Методическая разработка плана проведения недели физики
Методическая разработка плана проведения недели физики
Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но, в первую очередь, реалии современной жизни. В то же время нельзя забывать, что будущее наших учащихся и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас, учителей физики, определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях.
Это побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, в частности предметные недели. Задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также профессиональная ориентация школьников. Эта неделя, как и другие предметные недели, проводится каждый год. В начале учебного года составляется план проведения предметных недель, определяются сроки. Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают участие учащиеся всех классов школы. За неделю до начала предметной недели вывешивается план, объявляются конкурсы, в которых учащиеся могут принять участие. Мероприятия, которые проходят в дни недели физики, необходимо делать максимально яркими, запоминающимися, они должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка плана проведения недели физики »
Методическая разработка
плана проведения недели физики.
Курочкина Людмила Геннадьевна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Прокудино
Аткарского района Саратовской области
Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но, в первую очередь, реалии современной жизни. В то же время нельзя забывать, что будущее наших учащихся и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас, учителей физики, определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях.
Это побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
Один из способов повысить интерес учащихся — внеурочная работа, в частности предметные недели. Задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к предмету, а также профессиональная ориентация школьников. Эта неделя, как и другие предметные недели, проводится каждый год. В начале учебного года составляется план проведения предметных недель, определяются сроки. Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают участие учащиеся всех классов школы. За неделю до начала предметной недели вывешивается план, объявляются конкурсы, в которых учащиеся могут принять участие. Мероприятия, которые проходят в дни недели физики, необходимо делать максимально яркими, запоминающимися, они должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.
Цели и задачи проведения недели физики
Цели:
1. Активизация познавательного интереса учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся.
2. Развитие навыков общения, умения работать в команде.
3. Формирование у учащихся представлений о роли физики в жизни общества.
4. Расширение кругозора в результате организованного общения.
Задачи
1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.
2. Предоставить возможность учащимся проявить свои творческие способности.
Понедельник:
Общешкольная линейка. Открытие недели.
Экскурсия учащихся 1-4 классов в кабинет физики,
лекция « Физика вокруг нас»
Оформление школы, организация выставки.
Объявление о проведении заочных творческих конкурсов
Кроссвордов и ребусов. Стихов и песен с физическим содержанием. Сочинений и комиксов. Весёлых задач. Плакатов и газет. Презентаций.
Вторник: Вечер занимательных опытов по физике. 1-8 кл.
Среда : «Физическая спартакиада» 9-11 кл.
Четверг: Игра «За страницами учебника физики» 7-8 кл.
Пятница: «День творчества». 1-11 кл.
Суббота : «Физический вечер для учащихся» 7-11 кл.
Понедельник: День успеха! Общешкольная линейка.
Награждение победителей заочных конкурсов
Понедельник: ЛЕКЦИЯ «Физика вокруг нас».
Много интересного таит в себе окружающий нас мир. Вероятно, вам хочется больше знать о творениях рук человеческих, например, о машинах, их строении. Кто их изобрел? Как делают вещи, которые нас окружают? Как работают телевизоры, магнитофоны, телефоны и многое другое?
Вас интересуют и явления, протекающие в природе. Почему идет дождь? Нельзя ли вызвать дождь по желанию человека? Как животные могут переносить зимнюю стужу?
Сотни, тысячи «как», « что» и «почему» встают перед вами. Ответы на все вопросы вы узнаете постепенно, изучая различные предметы.
Задача любой школы – подготовить молодежь к трудовой деятельности. Вероятно, не каждый из вас знает, кем он будет в этой жизни. Но вам следует уже сейчас задуматься над тем, что для освоения очень многих профессий нужны знания по различным предметам, в том числе и по физике.
В 7 классе вы будете изучать новый предмет «Физика».
Слово «Физика» происходит греческого слова «фюзис», что означает природа. Оно впервые появилось в сочинения одного из величайших мыслителей древности – Аристотеля, жившего в 4 веке до нашей эры.
В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Физика – одна из основных наук о природе.
Если внимательно приглядеться к происходящему в окружаем нас мире, то можно заметить, что в нем происходят разнообразные изменения.
Можно показать несколько простых опытов, которые может кто-нибудь из вас уже может объяснить.
1. Если пластмассовую палочку потереть о шерсть, то к ней будут прилипать мелкие бумажки, или волосы.
2. Стакан с водой накрыт листом, перевернуть – вода не выльется.
3. Стеклянные пластинки, смоченные водой и сложенные стопочкой можно поднять за одну верхнюю пластинку.
4. В кружку положить монету, отойти на расстояние, чтобы видеть край монеты. Наливая постепенно воду вы увидите монету полностью.
5. Посмотрите в призму прямого зрения. Что вы там видите?
6. Опыт с магнитом и иглой на нити. Положить иглу на магнит и медленно стягивать ее с магнита. Игла будет висеть в воздухе.
Это всего несколько опытов. Вы узнаете о многих важнейших открытиях, благодаря которым развивалась физика, изучите различные физические явления, поймете, как они связаны между собой, узнаете имена многих ученых, открывших важнейшие законы.
Вторник: «Вечер занимательных опытов по физике
для учащихся 1- 6 классов.»
Подготовка, демонстрация и объяснение опыта с точки зрения физики – учащиеся 7- 8 классов. После демонстрации опыта, учащиеся предлагают зрителям самим дать объяснение физического опыта.
Возьмите воздушный шарик, наденьте его на горлышко бутылки и протолкните внутрь. Попробуйте надуть шарик – это вам не удается, т.к. внутри бутылки есть воздух, и заставить его сжиматься не просто.
Картезианский водолаз (закон Паскаля) Возьмите пипетку и наполните его водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью погрузившись в воду. Отпустите пипетку-водолаза в бутылку, доверху наполненную водой, и герметично закройте бутылку крышкой. Нажав на бутылку, создайте избыточное давление. Оно передается по всем направлениям без изменения, и в пипетку войдет дополнительная порция воды. Она станет тяжелее и начнет отпускаться на дно
Оборудование: эбонитовая палочка, лоскут шерстяной материи, клочок ваты. После натирания эбонитовой палочки о шерстяную материю и соприкосновения её с пушинкой (ваткой), последняя начинает отталкиваться от палочки и повисает в воздухе.
4.Оборудование: две свечи, спички, стеклянная банка. Зажигаются свечи, одна из них накрывается банкой и через время гаснет. Вопрос: Почему погасла накрытая свеча? Объяснить принципы пожаротушения.
5.Варёное яйцо “вползает” в бутылку. Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?
Игра-соревнование «Физическая спартакиада»
Эта игра разработана для учащихся 9-11 классов.
Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала.
Участники игры. В физической спартакиаде принимают участие две команды. Число членов команд — произвольное и зависит от того, как проводится эта игра: внутри одного класса или между параллельными классами. Существуют также главный судья соревнований (он же ведущий, которым может быть как преподаватель, так и старшеклассник), два его помощника иболельщики команд. Болельщики могут помогать своей команде, участвуя в специальных конкурсах.
Ход игры
Перед началом спартакиады главный судья просит капитанов представить свои команды. Те представляют.
I. Разминка
В ней участвуют все члены команд. Поочередно, в течение одной минуты, командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если они затрудняются, то говорят: «Дальше». Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов.
Ведущий подтверждает верность каждого ответа. В случае неверного ответа либо его отсутствия сам дает правильный ответ. За каждый правильный ответ команде присуждают 1 балл.
В конце разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой, и сообщается зрителям счет игры.
Вопросы
Воздушная оболочка Земли. (Ответ. Атмосфера.)
Прибор для измерения массы тела. (Весы.)
Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. (Джоуль.)
Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим штрихам на шкале прибора. (Цена деления.)
Численное значение нормального атмосферного давления. (760 мм рт. ст.)
Состояние, при котором вес тела возрастает. (Перегрузка.)
Ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Э.Торричелли.)
Прибор для измерения скорости. (Спидометр.)
Крупнейший изобретатель, основоположник отечественной космонавтики. (К.Э.Циолковский.)
10.«Устройство», с помощью которого рыбы регулируют значения действующей на них архимедовой силы и глубины погружения в водную среду. (Плавательный пузырь.)
11.Скорость тела в данный момент времени. (Мгновенная.)
12.Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. (Механическое движение.)
13.Аппарат для исследования морских глубин, опускаемый в воду на тросе с судна. (Батисфера.)
14.Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли. (Искусственный спутник Земли.)
Технические устройства для уменьшения трения. (Подшипники.)
II. Физический тур
Это — второй этап физической спартакиады. Команду представляют по 6 игроков, включая капитана. Каждый поочередно отвечает на заданный именно ему вопрос; ответ считается за выстрел. В случае неверного, неполного ответа или отсутствия такового ведущий сам называет правильный ответ, но выстрел признается безрезультатным. За правильно данный ответ игрок получает 1 балл. Последние вопросы для каждой команды (№ 6 и № 12) предназначены капитанам.
По итогам «стрельбы» подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой и объявляют общий счет.
Вопросы
Величайший физик и математик древности, родившийся в Сиракузах. (Архимед.)
Название силы, «движущей мирами». (Сила всемирного тяготения.)
Вид теплового двигателя, в котором струя пара вращает вал, воздействуя на закрепленные, на нем лопасти. (Турбина.)
Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющее ее функции. (Хрусталик.)
Вес одного литра воды. (10 Н.)
Значение работы, совершаемой человеком, держащим в горизонтально вытянутой руке камень массой 1 кг. (0.)
Дефект зрения, который исправляют очками с рассеивающими линзами. (Близорукость.)
Изменение направления пучка света при переходе из одной среды в другую. (Преломление.)
III. «Гимнастика ума»
Это — третий этап соревнования. Для его проведения потребуется заранее приготовить: 1) рисунок, где на одном листе изображены силуэты голов двух человек, находящиеся на разных этажах (рис. 1; важно, чтобы четко были обозначены ухо и рот каждого из них), 2) флакон с уксусом и 3) флакон с растительным маслом. В этом виде соревнований принимает участие вся команда. На обдумывание ответа каждой команде дают 30 с. Если ответа нет, то ответить на вопрос могут соперники. За правильный ответ присуждают 5 баллов. В конце этого состязания судьи подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой.
Вопросы и задания
1. Человек, стоящий на первом этаже, переговаривается со своим товарищем, стоящим этажом выше. Оба начинают говорить одновременно. Кто из них раньше услышит голос другого?(Ответ. Тот, кто внизу, так как А12; Рис. 2)
Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один физик, чтобы не возиться с двумя бутылками (масла и уксуса), налил и то и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто любит салат только с маслом, и тем, кто любит только с уксусом и не терпит масло? (Ответ. Масло 1 расположится сверху, его можно выливать через горлышко 2; чтобы вылить уксус 3, надо перевернуть флакон, и у горлышка возле пробки окажется эта жидкость; рис. 3.)
3. Вы оказались ярким весенним солнечным днем на берегу лесной речки, покрытой льдом. Необходимо разжечь костер, а спичек нет. Предложите способ добычи огня, кроме получения его трением. (Ответ. Изо льда сделать ледяную «линзу» и сфокусировать ею солнечные лучи на комочке бумаги.)
Игра «За страницами учебника физики»
Участники – ученики 7-8 классов.
Лирики о физике
1. Из русской сказки “Лисичка - сестричка и серый волк”. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: “ Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка и мала и велика!”. Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: “ Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!”. Хвост и примерз. Каким путем покинуло тепло хвост волка?
(Излучением).
2. “Дед Яков позвал к себе Сережу и Олега.
Нет у меня сына, - сказал он, чтобы передать ему рукомесло мое … Вам, ребятишки, скажу, почему в кувшинах моих вода холодеет. Может, оно вам в жизни сгодится. Кульбабу знаете?
Знаем, - ответил Сережа. Кульбабой называют одуванчик.
- Летучки с нее нужно в глину замесить. Из расчета две полных жмени на кувшин. В горне они сгорят…”
Зачем нужно в глину замешивать летучки от одуванчиков?
(Когда летучки сгорят в горне, то останутся в глине крошечные дырочки, сквозь которые вода начнет вытекать и испаряться, охлаждая при этом воду в кувшине).
Конкурс загадок.
1. Как-то раз спросили розу,
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жёстко?
(Остриё шипа имеет очень малую площадь сечения)
2. Почему воздушный шар
Днём поднять труднее?
Ночью этот стратостат
Ввысь летит скорее.
(Подъемная сила воздушного шара зависит от разности плотностей газа, которым надувают шар, и окружающего воздуха. Эта разность ночью, естественно больше. Если запуск шара днём происходит в солнечную погоду, то в этом случае солнечные лучи нагревают газ в шаре, увеличиваются его объём и подъемная сила).
3. Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало).
Конкурс пословиц и поговорок
Подобрать пословицы и поговорки, содержанию которых можно дать физическое объяснение.
Н-р: 1. Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Не пойманная рыбка всегда больше кажется.
3. Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить.
4. Как аукнется, так и откликнется.
5. Куй железо, пока горячо.
6. Тиши едешь – дальше будешь. и т.д.
Песенный конкурс
Назвать песни, в которых упоминается какое-либо физическое явление.
Н-р: 1. Ой, реченька туманная….
2. Дождик босиком по земле прошёл….
3. Голубой вагон бежит, качается….
4. Дружба крепкая не сломается от дождей и вьюг….
5. Мы едем-едем в далёкие края….
6. Маленькой елочке холодно зимой….
7. Упала шляпа, упала на пол….и т.д.
Игра «Физический вечер»
Подготовка к игре: играют две команды учащихся 7-11 классов, остальные учащиеся – болельщики.
Добрый вечер, дорогие друзья!
Наше приветствие, быть может, звучит несколько банально, но нам очень хочется, чтобы собравшиеся в этом зале было доброе, весёлое настроение, ведь наше кафе не совсем обычное. Мы хотим утвердить тему «Учёные умеют шутить».
Мы считаем её важной.
Применив к словам Наполеона Бонапарта « От великого до смешного – один шаг» переместительный закон сложения, мы получим фразу «От смешного до великого – один шаг».
Однажды на лекции известного русского учёного, основоположника эволюционный палеонтологии В.О.Ковалёвского, один студент из озорства пропел петухом. Профессор достал из своего кармана часы и проговорил: «Да-да, это так. Инстинкт низших животных, как это убедительно доказано наукой, безошибочен».
Итак, начинаем….
"Пойми меня" Определите, о ком идет речь: А.(Альберт Энштейн) 1. Один из ученых сказал ему: "Из Вас никогда ничего путного не выйдет". Но уже в это время он становится первым учеником по точным наукам. 2. В 1933 году он выходит из состава Берлинской государственной академии наук. В этом же году перед зданием Берлинской оперы запылали костры из книг, среди которых были и его. Нацисты за его голову обещали награду в 50000 марок. 3. Однажды в гостях 18-летняя девушка спросила его: "А кто Вы, собственно говоря, по специальности?" - "Я посвятил себя изучению физики" - ответил седовласый ученый. "Как, в таком возрасте Вы еще изучаете физику? - удивленно воскликнула девушка. - Я и то разделалась с ней больше года назад" 4. "Общая теория отностительности" Теория броуновского движения Квантовая теория света Квантовая теория теплоемкости Любой из этих работ было бы достаточно, чтобы обессмертить имя автора. Б. (Вильгельм Рентген) 1. Долгое время он не верил в существование электрона, и даже запретил в своем физическом институте упоминать это слово. 2. В 1901 году он стал первым нобелевским лауреатом в области физики. Из-за своей застенчивости отказался от доклада, обязятельного при вручении премии. 3. В 1896 году не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти его жены с обручальным кольцом на пальце. 4. 20 января 1896 г. американские врачи с помощью его лучей впервые увидели перелом руки человека. С тех пор его открытие вошло в арсенал медицины. В. (Эрнест Резерфорд) 1. Однажды он не явился на заседание Британского комитета борьбы с подводными лодками ( это было в конце II мировой войны). Когда его упрекнули в этом, он в резкой форме ответил: "Я был занят экспериментами, из которых следует, что атом можно искусственно разделить. А такая перспектива значительно важнее, чем война!" 2. За научные достижения был удостоен звания "лорд Нельсон" 3. Великий учитель, воспитавший многих ученых, ставших позже Нобелевскими лауреатами. 4. Автор планетарной модели атома.
Презентация рекордов
преодоление силы тяготения.
Нужно прыгать в сторону, кто дальше прыгнет.
Присваивается звание «чемпион по прыжкам в левую сторону»
рекорд по выполнению закона паскаля.
Участникам выдаются воздушные шары, чей шар больше, тот и победил.
Присваивается звание «чемпион по выдуванию воздушных шаров»
в течении двух минут потереть руки друг о друга. Затем участникам раздаются ложки, у кого держится на ладони, тот и победил.
Присваивается звание «чемпион по магнетическим способностям»
и т.д. («чемпион по электрическому сопротивлению», «чемпион по выдуванию мыльных пузырей»).