Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активное обучение»
Активное обучение
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Деятельностный подход в обучении.
К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
«Круглый стол»— это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study)— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава зависит от уровня методического мастерства преподавателей.
Доклад и беседа являются наиболее известными формами обучения.
Для достижения соответствующего эффекта доклад необходимо всегда сопровождать использованием наглядной информации. Доклад требует от слушателей определенного напряжения, поэтому среднестатистический обучаемый с трудом запоминает большой объем информации.
Таким образом, предпочтительнее сделать не один длинный доклад, а несколько маленьких докладов, сочетая их с другими формами обучения.
Учебная беседа имеет смысл, когда у участников есть уже предварительные знания и на этом можно построить интересную беседу. Учебный материал совместно перерабатывается в ходе беседы. Это очень полезная, но не простая форма обучения. Она требует от преподавателя наличия педагогического дара и хорошей техники игры вопросов и ответов.
Недостаток этих методов состоит в том, что студент играет здесь довольно пассивную роль, основная же роль у преподавателя.
В центре современного занятия должно находиться не преподавание, а обучение, самостоятельная и ответственная работа студента над учебным материалом.
Необходимо побуждать студентов быть более активными и самостоятельными, и здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются индивидуальная работа, работа с партнером и работа в группе.
Во время работы с партнером или работы в группе необходимы взаимообмен информацией, совместная работа над учебным материалом.
Групповая работа до сих пор развита недостаточно. Происходит это, видимо, по той причине, что работа в группе требует сравнительно много времени, следствием чего является явно неблагоприятное соотношение времени и результатов. Однако значимость таких способностей, как умение работать в команде, обмениваться мыслями и дискутировать, кооперироваться, совместно приходить к единому мнению, неоспорима.
Групповая работа требует не только много времени для подготовки, проведения и оценки, но и очень точного формулирования задач.
Целесообразно на занятиях (семинарах) проводить игры (ролевая игра, плановая игра) и изучение конкретных случаев, ситуаций.
Можно использовать также микроучебу: студент выполняет упражнение, другие вместе с ним под руководством преподавателя начинают обсуждать ход выполнения упражнения и совместно искать возможные пути его решения.
Программированный инструктаж также практикуется благодаря развитию персональных компьютеров (умения и навыки пользования компьютерными программами). Однако учебные программы не могут заменить собой занятия. Обучаемые не должны работать слишком долго в одиночку с учебными программами. Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий приведены в таблице.
Важными критериями выбора формы обучения являются структура учебного материала и предварительные знания обучаемых.
Необходимо заранее знать, можно ли материал использовать для самостоятельной работы студентов или нужно заложить необходимые основы на семинаре. Следует обращать внимание при выборе метода обучения на то, чтобы методы обучения своевременно менялись, чтобы обучение было как можно более активным.
Также необходимо использовать как можно больше коллективных форм работы обучаемых.
Преимущества и недостатки отдельных форм проведения занятий
Метод
(форма)
занятия
Цель
использования
метода
Преимущества
Недостатки
Доклад
Передача
знаний
Экономия времени, охват всей группы
Слабый учебный эффект, пассивность слушателей, их быстрая утомляемость
Учебная
беседа
Активизация знаний, работа с содержанием
Хороший учебный контроль, активизация студентов
Требует много времени,лекционность
Работа
с партнером
Совместная работа с материалом
Обмен мнениями, активное обучение, интенсивное взаимодействие с материалом
Требует больше
времени
Групповая работа
Работа совместно, развитие коммуникабельности
Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения
Требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя
Ролевая игра
Вхождение в роль и гибкая смена ролей, стратегии решения проблем
Близость к практике, активизация студентов
Возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников, необходима интенсивная подготовка преподавателя
Плановая игра
Применение знаний на практике
Близость к практике, высокая активность, высокий учебный эффект, интегрированный контроль
успешности
обучения
Большие издержки, ограниченное число участников
Ориентация на обучаемых не означает ослабление функций преподавателя, наоборот, подготовка активного занятия (изготовление рабочих заданий, материалов) нередко требует больших затрат сил, чем написание доклада, а также во время проведения занятия преподаватель должен быть готов оказать консультационную помощь.
В современных условиях качество образования – одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Именно поэтому организации учебного процесса должно уделяться первостепенное значение.
Методы обучения
Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения(обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определеня требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием(эврикой) для учащихся.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1.Пассивный метод;
2. Активный метод;
3. Интерактивный метод.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.