Программа элективного курса по физике в 9-ом классе
«Углубление и систематизация знаний по физике посредством решения задач»
1час в неделю, 17 часов за год
Пояснительная записка
Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации дополнительной работы с учащимися.
Элективный курс имеет важное воспитательное и образовательное значение. Он способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Такая работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.
Обновление школы, в том числе школьного физического образования, проходит, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и практическому мышлению. Перед учителями всех предметов, как и перед учителями физики, стоит важнейшая задача: сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, учить школьников применять полученные знания на практике. Для этого и предпрофильную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на связь теории с практикой, на знакомство с техническими и научными достижениями, на расширение знаний в области истории, науки и техники.
Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Занятия необходимо начинать с физкультминуток, разработанных с целью профилактики болезней глаз.
Целькурса: формирование познавательного интереса школьников, создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи курса- создание условий для формирования развития у учащихся:
интеллектуальных и практических умений в области физики электричества и оптических явлений;
умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях кружка;
творческих способностей;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;
планировать исследования, выдвигать гипотезы;
отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;
представлять результаты в виде графиков, таблиц;
делать выводы обсуждать результаты эксперимента.
Ожидаемый результат:
успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
сознательный, обоснованный выбор профиля;
знание явлений природы, физики этих явлений;
умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;
формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.
Лабораторные работы и эксперименты
наблюдение электризации воды;
наблюдение электропроводности воды;
исследование электропроводности водных растворов разных веществ;
сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи;
измерение напряжения на различных участках цепи;
регулирование силы тока реостатом;
измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра;
измерение работы и мощности электрического тока;
сборка электромагнита
получение изображений с помощью линз
наблюдение изображения на сетчатке глаза;
что такое «угол зрения» и « поле зрения»;
наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;
зрение двумя глазами;
белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм»;
дефекты зрения – близорукость;
определение увеличения лупы;
изучение фотоаппарата;
Содержание курса
Модуль 1. Электричество. А как без него?
Электрический ток. Источники тока. Зависимость силы тока от напряжения.
Амперметр. Вольтметр. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на разных участках цепи. Измерение напряжения на разных участках цепи.
.Решение задач на расчет последовательного и параллельного соединения проводников.
Действие электрического тока на человека. Электрический ток в медицине.
Работа и мощность тока. Электронагревательные устройства.
Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Проект-исследование.
Создание проектов «Электрические явления в живой природе», «Электричество в моей квартире»
Модуль 2 . Загадочный электромагнетизм.
Постоянные магниты. Электромагниты и их применение.
Занимательные магнитные явления.
Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.
Радиоволны и их использование.
Создание ученических презентаций по теме
Модуль 3. Оптика для нас
Свет и зрение; тепловые источники света, отраженный свет. Искусственное и естественное освещение.
Отражение света. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное (рассеянное) отражение света. Изображение предметов в плоском зеркале.
Луч света. Точечный источник света. Световые пучки. Тени и полутени. Солнечное затмение. Лунное затмение.
Преломление света, зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Сведения о волоконной оптике. Получение изображений предмета с помощью линзы. Определение фокусного расстояния линзы.
Глаз – живой оптический аппарат. Глаз как орган зрения.
Некоторые свойства глаза (острота зрения, адаптация). Зрение двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение.
Близорукость. Дальнозоркость. Оптические приборы, вооружающие глаз.
Лупа. Микроскоп. Телескоп-рефрактор. Призменный бинокль. Труба Галилея. Телескоп-рефлектор.
Фотоаппарат. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа.
Проекционный аппарат. Дисперсия. Спектроскоп. Наблюдение сплошного спектра.
Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека»;
«Перспективы использования световой энергии».
Электричество. А как без него?
№ п/п | Тема | Количество часов | Виды работ |
1 | Закон Ома для участка цепи. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр | 1 | Беседа, решение задач, постановки опыта. Сборка электрических цепей. |
2,3 | Последовательное и параллельное соединение проводников | 2 | Решение задач. Сборка электрических цепей. |
4 | Работа и мощность тока. Электронагревательные устройства. История создания лампы накаливания. | 1 | Решение задач. Лабораторный опыт «Измерение мощности лампы накаливания». Доклад или презентация учащихся |
5 | Проблемы экономии электроэнергии. | 1 | Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы |
6 | Действие электрического тока на человека. Ток в медицине. | 1 | Беседа с использованием презентации. Решение задач. |
Загадочный электромагнетизм
7 | Постоянные магниты. Электромагниты и их применение. Занимательные магнитные явления | 1 | Беседа с использованием презентации. Доклады или презентации учащихся |
8 | Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы. Радиоволны и их использование | 1 | Беседа с использованием презентации. Решение задач. Доклады или презентации учащихся |
Оптика для нас
9 | Свет и его природа. Отражение света. Полное отражение. Зеркало | 1 | Беседа, просмотр презентации |
10 | Световые явления в природе. | 1 | Беседа, работа с дополнительной литературой |
11 | Линзы. Построение изображения в линзах. | 1 | Беседа, задачи на построение |
12 | Глаз как оптическая система Дефекты зрения. Очки | 1 | Беседа, просмотр презентации |
13 | Лупа. Микроскоп. Телескоп. Фотоаппарат. | 1 | Беседа, опыты, просмотр презентации |
14 | Дисперсия света. Цвет. Спектроскоп. | 1 | Беседа, опыты, просмотр презентации |
15 | Свет в жизни растений, животных и человека | 1 | Беседа, работа с дополнительной литературой, создание презентаций |
16 | Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком. | 1 | Беседа, прослушивание докладов |
17 | Игра по оптике «Счастливый случай» | 1 | Работа в группе и команде. |
Приложение
Упражнение при близорукости (по Аветисову)
Сидя, крепко зажмурить глаза, на 3-4 сек., открыть на 5-ю секунду. Повторить 8-10 раз.
Сидя, быстро моргать глазами.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки и медленно приближать его до тех пор, пока не появится двоение. Повторить 6-8 раз.
Сидя, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.
Стоя, смотреть на указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 см в течение 3-5 сек., закрыть правый глаз на 3-5 сек., открыть, двумя глазами смотреть на конец пальца в течение 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз.
Стоя, отвести руку в сторону и медленно передвигать палец полусогнутой руки налево и следить за пальцем (то же для левой руки), повторить 10-12 раз.
Сидя, тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с век, повторить 3-7 раз.
На оконном стекле, на уровне глаз, наклейте кружок красного цвета диаметром 8 мм. Станьте на расстоянии 30-35 см от кружка и медленно, как бы продолжайте линию взора поверх кружка к какому-либо предмету, находящемуся на расстоянии (дом, дерево). Переведите взгляд с кружка на дальний объект и наоборот. 3-7 раз.
Тренировка для наружных глазодвигательных мышц
Сидя, медленно переведите взгляд с потолка на пол и обратно, не изменяя положения головы. 8-12 раз.
Медленно переведите взгляд направо, налево и обратно. Также переведите взгляд по диагонали. 8-10 раз.
То же – направо, налево, вниз и обратно по другой диагонали. 8-10 раз.
Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении. 8-10 раз.
Гимнастика для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости
Сидя, зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
Быстро моргайте, 10-15 сек. Повторить 3-4 раза.
Указательным пальцем зафиксируйте кожу надбровных дуг. Медленно закройте глаза. Пальцы, удерживая кожу, оказывают сопротивление мышцам. 6 раз.
Закрыть глаза, массировать веки, выполняя указательным пальцем круговые движения 3-4 раза.
Тремя пальцами каждой руки несильно нажимайте на верхнее веко обоих глаз 1-3 секунды. 3-4 раза.
Список используемой литературы
Варикаш М. С. Электричество и оптика в вопросах и ответах. Минск: «Народная асвета», 1967.
Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности на уроках физики.- М.: Просвещение, 1983.
Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1978.
Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1975.
Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. (Исследовательская и проектная деятельность). М.: «Глобус», 2007.
Зорин Н.И. «Элективный курс элементы биофизики» М. «Вако» 2007
Сборник программ и элективных курсов «Физика 8-9 классы» Волгоград «Учитель» 2007
Горлова «Нетрадиционные уроки. Внеурочные мероприятия» М. «Вако» 2007
Интернет-сайты.
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА
В.А. Орлов «Физика. Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов», М. «Илекса», 2008
«Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.
«Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».
«Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (14 СD), CD-ROM, «Новый диск», 2006 г.
«Физика. 7-11 классы» (1С: школа, библиотека наглядных пособий), CD-ROM, «1С», 2004 г.
« «Физика. 7-11 классы», СD-ROM, «Физикон», 2005 г.
«Уроки физики Кирилла и Мефодия», СD-ROM (5 шт), 2005 г.