Методическая разработка урока по теме "Я предприниматель"
Методическая разработка урока по теме "Я предприниматель"
Методическая разработка занятия на тему: «Я предприниматель!» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, воспитанников детских домов, школ-интернатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Я предприниматель"»
Характеристика условий реализации проекта
Участники проекта:
Тукумбетова Расима Рамилевна
Учащиеся (воспитанники): 9-11 классов
Характеристика условий реализации проекта
Тип занятия:комбинированныйФормы проведения: индивидуально-групповая работаОборудование и/ или характеристика образовательной среды:демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, таблицы, карточки с заданиями для тестирования и практической работы, памятка
Тип занятия:комбинированный
Формы проведения: индивидуально-групповая работа
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, таблицы, карточки с заданиями для тестирования и практической работы, памятка
Педагогическая характеристика занятия
Методическая разработка урока по теме «Я предприниматель!»
Тема: «Я предприниматель!»
Цели занятия:
Популяризация предпринимательской деятельности среди учащихся.
Ознакомление учащихся с основными этапами создания собственного бизнеса и рисками предпринимательской деятельности.
Предметные образовательные результаты
ознакомить учащихся с:
основными этапами создания собственного бизнеса;
основными рисками и инструментами их снижения.
Метапредметные образовательные результаты
умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные:
развитие у учащихся необходимых качеств для предпринимательской деятельности и приобретение недостающих навыков, а именно:
умение работать в группе,
формирование социальной активности и самостоятельности,
развитие навыков культурного общения.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
Описание учебного процесса
Этап
Прод- сть
I. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
5 мин
II.Этап актуализации знаний. Проверка домашнего задания и ранее изученного материала в форме устного фронтального опроса
Обучающиеся настраиваются на изучение новой темы. Осознают значимость изучаемой темы лично для каждого и в профессиональной деятельности будущих специалистов
III. Этап открытия новых знаний
2 мин
3.1.Работа над этапами создания собственного бизнеса
Отвечают на вопросы устного фронтального опроса
15 мин
3.2. Формирование умения определять риски и находить инструменты их снижения
Изучают и анализируют раздаточный материал. Выстраивают алгоритм «Этапы создания собственного бизнеса»
10 мин
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Работают с таблицей «Виды рисков, которым подвергается предприятие в процессе своей деятельности»
5 мин
V. Обсуждение домашнего задания
Выполняют тест «Мои предпринимательские способности», проводят самоанализ результатов.
3 мин
Знакомятся с памяткой «Создание собственного бизнеса»
Описание учебного процесса
Этап
Метод
I.Орг. момент
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
Словесный
II.Этап актуализации знаний
Беседа
Словесный
III.Этап открытия новых знаний
3.1.Работа над этапами создания собственного бизнеса
3.2. Формирование умения определять риски и находить инструменты их снижения
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Вопросы
Наглядный, частично-поисковый
практическое моделирова-ние
Работа в группах
Тест, алгоритм действий при создании собственного бизнеса, схема «Этапы создания собственного бизнеса»
Таблица «Виды рисков»
Словесный
V. Обсуждение домашнего задания
Тест «Мои предпринимательские способности»
Словесный
Памятка «Создание собственного бизнес»
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
практическое моделирование
словесный
частично-поисковый
работа в группах
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов
Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
Ход занятия
I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ход занятия
Этап актуализации знаний
- Мотивация: Прослушивание притчи и обсуждение ответов на вопрос «Кого из слуг можно назвать предпринимателем и почему? Что же следует понимать под предпринимательством?»
Предприниматель – это тот, кто занимается какой – либо деятельностью с целью получения прибыли.
Предпринимательская деятельность – это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими – либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет.
Притча о предпринимательстве
В преданье старом говорится: Один зажиточный купец решил свободой насладиться, И в путешествие пустился По белу свету, наконец. Чтоб состояние его за годы странствий не пропало, Судьбу своих деньжат и средств Перед купцом решать настало. Он честно средства разделил среди 3-х верных слуг своих, И чтоб его не волновало, что состояние пропало.
По возвращению с круиза отчет о средствах спросит с них. Один слуга был самым хитрым - Он деньги в землю закопал, И, успокоившись надолго, ждал возвращения, финал.
Другой слуга был мот, гуляка, не смог он деньги сохранить.
Решил - один раз все живём, уж лучше деньги прокутить. А третий был не мот, не жмот, пустил он деньги в оборот. Да, наш слуга не знал покоя, не ведал пьянства, нищеты: Он весь в трудах, он весь в заботах, Он с экономикой на «ты». Он приумножил во 100 крат казну купца и стал богат. Настало время возвращенья купца с круиза в отчий дом. Приехал он, и сбереженья должны быть полностью при нём. Купец потребовал отчет, все оправдания не в счет. Все деньги первый откопал, купец, сказав «спасибо», взял. Второй, вздохнувши, простонал: - Прости, хозяин, но доверье твоё к себе не оправдал. Затем в затылке почесал. Хозяин был добрейший малый, слугу простил, но дал наказ, Чтоб больше так он не кутил, и будут деньги про запас. А третьего он поощрил, всё, что в трудах он накопил, Купец учтиво возвратил. Мораль сей притчи такова:
Один остался при деньгах своих, другой - лишь с памятью о них, а третий так «оборотился», и результат - обогатился.
А молодым такой урок, я думаю, что будет впрок: чтоб жизнь удачливой была, нужны не только лишь слова, а труд, усердье, риск, терпенье, ну и, конечно, голова ( автор стихотворного варианта притчи Хмеленко Г.А)
Ход занятия
III. Этап открытия новых знаний(беседа, работа в группах).
3.1. Работа над этапами создания своего собственного бизнеса
-Постановка проблемного вопроса «Если вы решите стать предпринимателем. Какой вопрос у вас возникает? Что необходимо сделать, чтобы начать свой бизнес?».
-Учащиеся работают с алгоритмом действий при создании собственного бизнеса, где нарушена последовательность этапов его становления. (Обучающиеся работают в парах с раздаточным материалом)
-Проверка правильности логической цепи и беседа по этапам создания бизнеса.
-Закрепление материала работа с тестом «Создание собственного бизнеса».
-Обучающиеся делают вывод, что создание собственного бизнеса происходит в определенном порядке
- Как вы думаете есть ли опасность потерять бизнес? Какие существуют риски?
Ученики в ходе обсуждения предлагают свои версии и знакомятся с таблицей «Виды рисков, которым подвергается предприятие в процессе своей деятельности»
Далее каждая группа учащихся предлагают варианты решения проблемы по снижению определенного вида риска.
Учащиеся приходят к выводу:При ведении собственного бизнеса следует учитывать риски.
Алгоритм действий по созданию бизнеса
1 . Возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности
2. Разработка бизнес-план
3. Формирование конкретного решения об открытии своего в определенной организационно-правовой форме
4. Подбор соучредителей нового дела
5. Определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, оценка сырьевой и материальной базы
6. Регистрация и постановка на учёт предприятия в соответствии с законодательством РФ
7. Постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской деятельности
8. Проектирование системы управления
9. Разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов
Возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности
Схема «Этапы создания собственного бизнеса»
Постановка ближайших и перспективных целей осуществления своей предпринимательской деятельности
Формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме
Подбор соучредителей нового дела.
Оценка сырьевой и материальной базы
Разработка бизнес-план
Проектирование системы управления
Регистрация и постановка на учёт предприятия в соответствии с законодательством РФ
Тестовое задание
1.Для организации собственного бизнеса первоначально необходимо (один вариант):
а) найти рыночную нишу;
б) найти покупателей;
в) сформировать предпринимательскую идею.
2.Начинающий молодой предприниматель может привлечь источники финансирования(несколько вариантов:
а) кредит;
б) грант;
в) субсидия.
3.Организационно-правовые формы бизнеса (несколько вариантов):
а) ООО;
б) ИП;
в) НПАО;
г) холдинг:
д) синдикат;
е) финансово-промышленная группа.
4. Регистрация какой формы бизнеса быстрее (один вариант):
а) ИП;
б) ООО;
в) одинакова по времени.
5. Для чего существуют различные организационно-правовые формы (один вариант):
а) свобода экономической деятельности
б) существующее право выбора
в) разнообразие законодательства
.
Виды рисков, которым подвергается предприятие в процессе своей деятельности
Виды рисков
I. Управляемые (объективные) риски
Природные риски
1. Стихийные бедствия
Технические риски
1.Ошибки в проектировании.2. Недостатки технологии, неправильный выбор оборудования.3. Недостатки при строительно-монтажных работах.4. Некачественные сырье, материалы, оборудование.5. Недостатки в потребительских свойствах выпускаемой продукции.6. Несоблюдение технологических режимов и правил техники безопасности.7. Аварии, несчастные случаи, пожар, взрыв и т.п.8. Профессиональная ответственность.
Криминальные риски
1. Противоправные действия третьих лиц (кража, разбой, рэкет и т.п.).2. Противоправные действия работников предприятия.
II. Неуправляемые (субъективные) риски
Договорные риски
1. Сознательное или вынужденное невыполнение контрагентами своих обязательств.2. Изменение политики в руководстве предприятия или изменение ситуации.3. Изменение приоритетов.4. Изменение условий инвестиций.
Виды рисков, которым подвергается предприятие в процессе своей деятельности
Виды рисков
Финансовые риски
1.Непредвиденная инфляция.2. Ошибочная финансовая политика предприятия.3. Изменение цен, процентной савки кредитов.4. Колебание курса валют.5. Повышение налогов.6. Неплатежи контрагентов.
Маркетинговые риски
1. Ошибочное определение объемов спроса и предложения.2. Недостатки в структуре производства.3. Ошибочный выбор рынков сбыта.4. Недостатки системы сбыта.
Политические риски
1. Нестабильность политической власти.2. Изменения в законодательстве.3. Внутренние социальные конфликты, беспорядки.
Юридические риски
1. Несовершенное законодательство.2. Неудачно оформленный договор и юридические документы.3. Трудности в реализации прав и судебных решений.
Ход занятия
IV.Подведение итогов урока, рефлексия
Обучающиеся высказывают мнения о перспективе создания собственного бизнеса и с помощью теста определяют свою предрасположенность к предпринимательской деятельности.
Ученики делают выводы, о том, какие качества необходимы предпринимателю.
Для того, чтобы в будущем стать настоящим предпринимателем, необходимо:
- быть образованным, умело применять свои знания в различных жизненных ситуациях;
- осуществлять смелые, важные и трудные проекты;
- с готовностью брать на себя трудное дело, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей;
- придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Тест «Мои предпринимательские способности»
10. Я не обладаю большой энергией.
11. Я не могу без труда порождать множество прибыльных идей.
12. Я бы никогда не стал спорить на сумму, которой в данный момент не располагаю.
13. Мне нравиться предлагать новые идеи или концепции, когда реакция на них (например, моего начальника) непредсказуема или неясна.
14. Я готов участвовать лишь в таких сделках, которые достаточно ясны и
определённы.
15. Менее надёжная работа с большим доходом меня менее привлекает, чем более надёжная со средним.
16. По характеру я не очень зависим.
Ключ к ответам: «да»: 1,3,4, 8, 11, 13, 15 – по 1 баллу;
«нет»: 2, 5, 6, 7, 9,10, 12, 14,16 – по 1 баллу.
1. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого – то ещё.
2. Я никогда не пойду на такую работу, где много поездок.
3.Если бы я стал играть, то никогда бы не делал малых ставок.
4. Мне нравиться улучшать свою жизнь с помощью идей.
5. Никогда не брошу работу, не будучи уверенным, что есть другая.
6. Я не склонен пойти на риск, чтобы расширить свой кругозор.
7. Зная, что какое-то конкретное дело может кончиться неудачей, я не стал вкладывать в него средства, даже зная, что «барыш» велик.
8. Хотел бы испытать в жизни как можно больше.
9. Не ощущаю в себе особой потребности в возбуждающих событиях.
V. Обсуждение домашнего задания
Ученикам дается дифференцированное задание - используя памятку «Создание собственного бизнеса», сделать мини-проект по организации собственного предпринимательского дела (не менее 5 пунктов)
Памятка «Создание собственного бизнеса»
Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться.Проведите анализ своих будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения.Определите организационно-правовую форму вашей будущей компании (т.е. ИП, ООО, др.).Оцените возможное расположение компании. Проверьте физическое состояние помещений, их пригодность, наличие транспортных потоков, развязок и мест для парковки. Определите стоимость коммунальных услугПодготовьте всесторонний план деятельности, включите график проводимых вами мероприятийВыберите название вашей компании.Получите все необходимые разрешения и разрешающие документы от соответствующих организаций.Зарегистрируйте в установленном порядке вашу компанию.Зарегистрируйтесь в налоговой инспекции и в пенсионном фондеОткройте банковский счет. Подыщите такой банк и такие виды услуг, которые более всего отвечают вашим запросамСоставьте штатное расписание, разработайте должностные инструкции (функциональные обязанности) и программу подготовки кадров.Приобретите необходимые помещения, оборудование, мебель, вывески (рекламные щиты, знаки), принадлежности, складские помещенияОтпечатайте визитные карточки, фирменные бланки и т.д.Определите часы работы вашего предприятияНаймите необходимый вам персонал, используя современные методы подбора и найма персонала.Рекламируйте ваше новое предприятие, продукцию, услуги, персонал.