Наблюдения и опыты. Программа для 5-го класса. Программа внеурочной деятельности для 5-го класса.
Наблюдения и опыты. Программа для 5-го класса. Программа внеурочной деятельности для 5-го класса.
Данная программа должна способствовать развитию познавательного интереса к естественной науке – физике, формированию навыков самостоятельной и творческой работы учащихся в 2014-2015 учебном году на базе отделения дополнительного образования лицея.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ лицей № 395
________________________
Сергеева С.П.
ОСНОВАНИЕ
Решение педсовета
лицея № 395
от _________
Протокол № ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ-ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ»
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Объем реализации: 72 часа
Автор-составитель: Пальчикова Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Данная программа должна способствовать развитию познавательного интереса к естественной науке – физике, формированию навыков самостоятельной и творческой работы учащихся в 2014-2015 учебном году на базе отделения дополнительного образования лицея.
Критерием программной направленности дополнительного образования служит целевое обеспечение индивидуальных потребностей развития личности. В связи с этим данную программу можно классифицировать как программу естественнонаучной направленности с прикладным аспектом.
Она включает в себя наблюдения и опыты в живой и неживой природе в процессе формирования научного взгляда на явления в окружающем мире.
Учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познания.
В условиях современной школы недостаточно просто давать знания и показывать опыты, необходимо вовлекать в процесс самих учащихся, тем самым, обучая их навыкам исследовательской деятельности, которая позволяет привлечь учащихся к работе с первоисточниками, проведению экспериментов и трактовке его результатов.
В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с научным методом познания, который история науки связывает с именем Г.Галилея. Это метод включает в себя следующие этапы: чувственный опыт и постановку проблемы; выдвижение гипотезы – аксиомы; математическое развитие гипотезы, логический вывод из нее следствий; экспериментальную проверку гипотезы и ее следствий.
Получая представление о методе познания и методах исследования явлений, учащиеся знакомятся, во-первых, с происхождением научных знаний и их отличиями от обычной информации, во-вторых, – с необходимой последовательностью познавательных действий, ведущих от незнания к знанию. Это позволяет учителю организовывать их самостоятельную познавательную деятельность в форме самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами, ведут ученика к знанию.
В настоящее время в работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность, повышение интереса к экспериментированию.
Поэтому данная программа решает существенную задачу совершенствования умения пользоваться современным инструментарием и практически применять результаты решения проблемы, а также ознакомиться методами работы на начальном этапе исследовательской деятельности.
Реализация данной программы возможна в условиях школьной физической лаборатории лицея «Архимед», которая оснащена учебным оборудованием, предназначенным для проведения физических наблюдений и опытов.
Отличительной особенностью программы является большое количество практических занятий, в ходе которых учащиеся значительную часть времени проводят в лаборатории лицея, где занимаются физическим экспериментом в рамках индивидуальных и коллективных проектов.
Материально-техническое оснащение школьной лаборатории, использование нормативной документации методической и научной литературы по физике позволяет учащимся работать над проектами на научном уровне.
Педагогическая целесообразность. Программа рассчитана на учащихся 11-12 лет (5-6 класс). В этом возрасте в ООП ООО не предусматриваются физические опыты с использованием приборов. Поэтому особенно важно именно на этом этапе заложить первые умения проведения физического эксперимента, привить интерес к исследовательской работе в области физики.
Содержание программы построено с учетом принципов развивающегообучения:
- обусловленное соотношение научности и доступности учебного материала;
- единство раскрытия знаний в теоретическом, методологическом и прикладном аспектах;
- разноуровневая и разнохарактерная деятельность учащихся, направленная на саморазвитие в процессе обучения.
Цель программы: выявление творческих способностей и развитие познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность в области физики .
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания о методах научного познания природы; о цикле научного познания, месте эксперимента в нём, соотношении теории и эксперимента;
- познакомить учащихсяс различными методами изучения природы –эксперимент, наблюдение .
- сформировать навыки практической работы с использованием современного оборудования – датчиков, регистраторов, стационарных и движущихся роботов.
- освоить технику проведения физических опытов, лабораторных работ;
- сформировать навыки проектной деятельности.
- сформировать интересы в области физики для дальнейшей адаптации в исследовательской и проектной деятельности;
- сформировать умение планировать и выполнять эксперимент;
Развивающие:
- развить познавательную активность в естественнонаучной области;
- развить способность к целостному восприятию мира и системному анализу
- развитие умения участвовать в дискуссии, уметь предвидеть возможные результаты своих действий
- развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки
- воспитать культуру общения при работе в коллективе.
Программа предназначена для школьников 11-12 лет и рассчитана на 1 год обучения. Объем программы - 72 часа.
Занятия с группами проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
При построении данной программы использован принцип последовательного изучения поставленной проблемы от простого к сложному на основе базовых знаний, полученных учащимися из школьного курса. Для достижения поставленных в программе задач необходима система взаимосвязанных и постепенно усложняющихся заданий, в том числе касающихся физических исследований.
В процессе обучения по программе используются различные формы работы с детьми: лекционные занятия, лабораторный практикум, тематические семинары и экскурсии, индивидуальные занятия с учащимися, проектная деятельность.
Допуск к лабораторным работам осуществляется после усвоения учащимися правил безопасной работы в условиях физической лаборатории.
В период обучения учащиеся включаются в работу по исследовательским проектам.
В процессе обучения контрольрезультатов ведется на каждом этапе освоения программы в виде тематического тестирования, успешности выполнения практических работ.
Ожидаемые результаты.
По итогам обучения учащиеся:
- получают навыки работы в учебной физической лаборатории;
- приобретают опыт работы на современном оборудовании
- усваивают особенности постановки и проведения научного эксперимента
- осваивают приемы работы с научно-технической литературой, интернет ресурсами, как источниками научных знаний
- приобретут опыт научно-исследовательской деятельности, публичных выступлений.
Конечным результатом индивидуально-групповой работы по программе целом - результатом образовательного процесса, осуществляемого в школьной лаборатории, является представление и защита исследовательских работ коллектива на научно-практических конференциях, тематических конкурсах .
Способы определения результативности
- тестирование;
- исследовательские проекты;
- физический эксперимент
Формы подведения итогов реализации программы
- исследовательская работы по выбранной теме;
- представление и защита исследовательских работ коллектива на научно-практических конференциях, тематических конкурсах и олимпиадах
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы программы.
Количество часов
тео-рия
прак-тика
всего
1
Введение. Техника безопасности. Физическая лаборатория.
4
8
12
2
Взаимодействие тел.
4
10
14
3
Давление твердых тел жидкостей газов.
4
10
14
4
Современное оборудование – правила работы, проведение опытов, выполнение измерений.
4
8
12
5
Проектная деятельность
4
16
20
Итого часов
20
52
72
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. Физическая лаборатория.
Теория
Вводное занятие. Техника безопасности в условиях школьной лаборатории. Виды физических величин и способы их измерений. Физические приборы .Аналоговые и цифровые приборы
Абсолютная и относительная погрешности. Класс точности приборов.
Практические занятия:
- «Освоение безопасных приемов работы в условиях лаборатории»
- «Составление таблицы – прямые и косвенные измерения »
- « Ознакомление с цифровыми и аналоговыми приборами »
- «Определение цены деления и погрешности измерений приборов»
Раздел 2. Взаимодействие тел
Теория
Масса. Способы определения массы. Плотность вещества. Ареометр. Сила. Динамометр. Сложение сил. Равнодействующая сила.
Практические работы
- « Определение массы воды на рычажных весах»
- « Определение плотности воды с помощью весов и мензурки»
- « Измерение различных сил с помощью динамометра»
- « Определение плотности жидкостей ареометром»
- « Измерение равнодействующей силы при сложении двух и более сил»
Раздел 3 Давление твердых тел жидкостей и газов.
Теория
Давление твердого тела на поверхность. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление
Практические занятия:
- «Расчет силы давления атмосферы на поверхность»
- «Изучение явления гидростатического парадокса»
- « Изучение принципа работы сообщающихся сосудов на моделях»
- «Изготовление прибора, показывающего зависимость давления жидкости от высоты столба жидкости»
- «Изготовление шара Паскаля из подручных средств»
Раздел 4 . Современное оборудование – правила работы, проведение опытов, выполнение измерений.
Теория
Датчики - устройство и правила работы с приборами. Измерения с помощью датчиков. Стационарные и движущиеся роботы - вспомогательные устройства для проведения физических измерений.
Практические занятия:
- « Ознакомление с датчиками температуры, давления, расстояния»
- «Измерение температуры воды и воздуха датчиком температуры, вывод полученных данных на регистратор»
- «Измерение атмосферного давления датчиком давления, сравнение полученных данных с показаниями барометра- анероида».
- «Измерение длин и расстояний с помощью датчика расстояния».
Раздел 5 . Проектная деятельность. Подготовка к участию в научно-практических конференциях.
Теория:
Методика написания исследовательских работ и их представления на научно-практических конференциях.
Практические занятия:
« Как грамотно оформить проект на бумажном и электронном носителе»
«Работа учащихся над индивидуальными проектам . Консультации и помощь учителя.»
Введение. Техника безопасности. .Физическая лаборатория
- лекции,
- беседы,
- экскурсия в лабораторию
- схемы, таблицы в печатном и электронном виде,
- видеоматериалы,
-компьютер
- мультимедийный проектор.
тестирование
2.
Взаимодействие тел.
- лекции,
-демонстраци-онные опыты,
- практические занятия.
- схемы, таблицы, вариативные карточки, - инструкции для проведения работ,
- комплекты физического оборудования.
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы
3.
Давление твердых тел ,жидкостей и газов. .
- лекции,
-демонстраци-онные опыты.
- практические занятия.
- инструкции на проведение работ,
- комплекты лабораторного оборудования по физике
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы
4.
Современное оборудование.
- лекции
-практические занятия
- экскурсия в кабинет информатики
- схемы, таблицы
- видеоматериалы
-робототехника
- компьютер
- мультимедийный проектор
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы
5.
Проектная
деятельность
- практические занятия
- схемы, таблицы
- видеоматериалы
- компьютер
- мультимедийный проектор
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы ,презентация проектов.
Материально-техническое обеспечение программы.
Основной базой для реализации программы является помещение кабинета физики в здании лицея, который выполняет функции лаборатории. Класс-лаборатория оборудован с учетом требований санитарных норм и правил (СНИП), техники безопасности (ТБ) и пожарной безопасности (ПБ) для учебных лабораторий.