Внеурочное время может использоваться преподавателями для решения комплекса задач по вовлечению учащихся в удивительный мир науки:
- расширение и углубление знаний и умений по предмету;
- повышение интереса учащихся к физике как одному из предметов естественно - научного цикла;
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
- реализация на практике основных принципов личностно – ориентированного обучения;
- создание условий, способствующих проявлению знаний и умений, в нестандартных игровых ситуациях.
Заботясь о развитии учащихся необходимо чаще использовать активные методы обучения. Внеклассное мероприятие по предмету в корне отличается от классического образца урока и тем способствует совершенствованию процесса обучения.
Данное внеклассное мероприятие повышает любознательность и интерес к предмету, стимулирует работоспособность учащихся, помогает преподавателю изучать индивидуальные способности учащихся, выявлять среди них одаренных. На отдельных этапах конкурса «Техническая викторина» студенты поставлены в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении. В мероприятие включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.
Предлагаемый материал доступен студентам 2 курса и соответствует их уровню развития.
Внеклассные мероприятия, на мой взгляд, несут идею демократизации преподавания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
достижение результата в компании единомышленников;
проверка профессиональной подготовки;
повышение интереса к учёбе;
«Знания – дети удивления и любопытства»
Физик Луи де Бройль
Организационная часть: Конкурс проводится в течение 1-1,5 часов. В игре принимают участие четыре команды по 4 человека каждая (гр. ВМ – 913, ЭП – 913, СВ – 913, ТОРА - 913).
Конкурсы и викторины:
1. Визитка.
2. Разминка.
3. Тест на внимательность (фигуры).
4. Собери формулу.
5. Найди правильный путь.
Физминутка
6. Из области криминалистики (приборы).
7. Найди ошибку в схеме.
8. Пойми меня.
9. Определи сопротивление.
Конкурс болельщиков
10. Конкурс капитанов.
11. Характеристика элемента.
12. Анаграмма.
13. Подведение итогов.
Заключительная часть:
Подведение итогов конкурса.
Слово жюри.
Награждение призами.
Ход конкурса.
Cегодня вспомним всё о токах-
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Учёных, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберём,
Мы с пользой время проведём!
Представление жюри: Шмакова Ф.Т., Романенко О.А., Малютина С.Р.
ИТАК, НАЧИНАЕМ!
Каждый правильный ответ команд будет оцениваться одним баллом.
1. Визитка. В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, краткая характеристика игроков.
2. Разминка. Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить (Список вопросов – в приложении 1).
3. Тест на внимательность» - командам на 3 секунды показывают квадрат, круг, треугольник, ромб разных цветов. В них соответственно числа: 9, 4, 3, 5.
После показа командам задаются вопросы:
Какое число записано в квадрате?
Каким цветом круг?
В какой фигуре записано число 3?
Какая фигура стоит последней?
4. Собери формулу - по заготовкам собрать формулы.
Заготовки: I,R ,S, A, U , P, t, l,ρ (Приложение 2).
5. Найди правильный путь - Найдите правильный путь, соединив линиями обозначение, название и единицы измерения соответствующих величин. Этот же путь запишите цифрами, например, 1-6-3 (Приложение 3).
Физминутка
6. Из области криминалистики - По особым приметам определить прибор и его назначение:
1). Подпольная кличка- Гальванометр.
Может менять свою внешность быть лабораторным, демонстрационным, техническим. Свое имя получил от фамилии французского физика и математика. Работает в последовательном режиме. На груди имеет изображение в виде первой буквы латинского алфавита. (Амперметр)
2). По внешнему виду напоминает своего напарника. Меняет свою внешность, в своих действиях осторожен, поэтому работает один на один с жертвой. Его стиль параллельный режим работы. На груди имеет изображение в виде «первой буквы латинского слова «ПОБЕДА» (Вольтметр)
По внешнему виду определить характеристики приборов и занести их данные в таблицу (Приложение 4):
7. Найди ошибку в схеме – найти и объяснить, какие ошибки допущены в схемах (Приложение 5).
8. Пойми меня – необходимо по предлагаемым картам с заведомо перепутанными ответами найти правильное соответствие номеров элементов и их условных обозначений (Приложение 6).
9. Определи сопротивление – каждой команде предлагается задача на теоретический расчёт общего сопротивления цепи (Приложение 7). После теоретического расчёта каждая команда собирает такую же схему с помощью программы Multisim и проверяет правильность своего расчёта с помощью виртуального омметра.
Конкурс болельщиков (Приложение 10)
Подведение промежуточных результатов игры
10. Конкурс капитанов – капитанам команд по очереди задаются по 5 вопросов (Приложение 8).
11. Характеристика элемента – каждой команде даётся задание как можно более подробно описать электрический элемент
12. Анаграмма - из предлагаемых букв составьте слово, относящееся к радиоэлектронике или электротехнике (Приложение 9).
1. Болт – тир – сани
2. Сан – орден – кот
3. Фортран – рост – ам
4. Тон – муж – и – ель
13. Подведение итогов конкурса – выступление членов жюри и оглашение результатов (Приложение 11). Рефлексия.
Наш конкурс мы завершим изречением древнекитайского философа, последователя Конфуция – Сюнь-Цзы:
«В учении нельзя останавливаться»
Приложение 1.
Разминка
1. Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
2. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5 кг)
3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
4. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
5. Тройка лошадей пробежала путь 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
6. Какое число приказывает? (3)
7. Сколько единиц в дюжине? (12)
8. Сколько букв в названии нашей страны? (9)
9. Когда сутки короче: зимой или летом? (одинаковы)
10. Катались два сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс? (8)
11. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули, тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12)
12. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении?(2и 2)
13. Из – под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе?(3)
14. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11раз)
15. Чтобы дойти до работы Ивану Васильевичу требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (нет разницы)
16. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
17. Каким по счёту является «Ь» в названии последнего месяца осени? (6)
18. Сколько рогов у трёх коров? (6)
19. Сколько музыкантов в квартете? (4)
20. Наименьшее двузначное число. (10)
21. Чему равен пуд? (16)
Приложение 2.
Собери формулу
I
R
S
A
I
P
U
U
I
t
l
ρ
R
U
P
A
/
/
/
/
=
=
=
=
=
=
*
*
Приложение 3.
Найди правильный путь
№
Обозначение величины
№
Название величины
№
Единицы измерения
1
I
1
Сопротивление
1
м2
2
U
2
Длина
2
Ом
3
R
3
Сила тока
3
м
4
S
4
Удельное сопротивление
4
А
5
ρ
5
Площадь
5
В
6
ℓ
6
Напряжение
6
Ом*мм2/м
Найдите правильный путь, соединив линиями обозначение, название и единицы измерения соответствующих величин. Этот же путь запишите цифрами, например, 1-6-3.
Ответы:
1 – 3 – 4
2 – 6 – 5
3 – 1 – 2
4 – 5 – 1
5 – 4 – 6
6 – 2 – 3
Приложение 4.
Из области криминалистики
По внешнему виду определить характеристики приборов и занести их данные в таблицу
№
п.п
Задание
Характеристика прибора
1
Название прибора
2
Назначение прибора
3
Какой системы прибор
4
Рабочее положение прибора
5
Максимальное значение шкалы
6
Цена деления шкалы
7
Как включается в схему
Приложение 5
Найди ошибку в схеме
Верно ли собраны схемы?
R R
U U
б)
R R
в)г)
Приложение 6.
Пойми меня
По предлагаемым картам с заведомо перепутанными ответами найти правильное соответствие номеров элементов и их условных обозначений