kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия по финансовой грамотности на тему "Место финансовых услуг в жизни человека". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по финансовой грамотности»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


по теме: «Место финансовых услуг в жизни человека»


по дисциплине: СГ.06. Основы финансовой грамотности


для специальности: 34.02.01 Сестринское дело







Разработал: Цуканова А.В., преподаватель



















Симферополь, 2024

Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦМК социально-гуманитарного цикла


протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.



Председатель ЦМК _________/О.В.Феоктистова

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 527 от 04.07.2022 г.




Автор-разработчик:

Цуканова А.В. – преподаватель основ финансовой грамотности ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

























Содержание


1. Методический блок ……………………………………………………

4

2. Информационный блок………………………………………………...

8

3. Блок контроля знаний………………………………………………….

12

4.Приложения……………………………………………………………..

17





























I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


Технологическая карта теоретического занятия №1


Название учебной дисциплины: Основы финансовой грамотности


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Курс: I ,II



Тема занятия: Место финансовых услуг в жизни человека


Количество часов: 2


Вид занятия: тематическая лекция


Тип занятия: занятие по ознакомлению с новым материалом


Цели лекции


1. Учебные цели:


Студент должен знать:

  • сущность понятий «капитал», «человеческий капитал», «домашняя бухгалтерия», «личный бюджет», «личный финансовый план»;

  • принципы ведения домашней бухгалтерии;

  • принципы составления личного финансового плана.


2. Развивающие цели:

  • развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии;

  • способствовать развитию у студентов умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.


3. Воспитательные цели:

  • сформировать у студентов понимание места финансовой грамотности в системе экономических наук и необходимости их применения для успешного осуществления профессиональной деятельности;

  • формировать у студентов осознание взаимосвязи между требованиями финансовой грамотности и собственной безопасностью при осуществлении не только профессиональной деятельности но и в повседневной жизни.


ИДК:

ОК 02.1. Осуществляет поиск, анализ и структурирование информации, используя актуальные и надежные источники

ОК 03.3. Оценивает возможные риски в профессиональном и личностном развитии, предпринимательской деятельности в профессиональной сфере

ОК 05.1. Грамотно составляет и оформляет документацию по профессиональной тематике
на государственном языке

ОК 09.1. Соблюдает правила оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках.


Уровень освоения знаний: II


Мотивация занятия:

Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход.

Место проведения: учебный кабинет


Материально-техническое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование, методическая разработка теоретического занятия, учебник.


Межпредметные связи:


Входящие

Выходящие

ОП.01. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОП.08. Основы психологии

ОП.09 Охрана труда

СГ.03. Безопасность жизнедеятельности

МДК.02.01 Докуметирование и контроль в профессиональной деятельности медицинской сестры




Внутрипредметные связи:

  1. Налоговая система РФ


Список использованной литературы в подготовке к занятию


Основная:

  1. Каджаева, М. Р. Финансовая грамотность / М. Р. Каджаева, С. В. Дубровская, А. Р. Елисеева. – М. : Академия, 2019. – 288 с.


Дополнительная:

  1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. – М. : Юрайт, 2021. – 154 с.

  2. Основы финансовой грамотности : учебник для спо / Е. И. Костюкова, И. И. Глотова, Е. П. Томилина [и др.]. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 316 с.


Ход занятия


п/п

Основные этапы лекции и их содержание

Время этапа (мин.)

Дидактическая цель этапа

Методы, приемы, формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организационный этап

Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.








10 мин.

Воспитание дисциплинированности и организованности студентов


Беседа


Учебный журнал группы

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих

Готовятся к занятию, слушают

2.

Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания

Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. Развитие познавательного интереса к изучаемой теме.


Беседа


Методическая разработка теоретического занятия


Сообщает студентам тему, цели и основные этапы занятия. Объясняет значимость темы для профессиональной деятельности медицинской сестры

Записывают в тетради тему и план занятия. Обсуждают возможные сферы применения полученных знаний

3.

Основной этап

70 мин.

Формирование новых знаний и умений о финансовой грамотности



Беседа, рассказ, объяснение, вопросы, демонстрация


Методическая разработка теоретического занятия




Последовательно раскрывает содержание основных вопросов лекции

Слушают и конспектируют в тетради, отвечают на поставленные вопросы

1.Понятие и необходимость изучения финансовой грамотности.

2.Человеческий капитал.


3. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.

4.Физкультминутка.

5. Личный финансовый план и этапы его построения.

4.

Заключительный этап

10 мин.






Подведение итогов

Систематизация, закрепление материала


Эвристическая беседа

Учебник

Предлагает студентам обобщить полученные знания, задать вопросы по теме

Обобщают полученные знания, анализируют ошибки

Ответы на вопросы студентов

Закрепление и обобщение знаний




Отвечает на заданные вопросы

Задают вопросы

ФИО и подпись преподавателя _______________ / А.В.Цуканова

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Текст лекции

Тема: Место финансовых услуг в жизни человека

План занятия:

1.Понятие и необходимость изучения финансовой грамотности.

2. Человеческий капитал.

3. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.

3. Личный финансовый план и этапы его построения.

1.Понятие и необходимость изучения финансовой грамотности.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о финансах как таковых, включая структуру, особенности, основные положения и законодательные акты. Это умение распоряжаться личными деньгами и принятие ответственности за свои решения.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их видах и их свойствах.

Финансовая грамотность – это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.



Финансовая грамотность оказывает существенное влияние на жизнь конкретного человека, так как формирует его способность:

• обеспечить себя и свою семью;

• инвестировать в свое будущее и будущее своих детей;

• развить и реализовать свой творческий потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.



Существует три основных подхода, которые пользуются люди, умеющие обращаться с деньгами:

1.Вести ежемесячный бюджет.

Чтобы научиться тратить меньше, чем вы получаете, следует вести бюджет.

Нужно учитывать доходы: зарплату, инвестиции; фиксированные расходы: арендные, коммунальные и кредитные платежи; переменные издержки: поездки и развлечения.

2.Формировать «подушку безопасности».

Она спасает в чрезвычайной ситуации вроде потери работы или серьёзной поломки машины. Минимальный размер резервов-доходы за 3-6 мес, оптимальный за 12 месяцев. Например зарплата в 50 тыс.-минимальная подушка безопасности будет 150-300 тыс., а оптимальная - 600 тыс. Если у вас есть дети резервы нужно увеличивать.

Финансовая подушка безопасности - это сбережения и накопления, на которые можно жить в случае потери основного дохода, например из-за увольнения или болезни.

3.Инвестировать в будущее.

Нельзя брать новые кредиты, пока не выплатили текущие, а также брать кредитные деньги на развлечения и одежду. Стоит задумать о пенсионных отчислениях и страховании, вкладывать в обучение и покупать только ту технику, которая нужна для работы. Например, если вы дизайнер, хорошим приобретением будет мощный компьютер который потянет сложные программы по 3D-моделированию и поможет больше зарабатывать.



2.Человеческий капитал.



Человеческий капитал – это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.

Человеческий капитал - совокупность знаний, навыков, умения, личных

способностей к той или иной деятельности, обеспечивающая получение им доходов.



В формировании человеческого капитала заинтересовано все общество,

поскольку в современных условиях он составляет главный резерв развития.



Повышение уровня знаний, способностей и навыков конкретного индивида является обязательным условием максимизации его доходов.



Само по себе понятие «капитал» означает дословно – «главное имущество». Это совокупность активов, которыми располагает человек.

В данном случае, под такими активами подразумеваются:

- знания;

- опыт;

- интеллект.



Это нематериальные активы. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.

Впервые словосочетание «человеческий капитал» произнес Джейкоб Минсер в 1956 году, а затем воспользовался этим определением Теодор Шульц в 1961 году. Тогда впервые было зафиксировано неравенство итоговых доходов при общих исходных данных о труде и инструментах.

Главной составляющей человеческого капитала служат накопленные к конкретному моменту времени опыт и знания.

По сути, человеческий капитал – это не что иное, как качества человека.

Виды человеческого капитала:

- личный, индивидуальный;

- коллективный;

- корпоративный.

Оценивается человеческий капитал с помощью индекса.

Экономистами предложен -. В нее входят такие показатели, как:

- заработки в течение жизни (Х);

- размер заработной платы на настоящее время;

- сумма ожидаемой прибыли в возрасте (Х+1).

Человеческий ресурс – это главная ценность страны.



3. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.



Как и любой бюджет домашний состоит из Активов и Пассивов.



Активы — это все материальные ценности домохозяйство (включая имущество, интеллектуальную собственность, акции, облигации, пенсионные и накопительные счета), которые имеют рыночную стоимость и могут быть проданы и/или являться источником пассивного дохода.

Пассивы – долговые или иные обязательства, которые предполагают в настоящем и будущем оттоки финансовых средств. Это нематериальные активы. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.



Личный бюджет – это ваш персональный план доходов и расходов на

определенный период – месяц, квартал, год.



Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный

временной период (месяц или год).



Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия,

отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Доход – это главная составляющая финансового планирования. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут повысить стабильность в вопросах прибыли:

1.Найдите несколько источников дохода.

Стабильная работа с зарплатой это хорошо, но лучше минимизировать зависимость от одного работодателя. Заведите хотя бы один дополнительный источник заработка: можно развивать личный блог, открыть небольшой бизнес или заняться инвестициями.

2.Наращивайте пассивный доход.

По возможности стоит вкладывать средства в те инструменты, которые приносят прибыль без вашего активного участия. Пассивный доход особенно актуален на пенсии, когда хочется поберечь силы и здоровье.

3.Следите за здоровьем.

Денег много не бывает, но они лишь средство для достижения финансовых целей и благополучия. Не жертвуйте физическим и ментальным здоровьем сегодня ради призрачного блага в будущем иначе до него можно не дожить.



Бюджет доходов и расходов - это расчет и сопоставление семейных расходов с получаемыми доходами.



Текущие доходы семьи состоят из:

● активных доходов, те, которые человек зарабатывает своим трудом

● пассивных, те, которые человек имеет за счет инвестиций

● случайных доходов - подработки, вознаграждения и др.



Конечно, деньги нужны для того, чтобы их тратить, но нужно тратить их рационально.

Рассмотрим три правила рациональных расходов:

1.Тратьте не больше, чем зарабатываете.

А лучше меньше. Если каждый месяц ваш баланс будет стремиться к нулю, вы не сможете создавать сбережения на будущее.

2.Экономьте.

Суть не в отказе от качественных вещей и комфорте, а в предотвращении в импульсивности покупок «ради покупок»

3.Не берите в долг.

Старайтесь планировать покупки заранее, чтобы накопить нужную сумму, и покрыть полную стоимость своими силами. А если цена слишком высока- проанализируйте зачем вам вещь или услуга, которая не по карману, и нет ли аналогов дешевле.



Все расходные части домашнего бюджета на обязательные и необязательные платежи.

К обязательным относятся:

- коммунальные расходы;

- возможно, оплата кредита;

- садик, оплата обучения;

- связь;

- в некоторых случаях медицинские услуги и перечень жизненно необходимых лекарственных средств;

- продукты питания и товары первой необходимости.

Все остальные расходы являются необязательными. Это бензин, использование транспорта, покупка сотой кофточки или пачки сигарет.



Семейный бюджет всегда нуждается в планировании. Этот вопрос нельзя

игнорировать, живя только текущим моментом, нужно думать и о перспективе.



Секрет благополучия заключается в умении составлять общий бюджет и

правильно распределять заработанные средства.

4. Личный финансовый план и этапы его построения.

Личный финансовый план – это финансовый инструмент, помогающий анализировать и оптимизировать денежные потоки, в которых мы находимся на протяжении всей жизни.



Цели личного финансового плана, могут быть самыми различными:

- инвестиционные;

- кризисные;

- долговые;

- накопительные.



В зависимости от сроков осуществления планов они делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.





Для составления бюджета необходимы следующие действия:

1) определение статей доходов и расходов;

2) запись доходов и расходов;

3) группировка доходов и расходов;

4) расчет разницы между полученными доходами и произведенными

расходами;

5) постоянный учет доходов и расходов;



Структура личного (семейного) бюджета отражена в таблице 1.



Таблица 1 - Структура личного (семейного) бюджета


ДОХОДЫ



РАСХОДЫ



Статьи дохода

Суммы

в рублях



Статьи дохода

Суммы

в рублях


Постоянные:


Постоянные:


Заработная плата


Питание


Стипендии, пенсии


Оплата коммунальных услуг






Разовые:


Переменные:


Подарок, выигрыш


Отдых, лечение



Общий доход



Общий расход




По завершении периода – желательно сравнить насколько смогли уложиться в запланированный бюджет, смогли ли достичь целей по увеличению своего капитала. Желательно проанализировать бюджет постатейно и по всем статьям, где были существенные отклонения разобрать причину отклонений. При суммировании всех записей о расходах и всех записей о доходах за период вы получите один из трех результатов (таблица 2).

Соотношение

Вид бюджета

Д

Дефицитный

Д = Р (доходы равны расходам)

Сбалансированный

Д Р (доходы превышают расходы)

Профицитный (избыточный)



Корректировка целей и оптимизация. На этом этапе предлагается:

1. Пересмотр целей, чтобы выделить наиболее важные и приоритетные.

2. Корректировка целей для изменения сроков достижения и их стоимости.

3. Оптимизация расходов.




















Глоссарий

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о финансах как таковых, включая структуру, особенности, основные положения и законодательные акты.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний о продуктах финансового рынка, их видах и их свойствах.



Человеческий капитал – это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.

Человеческий капитал - совокупность знаний, навыков, умения, личных

способностей к той или иной деятельности, обеспечивающая получение им доходов.



Активы — это все материальные ценности домохозяйство (включая имущество, интеллектуальную собственность, акции, облигации, пенсионные и накопительные счета), которые имеют рыночную стоимость и могут быть проданы и/или являться источником пассивного дохода.

Пассивы – долговые или иные обязательства, которые предполагают в настоящем и будущем оттоки финансовых средств.



Личный бюджет – это ваш персональный план доходов и расходов на

определенный период – месяц, квартал, год.



Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный

временной период (месяц или год).



Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия,

отдельного лица или какого-либо рода деятельности.



Личный финансовый план – это финансовый инструмент, помогающий анализировать и оптимизировать денежные потоки, в которых мы находимся на протяжении всей жизни.














III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала:


1.Что такое налог?

2.Какие виды налогов по уровню установления существуют в РФ?

3.К какому виду налогов относится транспортный налог?

4.Какой процент налога платят все физические лица из своей зарплаты?


Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

1.Что такое личный человеческий капитал?

2.Какие виды человеческого капитала существуют?

3.Какие есть обязательные платежи в домашнем домохозяйстве?


Контролирующие материалы в форме тестовых заданий с эталонами ответов:


1.Какой вид капитала обеспечивает финансовую защиту благосостояния семьи?

а) текущий;

б) резервный

в) сбалансированный

Ответ: б


2.Что такое «личный финансовый план»?

а) ваши доходы на определенный период – месяц, квартал, год;

б) ваши расходы на определенный период – месяц, квартал, год;

в) это ваш персональный план доходов и расходов на определенный период – месяц, квартал, год.

Ответ: в


3.Как называется вид бюджета, где доходы превышают расходы?

а) дефицитный;

б) профицитный;

в) сбалансированный

Ответ: б





































IV. ПРИЛОЖЕНИЯ










6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по финансовой грамотности

Автор: Цуканова Анна Валериевна

Дата: 14.11.2024

Номер свидетельства: 659495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методическая разработка внеурочного занятия"
    ["seo_title"] => string(48) "metodicheskaia_razrabotka_vneurochnogo_zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "596765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1641213726"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока по «Финансовой грамотности» 5 класс Тема «Куда тратятся деньги?»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_finansovoi_gramotnosti_5_klass_tema_kuda_trat"
    ["file_id"] => string(6) "586557"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631439420"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Квест – игра «По ступенькам финансовой грамотности»"
    ["seo_title"] => string(46) "kvest_igra_po_stupenkam_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "646833"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709739836"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Первые шаги в финансовую грамотность"
    ["seo_title"] => string(37) "pervye_shagi_v_finansovuiu_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "656651"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1727079902"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Методическая разработка урока в рамках недели финансовой грамотности по теме «Банковские операции по обслуживанию физических лиц»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_v_ramkakh_nedeli_finansovoi_gramotnosti_po_teme_"
    ["file_id"] => string(6) "479695"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538671375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства