kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декада физико-математических дисциплин для 5-11 классов (методическая разработка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из форм внеурочной работы по предметам физико-математиического цикла  является декада физико-математических наук. В подготовке плана проведения недели участвуют участвуют учителя физики, математики и информатики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Льюис Кэрролл фото»
























Льюис Кэрролл

(1832-1898)


литературный псевдоним английского писателя,

математика и логика

Чарлза Лютвиджа Доджсона.

Издатель журналов и писатель Эдмунд Йетс посоветовал Доджсону придумать псевдоним, и в «Дневниках» Доджсона появляется запись от 11 февраля 1865: «Написал мистеру Йетсу, предложив ему на выбор псевдонимы:

  • Эдгар Катвеллис [имя Edgar Cuthwellis получается при перестановке букв из Charles Lutwidge];

  • Эдгард У. Ч. Вестхилл [метод получения псевдонима тот же, что и в предыдущем случае];

  • Луис Кэрролл [Луис от Лютвидж — Людвик — Луис, Кэрролл от Чарлза];

  • Льюис Кэррол [по тому же принципу «перевода» имен Чарлз Лютвидж на латынь и обратного «перевода» с латыни на английский]».

Выбор пал на Льюиса Кэрролла. С тех пор Чарлз Лютвидж Доджсон все свои «серьезные» математические и логические работы подписывал настоящим именем, а все литературные — псевдонимом.

Достижения Доджсона в области математической логики намного опередили свое время. Он разработал графическую технику решения логических задач, более удобную, чем диаграммы математика, механика, физика и астронома Леонарда Эйлера. Особого искусства Доджсон достиг в решении так называемых «соритов». Сорит — это логическая задача, представляющая собой цепочку силлогизмов, у которых изъятое заключение одного силлогизма служит посылкой другого. Свои достижения в области математической логики Ч. Л. Доджсон изложил в двухтомной «Символической логике» и — в облегченном варианте для детей — в «Логической игре».

Самыми значительными литературными произведениями Кэрролла Льюиса по праву считаются две сказки об Алисе — «Алиса в Стране Чудес» (1865) и «Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса» (1871), обычно для краткости называемая «Алиса в Зазеркалье». Черты уникального кэрролловского стиля отчетливо ощутимы и в других произведениях Кэрролла: «Сильви и Бруно», «Охоте на Снарка», «Полуночных задачах», «Истории с узелками», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр», «Евклиде и его современных соперниках», письмах к детям.



Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»











Декада физико-математических наук

для 5 – 11 классов

(методическая разработка)





Составитель: Ценнер Ю.В.

учитель математики



















Златоуст, 2018

Внеклассное мероприятие

Декада физико-математических наук

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. Одной из форм внеурочной работы по предметам физико-математического цикла является декада физико-математических наук. В подготовке плана проведения недели участвуют учителя математики, информатики и физики. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников.

Тема декады: Математика и литература два крыла одной культуры.

Цели:

  1. Создание условий для развития интереса у учащихся к предметам физико-математического цикла;

  2. Показать связь предметов физико-математического цикла с литературой и искусством.

Название

Класс

«Математические игры»


8 классы

Литературный математический журнал «Математика и литература»


«Устами младенца»


6 классы

Математический журнал «Математические задачи в художественных произведениях»


«Конкурс художников»


5 классы

«Слабое звено»


7 классы

Литературный математический журнал «Цифровые стихи»


«Конкурс компьютерной графики»


8 класс

«Конкурс компьютерной графики»


9 класс

Литературный математический журнал «Цитатник»


«Конкурс компьютерной графики»


10 класс

«Конкурс компьютерной графики»


11 класс

Игра «Поиск клада»

7 классы

Литературный математический журнал «День Космонавтики»


Конкурс рисунков «День космонавтики»

5 классы

Конкурс презентаций «День космонавтики»

8 классы

Литературный математический журнал «День кино»








Литературный математический журнал.

Литературный математический журнал был проведен в рамках декады физико-математических наук.   При проведении этого мероприятия ставилась следующая цель - разрушить стереотип полярности этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия.

Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Обе эти области знаний – математика и литература – схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие сущности духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей. Математический журнал знакомит обучающихся  с историей математики, с учеными, показывает связь физико-математических наук с другими науками и искусством.

  1. «Математика и литература»

Первая страница журнала призвана показать учащимся связь математики и литературы. Оформляется стенд с портретами известных математиков и их литературными произведениями. (Приложение 1)



  1. «Математические задачи в художественных произведениях»

На этой странице журнала учащиеся познакомятся с задачами известный писателей и получат возможность решить их. (Приложение 2)



  1. «Цифровые стихи»

Одним из примет нынешнего века является необходимость оцифровывать любую информацию. Звуки и картинки почти полностью перебрались «в цифру», но это как-то до поры до времени обходило стороной поэзию, а зря. Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух, иначе ничего не поймете — цифровые стихи ближе к музыке, ведь ни там, ни там нет слов и готовых образов. (Приложение 3)



  1. «Цитатник»

Плакатами с фотографиями и с высказываниями выдающихся людей о математической науке оформляется стенд. Эти высказывания помогут осознать значимость математики. (Приложение 4)



  1. «День Космонавтики»

На этой странице журнала учащиеся познакомятся с задачами о космосе, ракетах и спутниках и получат возможность решить их.(Приложение 5)



  1. «День кино»

В этот день страницы литературного математического журнала оживут. На уроках, в рекреациях школы будут показаны видеоролики, посвященные математике. Скачать их можно с интернет ресурса «Математические этюды». http://www.etudes.ru/ru/











Литература.

  1. Информационно иследовательский проект «Математика и космос» [Электронный ресурс].

http://gymn55.ru/images/departament/math/Perelygina/metod razrabotki/math_vs_space/project.pdf


  1. Нашлось, что сказать [Электронный ресурс] http://mooseum.ru/Iskusstvo/Literatura/Stix/st-02-cifra/cifra-001.html



  1. Персональный сайт учителя математики и информатики.[Электронный ресурс] http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html


  1. Фонд Математические этюды. [Электронный ресурс] http://www.etudes.ru/ru/



  1. Старт в науке. [Электронный ресурс] https://school-science.ru/2/7/30120

  2. Hint fox. Библиотека статей. [Электронный ресурс] http://www.hintfox.com/article/matematicheskie-zadachi-v-literatyrnih-proizvedenijah.html



  1. Net lore/ Антология сетевого фольклора[Электронный ресурс] http://www.netlore.ru/digital_poems





  1. Pikabu. [Электронный ресурс] https://pikabu.ru/story/vyiskazyivaniya_o_matematike_1523264










Просмотр содержимого документа
«Николай Александрович Морозов»























































Николай Александрович Морозов

(1854- 1946)

Революционер, поэт и ученый Николай Александрович Морозов в январе 1881 года был арестован на границе около Вержболова. Приговорен к бессрочной каторге, которую сначала отбывал в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В 1884 переведен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден в ноябре 1905 г. после победы Первой русской революции.

В течение 25-летнего заключения Н.А. Морозов занимался самообразованием, изучением иностранных языков и научными изысканиями. Выходя на волю, ему удалось вывезти 26 толстых томов рукописей научных работ из природоведения, физики, химии, астрономии, математики, истории культуры, а также много стихотворений, около 200 отдельных монографий.

После освобождения Н.А Морозов занял активную жизненную, общественную и научную позицию. Он объездил с лекциями на разные темы чуть ли не всю Росси – более 50 городов. Одна за другой стали выходить его тюремные научные книги. За одну из них («Периодические системы строения вещества») Н.А. Морозову в 1906 г. была присвоена ученая степень доктора химии по представлению Д.И. Менделеева без защиты диссертации.

Он выпустил два поэтические собрания – «Из стен неволи» (1906) и «Звездные песни» (1910). Морозов – один из представителей не только политической лирики, но и научной поэзии.













ЧИСЛА.

В вечной области науки, только в книгу я взгляну,

Вижу чисел батальоны, выходящих на войну.

Всюду числа выступают бесконечной чередой,

Чтобы с косностью и мраком завязать смертельный бой.

В странных формулах, как в фортах, всюду скрыты их полки.

Там не страшны им ни пули, ни шрапнели, ни штыки.

Между ними, как знамена, гордо символы корней

Поднимаются в защиту возвещаемых идей,

Знаки равенств — их окопы. Неприступны числа там,

Не разбить их укреплений мрачным истины врагам!

Но из формул этих странных, лишь наступит час нужды,

Вновь выходят тех же чисел бесконечные ряды.

Синус, косинус и тангенс — их привычные вожди,

На разведки логарифмы смело мчатся впереди,

И над всеми поднимаясь, как суровый генерал,

Руководит их походом всемогущий интеграл.

И упорно бьются числа уже много-много лет,

За сознанье человека и за правды вечный свет.

Они встали незаметно из глубокой тьмы веков

И посбили уж немало с человечества оков.

Числа, числа! Выходите ж бесконечной чередой,

Всею армией великой вы бросайтесь в правый бой!

Это честная, святая, это добрая война,

Долго-долго в дольном мире не окончится она.

Но победа будет ваша! Смело ж далее в поход!

С каждым веком, с каждым годом вы ведете нас вперед.





Просмотр содержимого документа
«Николай Иванович Лобачевский»

Николай Иванович Лобачевский
(1793-1856)

Николай Иванович изучал теоретическую основу математики, и на его трудах лежит печать великого гения.

Спустя четыре года после поступления в Казанский университет (в 1811 году) Совет университета признал его магистром математики. В 1812 году написал работу «Теория эллиптических движений небесных тел» и работа о решении двучленных уравнений.

После упорного труда пришел к выводу, что возможна другая геометрия, совершенно отличная от нашей,- геометрия, в которой сохраняются все постулаты Евклида, кроме постулата о параллельных прямых.

Он развил эту геометрию до уровня Евклидовой. В ней была своя тригонометрия, и аналитическая геометрия.

Несмотря на притязания со стороны математиков, Лобачевский продолжал работать и опубликовал ряд своих сочинений на эту тему и даже перевел на разные языки (в 1837г. – на французский, а в 1840 – на немецкий). Только спустя время его работы удивили мир.

Сам же Николай Иванович не дожил до их признания, уже потеряв зрение, он еще раз продиктовал обработку своих идей под заголовком «Пангеометрия».



Великий русский геометр Лобачевский, известный математик в 1834 году “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”. Отрывок.


Ты поражаешь ли поля опустошеньем?
Ты похищаешь ли надежды поселян?
Нет! На водах твоих всегда благословенье
Почиет благодарных стран,
Тобой, питаемых, тобой обогащенных!
Ты и земли безвредная краса,
И светлые в струях твоих невозмущенных,
Как в чистой совести, сияют небеса.
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
всегда, везде покорные ему.




Просмотр содержимого документа
«Омар Хайям»





























Омар Хайям

1048-1122



рубаи о жизни

Нет благороднее растений и милее,

Чем черный кипарис и белая лилея.

Он, сто имея рук, не тычет их вперед;

Она всегда молчит, сто языков имея.



рубаи о счастье

Как прекрасны и как неизменно новы

И румянец любимой, и зелень травы!

Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,

Не тверди, обливаясь слезами: "Увы!"



рубаи о человеке

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.





Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Задача Носова.

«Федина задача»

«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»



Задача А.П.Чехова.

«Репетитор»

«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное - 3 рубля?»



Задача про землекопов.

«Пять землекопов выкопали траншею в сто погонных метров за четыре дня. »

В данной задаче, как таковой, отсутствует вопрос. Поэтому, чтобы получить ответ, зададим вопрос самостоятельно. Он будет звучать следующим образом: Сколько погонных метров выкопал каждый землекоп в течение двух дней при условии, что все землекопы выполнили одинаковый объем работ?



«Жизнь Диофанта»

Эта задача – описание жизни математика древности.

На языке литературы На языке алгебры

Путник! Здесь прах погребен Диофанта.

И числа поведать

Могут, о чудо, сколь долог x

Был век его жизни.

Часть шестую его представляло прекрасное детство. x/6

Двенадцатая часть протекла

Еще жизни – покрылся

Пухом тогда подбородок. x/12

Седьмую в бездетном

Браке провел Диофант. x/7

Прошло пятилетие; он

Был осчастливлен рожденьем 5

Прекрасного первенца сына,

Коему рок половину лишь

Жизни прекрасной и светлой

Дал на земле по сравненью с отцом. x/2

И в печали глубокой

Старец земного удела конец восприял, переживши 4

Года четыре с тех пор, как сына лишился.

Скажи, сколько лет жизни достигнув,

Смерть восприял Диофант?



«Арифметика» Л. Н. Толстой

Задача про овец.

«У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?»

Задача о «семейном бюджете».



«Арифметика» Л. Н. Толстой

«Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 руб. Сколько было всех денег?»



«Арифметика» Л. Н. Толстой

Задача о наследстве.



«Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было три дома. Три дома нельзя было делить, их взяли старшие три брата. А меньшим за то выделили деньги. Каждый из старших заплатил по 800 рублей меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собой, и тогда у всех братьев стало поровну. Много ли стоили дома?»

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

«Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал каждый из них?»



Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных, растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз больше. Лилипуты установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов: «…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов».



И. С. Тургенев “Муму”

С давних пор использовались мелкие единицы длины. 1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.

1 аршин = 71,12см. 1 четверть = 17,78см. 1 вершок = 4,5см. 1 сажень = 216см

“…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем, и глухонемой от рождения”.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

В. Маяковский

Что такое хорошо?
47 3 9 5
3 4 20
220 305
2 105 17 ?







А.С. Пушкин
(из романа в стихах "Евгений Онегин")



138 5 15
12 8 45
17 19 20
4 225.



А.С. Пушкин
(письмо Татьяны к Онегину)



17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501





Жили у бабуси…



40 38
2 128
1 10 1 10
2 128







А.Фет

Ласточки пропали

40 18
42 06
20 8 20
219
300 40 6







Веселые

2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
7 14 105
2 00 13
37 08 5
20 20 20!



Грустные

511 16
5 20 337
712 19
2247







Частушки

117 117
19 9 5!
117 117
48 35!













Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»




В истории черпаем мы мудрость, в поэзии- остроумие, в математике- проницательность.


Ф. Бэкон










Вдохновение нужно в геометрии не меньше,

чем в поэзии.


А.С. Пушкинн




Математики как французы: все, что вы им говорите, они переводят на свой язык, и это тотчас же становится чем то совершенно иным.


Иоганн Вольфганг Гёте











Математика – гимнастика ума


А. Суворов, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения, 18 век.












Математика — это язык, на котором написана книга природы


Г. Галилей, великий итальянский ученый, автор выдающихся астрономических открытий, 16-17 век.









«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики»


И. Кант, немецкий философ, 18 век.









«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»


Н.Е. Жуковский
















«Полет – это математика»


В. Чкалов



Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Масса первого космического корабля, отправившего человека в космос составляла 4,25 т. Диаметр корабля был всего 2,43 метра, в то время как диаметр герметичного корпуса составлял 2,2 метра. Найдите радиус космического корабля.



Во время вхождения в атмосферу капсула спускаемого аппарата подверглась воздействию огромныхтемператур (до 5 тысяч градусов). В результате загорелась обшивка

корабля, а в иллюминаторе Гагарин увидел, как по стеклу потек расплавленный металл. Во сколько раз температура, которой подвергся спускаемый аппарат, больше температуры кипения?



Вес предмета на Земле в 100 кг, на Марсе бы составил всего 38 кг. Сколько кг будет весить весь ваш класс, если мы будем находиться на Марсе?










19 августа 1960 года в космос отправился практически Ноев ковчег: в

катапультируемом контейнере, кроме собак, находилось 12 мышей,

насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов и другие биообъекты. А вне катапультируемого контейнера в кабине корабля были размещены 28 лабораторных мышей и 2 белые крысы. Через 25 часов они благополучно приземлились на Землю, облетев вокруг планеты полных 17 витков, стали известны всему миру. Сколько витков в час делал космический корабль с животными и растениями на борту?






Планета Марс «населена» двумя земными роботами-

исследователями. Рекордный суточный «пробег» составил более 140 м. Количество переданных на Землю фотографий приблизилась к 200 тысячам. Найти скорость передвижения роботов-исследователей на Марсе.







Взлет и посадка Ю. Гагарина составила 5/49 от пути, за которое он облетел земной шар, а разность их времени равна 1 ч 28 мин. Сколько времени длился первый полет человека в космос?








Просмотр содержимого документа
«Софья Васильевна Ковалевская»













































Софья Васильевна Ковалевская

1850—1891



Софья Васильевна Ковалевская, талантливейшей женщины – математика, которая в годы нелепых предрассудков с необычайной смелостью и настойчивостью пробивала себе дорогу к науке и свету. Она была крупнейшим литератором и математиком.

В июле 1874г. на основании трех работ Ковалевской, представленных Вейерштрассом, - "К теории уравнений в частных производных" (1874г.), "Дополнения и замечания к исследованию Далласа о форме кольца Сатурна" (1885г.), "О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим" (1884г.) - Гёттингенский университет заочно присвоил ей степень доктора философии.

В аналитической теории дифференциальных уравнений с частными производными (метод мажорации) одна из теорем называется теоремой Коши-Ковалевской.

В 1888г. Ковалевская написала работу "Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки".

Служение математике и служение литературе Софья Ковалевская представляла себе неразрывно.

«Мне кажется, - говорила она, что поэт должен видеть то, чего не видят другие,

видеть глубже других. Это касается и математики».

С. В. Ковалевская была творческой личностью, имела колоссальный литературный талант. Она написала роман «Нигилистка», драму «Борьба за счастье», повесть «Воспоминание детства». Роман «Нигилисты» был запрещен в России до 1917 года.



ЕСЛИ ТЫ В ЖИЗНИ.


Если ты в жизни хотя на мгновенье

Истину в сердце твоем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Что бы, в решенье своем неизменном,

Рок пи назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой -

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься Угрозой.

Лживые призраки, злые виденья

Сбить тебя будут пытаться с пути;

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти;

Если хранится в нем искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай,

Горе тебе, коль, врагам уступая,

Дашь ты похитить ее невзначай!

Лучше бы было тебе не родиться,

Лучше бы истины вовсе не знать,

Нежели, зная, от ней отступиться,

Чем первенство за похлебку продать

Ведь грозные боги ревнивы и строги,

Их приговор ясен, решенье одно:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано.

Ты знаешь в писанье суровое слово:

Прощенье замолит за все человек;

Но только за грех против духа святого

Прощения нет и не будет вовек.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Декада физико-математических дисциплин для 5-11 классов (методическая разработка)

Автор: Ценнер Юлия Владимировна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства