kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдения и опыты. Программа для 5-го класса. Программа внеурочной деятельности для 5-го класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа должна способствовать развитию познавательного интереса к естественной  науке – физике, формированию  навыков самостоятельной и творческой работы учащихся в 2014-2015 учебном году на базе отделения дополнительного образования лицея.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдения и опыты. Программа для 5-го класса. Программа внеурочной деятельности для 5-го класса.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ лицей № 395

________________________

Сергеева С.П.



ОСНОВАНИЕ

Решение педсовета

лицея № 395

от _________

Протокол № ____




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ-ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»




Возраст учащихся: 11-12 лет


Срок реализации: 1 год


Объем реализации: 72 часа



Автор-составитель: Пальчикова Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования




Санкт-Петербург

2014 год


Пояснительная записка



Данная программа должна способствовать развитию познавательного интереса к естественной науке – физике, формированию навыков самостоятельной и творческой работы учащихся в 2014-2015 учебном году на базе отделения дополнительного образования лицея.


Критерием программной направленности дополнительного образования служит целевое обеспечение индивидуальных потребностей развития личности. В связи с этим данную программу можно классифицировать как программу естественнонаучной направленности с прикладным аспектом.


Она включает в себя наблюдения и опыты в живой и неживой природе в процессе формирования научного взгляда на явления в окружающем мире.

Учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познания.


В условиях современной школы недостаточно просто давать знания и показывать опыты, необходимо вовлекать в процесс самих учащихся, тем самым, обучая их навыкам исследовательской деятельности, которая позволяет привлечь учащихся к работе с первоисточниками, проведению экспериментов и трактовке его результатов.

В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с научным методом познания, который история науки связывает с именем Г.Галилея. Это метод включает в себя следующие этапы: чувственный опыт и постановку проблемы; выдвижение гипотезы – аксиомы; математическое развитие гипотезы, логический вывод из нее следствий; экспериментальную проверку гипотезы и ее следствий.


Получая представление о методе познания и методах исследования явлений, учащиеся знакомятся, во-первых, с происхождением научных знаний и их отличиями от обычной информации, во-вторых, – с необходимой последовательностью познавательных действий, ведущих от незнания к знанию. Это позволяет учителю организовывать их самостоятельную познавательную деятельность в форме самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами, ведут ученика к знанию.

В настоящее время в работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность, повышение интереса к экспериментированию.

Поэтому данная программа решает существенную задачу совершенствования умения пользоваться современным инструментарием и практически применять результаты решения проблемы, а также ознакомиться методами работы на начальном этапе исследовательской деятельности.

Реализация данной программы возможна в условиях школьной физической лаборатории лицея «Архимед», которая оснащена учебным оборудованием, предназначенным для проведения физических наблюдений и опытов.

Отличительной особенностью программы является большое количество практических занятий, в ходе которых учащиеся значительную часть времени проводят в лаборатории лицея, где занимаются физическим экспериментом в рамках индивидуальных и коллективных проектов.

Материально-техническое оснащение школьной лаборатории, использование нормативной документации методической и научной литературы по физике позволяет учащимся работать над проектами на научном уровне.

Педагогическая целесообразность. Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет (5-6 класс). В этом возрасте в ООП ООО не предусматриваются физические опыты с использованием приборов. Поэтому особенно важно именно на этом этапе заложить первые умения проведения физического эксперимента, привить интерес к исследовательской работе в области физики.


Содержание программы построено с учетом принципов развивающего обучения:

- обусловленное соотношение научности и доступности учебного материала;

- единство раскрытия знаний в теоретическом, методологическом и прикладном аспектах;

- разноуровневая и разнохарактерная деятельность учащихся, направленная на саморазвитие в процессе обучения.

Цель программы: выявление творческих способностей и развитие познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность в области физики .

Задачи:

Образовательные:

сформировать знания о методах научного познания природы; о цикле научного познания, месте эксперимента в нём, соотношении теории и эксперимента;

- познакомить учащихся с различными методами изучения природы –эксперимент, наблюдение .

- сформировать навыки практической работы с использованием современного оборудования – датчиков, регистраторов, стационарных и движущихся роботов.

- освоить технику проведения физических опытов, лабораторных работ;

- сформировать навыки проектной деятельности.

- сформировать интересы в области физики для дальнейшей адаптации в исследовательской и проектной деятельности;

- сформировать умение планировать и выполнять эксперимент;


Развивающие:

- развить познавательную активность в естественнонаучной области;

- развить способность к целостному восприятию мира и системному анализу

- развитие умения участвовать в дискуссии, уметь предвидеть возможные результаты своих действий

- развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, терпение пунктуальность, трудолюбие.

- воспитать культуру общения при работе в коллективе.


Программа предназначена для школьников 11-12 лет и рассчитана на 1 год обучения. Объем программы - 72 часа.

Занятия с группами проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.


При построении данной программы использован принцип последовательного изучения поставленной проблемы от простого к сложному на основе базовых знаний, полученных учащимися из школьного курса. Для достижения поставленных в программе задач необходима система взаимосвязанных и постепенно усложняющихся заданий, в том числе касающихся физических исследований.

В процессе обучения по программе используются различные формы работы с детьми: лекционные занятия, лабораторный практикум, тематические семинары и экскурсии, индивидуальные занятия с учащимися, проектная деятельность.

Допуск к лабораторным работам осуществляется после усвоения учащимися правил безопасной работы в условиях физической лаборатории.

В период обучения учащиеся включаются в работу по исследовательским проектам.

В процессе обучения контроль результатов ведется на каждом этапе освоения программы в виде тематического тестирования, успешности выполнения практических работ.

Ожидаемые результаты.

По итогам обучения учащиеся:

- получают навыки работы в учебной физической лаборатории;

- приобретают опыт работы на современном оборудовании

- усваивают особенности постановки и проведения научного эксперимента

- осваивают приемы работы с научно-технической литературой, интернет ресурсами, как источниками научных знаний

- приобретут опыт научно-исследовательской деятельности, публичных выступлений.


Конечным результатом индивидуально-групповой работы по программе целом - результатом образовательного процесса, осуществляемого в школьной лаборатории, является представление и защита исследовательских работ коллектива на научно-практических конференциях, тематических конкурсах .


Способы определения результативности

- тестирование;

- исследовательские проекты;

- физический эксперимент

Формы подведения итогов реализации программы

- исследовательская работы по выбранной теме;

- представление и защита исследовательских работ коллектива на научно-практических конференциях, тематических конкурсах и олимпиадах














Учебно-тематический план



№ п/п


Разделы программы.

Количество часов

тео-рия

прак-тика

всего

1

Введение. Техника безопасности. Физическая лаборатория.

4

8

12

2

Взаимодействие тел.

4

10

14

3

Давление твердых тел жидкостей газов.

4

10

14

4

Современное оборудование – правила работы, проведение опытов, выполнение измерений.

4

8

12

5

Проектная деятельность

4

16

20



Итого часов

20


52


72

Содержание программы.

Раздел 1. Введение. Физическая лаборатория.

Теория

Вводное занятие. Техника безопасности в условиях школьной лаборатории. Виды физических величин и способы их измерений. Физические приборы .Аналоговые и цифровые приборы

Абсолютная и относительная погрешности. Класс точности приборов.

Практические занятия:

- «Освоение безопасных приемов работы в условиях лаборатории»

- «Составление таблицы – прямые и косвенные измерения »

- « Ознакомление с цифровыми и аналоговыми приборами »

- «Определение цены деления и погрешности измерений приборов»


Раздел 2. Взаимодействие тел

Теория

Масса. Способы определения массы. Плотность вещества. Ареометр. Сила. Динамометр. Сложение сил. Равнодействующая сила.

Практические работы

- « Определение массы воды на рычажных весах»

- « Определение плотности воды с помощью весов и мензурки»

- « Измерение различных сил с помощью динамометра»

- « Определение плотности жидкостей ареометром»

- « Измерение равнодействующей силы при сложении двух и более сил»


Раздел 3 Давление твердых тел жидкостей и газов.

Теория

Давление твердого тела на поверхность. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление

Практические занятия:

- «Расчет силы давления атмосферы на поверхность»

- «Изучение явления гидростатического парадокса»

- « Изучение принципа работы сообщающихся сосудов на моделях»

- «Изготовление прибора, показывающего зависимость давления жидкости от высоты столба жидкости»

- «Изготовление шара Паскаля из подручных средств»

Раздел 4 . Современное оборудование – правила работы, проведение опытов, выполнение измерений.

Теория

Датчики - устройство и правила работы с приборами. Измерения с помощью датчиков. Стационарные и движущиеся роботы - вспомогательные устройства для проведения физических измерений.

Практические занятия:

- « Ознакомление с датчиками температуры, давления, расстояния»

- «Измерение температуры воды и воздуха датчиком температуры, вывод полученных данных на регистратор»

- «Измерение атмосферного давления датчиком давления, сравнение полученных данных с показаниями барометра- анероида».

- «Измерение длин и расстояний с помощью датчика расстояния».


Раздел 5 . Проектная деятельность. Подготовка к участию в научно-практических конференциях.

Теория:

Методика написания исследовательских работ и их представления на научно-практических конференциях.

Практические занятия:

« Как грамотно оформить проект на бумажном и электронном носителе»

«Работа учащихся над индивидуальными проектам . Консультации и помощь учителя.»



Методическое обеспечение программы.



№ п/п


Тема или раздел программы.


Формы занятий.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.


Формы подведения итогов.



1.




Введение. Техника безопасности. .Физическая лаборатория

- лекции,

- беседы,

- экскурсия в лабораторию

- схемы, таблицы в печатном и электронном виде,

- видеоматериалы,

-компьютер

- мультимедийный проектор.


  • тестирование




2.




Взаимодействие тел.

- лекции,

-демонстраци-онные опыты,

- практические занятия.

- схемы, таблицы, вариативные карточки, - инструкции для проведения работ,

- комплекты физического оборудования.


  • тестирование

  • результаты исследований

  • исследовательские работы



3.



Давление твердых тел ,жидкостей и газов. .


- лекции,

-демонстраци-онные опыты.

- практические занятия.

- инструкции на проведение работ,

- комплекты лабораторного оборудования по физике

  • тестирование

  • результаты исследований

  • исследовательские работы



4.


Современное оборудование.

- лекции

-практические занятия

- экскурсия в кабинет информатики

- схемы, таблицы

- видеоматериалы

-робототехника

- компьютер

- мультимедийный проектор


  • тестирование

  • результаты исследований

  • исследовательские работы


5.

Проектная

деятельность



- практические занятия

- схемы, таблицы

- видеоматериалы

- компьютер

- мультимедийный проектор


  • тестирование

  • результаты исследований

  • исследовательские работы ,презентация проектов.


Материально-техническое обеспечение программы.

Основной базой для реализации программы является помещение кабинета физики в здании лицея, который выполняет функции лаборатории. Класс-лаборатория оборудован с учетом требований санитарных норм и правил (СНИП), техники безопасности (ТБ) и пожарной безопасности (ПБ) для учебных лабораторий.



Список литературы.

  1. Гуревич А.Е, Исаев Д.А. , Понтак Л.С. « Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 класс. Методическое пособие. Москва. Дрофа. 2013 год.

  2. «Физикон» - учебное электронное пособие 5-11 класс.

  3. «Открытая физика» - учебное электронное пособие.

  4. «Живая физика» - учебное электронное пособие

  5. Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.

  6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: Изд-во детской литературы, 1959.

  7. Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: Наука, 1979.

  8. Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике. М.: Просвещение, 1967.

  9. Смирнов В. Опыты и самоделки по физике. Ленинград: Детгиз, 1955.

  10. Уокер Дж. Физический фейерверк. М.: Мир, 1989.




Список литературы для детей.


  1. Кикоин И.К. Опыты в домашней лаборатории. М.: Наука, 1980.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: Наука, 1979.

  3. Роджерс Э. Физика для любознательных (в 3 томах). М.: Мир, 1969.

  4. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.

  5. «Открытая физика»- учебное электронное пособие.

  6. «Живая физика»- учебное электронное пособие.

  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL http:// school .collection. edu. ru.

  8. «Наглядная физика » - учебное электронное пособие.

  9. «Классная физика»- учебное электронное пособие.


9





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Пальчикова Елена Анатольевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства