kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по физике в 9-ом классе «Углубление и систематизация знаний по физике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление и систематизация знаний обучающихся 9 класса по модулям:

Модуль 1. Электричество. А как без него?

Модуль 2 . Загадочный электромагнетизм.

Модуль 3. Оптика для нас

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике в 9»

Программа элективного курса по физике в 9-ом классе


«Углубление и систематизация знаний по физике посредством решения задач»

1час в неделю, 17 часов за год

Пояснительная записка


Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации дополнительной работы с учащимися.

Элективный курс имеет важное воспитательное и образовательное значение. Он способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Такая работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным.

Обновление школы, в том числе школьного физического образования, проходит, прежде всего, в направлении создания оптимальных условий для развития каждого ученика, для формирования человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и практическому мышлению. Перед учителями всех предметов, как и перед учителями физики, стоит важнейшая задача: сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, учить школьников применять полученные знания на практике. Для этого и предпрофильную работу по физике необходимо направлять на углубление знаний и умений, полученных учащимися на уроках, на связь теории с практикой, на знакомство с техническими и научными достижениями, на расширение знаний в области истории, науки и техники.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических эксперимен­тов, затем заданий исследовательского типа позво­лит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на основе принципов здоровьесберегающей педагогики. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Занятия необходимо начинать с физкультминуток, разработанных с целью профилактики болезней глаз.

Целькурса: формирование познавательного интереса школьников, создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи курса- создание условий для формирования развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области физики электричества и оптических явлений;

  • умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные на занятиях кружка;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;

  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;

  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;

  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;

  • делать выводы обсуждать результаты эксперимента.



Ожидаемый результат:

  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;

  • сознательный, обоснованный выбор профиля;

  • знание явлений природы, физики этих явлений;

  • умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;

  • знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;

  • формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;

  • преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.


Лабораторные работы и эксперименты

  • наблюдение электризации воды;

  • наблюдение электропроводности воды;

  • исследование электропроводности водных растворов разных веществ;

  • сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи;

  • измерение напряжения на различных участках цепи;

  • регулирование силы тока реостатом;

  • измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра;

  • измерение работы и мощности электрического тока;

  • сборка электромагнита

  • получение изображений с помощью линз

  • наблюдение изображения на сетчатке глаза;

  • что такое «угол зрения» и « поле зрения»;

  • наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;

  • зрение двумя глазами;

  • белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм»;

  • дефекты зрения – близорукость;

  • определение увеличения лупы;

  • изучение фотоаппарата;

Содержание курса


Модуль 1. Электричество. А как без него?


  • Электрический ток. Источники тока. Зависимость силы тока от напряжения.

  • Амперметр. Вольтметр. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на разных участках цепи. Измерение напряжения на разных участках цепи.

  • .Решение задач на расчет последовательного и параллельного соединения проводников.

  • Действие электрического тока на человека. Электрический ток в медицине.

  • Работа и мощность тока. Электронагревательные устройства.

  • Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Проект-исследование.

  • Создание проектов «Электрические явления в живой природе», «Электричество в моей квартире»


Модуль 2 . Загадочный электромагнетизм.

  • Постоянные магниты. Электромагниты и их применение.

  • Занимательные магнитные явления.

  • Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.

  • Радиоволны и их использование.

  • Создание ученических презентаций по теме



Модуль 3. Оптика для нас

  • Свет и зрение; тепловые источники света, отраженный свет. Искусственное и естественное освещение.

  • Отражение света. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное (рассеянное) отражение света. Изображение предметов в плоском зеркале.

  • Луч света. Точечный источник света. Световые пучки. Тени и полутени. Солнечное затмение. Лунное затмение.

  • Преломление света, зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Сведения о волоконной оптике. Получение изображений предмета с помощью линзы. Определение фокусного расстояния линзы.

  • Глаз – живой оптический аппарат. Глаз как орган зрения.

  • Некоторые свойства глаза (острота зрения, адаптация). Зрение двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение.

  • Близорукость. Дальнозоркость. Оптические приборы, вооружающие глаз.

  • Лупа. Микроскоп. Телескоп-рефрактор. Призменный бинокль. Труба Галилея. Телескоп-рефлектор.

  • Фотоаппарат. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа.

  • Проекционный аппарат. Дисперсия. Спектроскоп. Наблюдение сплошного спектра.

  • Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека»;

«Перспективы использования световой энергии».

















Электричество. А как без него?

№ п/п

Тема

Количество часов

Виды работ

1

Закон Ома для участка цепи. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр

1

Беседа, решение задач, постановки опыта. Сборка электрических цепей.

2,3

Последовательное и параллельное соединение проводников

2

Решение задач. Сборка электрических цепей.

4

Работа и мощность тока. Электронагревательные устройства. История создания лампы накаливания.

1

Решение задач. Лабораторный опыт «Измерение мощности лампы накаливания». Доклад или презентация учащихся

5

Проблемы экономии электроэнергии.


1

Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы

6

Действие электрического тока на человека. Ток в медицине.

1

Беседа с использованием презентации.

Решение задач.


Загадочный электромагнетизм

7

Постоянные магниты. Электромагниты и их применение.

Занимательные магнитные явления

1

Беседа с использованием презентации.

Доклады или презентации учащихся

8

Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.

Радиоволны и их использование

1

Беседа с использованием презентации. Решение задач.

Доклады или презентации учащихся




Оптика для нас

9

Свет и его природа. Отражение света. Полное отражение. Зеркало


1

Беседа, просмотр презентации

10

Световые явления в природе.

1

Беседа, работа с дополнительной литературой

11

Линзы. Построение изображения в линзах.

1

Беседа, задачи на построение

12

Глаз как оптическая система Дефекты зрения. Очки

1

Беседа, просмотр презентации

13

Лупа. Микроскоп. Телескоп. Фотоаппарат.

1

Беседа, опыты, просмотр презентации

14

Дисперсия света. Цвет. Спектроскоп.

1

Беседа, опыты, просмотр презентации

15

Свет в жизни растений, животных и человека

1

Беседа, работа с дополнительной литературой, создание презентаций

16

Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком.

1

Беседа, прослушивание докладов

17

Игра по оптике «Счастливый случай»

1

Работа в группе и команде.



















Приложение

Упражнение при близорукости (по Аветисову)


  1. Сидя, крепко зажмурить глаза, на 3-4 сек., открыть на 5-ю секунду. Повторить 8-10 раз.

  2. Сидя, быстро моргать глазами.

  3. Смотреть на указательный палец вытянутой руки и медленно приближать его до тех пор, пока не появится двоение. Повторить 6-8 раз.

  4. Сидя, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.

  5. Стоя, смотреть на указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 см в течение 3-5 сек., закрыть правый глаз на 3-5 сек., открыть, двумя глазами смотреть на конец пальца в течение 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз.

  6. Стоя, отвести руку в сторону и медленно передвигать палец полусогнутой руки налево и следить за пальцем (то же для левой руки), повторить 10-12 раз.

  7. Сидя, тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с век, повторить 3-7 раз.

  8. На оконном стекле, на уровне глаз, наклейте кружок красного цвета диаметром 8 мм. Станьте на расстоянии 30-35 см от кружка и медленно, как бы продолжайте линию взора поверх кружка к какому-либо предмету, находящемуся на расстоянии (дом, дерево). Переведите взгляд с кружка на дальний объект и наоборот. 3-7 раз.


Тренировка для наружных глазодвигательных мышц


  1. Сидя, медленно переведите взгляд с потолка на пол и обратно, не изменяя положения головы. 8-12 раз.

  2. Медленно переведите взгляд направо, налево и обратно. Также переведите взгляд по диагонали. 8-10 раз.

  3. То же – направо, налево, вниз и обратно по другой диагонали. 8-10 раз.

  4. Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении. 8-10 раз.


Гимнастика для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости


  1. Сидя, зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

  2. Быстро моргайте, 10-15 сек. Повторить 3-4 раза.

  3. Указательным пальцем зафиксируйте кожу надбровных дуг. Медленно закройте глаза. Пальцы, удерживая кожу, оказывают сопротивление мышцам. 6 раз.

  4. Закрыть глаза, массировать веки, выполняя указательным пальцем круговые движения 3-4 раза.

  5. Тремя пальцами каждой руки несильно нажимайте на верхнее веко обоих глаз 1-3 секунды. 3-4 раза.

















Список используемой литературы

  1. Варикаш М. С. Электричество и оптика в вопросах и ответах. Минск: «Народная асвета», 1967.

  2. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности на уроках физики.- М.: Просвещение, 1983.

  3. Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1978.

  4. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1975.

  5. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. (Исследовательская и проектная деятельность). М.: «Глобус», 2007.

  6. Зорин Н.И. «Элективный курс элементы биофизики» М. «Вако» 2007

  7. Сборник программ и элективных курсов «Физика 8-9 классы» Волгоград «Учитель» 2007

  8. Горлова «Нетрадиционные уроки. Внеурочные мероприятия» М. «Вако» 2007

Интернет-сайты.

  • www.aquaphor.ru

  • www.priroda.org.ua

  • http://window.edu.ru/

  • http://www.experiment.edu.ru/

  • http://www.fizika.ru/index.ht/

  • http://www.college.ru/

  • www.arwater/ru/index


ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

  1. В.А. Орлов «Физика. Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов», М. «Илекса», 2008

  2. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.

  3. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».

  4. «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (14 СD), CD-ROM, «Новый диск», 2006 г.

  5. «Физика. 7-11 классы» (1С: школа, библиотека наглядных пособий), CD-ROM, «1С», 2004 г.

  6. « «Физика. 7-11 классы», СD-ROM, «Физикон», 2005 г.

  7. «Уроки физики Кирилла и Мефодия», СD-ROM (5 шт), 2005 г.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Сербакова Надежда Геннадьевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Решение задач по физике»"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_eliektivnogho_kursa_dlia_uchashchikhsia_10_11_klassov_rieshieniie_zad"
    ["file_id"] => string(6) "384450"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485507469"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Элективный курс "Матрица" "
    ["seo_title"] => string(25) "eliektivnyi-kurs-matritsa"
    ["file_id"] => string(6) "183617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425904761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства