kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Физики - фронту"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: патриотическое воспитание учащихся: показать знание научно-технических знаний и создать объективное представление о еще одой странице нашей истории. Воспитывать у учащихся неприятие войны, как противоестественного состояния человеческого мира.

  Организационный замысел:

 Мероприятие провести как устный журнал, страницы которого расскажут о некоторых из множества эпизодов героического, равного подвигу труда советской интеллигенции – ученых, конструкторов, изобретателей и инженеров – в годы Великой Отечественной войны во имя победы над фашизмом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Физики - фронту" »

ЯРЦЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ



Внеклассные мероприятие:

«ФИЗИКИ- ФРОНТУ»



Разработала: преподаватель физики

Прохоренкова О.А,





















Цель мероприятия: патриотическое воспитание учащихся: показать знание научно-технических знаний и создать объективное представление о еще одой странице нашей истории. Воспитывать у учащихся неприятие войны, как противоестественного состояния человеческого мира.

Организационный замысел:

Мероприятие провести как устный журнал, страницы которого расскажут о некоторых из множества эпизодов героического, равного подвигу труда советской интеллигенции – ученых, конструкторов, изобретателей и инженеров – в годы Великой Отечественной войны во имя победы над фашизмом.

Оборудование: видеофрагменты «Первые месяцы войны», «Трудовой подвиг советского народа», мультипроектор, музыкальные записи: «Священная война», «Вечер на рейде», «Марш авиаторов», «День победы», «Помянем», «Я мечтаю вернуться с войны», карта Советского Союза «Великая Отечественная война», презентация, страницы журнала.

Программа устного журнала:

  1. Страница 1 – « Грозный 1941-й ».

  2. Страница 2 – « На голубых морских дорогах ».

( посвящается работам по спасению Советского флота от мин)

  1. Страница 3 – « Нам разум дал стальные руки-крылья ».

( рассказ о вкладе ученых и конструкторов в совершенствование советской авиации)

  1. Страница 4 – « За рекою грянула катюша» - по врагу лавиной огневой »

( о создании нового вида оружия – реактивной артиллерии)

  1. Страница 5 – « В тылу за линией фронта».

  2. Страница 6 – « Злой гений » (рассказ о том, какой удар по нашему научно-техническому могуществу и ходу войны нанесли сталинская ненависть по всем мыслящим, творческим людям и его чудовищная подозрительность).

  3. Заключение.









Быстро уходит время от опаленной военными пожарами весны 1945

Года.Впереди-50-летие Победы. Победы, которая обеспечила нашему жизнь на земле.

И сегодня мы отдаём дань глубокого уважения всем, кто защитил Родину от врага, кто в самые тяжёлые дни испытаний ни на минуту не терял веры в Победу.

Исход войны решался ,бесспорно, на полях сражений, и мы по праву славим мужество и отвагу солдат Великой Отечественной.

Но успех в этой беспримерной битве был достигнут не только силой оружия ,поэтому наш сегодняшний разговор посвящён инженерам, учёным, конструкторам, тем, кто своей работой в тылу, как солдаты на фронте, приближал радостный день Победы, жил горячим стремлением, выразившимся в словах: ”Всё для фронта! Всё для победы!”. И сегодня мы перелистаем страницы устного журнала «Физики – фронту».

Грозный 1941 г…















































На экране в затемнённом зале сменяют друг друга кадры с пейзажами нашей Родины, кадры, запечатлевшие мирную жизнь советских людей. Звучат первые куплеты «Широка страна моя родная».

Июнь 1941г. Начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к прощальному выпускному балу; учёные трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах…На рассвете воскресного дня 22 июня на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешёл границу и напал на нашу Родину. Началась война.

….От крови горячей

Трава под росою

дымилась

Горела вода от бензина.

Река обмелела.

И тлела резина.

А немцы валили вперёд…

Огнём поливали по окнам,

По крышам…

Заполыхали пожары, с рёвом неслись снаряды, падали бомбы, разрушались, как игрушечные здания, горел на полях хлеб, стонали искалеченные, и …

Падали, падали мёртвыми люди – солдаты и женщины, малые дети и старики. Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращенный ко всем гражданам:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой…

Звучит песня «Священная война», на экране кадры хроники, показывающие формирование ополчения, отправку на фронт.

И народ встал. Движимый огромной любовью к Родине, чувством долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свободу и честь своей страны.

Товарищ, ты видишь, над краем родимым

Распластанной свастики тень.

Товарищ, ты слышишь – сквозь гул орудийный

Надорванный стон деревень.

Смотри - под фашисткой пятою кровавой

Томятся, как узник в цепях,

И наши луга, и леса, и дубравы,

И наш урожай на полях.

…………………………………………..

Вперед же, товарищ, отвагой и сметкой

Мы сломим фашистский редут!

Враг зол и хитер, но стреляем мы метко

И силы народа растут…

А вот строки из обращения «К ученым всех стран», подписанного действительными членами Академии наук СССР: « В этот час решительного боя, с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству….». под этим обращением в числе других подписи крупнейших советских физиков А. Ф. Иоффе и П. Л. Капицы и других. И ученые сделали свой выбор: от сосредоточенной тишины библиотек, от налаженных лабораторных исследований они село, с сознанием долга шагнули в жестокие военные будни. Повинуясь патриотическому порыву, многие ушли на фронт, вступили в ряды народного ополчения, чтобы защищать Родину.

Академия наук получила задание немедленно пересмотреть тематику научных работ ускорить исследования. Вся ее деятельность была подчинена трем целям: конструирование новых средств обороны и наступления научная помощь промышленности производящей боеприпасы и оружие изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов замена дефицитных материалов более простыми и дешевыми.

Ученых ждало очень серьезное испытание. Враг наступал: его армия неумолимо двигалась на восток. С первых дней войны началась эвакуация научный учреждений и вузов – прежде всего из прифронтовой полосы. Она была объявлена важным государственным делом: нужно было во чтобы-то ни стало сохранить научный потенциал страны.

В Казань были вывезены ведущие физические, химические и другие институты на Урал – геологические, в Среднюю Азию – биологические.

( Кинофрагмент «Древние месяцы войны»)

Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений Академии наук СССР, переместились на новые места около 4000 сотрудников. А ведь в суровых условиях войны, дальних дорог и бомбежек нужно было обеспечить не только доставку в полной сохранности ценнейших научных приборов и остановок, не только их точный монтаж на новом месте, но и эффективный ввод и строй, а также согласованную работу всех подразделений.

И с этой нелегкой ответственной задачей советские ученые с честью справились. Благодаря их героическому труду главные физические, физико-технические, химические научные центры начали действовать в новых условиях очень быстро – 2-3 месяца после объявления войны. А это равносильно подвигу.

Ведущий: Рассказать о всех героический делах, совершенных нашими учеными в годы войны, почти невозможно – так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

«На голубых морских просторах»

Ведущая: Создание фронта, тем более военного – дело сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы. Оно практически не возможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и поэтому один из жесточайших ударов обрушили именно на Военно-Морской флот.

(Звучит 1 куплет песни «Вечер на рейде»)

Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года гитлеровцы приступили к установке минных заграждений в бухтах Севастополя, на Дестровско-Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллинну и Кронштадту, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создали угрозу уничтожения нашего фронта. Однако, удалось обнаружить, что мины магнитные: они срабатывали под действием магнитного поля корабля. Вот один из эпизодов, который помог установить это: Карта Советского Союза В.О.В.

« Ранним июньским утром 1941 года из Севастополя на боевое задание вышел … эсминец «Быстрый». Не успел он отойти от порта, как мощный взрыв потряс его. Эсминец подорвался, но, как вскоре выяснилось, до него по тому же фарватеру прошли два транспорта и буксир. Это означало, что мины реагируют не на каждый корабль… Вскоре нашли не взорвавшуюся мину. С большими предосторожностями вытащили ее на берег. Разборка в любое время могла закончиться взрывом. Профессиональная смекалка и тщательный расчет помогли избежать взрыва и полностью разобрали механизм. Оказалось, что в нем три взрывателя. Один инерционный, срабатывает при ударе о какую-либо твердую поверхность, например, землю. Этот взрыватель уничтожал мину, тем самым не давал ей попасть в руки противника. Специальная мембрана второго взрывателя зорко следила, чтобы мину не могли поднять на поверхность моря: при подъеме она прогибалась и взрыватель срабатывал. Третий – электрический взрыватель управлял прибором «улавливающий» магнитное поле проходящих кораблей. Кардинально могла помочь флоту только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла. Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А. П. Александрова группой ученых, в которую входил Б. А. Гаев, П. Р. Степанов, В. Р. и А. Р. Рейгели (фотография через эпипроектор), Ю. С. Лазукин, были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами.

В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем (проекция на экране). С помощью проложенной на палубу из подвешенной с наружной стороны бортов большой петли.

  1. Из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле.

  2. Противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля.

  3. В итоге результирующие магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Перед самой войной были созданы лишь первые образцы размагничивающих устройств и начата их установка на кораблях. Война требовала быстрого осуществления начатых мер.

27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В их состав входили офицеры, ученые ленинградского физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А. П. Александров. В одну из бригад добровольно вошел физик-профессор И. В. Курчатов.

Бригады размагничивания приступили к исполнению обязанностей. «Работа велась почти повсеместно круглосуточно, в труднейших условиях… при нехватке специалистов, кабеля, оборудования, зачастую под бомбежками и обстрелами, по жестко ограниченному графику.» - вспоминают ее участники В. В. Рейгель и Б. А. Ткаченко. Но самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1914 года защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства!

Был создан безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И. В. Климова и группой И. В. Курчатова. Заключается он в следующем. К станции размагничивания (проекция на экране) подходит корабль 2 и принимал с нее кабель-виток, через который пропускался затем постоянный ток большой силы от аккумуляторной батареи 4 станции. Борты корабля «натирались» этим витком и намагничивались, но против собственного поля корабля. Последний в результате становился магнитно-нейтральным, причем стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки. Это была еще одна победа ученых. Страна оценила это: ведь для родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческой жизни. В апреле 1942г. Группе сотрудников ЛФТИ – Александрову, Курчатову, Регелю, Гаеву, Степанову, Тучкевичу, военным морякам Годзевичу и Климову – была присуждена государственная премия 1 степени.

В честь подвига советских ученых в 1941 году в Севастополе открыт памятник. (проекция на экране).

« Нам разум дал стальные руки - крылья»

( Песня «Марш авиаторов» 1 куплет)

С начала войны начался величайший в истории поединок воздушных армий. Утром 22 июня 1941 года, приступив к выполнению приказа о налетах на военные объекты мирные города Советского Союза, фашистские летчики не подозревалось как ошиблось немецкое командование в оценке советской авиации, столь страшная участь ожидает их непобедимый воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают самолетами всех назначений.

В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшие, чем он, самолеты. Требовалось увеличить высоту полета, скорости подъема и движения, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

Авиаконструкторы опирались на исследования, выполненные несколько раньше нашими учеными. Член – корреспондент АН СССР Хричтианович дал теорию обтекания тел потоком воздуха больших скоростей, которая определяла выбор крыла, обеспечивающей наименьшее лобовое сопротивление. Благодаря трудам профессоров Дородницына и Лойцянского была создана методика расчета сил трения, учитывающая сжимаемость воздуха при больших скоростях движения. М. В. Келдыш выяснил причину и дал теорию очень опасного и сложного явления – самовозбуждения колебаний с большой амплитудой у крыльев и хвостового оперения самолета ( флаттер), которые вели к разрушению машины. Эти исследования помогли справиться с вредным явлением.

Группа ученых профессоров Макаревский, Шишкин, Мартынов и др. – предложили методы расчета самолета на прочность при использовании смешанных конструкций металлического каркаса и тонкостенной фанерой обшивки, что позволило создать надежные и легкие самолеты. В декабре 1942 г. ЦАГИ вошла в строй аэродинамическая труба – уникальное инженерное сооружение для проведения важнейших экспериментов.

В ней проверялись узлы и модели будущих высокоскоростных самолетов в условиях, аналогичных полету. Все это вместе взятое обеспечило создание первоклассных новых боевых машин.

Назовем лишь некоторые из них: (проекция на экране)

  1. Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С. А. Лавочкина – обладал скороподъемность, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета.

  2. Самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны ЯК-3, сконструированный в 1943г., в КБ АС Яковлева.

  3. Двухместный штурмовик ИД-10, выпускавшийся с октября 1944г. Обладал лобовым сопротивлением в 2 раза меньшим, чем другие самолеты.

  4. Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в КБ Туполева, серийное производство началось осенью 1943г. ( на экране фотография С. А. Лавочкина.)

« Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним… Я знаю, чтобы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опят… чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнуться в военном небе, наш оказался победителем.»

Эти слова принадлежат знаменитому конструктору С. А. Лавочкину. Но так думал каждый создатель боевой техники.

Успехи отечественного самолетостроения были бы невозможны без множества достижений специалистов разных профилей: за четыре года войны только новых мощных двигателей было создано 23 типа, получена для авиации высокопрочная боевая сталь АБ-2, содержащая значительно меньше дефицитных компонентов, чем обычная: никеля - в 2 раза, молибдена – в 3 раза.

Творческая, многоплановая и целенаправленная деятельность ученых и конструкторов дала свои результаты. Приводим лишь два факта, свидетельствующих об этом. За время войны скорость советским истребителей возросла на 25%, дальность полета на 300%, скороподъемность на 200%.

За четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.

На завершающим этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным: в небе уничтожался любой самолет врага. И в этом героическая заслуга советских конструкторов, ученых, инженеров. ( 3 куплет песни «Марш авиаторов).

«За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой».

А вот славная страница из истории советской артиллерии минувшей войны.

Ученые вложили свои знания и труд в создание новых артиллерийских установок - реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь, массированные залпы и были любовно названы в народе «катюшами». Реактивные снаряды имели рад преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле и поэтому не требовались долгие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжелыми орудиями эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях.

Созданию реактивного оружия предшествовала длительная работа ученых и конструкторов: Тихомирова Н. И., Артемьева В. А. Петропавловского В. С, Лангемака Г. Э. и многих других. К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи; созданы пусковые установки конструкции И. И. Гвая, В. Н. Галковского, А. П. Павленко, А. С. Попова ( проекция на экране).

Установка БМ-13 образца 1943г. представляла собой ферму из 16 направляющих, 8 блок на котором располагались 132 реактивных снаряда массой 42,5 кг. Она монтировалась на трехосновном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 снарядов.

Новое оружие было впервые было применено в бою 14 июля 1941г.; батарея капитана Флерова произвела залп из 7 спусковых установок по ж/д станции Орша. (проекция на экране памятника в г. Рудне). Генерал-лейтенант Плесков вспоминал: « Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-черного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И все это в какое-то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму не постижимо, что творилось в километрах четырех от нас. Не то, что там танки и машины – горела вся земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали оружие «адской мясорубкой» (кинофрагмент «Первые месяцы войны»).

Враг не знал устройства этого орудия и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку. Советские воины свято хранили секрет. Когда батарея катюш под командованием Флерова попала под Смоленском в окружении и не могли выйти из него, воины по приказу командира взорвали установки, при этом погибли они сами.

Для улучшения этого оружия, еще не очень совершенного из-за своей новизны, было создано КБ во главе с В. П. Барминым – крупным ученым в области механики и машиностроения. К работе, проводившейся в очень энергичном темпе, примкнул рад научно исследовательских институтов. Она велась в двух направлениях: модернизация ракеты (снаряда) и конструирование новых пусковых устройств.

Большое значение имели исследования ракетного топлива, т.к. четкого представления о механизме его горения в реактивном снаряде не было. Для увеличения дальности полета реактивного снаряда ученые предложили удлинить снаряд, использовать более калорийные топлива.

Говорит пехота: - Чистая работа!

Где ударит: «Катя» - фрицу не пролезть.

Воевать охота,-говорит пехота,-

Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо бьет врагов на славу.

Впереди – горячий бой.

Огненную лаву на врагов ораву.

Сыплет «Катя» щедрую рукой.

Во всех военных операциях с лета 1944г. реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом – творческих подвиг создателей этого оружия.



В тылу за линией фронта.

( Песня «День Победы» - 1 куплет).

Салют победы, прогремевший 9 мая 1945г., венчал не только подвиг тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны. Он гремел и в честь тех, кто ковал оружие победы, кто варил сталь, точил снаряды, строил танки и самолеты, чья трудовая доблесть была сродни доблести воинской, фронтовой (кинофрагмент «Трудовой подвиг советского народа»). А среди тех, кто ковал это оружие, в первых рядах стояли ученые и конструкторы. Благодаря их знаниям и неустанному труду рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, совершенствовалось производство, выполняющее заказы фронта.

Суровые, покрытые дымом и порохом боев лица солдат наших светлели, когда на небе появлялись краснозвездные машины, заслужившие на фронтах ласковые, отличные от официальных названия «пешки», «горбатые», «кукурузники», когда, ревя моторами устремились в грозные атаки тридцать четверки, КВ, ИСы, когда огневые валы советские артиллерии – этого бога войны – сметали с лица земли вражеские укрепления, когда с моря, поддерживая наступающие части, обрушивая на противника свои чудовищные снаряды, орудия больших линкоров и крейсеров. Оценить достоинство оружия, созданного советскими конструкторами довелось и немецким генералам. «Русские», - писал один из этих генералов,- имели то преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и максимально обеспечивалась простота технологии».

Действительно, максимальная простота, экономичность и технологичность советских конструкций давали возможность быстро налаживать производство боевой техники на эвакуированных в глубь страны заводов, обходится без дефицитных материалов, станков и приборов, широко применять труд неквалифицированных рабочих. О том, что сделали наши ученые для развития оборонной промышленности, написано много. Возьмем лишь несколько примеров:

  1. Расширить выпуск самолетов, танков: боеприпасов, для изготовления которых требовалось много жидкого кислорода, помогли работы физика академии П. Л. Капицы.

  2. Разработанный академиком В. А. Трапезниковым автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, заменял 16 рабочих.

  3. Оптические методы контроля продукции сокращали время на проведение анализов в 25 раз, а расход реактивов в 20 раз.

Советская наука в тылу, далеко от линии фронта, боролась за великую цель: бросить на врага неисчислимые силы техники, огромные естественные ресурсы страны, всю мощь исследовательского и конструкторского творчества и она настигла ее. Достигла ценой огромного напряжения, всех творческих, духовных и физических сил.

А теперь несколько слов и фактов, подобных статистическими сводкам:

К началу Великой Отечественной войны промышленная база Германии вместе с базой ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5-2 раза, а в 1942г. в связи с захватом богатейших районов страны в 3-4 раза. Советский Союз превзошел противника в производстве военной техники: по орудиям более чем в 2 раза, по танкам и САУ почти в 2 раза, по самолетам в 1,7 раза, по автоматам и минометам в 5 раз.

За годы войны было выпущено 137000 самолетов, 104000танков и ИСАу, 488000 орудий. В январе 1945 г. мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы и в 7,4 раза больше самолетов. В ходе войны было произведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала!

Впечатляют эти сухие цифры. О многом говорят они!

Они свидетельствуют прежде всего о том, что обеспечить нужды фронта и добиться технического превосходства в тех сложных условиях, в каких оказалась наша страна, можно было только благодаря огромной организаторской работе, которая была проделана, и благодаря героическим усилиям всего советского народа. (песня «День Победы» 3куплет).











«Злой гений»

Все, что прозвучало с предыдущих страниц нашего журнала, произошло вопреки воле и деяниям тогдашнего руководителя страны – И. В. Сталина, который методически и планомерно, коварно и жестоко уничтожал творчески мыслящих людей, в том числе ученых, конструкторов, инженеров. Сталин теперь не мог выдающихся личностей: они возвышались над ним, прижали его. И поэтому издал негласный приказ: думать только как он, всякое отступление от этого расценивалось как предательство Родины с вытекающими отсюда последствиями: лишение свободы или жизни.

Начиная с конца 20г. эту линию он проводил шаг за шагом: «подрубал» возможность независимого мышления, творчества, самоуправления. В 1937-38г. в стране прокатилась жуткая волна массовых репрессией; она захватила и специалистов, работавших на оборону.

В 1937г. в ноябре были арестованы и через два месяца приговорены к расстрелу «отцы» знаменитого реактивного миномета «катюша» - Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов; в марте 1938г. попал за решетку еще один ведущий специалист в этой области – Валентин Петрович Глушко, а в конце июня – Сергей Павлович Королев. С. П. Королев пробыл в тюрьмах и на Колыме землекопом до 1944г.

В 1937г. арестовали Андрея Николаевича Туполева – авиаконструктора, на счету которого к тому времени было создание самолетов, совершавших знаменитые перелеты вокруг Европы, на Дальний Восток, в Америку через Северный полюс, создание первого в мире четырехмоторного моноплана ТБ-3, основных военных самолетов ВВС предвоенных лет (на экране фотография А. Н. Туполева). Арестовали как вредителя, руководителя «русско-фашистской партии». В заключении он провел 1367 дней, из них часть работая в «шараге» - тюрьме для талантов, которая называлась вполне пристойно «Особо техническое бюро…». Рядом с ним за решеткой, как говорили в клетке трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба. В таких условиях Туполев с коллегами создал свой знаменитый небольшой маневренный ТУ-2, быструю и дешевую машину фронта.

Мы назвали только несколько эпизодов из этого длинного позорного и грустного ряда. «Как подсчитать те похоронки, которые пришли в наши дома, избы, хаты, юрты именно потому, что за решеткой сидели авиаконструктор Туполев, ракетчик Королев, механик Некрасов, радист Берг, и многие другие – нет им числа! Светлейшие умы и мозги нации…»

Эпоха безгласности и замалчивания, царившая у нас долгие годы не дает пока назвать истинную цену побед и поражений на фронтах Великой Отечественной войны, в том числе из-за того, что тысячи ученых были расстреляны и заключены в тюрьмы и лагеря.

Но теперь мы понимаем и говорим громко о том, что потерь было бы во много раз меньше, если бы Сталин не проводил свой кровавый курс на «вырубку» вершителей научно-технического прогресса, ведущих военных специалистов и руководителей армий. Мы теперь знаем и о том вкладе, который внесли в дело победы заключенные по ложным обвинениям «зеки» - ученые, инженеры, запрятанные в бараки, измученные и искалеченные, униженные и бессильные, обиженные на несправедливые карты государства. Они тоже спасли Родину и отдали ей свои знания, опят, талант, последние силы.

Еще есть серия страшных, преступных фактов. В предвоенное время с мая 1937г. по сентябрь 1938г. на Красную Армию и Военно-Морской Флот обрушилась лавина репрессий, им подверглись 40000 человек командного состава из 85 видных военачальников только 7! Мировая история не знает случаев, чтобы в условиях назревающей войны с таким размахом уничтожались военные кадры в собственной стране. Поэтому в бой с врагами наша армия вступала обезглавленной, что повлекло за собой лишние миллионные жертвы и тяжкие поражения в первый период войны. И Сталин повинен в этом.

Такова горькая и тяжелая правда, правда без прикрас, правда прозрения. Она призывает нас к осмыслению происшедшего, предостерегает от повторения ошибок.

О, люди, люди с номерами,

Вы были люди – не рабы

Вы были выше и упрямей

Своей безжалостной судьбы.

Очень больно говорить об этом и вдвойне больно осознавать, что мы не в силах что-либо изменить: время не повернуть вспять, мертвых не воскресить. Но память о них, погибших на полях сражений, замученных и расстрелянных в лагерях и тюрьмах непременно должна жить в наших сердцах.

И мы не имеем права забывать тех, кому обязаны своим сегодняшним днем. Вечная им память. Давайте же вспомним их всех и помолчим (песня «Помянем», проекция на экране).



Заключение

Война, бушевавшая над нашей страной четыре долгих и тяжелых года, в ходе которой мы потеряли свыше 20 млн. убитых, закончилась 9 мая 1945 года благодаря победе Советского Союза над Германией. Эта победа означала спасение народов нашего государства от ужасов и мракобесия фашизма. Она спасла народы от порабощения, но не спасла их от самоуничтожения. Кровь продолжала и продолжает литься. Факты послевоенных лет говорят сами за себя.

1956г. – подавление антикоммунистического мятежа в Венгрии.

1968г. – вторжение с аналогичной целью в Чехословакию.

С 1979 по 1989г. – позорная десятилетняя в Афганистане.

Начало 90-х годов – пожар необъявленных гражданских войн охватил всю территорию бывшего Советского Союза.

Чечня в огне – второй Афган

Приказ отдан войти войскам

И мы вошли, но не стрелять,

Ведь тут же дети

Колонны шли, и там их жгли,

Дым простирался до Москвы

Так что же нам за боль и смерть теперь ответит?

Многомиллионные жертвы Великой Отечественной войны призывает нас хранить мир как самую великую ценность, как залог человеческой жизни. Но наше правительство не ценит мира и не щадит жизней наших отцов, мужей, братьев, сыновей и развязывает все новые и новые братоубийственные войны.

А нам по-прежнему не понятно кому и зачем эти войны нужны; мы по-прежнему не можем привыкнуть к нескончаемой веренице цинковых гробов, по-прежнему острую боль в сердце вызывает нескончаемый поток материнских и вдовьих слез… И страшно за будущее, страшно за солдат, которые выживут-смогут ли они когда-нибудь забыть то, чему научили их эти войны, конца и края которым не видно…

/ песня Талькова И. «Я мечтаю вернуться с войны»/

/ на экране проекция кадров войн 1941-1945гг., 1991-1995гг./


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Внеклассное мероприятие "Физики - фронту"

Автор: Прохоренкова Ольга Адольфовна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект внеклассного мероприятия "Школа в годы войны""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiashkolavghodyvoiny"
    ["file_id"] => string(6) "279757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453287273"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Вклад учёных-физиков в Победу над фашизмом внеклассное мероприятие по физике"
    ["seo_title"] => string(77) "vkladuchionykhfizikovvpobiedunadfashizmomvnieklassnoiemieropriiatiiepofizikie"
    ["file_id"] => string(6) "271481"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451543345"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка внеклассного мероприятия «К 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vnieklassnogho_mieropriiatiia_k_70_lietiiu_vielikoi_"
    ["file_id"] => string(6) "397908"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488710732"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "конференция "Памяти Гагарина" "
    ["seo_title"] => string(33) "konfierientsiia-pamiati-gagharina"
    ["file_id"] => string(6) "150102"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420397096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства