kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вклад учёных-физиков в Победу над фашизмом внеклассное мероприятие по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия.

 Вступительное слово учителя. (Слайд1)

Учитель: 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. (Слайд2)

На рассвете 22 июня 1941 года на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, в том числе и люди занимающиеся наукой, и, конечно, физикой.   (Слайд3)

Ведь значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физика.  Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы. (Слайд4)

    Сегодня мы проводим устный журнал «Все для победы» (Слайд5), страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.

Эпиграфом нам послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

   Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница №1»Грозный 1941 год» (Слайд 6)

Июнь 1941 года начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях, библиотеках. На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.
 

Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.

 В нем также говорилось:  "В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.
Лозунг – “Всё для фронта, всё для победы!” стал ведущим для всей научно-исследовательской работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вклад учёных-физиков в Победу над фашизмом внеклассное мероприятие по физике»

МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области








Устный журнал

«Все для Победы!».

(О вкладе ученых - физиков в победу над фашизмом)





Подготовила:

Ивасенко З.А.,

учитель физики




с. Крестище

2015г

Класс: 9,11

Дата: 16.03.2015г

Цели мероприятия:

Образовательная: познакомить учащихся с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы, формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников;

Развивающая: формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.

Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории.

Воспитательная: формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран.

Сценарий мероприятия.

Вступительное слово учителя. (Слайд1)

Учитель: 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. (Слайд2)

На рассвете 22 июня 1941 года на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, в том числе и люди занимающиеся наукой, и, конечно, физикой. (Слайд3)

Ведь значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физика. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы. (Слайд4)

Сегодня мы проводим устный журнал «Все для победы» (Слайд5), страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.

Эпиграфом нам послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Итак, давайте перевернем первую страницу истории огненных военных лет.

Страница №1»Грозный 1941 год» (Слайд 6)

Июнь 1941 года начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме заводы и фабрики, дети разъехались в пионерские лагеря, выпускники готовились к выпускному балу, ученые трудились в лабораториях , библиотеках. На рассвете 22 июня на нашу страну вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей и была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.

Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.

В нем также говорилось: "В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству". Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков Абрама Федоровича Иоффе и Петра Леонидовича Капицы.
Лозунг – “Всё для фронта, всё для победы!” стал ведущим для всей научно-исследовательской работы.


Эвакуация научного потенциала

Как сказал академик Игорь Васильевич Курчатов «Современная война - это не только война танков, самолетов, живой силы, это, помимо всего прочего, еще война научных лабораторий»

С первых дней войны началась эвакуация научных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в более удалённые места. Наука была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было, во что бы то ни стало сохранить и учёных, и научную базу страны.

Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений Академии наук СССР, переместились на новые места около 4000 научных сотрудников. К началу 1942 года учреждения Академии наук размещались в 45 пунктах страны.

Научные центры начали работать в новых условиях уже через 2-3 месяца после объявления войны. И уже это равносильно подвигу. В годы войны учёным и научно-исследовательским коллективам было присуждено около 950 Государственных премий.


Страница №2 «Военный флот в годы второй мировой войны»

(Слайды 7,8)

Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую – “запереть” на морских базах с помощью различного типа мин и уничтожать постепенно. Уже с 18 июня гитлеровцы приступили к установке минных заграждений практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Но удалось обнаружить, что мины – магнитные, то есть, такие, которые срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля.

Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил, что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла.

Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами.

В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов.

Заключался он в следующем. На палубе прокладывали или подвешивали с наружной стороны бортов большую петлю (1) из специального кабеля, по которой пропускали электрический ток. Этот ток создавал вокруг корабля магнитное поле (2) противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю (3) корабля. В результате этого общее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.


27 июня 1941 года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота. В их состав входили офицеры, учёные ленинградского физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен Анатолий Петрович Александров. В состав группы учёных добровольно вошел Игорь Васильевич Курчатов. Работа велась круглосуточно, в тяжелейших условиях: при нехватке оборудования, под бомбёжками и обстрелами. Но уже к августу 1941 года основная часть боевых кораблей была защищена от вражеских мин. Потом был создан и безобмоточный метод размагничивания. От магнитных мин были защищены и подводные лодки. Это была ещё одна победа учёных!

В процессе этих работ были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи жизней наших военных моряков. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе.



Страница №3 «Стальные крылья Родины» (Слайд 9)

С началом войны связан величайший в истории поединок воздушных армий.

Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолётами всех назначений.

В ходе войны советская авиационная техника совершенствовалась, причём, небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь качественно лучшую технику. Требовалось увеличить высоту полёта, скорости подъёма и движения, маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

Знаменитый авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.

Советские авиаконструкторы в разгар Великой Отечественной войны, в суровых условиях военного времени создали ряд новых машин. Назовем лишь несколько: (Слайды 10-11)


а) истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью, большим потолком полета (более 11 км); самолет был прост в управлении и легок. Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса.

Много героических подвигов было совершено летчиками на этих машинах!

Среди них – Герой Советского Союза, Алексей Маресьев, летчик без обеих ног, именно о нем была написана книга «Повесть о настоящем человеке».


б) самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением; его взлетная масса была равна 2650 кг, высота полета почти 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось 4, 1 мин.

Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому, что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.


в) модифицированный штурмовик Ил-2 конструкции С.В.Ильюшина, созданный во второй половине 1942 г., имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемет; развивал скорость до 430 км/ч; его хвостовая часть была защищена стрелковой установкой; фашисты прозвали его «черной смертью»;


г) пикирующий бомбардировщик Ту-2 — детище конструкторского бюро А.Н.Туполева, имел два двигателя мощностью по 1850 л.с., потолок полета 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 570 км/ч; его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета - по горизонтали и пикировании.


д) высокоскоростной истребитель МиГ-3 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, нашел широкое применение на фронтах Второй мировой. "МиГ-3" по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел зарубежные аналоги.


Имя Михаила Иосифовича Гуревича, (Слайд 12)

нашего земляка, уроженца Суджанского района Курской области, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Создатель всех без исключения МиГов, от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Роль М.И. Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.


К осени 1944 г были построены боевые самолеты, на которых дополнительно к поршневым двигателям монтировались ракетные двигатели- ускорители, они служили для увеличения горизонтальной скорости полета, скороподъемности, облегчения старта, их установкой на самолетах Пе-2Р занимался С. П. Королев

На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным – в небе уничтожался любой самолёт врага! И в этом – героическая заслуга советских учёных, конструкторов и инженеров.


Страница №4 «Подвиг ученых Ленинграда» (Слайд 13)

В истории обороны Ленинграда, когда город 900 дней и ночей был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». “Дорога жизни” была проложена по льду замёрзшего Ладожского озера. Это была автотрасса, от которой зависела жизнь осаждённого Ленинграда, она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых и хоть как-то завозить продовольствие, материалы, оружие. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лёд выдерживал, а на обратном пути с больными и истощёнными людьми, то есть, со значительно меньшим грузом, машины часто проваливались под лед.


Ученые под руководством Павла Павловича Кобеко провели исследования и выяснили причины: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.

Они разработали методику регистрации колебаний льда в разных условиях и создали аппаратуру, которая позволяла регистрировать всё, что происходило со льдом под влиянием нагрузок, причём, делать это быстро и автоматически, ведь немцы передышек не давали.


Наконец, первая партия приборов была изготовлена и установлена вдоль всей дороги на кромке льда. Исследования проходили в темноте, на ветру, в тридцатиградусную стужу, под обстрелом. А надо было изучить пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъёмность, изменение амплитуды ветровых колебаний, суточные колебания ледяной толщи и многое другое.

На основе полученных данных учёные разработали правила безопасного движения по ледовой дороге, рассчитали допустимые скорости при движении с любым грузом. Таблицы и инструкции были размножены и неукоснительно использовались на всём фронте, ледовые аварии прекратились.

А в сентябре 1942 года инженеры Ленэнерго прорвали энергетическую блокаду Ленинграда, проложив линию электропередачи по дну Ладожского озера.

Эти и другие работы ленинградских учёных сыграла огромную роль в прорыве блокады и помогли выстоять Ленинграду.


Страница №5 «За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой»

Главным достижением в Великую Отечественную войну было создание артиллерийской установки – БМ-13 , или «Катюши». (Слайд 14)


По своей боевой мощи "Катюша" не имела себе равных.

Каждый снаряд по мощности был примерно равен гаубичному, но при этом сама установка могла практически одновременно выпустить, в зависимости от модели и величины боеприпасов, от восьми до 32 ракет.


В основе полёта снаряда лежит наука баллистика. (Слайд 15)

Разработка и проектирование видов и систем баллистического оружия основываются на применении математики, физики, химии. Основателем современной баллистики принято считать Исаака Ньютона, который, опирался на математическую теорию динамики твердого тела, которую разработали немецкий учёный Иоганн Мюллер и итальянцы Фонтана и Галилео Галилей.


Новое оружие (Слайд 16)было впервые применено в бою 14 июля 1941 года, батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок на железнодорожной станции Орша. Очевидцы вспоминают об этом так: “Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным рёвом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-чёрного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И всё это в какое-то мгновение. Уму непостижимо, что творилось в четырёх километрах от нас. Не то что там танки и машины – горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия”.

Враг не знал устройства этого грозного оружия и любой ценой хотел раскрыть тайну. Когда батарея «катюш» под командованием И.А.Флерова попала под Смоленском в окружение и не могли выйти из окружения, воины по приказу своего командира взорвали боевые установки. При этом капитан И.А.Флеров и многие бойцы погибли.

За годы Великой Отечественной войны фронт получил более 10 тыс. многозарядных самоходных пусковых установок и более 12 млн. реактивных снарядов. А в боях за Берлин участвовало 219 дивизионов "Катюш".

В создании реактивного оружия – артиллерийской установки “Катюши” участвовали ученые и конструкторы: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лангеман, И.Т. Клейменов и многие другие.

(Слайд 17)

Страница №6 «Стальная броня» (Слайд 18)

Во время войны был создан легендарный танк Т-34 с 85-миллиметровой пушкой, которая поражала немецкие «тигры» Этот танк наводил на фашистов смертельный ужас.

В основу танка Т-34 была положена новая теория гармонич­ного сочетания предельно возможных показателей мощи огня, защиты и подвижности. А высокая технологич­ность танка в производстве, простота и надежность конструкции обеспечи­ли ему репутацию классического, лучшего танка своего времени. За разработку конструкции нового среднего танка в апреле 1942 года А.А. Морозов, М.И. Кошкин (пос­мертно) и Н.А. Кучеренко были удостоены Государственной премии СССР.

Т-34 был единственным отечественным танком, который с отдельными модификациями производился в течение всей войны. Такая устойчивость производства была следствием высоких боевых качеств машины, убедительно раскрытых на полях сражений советскими танкистами.

Вот что писал о «тридцатьчетверке» дважды Герой Советского Союза маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков: «Мощная броня, легкость управления, подвижность и маневренность — вот что привлекало в этом танке. Эта машина во всех отношениях превосходила немецкие «тигры» (Т-II, Т-III, Т-IV), которые имели на вооружении соответственно 20-, 37-, 50- и 75-миллиметровые пушки и по своим боевым качествам значительно уступали новым советским машинам»

Давно отгремели залпы войны. Колосятся хлеба на полях былых сражений. «Тридцатьчетверка» заняла места на постаментах памятников, на мемориалах и в музеях. И еще — в сердцах танкостроителей, танкистов, ремонтников — всех, кто в годы войны был причастен к этой замечательной машине. (Слайд1 9)

«Тридцатьчетверка» по праву заслужила свое место на пьедестале как один из главных символов Великой Победы.

ИС-2 — советский тяжёлый танк времен Второй Мировой войны. (Слайд 20)

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из серийных советских танков времен Великой Отечественной, и одним из сильнейших танков в мире в то время. Танки этого типа сыграли весомую роль в боях последних лет войны, особенно отличившись при штурме городов.

Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, активно участвовали в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления подразделений, предназначенных для прорыва хорошо укреплённых районов обороны противника, а также для штурма городов.

В битве под Курском в июле 1943 года танки Т – 34 и ИС – 2 похоронили навсегда надежды немецкого командования на превосходство немецкого оружия.


Страница №7 «Солдатская смекалка» (Слайд21)


В жестокой борьбе с врагом нужны были не только храбрость и отвага, помогали знания и умелое и своевременной их использование, состоящее из сочетания мысли и действия, находчивости и изобретательности.


1. Защитники города-героя Севастополя умело использовали в борьбе с врагом механическую энергию камней: падающие камни играли роль сухопутных минных тралов. У разведчиков появилась идея – прочищать путь через минное поле с помощью камней-валунов. Эти камни, стронутые с места и движущиеся по склону с «высоты» вниз приобретали большую скорость за счет превращения своей потенциальной энергии в кинетическую. Разведчики подобрали полдюжины камней и, выждав новые взрывы пустили камни под откос. Каждый валун увлекал за собой другие камни, и их движение заставляло взрываться на поле мины.

А через некоторое время, выждав, через образовавшийся проход разведчики преодолели минное поле.

2. А вот ещё один рассказ гвардии лейтенанта И.М. Журбы.

В одной из атак был подбит немецкий бронетранспортёр. В нём оказалось около шестидесяти резиновых жгутов. Сначала их сочли бесполезными, но потом появилась идея: нельзя ли сделать их них “мелкокалиберную артиллерию”? Была сделана обыкновенная рогатка, только более массивная. Рогатку вбили в землю. Вместо камня в рогатку заложили гранату-лимонку. Граната летела метров на 150, а даже хороший гранатомётчик может бросить её только на 45 метров. К вечеру изготовили 52 рогатки и установили их на опушке леса.

Утром наблюдатели донесли, что противник сосредоточился в овраге в ста метрах от нашей обороны. В тот момент, когда гитлеровцы поднялись в атаку, к ним одновременно полетели 52 гранаты. Эффект оказался поразительным, взрывы посеяли панику среди фашистов. А за первым залпом последовал второй, третий… Всё смешалось в стане врага, противник был отброшен и даже не пытался больше в этот день атаковать. Так сила упругости и закон Гука помогли одержать, пусть небольшую, но победу.


Страница №8 «В партизанских лесах» (Слайд 22)

Партизанская война – какой огромный вклад внесли партизаны в общее дело Победы! Находясь на оккупированных гитлеровцами территориях, порой, не имея даже элементарных условий для существования, партизаны наносили сокрушительные удары по врагу. А откуда брать оружие? Кругом фашисты! И тут помогали самодельные средства, которые легко было изготовить из того, что было под рукой. Как много значили научно-технические знания и творческая смекалка в условиях суровых партизанских будней! Вот когда люди поняли, что такое знания, которые всегда с тобой! Вот когда оценили подлинную ценность умения технически мыслить и изобретать! И таких людей среди партизан было немало.


К линии фронта мчались воинские эшелоны, набитые техникой и фашистскими солдатами. Партизаны вели “рельсовую войну”, пуская под откос составы. срывая графики движения поездов. Но где брать взрывчатку, когда её запасы закончились?

И тогда молодой путеец Тенгиз Шевгулидзе изобрёл рельсовый клин для установки на путях. При ударе о него мчавшийся поезд слетал с рельсов, а следом летели под откос вагоны и платформы.


А командование уже поставило перед изобретателем новую задачу: нужны гранаты. Ночи напролёт, при тусклом свете коптилки, Шевгулидзе чертил варианты схемы гранаты. И вот граната была изготовлена, не очень изящная на вид, но очень надёжная, испытания превзошли все ожидания. Всего было изготовлено более 7000 таких гранат, их хватило не только для своего, но и соседних отрядов и даже воинских соединений!


Очень помог бойцам невидимого фронта “партизанский котелок” созданный в разгар войны академиком Абрамом Фёдоровичем Иоффе. В этот котелок был вмонтирован простейший термогенератор, состоявший из нескольких десятков термопар. Одни спаи термопар находились с внешней стороны котелка, другие – внутри. В котелок наливали воду и помещали над костром. Внешние спаи нагревались, а внутренние имели температуру налитой воды. Разность температур была невелика, порядка 250-300? С, но её хватало для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков и радиоприёмников. Таким образом “котелки” обеспечивали партизанам радиосвязь.


Страница №9«В тылу» (Слайд 23)


А в тылу люди варили сталь, точили снаряды, строили танки и самолёты, ковали оружие победы. И среди них были учёные и конструкторы. Это благодаря их знаниям и полёту творческой мысли в кратчайшие сроки рождались проекты новой боевой техники, непрерывно совершенствовалось производство, выполняющее заказы фронта.

Один из немецких генералов писал: “русские имели то преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России, и максимально обеспечивалась простота технологии”.


Для изготовления самолётов, танков, боеприпасов требовалось много жидкого кислорода. Академик Пётр Леонидович Капица создал проект кислородной установки, в которой сжатый воздух разделялся на две составляющие – азот и кислород – путём расширения при низкой температуре. Для действия этой установки требовалось сжатие воздуха всего лишь до 4,5-6 атмосфер вместо обычных 15-20, а производительность превышала прежние установки в 4-6 раз.


Академик В. А. Трапезников разработал автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, он заменял 16 рабочих. А его автомат для обмера гильз заменял 30 человек.

Оптические методы контроля продукции, предложенные физиками и внедрённые на десятках оборонных заводов, сокращали время на контроль в 25 раз, а расход реактивов – в 20 раз.

Эвакуированные из Ленинграда учёные Государственного оптического института разработали методы светомаскировки военных объектов, новые образцы дальномеров, стереотруб, объективов.


В Казани под руководством Сергея Ивановича Вавилова велись работы по изготовлению люминесцентных светосоставов для нанесения на шкалы приборов военных самолётов; был налажен выпуск люминесцентных ламп для подводных лодок.


Радиолокационная установка “Радуга” конструкции Николая Михайловича Шахмаева – будущего автора одного из учебников физики, и группы учёных Ленинградского физико-технического института, позволяла обнаруживать самолёт на больших расстояниях. Упрощение установки позволило передавать и принимать сигналы с помощью одной антенны. (Слайд 24)


В 1942 году в докладе “Физика и война” академик Абрам Фёдорович Иоффе говорил: “…Я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трёх недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же, на столах, но за три недели закончили работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали в Казани при 40-45 ?С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не менее ни один из сотрудников не отставал…”


Советская наука в тылу, далеко от линии фронта боролась за великую цель. Академик В.Л. Комаров так сформулировал эту цель: “бросить на врага неисчислимые силы техники, всю мощь исследовательского и конструкторского творчества”. И ценой огромного напряжения всех творческих, духовных и физических сил она была достигнута. (Слайд 25)


К началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую базу в 1,5-2 раза, а в 1942 году, в связи с захватом богатейших районов СССР – в 3-4 раза. (Слайд 26)


В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков и самоходных установок, чем гитлеровцы, в 3,2 раза больше артиллерии и миномётов, в 7,4 раза больше авиации.

В ходе войны было проведено не просто оснащение армии техникой, но и её полное перевооружение - таких фактов до этого история не знала.


Заключение.

Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего журнала. Почти 70 лет отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война, бушевавшая на планете 6 лет, а на нашей земле 4 года - 1418 дней и ночей, унесшая жизни миллионов людей, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над фашистской Германией. (Слайд 27)


Мы не забудем всех тех, кто с оружием в руках на полях сражений отстоял свободу и независимость нашей Родины, кто изготовлял снаряды, строил танки, самолеты, корабли, кто создавал вооружение, делал открытия - это ученые, конструкторы, изобретатели, техники. Это благодаря их неимоверному труду, знаниям, практическому опыту мы победили в этой страшной войне. (Слайд 28)


Вторая мировая война совершенно конкретно показала всему человечеству, на сколько велика роль науки и техники. Победа советской армии была частично и победой советской науки. В годы войны выяснилась подлинная ценность знаниям, умениям технически мыслить, изобретать. Мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что как доказала история, знания - это сила! (Слайд 29)



Вопросы викторины

  1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны (22.06.1941)

  2. Сколько дней длилась война. (1418)

  3. Главный лозунг советского народа в период войны («Все для фронта, все – для победы!»).

  4. В чем заключалась помощь ученых флоту? (Размагничивание кораблей)

  5. Как называли в народе миномет БМ – 13? («Катюша»)

  6. Где и когда «Катюша «впервые вступила в бой? (14.07.41 под Оршей).

  7. Назовите имена конструкторов «Катюши» (Артемьев, Тихомиров, Клейменов, Лангеман).

  8. Назовите фамилию капитана, командовавшего первым и установками «Катюш» (Капитан Флеров).

  9. Как называлась радиолокационная установка конструкции Николая Михайловича Шахмаева – будущего автора одного из учебников физики. (Радуга)

  10. Назовите марку самолета, впервые принявшего бой под Сталинградом? (Ла – 5).

  11. Чем Ла -5 превосходил немецкие самолеты? (скорость, вооружение).

  12. Какой легендарный летчик, герой Советского Союза летал на Ла – 5? (Алексей Маресьев).

  13. Сколько длилась блокада Ленинграда? (900дней)

  14. Как называлась единственная дорога, связывавшая Ленинград с большой землей? («Дорога жизни»).

  15. Почему пустые грузовики тонули на льду Ладожского озера? Назовите физическое явление. (Эффект резонанса).

  16. Какие советские танки оказались лучшими в Курской битве? ( Т-34 и ИС-2)

  17. Назвать фамилию авиаконструктора самолета МиГ нашего земляка.(Гуревич Михаил Иосифович)

  18. Какая сила и какой закон помогли работе самодельных рогаток по метанию гранат. (Сила упругости и закон Гука)



Список литературы

  1. Браверман Э.М. «Подвиг. Материалы для физико – технического вечера ко Дню Победы» с. 56-59, М., 1999 г.

  2. Великая Отечественная Война,1941-1945.События. Люди. Документы: Справочник /Под общ.ред.О.А. Ржешевского.- М: Политиздат,1990.

  3. Военно – исторический журнал № 5 2002 г., с. 24-30. Статья А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техникой, материальными средствами в 1941-1943 гг.».

  4. Военно – исторический журнал № 6 2001 г., с.28-36 Статья М.И. Науменко «Фашисты охотились за «Катюшами» капитана Флерова».

  5. Детская энциклопедия издательство «Аванта +», «История России», т.3, 2007 г.

  6. Журнал «Физика в школе», №5, 1995 г.

  7. Кикоин И.К. «Физики – фронту», журнал «Физика в школе» № 3,

1995 г




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Вклад учёных-физиков в Победу над фашизмом внеклассное мероприятие по физике

Автор: Ивасенко Зинаида Александровна

Дата: 31.12.2015

Номер свидетельства: 271481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства