kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Моделирование активного обучения на уроках литературы. Методы и приемы» составлена на основе многолетнего опыта работы автора. В ней представлены методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, организации динамичного, эффективного, интересного урока, включению в самостоятельную работу всех учащихся. 

         Актуальность данной разработки связана с постепенным переходом школы на новый ФГОС, требующий от педагогов организации универсальных учебных действий учащихся, направленных на умение самостоятельно добывать и  анализировать информацию.

         В разработке представлены такие методы, как создание проблемных ситуаций, игровые формы художественного восприятия произведения, словарной работы, творческих заданий, групповые формы работы. Особое внимание уделяется методам и приемам использования информационных технологий: «Снимаем фильм», «Создание фотогалареи», «Фантастическая добавка». Все представленные в работе формы и методы организации активной  деятельности учащихся способствуют достижению целей современного образования.

         Данная методическая разработка соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида, и рекомендована школьными МО учителей русского языки и литературы к использованию в учебном процессе учителями литературы и других предметов гуманитарного цикла.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 66 имени Евгения Дороша








Методическая разработка:



МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ




Автор разработки

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Степанян Арега Сергеевна




















2012 г.




МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ


I. Моделирование активного обучения.


Современный урок литературы, на мой взгляд, это сочетание уже известных методов и приемов обучения и их творческое видоизменение, нацеленное на создание положительной устойчивой мотивации при помощи эмоционального воздействия на чувства и духовный мир школьника.

Учителю необходимо обращать внимание на способы организации деятельности учащихся на уроке с учетом их психолого-возрастных особенностей.

Так, на этапе художественного восприятия произведения можно предложить учащимся 5 - 7 классов проиллюстрировать понравившийся эпизод, а затем защитить свою работу. Ученикам 7-9 классов по силам оформить обложку к книге (при условии» что ребята знают: обложка должна выражать идею произведения) или придумать герб семьи (Фамусова, Тараса Бульбы, капитана Миронова). Не умеют рисовать, пусть попробуют создать словесный портрет одного из персонажей, а затем можно предложить рецензию на эти виды работ: какой из гербов понравился и почему? Какая из обложек лучше отражает авторскую точку зрения, почему? Подобные задания формируют положительную мотивацию к учению, углубляют непосредственные впечатления от прочитанного.

Сознанию проблемных ситуации отводится особое место на уроках литературы в старших классах. Это могут быть задания на сопоставление различных точек зрения, установление сходства и различия между ними. Предлагаются и такие задания:

- Определите ключевое слово эпиграфа к уроку.

- Какое из названий темы урока, по-вашему, более соответствует целям урока? (Ответ должен прозвучать в конце урока.) Можно предложить учащимся самим сформулировать основной вопрос урока. В 9 классе, где ученики сами оказываются создателями важнейших ситуации и вопросов, постепенно возникает атмосфера доверия, дети учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга.

Привычная словарная работа при ее творческом видоизменении развивает воображение, учит внимательно относиться к деталям. Игровая форма организации данной работы в 5-9 классах ("Костюм героя") помогает учащимся овладевать специальной лексикой, переносит их в эпоху литературного персонажа. Исследовательская работа в 9-11 классах ("Что в имени тебе моем?") позволяет лучше понять характер героя, приоткрывая тайну его имени. ("Почему Островский главную героиню драмы "Гроза" назвал не Екатерина, а Катерина?") Занимательно-исследовательский прием "В гости к герою" (в салон А.П. Шерер, к Герасиму, к Соне Мармеладовой) активизирует внимание, развивает воображение.

Задания по формированию культуры и логики мышления позволяют сопоставлять различные точки зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Заслуживают интереса приемы-задания на отработку умственных действий: "Продолжи мысль учителя", "Посмотри на героя другими глазами", "Продолжи текст", "Поразмышляй над одной строкой", "Предложи ремарки к высказываниям героев".

Творческие задания: создание презентации (5-7 классы), инсценирование отдельного эпизода произведения (7-8 классы), эпилог – собственная версия художественного произведения (9-11 Классы), составление ребусов, кроссвордов, шарад, рецензирование (рецензия на лекцию учителя шли художественное произведение), "перенос" героя в другую эпоху - выявляют отношение к рассматриваемой проблеме, формируют умение выделять главное.

Использование на уроках литературы музыкальных произведений, репродукций картин, тематическое и жанровое их сопоставление с литературными текстами, а не простое иллюстрирование, усиливает сопереживание, формирует ассоциативное мышление, воспитывает эстетический вкус, активизирует воздействие произведений искусства на духовное разбитие личности.

Одним из эффективных средств организации активного обучения на уроке является также групповая форма работы. В чем ее преимущество перед другими? Во-первых, она развиваем умения коллективного творчества, учит работать сообща. Во-вторых, ученики оказываются в условиям, когда им хочется поделиться своим мнением по той или иной проблеме. В-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит элементы творческого соревнования. Домашние задания после уроков литературы с применением активных форм обучения обязательно будут проблемными, исследовательскими, творческими. Это может быть послесловие к уроку в форме сочинения-эссе, или самоанализ своей работы на уроке, или открытое письмо учителю или герою художественного произведения.

Моделирование активного обучения - широкое поле деятельности для каждого педагога.


II. Методы и приемы использования информационных технологий на уроках литературы

«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность»

Бернард Шоу.

XXI век— век информационных технологий. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам формационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа — и Интернет-ресурсов.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому при составлении домашнего задания стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Творческие задания. Обычно они выполняются на добровольных началах, но стимулируются высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк, но остановлюсь на нескольких из них.

1) Снимаем фильм. Еще в 20-е годы учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот приём снова привлёк внимание, так как создание киносценария — это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъёмки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, младших и старших сестренок и братишек — идёт коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут.

2) Создание фотогалереи. Каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг — фотопортрет. Работа выполняется группами по 5—6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности. Работая над созданием фотогалереи помещиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», ученики сосредоточили свое внимание на художественных деталях, характеризующих героев поэмы. Заключительный урок — защита творческих работ. Что удалось? Над чем стоит ещё поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?

3) Фантастическая добавка. Ребята могут сочинить и создать, используя текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Adobe PhotoShop, письмо господину П. И. Чичикову от имени ученика 9 класса, весьма подкованного в вопросах экономики и литературы (работа индивидуальная), которое отражает осознанный ими итог разговора о главном персонаже «Мертвых душ». C помощью программы Роwег Роint создаются слайды для объяснения новой темы (т. е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Надо помнить, что школу делает школой учитель. «Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические краски, этюды, приемы...»


Литература и ссылки:

А. Черкесов. Статья «Об активных методах обучения» http://do.gendocs.ru/docs/index-187255.html

Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Автор: Степанян Арега Сергеевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Рефлексивный отчет о проведении коучинг занятия  по теме «Новые приемы использования ИКТ в  обучения школьников» "
    ["seo_title"] => string(127) "rieflieksivnyi-otchiet-o-proviedienii-kouchingh-zaniatiia-po-tiemie-novyie-priiemy-ispol-zovaniia-ikt-v-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101276"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402412410"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Саморазвитие и самореализация учащихся на уроках английского языка через использование проектной технологии "
    ["seo_title"] => string(129) "samorazvitiie-i-samoriealizatsiia-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "148546"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419771446"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока математики  2 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-matiematiki-2-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "263191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449500110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства