Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа в преподавании физики»
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:
Индивидуальная работа – работа с отдельными учащимися с целью руководства их внеклассным чтением по физике, подготовка на этой основе рефератов, докладов; руководство детским творчеством; работа с учащимися-лаборантами.
Групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений (физические кружки, секции, творческие группы).
Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, - лекции, вечера, конференции; недели, декады физики; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии.
Среди всех массовых внеклассных мероприятий в школе наибольшей популярностью у учащихся пользуются недели занимательной физики и астрономии. Однако подготовка таких мероприятий представляет большие трудности.
Во-первых, это не урок, а в большей степени развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению физики.
Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения мероприятий. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.
При проведении недели физики и астрономии идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы.
Для проведения недели в школе выбирается оргкомитет, который заранее вывешивает план мероприятий. После первого заседания оргкомитета проводится линейка, оформляется стенд с газетами, плакатами, кроссвордами и ребусами, выпущенными учащимися с 7-го по 11 класс.
На второй день проводятся школьные олимпиады, на следующий - для учащихся 6 классов – час открытых дверей «Здравствуй, физика». Цель мероприятия – выявить донаучные знания школьников, развить их любознательность, показать им огромные возможности науки физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с новым предметом. Для этого подбираются 8 – 10 старшеклассников, которые готовят занимательные опыты и объяснения к ним, проводят викторину, выставку литературы.
В оставшиеся дни недели проходят беседы об открытиях в области физики (освоение космоса ко дню космонавтики), викторины, конкурсы, КВН.
Заключительной частью недели физики обычно бывает общешкольное мероприятие, на котором подводятся итоги недели, проводится награждение активных участников, победителей конкурсов и викторин.
При проведении мероприятий недели физики и астрономии я эффективно использую занимательные опыты, домашние экспериментальные задачи, кроссворды и народный фольклор (пословицы, поговорки и загадки).
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти вопросы непременно встают перед учителями и родителями.
В решении этих злободневных вопросов неоценима роль занимательных физических опытов и экспериментов.
В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые я провожу в школе вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, большинство из них проводятся с использованием подручных материалов. Большой интерес у учащихся начальных и 5-6 классов вызывают опыты с воздушными шарами. Занимательные опыты я эффективно применяю на всех мероприятиях недели физики и астрономии.
Мероприятия нужно начинать с показа такого интересного опыта, чтобы сразу привлечь внимание учеников. Если в плане мероприятия есть вопросы, их необходимо чередовать с опытами. Заканчивать мероприятие надо наиболее интересным опытом или экспериментом.
После демонстрации опыта желающие объясняют его и отвечают на заданные вопросы. Для ответа следует привлекать как можно больше ребят. Поэтому ученики, правильно ответившие на 1-2 вопроса, в дальнейшем участвуют в исправлении ошибок и неточностей. Иногда целесообразно начать вечер с небольшого сообщения учениками по тому или иному вопросу с показом соответствующих демонстраций.
Опыты следует тщательно готовить, так как самый занимательный опыт, если он не удался, сразу перестает интересовать детей и внимание их ослабевает. Опыт не вызывает интереса и в том случае, когда неудачно сформулирован вопрос или плохо пояснена демонстрация.
Развитию творчества и мышления учащихся способствуют домашние экспериментальные задачи.
Все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках учителя и держал его в своих собственных руках. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.
При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами, соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.
Однако временные рамки урока, недостаточная обеспеченность оборудованием кабинета физики и необходимость выполнения программы не позволяют учащимся выполнять дополнительные лабораторные работы. Поэтому выполнение учащимися опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школе. Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи учащиеся выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их знания становятся более осмысленными, глубокими, повышается интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке учащихся к дальнейшему творческому труду.
Главные задачи экспериментальных заданий:
формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;
формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;
формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;
формирование самостоятельности и активности.
Я, к систематическому проведению домашних экспериментальных заданий приступаю с 7-го класса, включая в них интересные и простые опыты и наблюдения. На начальном этапе необходимо познакомить учеников со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий. С этой целью объясняю порядок заданий, правила записи результатов, измерений и наблюдений, обращаю внимание на технику безопасности, на цель эксперимента или наблюдения, на её формулировку, выводы, полученные из опытов.
На первых уроках физики, когда учащиеся еще не получили необходимых умений, целесообразно дать устный инструктаж. При этом важную роль играет показ учителем приемов выполнения отдельных действий и операций. На основе коллективного обсуждения плана вырабатывается общий алгоритм проведения домашних опытов и, как памятка, записывается в тетрадь:
сформулировать цель опыта;
выяснить, что надо измерять и наблюдать;
продумать ход работы (план);
выполнить опыт в соответствии с намеченным планом (включая измерения, наблюдения);
провести вычисления и анализ полученных результатов;
сформулировать выводы из опыта.
По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование сокращается и в дальнейшем прекращается. При этом необходимо ограничиться четкой формулировкой задания. Получив навыки самостоятельного экспериментирования, учащиеся могут более активно участвовать в планировании проведения опытов. В этом случае достаточно поставить перед учащимися учебную задачу, а пути ее решения они находят самостоятельно.