Просмотр содержимого документа
«Один из путей воспитания у учащихся интереса к физике»
Тема.
Один из путей воспитания у учащихся интереса к учению.
Учитель: Шмонова Татьяна Михайловна, МБОУ Лицей №3
г. Саров. Нижегородская обл.
В нашем лицее физика занимает основное место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Физика показывает сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности.
Всех людей независимо от возраста привлекает игра. Игра – это учение и труд. Организация игровой деятельности – один из путей воспитания у учащихся интереса к учению. Интеллектуальная игра в старших классах не является забавой и развлечением, но игра, даже и интеллектуальная, не может быть источником систематических, прочных и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения. Учащиеся нашего лицея стремятся получить знания, соответствующие современному уровню развития науки, и учатся приобретать их самостоятельно.
Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического решения задач.
Игру провожу в конце учебного года, в конце четверти или на протяжении всей «Недели физики». Ученики понимают и принимают правила игры, которые я постоянно меняю, и становятся активными участниками их реализации.
Эта игра для 9-11 классов, ведь они должны учиться размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать.
Некоторые задания интеллектуальной игры, содержат не только сам вопрос, но несут еще и информационный элемент. Это способствует углублению знаний.
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
1 ТУР Выдающиеся люди о выдающихся физиках.
1.
Кого академик С.И. Вавилов называл «подлинным виртуозом и чародеем физического эксперимента»?
2.
О жизни какого физика А. Эйнштейн сказал, что она – «драгоценное произведение искусства»?
3.
О каком русском учёном наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским
университетом»?
4.
О каком физике А.Г. Столетов говорил: «Значение его в качестве международного учителя ни для одной страны (кроме родной ему Германии) не было так велико, как для России»?
5.
Кому посвящены слова
М. Планка «блещет на вратах классической физики»?
6.
Какому будущему известному американскому физику, изучавшему греческий язык и мечтавшему стать филологом, было предложено заняться преподаванием физики, так как «кто хорошо усваивает греческий, может преподавать физику»?
2 ТУР Крупнейшие физики мира
1.
Назовите учёных, кого считают основоположниками советской физики.
2.
Кто тот советский физик, в лаборатории которого под его руководством было синтезировано несколько изотопов новых трансурановых химических элементов и изучены их свойства? Каковы номера этих элементов и как они называются?
3.
Назовите основоположника американской физической науки. Что он изучал?
Когда жил?
4.
Кто является первым лауреатом Нобелевской премии по физике? За какие научные работы он удостоен высокой награды?
5.
Какой физик дважды стал лауреатом Нобелевской премии: один раз по физике, другой – по химии?
6.
П.А. Черенков, И.Е Тамм, И.М. Франк – лауреаты Нобелевской премии за открытие и объяснение эффекта Черенкова.
А.М. Прохоров и Н.Г. Басов - за исследования в области квантовой электроники, которые привели к созданию лазеров. Назовите ещё отечественных физиков – лауреатов Нобелевской премии. За решение каких научных проблем им была вручена эта награда?
7.
Френсис Уильям Астон, английский учёный получил Нобелевскую премию по химии за открытие большого числа стабильных изотопов и изучение их свойств.
Фредерик и Ирен Жолио -Кюри за открытие искусственной радиоактивности и синтез новых радиоактивных элементов.
Н.Н. Семёнов – за исследования в области механизма химических реакций. Кто ещё из физиков получил Нобелевскую премию по химии и за какие исследования? Назовите ещё два имени.
8.
Назовите американского физика, который первым в США был удостоен Нобелевской премии. Какая работа его отмечена этой наградой?
9.
Династия Бреггом удостоена премии за большой вклад в изучении структуры кристаллов с помощью рентгеновских лучей.
Династия Кюри: Ирен Кюри – дочь Мари Склодовской – Кюри и Пьера Кюри получила нобелевскую премию вместе с мужем за открытие искусственной радиоактивности и синтез новых радиоактивных элементов. Знаете ли вы семейные династии физиков – нобелевских лауреатов? Назовите их и работы детей.
3 ТУР Физики и борьба за мир. Физики и война
1.
Лауреатами международной (Ленинской) премии «За укрепление мира между народами» были французский физик Фредерик Жолио – Кюри, известный своими исследованиями ядерных реакций; индийский физик Чандрасекхара Раман, работы которого посвящены теории эффекта Комптона и комбинационному рассеянию света; президент всемирной федерации научных работников английский физик Эрик Буроп, чьи труды позволили впервые «увидеть» нейтринные взаимодействия в слое специальных эмульсий и др. Назовите выдающегося нашего соотечественника удостоенного этой премии.
2.
Французские физики принимали активное участие в движении Сопротивления. Фредерик Жолио-Кюри возглавил движение борцов за мир. Кого из физиков Франции считали знаменем Сопротивления нацизму?
3.
Назовите имя и фамилию выдающегося датского физика, приложившего огромные усилия для предотвращения применения атомной бомбы во второй мировой войне.
4.
Вспомните фамилию нашего соотечественника, одного из участников создания советской водородной бомбы, который впоследствии стал выдающимся общественным деятелем, борцом за мир, прогресс, демократию. Назовите годы его жизни.
5.
В создании американской атомной бомбы принимали участие: Л. Сцилард из Венгрии, Н. Бор из Дании и другие. Назовите еще хотя бы двух крупнейших физиков мира, которые приняли в этом участие.
6.
Назовите имя американского физика – лауреата Нобелевской премии, создателя спускного механизма американской атомной бомбы, принимавшего участие в атомной бомбардировке японского города Нагасаки во время второй мировой войны.
7.
Кто из учёных древности первым стал «работать на войну» и стал жертвой войны?
4 ТУР Чем, кроме физики увлекались известные учёные.
1.
Назовите выдающихся физиков мира, друживших со спортом. Например, Ф. Жолио Кюри был нападающим сборной юношеской команды Франции по футболу. П.Н. Лебедев увлекался спортивной греблей. М. Планк был приверженцем альпинизма.
2.
Галилео Галилей играл на лютне. М. Планк усилено занимался музыкой, был прекрасным пианистом, хормейстером в академическом обществе, руководил оркестром, а по праздникам играл в университетской церкви на органе. Кто ещё из физиков с «мировым именем» увлекался музыкой и хорошо играл на музыкальных инструментах?
3.
Кто из известных физиков был прекрасным цирковым артистом?
4.
Назовите крупнейшего физика мира, занимавшегося помимо науки литературным творчеством.
5.
Кто тот выдающийся советский физик, который с успехом играл на любительской сцене?
Ответы. 1 ТУР
1.Американского физика Роберта Вуда, завоевавшего мировую известность своими работами по физической оптике.
2. О жизни создателя классической электронной теории Г. Лоренца.
3. О М.В. Ломоносове.
4. О немецком естествоиспытателе Германе Людвиге Фердинанде Гельмгольце.
2. Георгий Николаевич Флеров. Вместе со своими сотрудниками синтезировал химические элементы №102-107. Первый из них назван нобелем, второй – лоуренсий.
3. Бенжамин Франклин. Изучал электрические явления, в частности атмосферные, 1706 – 1790гг.
4. Вильгельм Конрад Рентген. Премия присуждена за открытие и исследование лучей, названных впоследствии его именем – рентгеновский луч.
5. Мария Склодовская – Кюри. Нобелевская премия по физике – 1903г. Нобелевская премия по химии – 1911г.
6. Л.Д. Ландау – за пионерские работы в области теории конденсированных средств, в особенности жидкого гелия. П.Л. Капица – за открытие и основополагающие изобретения в области физики низких температур. А.Д. Сахаров – лауреат Нобелевской премии мира.
7. Мария Склодовская – Кюри – за открытие радия, полония и изучение свойств радия и его соединений. Эрнест Резерфорд - за исследования по превращению химических элементов.
8. Альберт Майкельсон. Создание прецизионных, т.е. Точных, оптических инструментов и выполнение с их помощью спектроскопических и метрологических исследований.
9. Династия Томсона: Джордж Томсон – сын Дж. Дж Томсона вошёл в число лауреатов за экспериментальное открытие интерференции при отражении электронов от кристаллов. Оге Бор – сын Нильса Бора стал Нобелевским лауреатом за разработку теории структуры атомного ядра
Ответы. 3 ТУР
1.Академик Д.В.Скобельцын, известный трудами по изучению космических лучей. Ученица Марии Кюри Эжени Коттон, работы которого посвящены проблемам магнетизма. Член Лондонского королевского общества Джон Берлан, основные работы которого относятся к кристаллографии и рентгеноструктурному анализу. Лауреат Нобелевской премии по химии американский учёный Лайнус Карл Полинг, развивавший квантово – механическую теорию диамагнетизма.
2. Талантливого ученого Поля Ланжевина.
3. Нильс Бор.
4. А.Д. Сахаров. 1921-1989гг.
5. Э.Ферми из Италии, Д.Франк из Германии и др.
6. Луис Уолтер Альварес.
8. Архимед.
Ответы 4 ТУР
1. В.К.Рентген охотно занимался греблей и альпинизмом, увлекался коньками, санным спортом, любил лошадей и был страстным охотником. А.Майкельсон хорошо играл в теннис и на бильярде, современники говорили, что гораздо почетней проиграть ему, нежели выиграть у другого соперника. Е.Тамм был прекрасным альпинистом. Н. Бор увлекался парусным спортом и футболом и даже входил в состав национальной сборной.
2. А.Г. Столетов так успешно занимался музыкой, что начал подумывать о карьере профессионального музыканта. Для А. Эйнштейна музыка превратилась во второе призвание: он музицировал вместе с М. Планком и М. Броном, иногда давал публичные благотворительные концерты, скрипка была его верной спутницей в жизни. Т.Юнг владел многими музыкальными инструментами. А.Майкельсон любил играть на скрипке.
3. Английский физик – оптик Томас Юнг. Он выступал инкогнито в цирке Эдинбурга.
4. Д.К. Максвелл, обладая врождённым чувством юмора, писал скетчи, комические стихи. Его пародия на «Пробираясь до калитки…» Р. Бернса популярна до сих пор.
5. А.Ф. Иоффе. Он часто принимал участие в спектаклях, отражавших жизнь Физтеха.