке, выбить ее из-под монеты. По инерции монета окажется в стакане.

3.

  • Шарик “зачерпывают” резким движением, держа стакан за дно.
  • Накрывают шарик стаканчиком, приводят стаканчик в быстрое вращательное движение, а затем резко перевертывают.

4. Насыпьте в сосуд соль. Выталкивающая сила, действующая на картофелину, увеличится.

Если осталось время, то каждой команде дается право вытянуть вопрос из “ромашки”. Вопросы взяты из книги “нешкольные задачи по физике” Бориса Заходера.

6 этап. “Нешкольные задачи по физике” (3 мин.)

  1. Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове?
  2. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой?
  3. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?
  4. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема?
  5. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся, на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза?
  6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  7. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?
  8. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался — дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
  9. Если схватить Петю и резко встряхнуть — из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сто сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы?

Ответы

  1. Конечно, физик!
  2. Шоколадка окажется в ужасном состоянии. Она растает и станет жидкой.
  3. Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  4. Нет, не воздух. Воздух – вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может. Если что-то не имеет формы и объема – оно не физическое тело, а черт знает что.
  5. Верна. Не только сами одноклассницы, но даже их бантики тоже состоят из очень маленьких симпатичных частичек.
  6. Взаимное притяжение молекул семиклассника мешает им рассыпаться, а семикласснику – скрыться от директора.
  7. Мел не сплошной – между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух, и пузырьки выныривают. А дедушкины зубы тут ни при чем – пузырьки зубов не боятся.
  8. Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
  9. Инерция — вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов встряхнутого Пети.

Подведение итогов (5 мин.)

Учитель. Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не всё знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать ей полезными. Вы достойны звания “Юных физиков”.

Клятва юных физиков

Клянусь я Галилеем и Ньютоном
Всегда урок по физике учить
И быть в учении упорным.
Клянусь!
Клянусь законом Бойля-Мариотта,
С азартом сложные вопросы раскрывать
И буду свой велосипед изобретать.
Клянусь!
Клянусь я гравитацией земною
Достичь того, чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!

Клятва учителя

Я клянусь их обучать,
И быть сим отрокам я как родная мать,
Искать ответы на вопросы буду помогать,
И двойками не буду засыпать.
Любовь к науке в них я заложу,
И в жизнь их мудрецами отпущу.
Клянусь!

Всем членам команды, получившей наибольшее количество “Ум”-ов, а также активные учащиеся, получившие “наибольшую симпатию” магистров, в журнал выставляются пятерки.

Литература

  1. В.И. Елькин, Н.И. Будина. “Юный физик” Физика № 45/ 98
  2. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов. М: “Издательство “АСТ-ПРЕСС”, 1993
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«в рамках "Недели математики, физики и информатики" мероприятие "Посвящение в юные физики"»














































Величина

Ед. измерения

Обозначение

Скорость



Высота



Путь



Масса



Время



Объем



площадь



Сила




Обозначения: S, V, s, t, v, F, m, h

Ед. измерения: м, с, Н, м2, кг, м/с, м3, м
















Величина

Ед. измерения

Обозначение

Скорость



Высота



Путь



Масса



Время



Объем



площадь



Сила




Обозначения: S, V, s, t, v, F, m, h

Ед. измерения: м, с, Н, м2, кг, м/с, м3, м



Величина

Ед. измерения

Обозначение

Скорость

м/с

v

Высота

м

h

Путь

м

s

Масса

кг

m

Время

с

t

Объем

м3

V

площадь

м2

S

Сила

Н

F


Обозначения: S, V, s, t, v, F, m, h

Ед. измерения: м, с, Н, м2, кг, м/с, м3, м



  1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5 баллов).
    Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.

  2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).
    Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета.

  3. Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла).
    Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.

  4. В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает картофелина, целиком погружённая в воду. Используя данное оборудование, не касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы она всплыла.
    Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.


  1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола ровно на 1 см (5 баллов).
    Оборудование: стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.

  2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками (3 балла).
    Оборудование: стакан, картонка размером с открытку, монета.

  3. Используя данное оборудование, поместите шарик в стаканчик, не трогая его руками, не подкатывая к краю стола, не наклоняя стол, не пользуясь посторонними предметами, не дуя на него и т. д. (3 балла).
    Оборудование: пластмассовый шарик, стакан.

  4. В стеклянном сосуде, наполненном водой, плавает картофелина, целиком погружённая в воду. Используя данное оборудование, не касаясь руками картофелины, сделайте так, чтобы она всплыла.
    Оборудование: стакан с водой, картофель, соль.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зыкова Александра Георгиевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства