Просмотр содержимого документа
«Финансовые пирамиды»
СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Северо-Кавказский институт -филиал
Тема итоговой аттестационной работы:
методическая разработка внеклассного занятия по теме:
«Что такое финансовые пирамиды»
Составитель:
Перушкина Светлана Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ №9 с. Нины» Советского района, Ставропольский край.
г. Пятигорск, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Общая характеристика занятия 4
1.2. Педагогическаяя характеристика занятия 6
1.3. Методическая характеристика занятия 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ПРИЛОЖЕНИЯ 14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире возникла необходимость уберечь себя и своих родственников от финансовых потерь.
С появлением финансовых отношений появились финансовые институты. Одни из них законны, а другие нелегальны и лишены доходности. Современная финансовая система устроена достаточно сложно. Финансовые организации, если их правильно использовать, могут помогать в решении наших финансовых проблем. Однако в мире финансов встречаются и финансовые риски. От некоторых из них можно себя уберечь (например, не вступать в финансовые отношения с финансовыми пирамидами). В новейшей истории России было немало случаев организации финансовых пирамид. Наиболее известным примером является компания МММ. За полгода работы (до 4 августа 1994 года — даты ареста Мавроди, руководителя компании) цены на акции выросли в 127 раз, а число вкладчиков компании, по разным данным, достигло 10 — 15 млн человек. Деньги не успевали пересчитывать, их считали «на глазок», комнатами: «12 комнат… 15 комнат…» По разным оценкам, в одной только Москве Мавроди зарабатывал тогда порядка 50 млн долл. в день. Вплоть до ареста Мавроди акции МММ свободно покупались и продавались по объявленному курсу. Из-за этого Мавроди нельзя было обвинить в невыполнении своих обещаний — цена на акции МММ действительно росла и их действительно можно было по этой цене купить и продать.
Комбинированный урок по дисциплинам «Обществознание», «Экономика» и «Математика», который будет проводиться по теме «Что такое финансовые пирамиды» позволит обогатить знания обучающихся новыми экономическими понятиями.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика занятия
Тема занятия: «Что такое финансовые пирамиды».
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире возникла необходимость уберечь себя и своих родственников от финансовых потерь.
Аудиторное занятие способствует формированию элементов финансовой грамотности обучающихся 9 класса системы основного среднего образования в области финансовых рисков.
Объект :
Место: Ставропольский край, Советский район, с. Нины
Название образовательной организации: МОУ «СОШ №9 с. Нины»
Участники проекта:
Педагог: Перушкина Светлана Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ №9 с. Нины» Советского района. Ставропольский край.
Обучающиеся: 9 класс МОУ «СОШ №9 с. Нины».
Урочное занятие в рамках рабочей программы курса «Финансовая грамотность»
Место занятия в логике реализации курса: в рамках образовательный программы
Название темы: «Что такое финансовые пирамиды»
Вид деятельности: урочная
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 5/7
Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Учебная программа 8-9 класс, - М.; Вита-пресс, 2014
Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Пособие для учащихся 8-9 класс, - М.; Вита-пресс, 2014
Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Пособие для учителя 8-9 класс, - М.; Вита-пресс, 2014
Данное занятие содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Его содержание направлено на то, чтобы заинтересовать обучающихся в необходимости самостоятельно познавать сферу финансовых рисков, так как эти знания будут необходимы в их дальнейшей повседневной жизни.
1.2. Педагогическаяя характеристика занятия
Цель занятия включает себя следующие составляющие:
Образовательная цель: знакомство обучающихся с сущностью, видами и структурой финансовых пирамид;
Развивающая цель: формирование умения отличать финансовую пирамиду от других финансовых учреждений;
Воспитательная цель: формирование аналитического, логического и критического мышления.
Задачи занятия:
1. Обогатить знания обучающихся о финансовых пирамидах, о методах их работы.
2. Продолжить формирование умений выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему.
Личностные результаты: формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
должны знать:
1. Виды пирамид;
2. Принципы их работы;
должны уметь:
1. Отличать финансовую пирамиду от других финансовых организаций;
2. Правильно осуществлять выбор финансовой организации.
3. Избежать вовлечения в финансовую пирамиду.
Межпредметные связи:
дисциплины: математика, экономика.
Продолжительность занятия «Что такое финансовые пирамиды» - 45 минут.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная.
Этапы, их продолжительность, действия обучающихся, на разных этапах занятия отражены в таблице 1.
Таблица 1
Этап
Продолжительность
Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для обучающихся
Организационный момент
3
Занимают места, делятся по группам, готовятся к занятию.
Начальная мотивация
5
Смотрят видеоролик «Сказ поморский. Осторожно, пирамида» https://www.youtube.com/watch?v=w-rlBV1WsRc Высказывают предположения о теме предстоящего урока. Определяют задачи учебной деятельности.
Лекция-дискуссия
10
Слушают, делают краткий опорный конспект.
Групповая работа
15
Изучают полученные материалы и выполняют задания по группам.
Рефлексия
7
Составляют памятку «Как не попасть в лапы мошенников»
Обратная связь
5
Слушают, высказывают свои мнения, делятся впечатлениями.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности, активизация внимания обучающихся, разделение на 3 группы.
Вопросы преподавателя: 1. Как вы думаете, каким словом можно назвать моржа? Почему? (мошенник).
2. Почему моржу пришлось уплыть? (Невозможно стало платить обещанную прибыль). Почему?
3. Можно ли назвать данную схему геометрической прогрессией?
4. Почему данную модель получения денег называют финансовой пирамидой?
3. Сообщение новых знаний. Рыночная экономика характеризуется свободой предпринимательства и выбора способа ведения бизнеса. Для любого коммерсанта главная цель его дела – извлечение прибыли. Всеобщим мерилом оценки результатов деятельности являются деньги. Функционирование законного бизнеса основано на производстве, продаже или перепродажа товаров, оказание услуг и других схемах. Существует такой термин, как финансовые пирамиды. Чаще всего, хотя и не всегда, это умышленно созданные мошеннические модели получения денег их создателями.
Преподаватель знакомит обучающихся с материалами из учебного пособия Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Пособие для учащихся 8-9 класс в форме лекции-дискуссии.
4. Организация групповой работы. (Приложение 1)
Вывод: Исчерпав все возможности по притоку новых клиентов, финансовые ресурсы данной структуры начинают постепенно истощаться и не в состоянии больше обеспечивать высокие выплаты всем своим вкладчикам. В результате образуется существенное несоответствие между постоянно растущими финансовыми обязательствами и неуклонно уменьшающейся денежной базой.
5. Рефлексия. После изложения темы преподаватель проводит рефлексию путем фронтального опроса и составления памятки.
1. Опрос:
1. Что такое финансовая пирамида?
2. Назовите виды финансовых пирамид?
3. По каким признакам можно распознать финансовую пирамиду?
4. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовой пирамиде?
5. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?
6. Что делать, если обнаружишь, что фонд, в который вложены деньги, это финансовая пирамида?
2. Результатом работы является памятка «Как не попасть в лапы мошенников» (Приложение 2)
Преподаватель обращается к обучающимся:
Главный совет: Для того чтобы не стать жертвой финансовой пирамиды, необходимо соблюдать элементарную бдительность, не покупаться на обещания высокой гарантированной доходности и не доверять свои деньги сомнительным компаниям. Советуйтесь с профессионалами финансового рынка. Не позволяйте эмоциям и деньгам захватить власть над вами, управляйте ими самостоятельно! Главное помните – чем выше доходность, тем выше риск потери Ваших сбережений. Расскажите своим родственникам и знакомым о том, как не стать жертвой финансовой пирамиды. Помогут вам в этом памятки. (Приложение 3)
7. Обратная связь.
Преподаватель подводит итоги урока:
1. Выясняется степень удовлетворенности обучающихся занятием и полученными знаниями и умениями;
2. Даётся объективная количественная и качественная оценка работы на уроке обучающихся;
3. Даётся домашнее задание:
В беседе с родителями узнайте, в каких финансовых пирамидах довелось поучаствовать вашей семье, родственникам или знакомым.
Выбранные методы стимулируют следующие виды активности:
Индивидуальная – конспектирование, анализ и обобщение данных.
Физическая - смена видов деятельности
Социальные - высказывание своего мнения, формирование активной гражданской позиции
Познавательная - поиск ответа на заданный вопрос в процессе рефлексии и выполнения тестовых заданий.
5. Групповая активность - работа в интерактивной форме при включении в элементы ролевой игры.
6. Поисковый вид активности - при выполнении домашнего задания.
7. Письменный вид активности - решение практических задач с использованием математических вычислений.
1.3. Методическая характеристика занятия
Урочное занятие предусматривает конкретные виды деятельности, соотнесённые с этапами проведения занятия и направленные на достижение поставленной цели.
Этапы, регламент, деятельность преподавателя и обучающихся (участников занятия) прописаны в таблице 3.
Таблица 3
Этапы
Регламент
(мин.)
Деятельность
Организационный момент
3
Активная, коллективная.
Начальная мотивация
5
Активная, коллективная.
Лекция-дискуссия
10
Активная
Групповая работа
15
Активная, групповая.
Рефлексия
7
Активная, индивидуальная.
Обратная связь
5
Активная, коллективная.
Функции преподавателя:
Организатор (определяет цели и задачи занятия, контролирует ход занятия, подводит итоги).
Коммуникатор (организует взаимодействие между преподавателем и обучающимися).
Фасилитатор (помогает обучающимся сформулировать свою точку зрения и прийти к правильному выводу).
Данная разработка рассчитана на проведение урочного занятия по обществознанию для обучающихся 9 класса и предусматривает сочетание нескольких методов и приёмов.
Разработка состоит из введения, раздела, описывающего методику подготовки комбинированного урока, этапов проведения, списка используемой литературы.
Разработка занятия раскрывает понятия: финансовой пирамиды, виды и признаки финансовых пирамид и учит, как уберечь себя и своих родственников от финансовых потерь.
После изучения этой темы, обучающиеся должны обладать компетенциями:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для формирования у обучающихся грамотного отношения к своему финансовому поведению;
- уметь распознавать финансовые риски и иметь возможность их избежать;
- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать и отстаивать свое мнение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Учебная программа 8-9 класс, - М.; Вита-пресс, 2014
Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Пособие для учащихся 8-9 класс, - М.; Вита-пресс, 2014
Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова «Основы финансовой грамотности» Пособие для учителя 8-9 класс, - М.; Вита-пресс, 2014
http://вашифинансы/
https://www.youtube.com/watch?v=w-rlBV1WsRc
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задание для 1 группы. В России в дореволюционные годы нашлись предприниматели, которые сбывали свой товар довольно оригинальным способом, обычно посредственного качества. Начинали они с того, что в распространённых газетах и журналах печатали рекламу такого содержания: «Каждый может приобрести в собственность велосипед, затратив только десять рублей. Пользуйтесь редким случаем. Вместо 50 рублей – 10 рублей Условия покупки высылаются бесплатно». Немало людей, конечно, соблазнялись заманчивым объявлением и просили прислать условия необычной покупки. В чём смысл этой аферы?
(В ответ на запрос первые покупатели акций получали подробный проспект, из которого узнавали следующее: за 10 рублей высылался пока не сам велосипед, а только 4 билета, которые надо было сбыть по 10 рублей своим четверым знакомым. Собранные таким образом 40 рублей следовало отправить фирме, и тогда лишь прибывал велосипед; значит, он обходился покупателю действительно всего в 10 рублей, остальные 40 рублей уплачивались ведь не из его кармана)
Задание для 2 группы. Финансовые аферы бывали в СССР. Они проводились в виде «денежных игр по почте». Люди часто получали письма, в которых им сообщалось, что если они пошлют по рублю по пяти указанным в письме адресам, а затем разошлют такие же письма по пяти адресам, вычеркнув адрес, указанный первым и вписав пятым свой, то в скором времени получат уйму денег. Опишите механизм такого обогащения. Скажите, как долго может работать эта схема?
(Действительно, от пяти человек, которым я пошлю письма, я получу по рублю, таким образом верну потраченные мной деньги. Привлеченные мною участники, рассылают письма, в которых мой адрес стоит уже четвертым. Количество таких писем равно 25. От этих адресатов я получаю 25 рублей. Затем 25 человек рассылают по 5 писем, в которых мой адрес стоит третьим. Их получают 125 человек, и каждый из них посылает мне по рублю. Продолжим, они рассылают 125*5=625 писем, в которых мой адрес стоит вторым. Таким образом, теперь уже 625 человек посылают мне по рублю. Следующий этап - 625*5=3125 рублей. Итого мой доход составляет 25+125+625+3215=3900 рублей. Было немало простаков, желавших разбогатеть подобным образом, 6 однако в выигрыше оказывались лишь устроители такой игры. Дело в том, что число участников такой игры с каждым кругом увеличивается в. Если пять устроителей игры разослали, скажем, 120 писем со своими адресами, то в первом круге участвуют 120 человек, а во втором -в пять раз больше, т.е. 600 человек, в третьем- 3000 человек, в четвертом-15000 человек, в пятом- 75000 человек. От этих людей устроители получают больше 100000 рублей. В шестой круг будут втянуты уже 375000, в седьмой 1875000,в восьмой9375000, в девятый 46875000 человек, а в десятом должно участвовать все население нашей страны, включая младенцев- 234375000 человек. Ясно, что те, кто включился в девятом или десятом круге, не получит ничего - поскольку некому посылать эти письма)
Задание для 3 группы. Как вы думаете, почему в Государственной Думе РФ рассматриваются вопросы об увеличении пенсионного возраста? Объясните, почему можно сказать о том, что по принципу пирамиды построена система пенсионного обеспечения в нашей и ряде других стран?
(Распределительный механизм этой системы позволяет пенсионерам получать пенсии, благодаря ныне работающим гражданам. И до тех пор, пока число работающих превышает число пенсионеров, такая пирамидальная система будет действовать безотказно).
Приложение 2
Как не попасть в лапы мошенников
1. Проверить все учредительные и разрешительные документы (лицензии, свидетельства и т.д.)
2. Запросить финансовую отчетность и информацию о руководстве организации.
3. Узнать, за счет чего формируется доход компании (куда будут вложены Ваши деньги).
4. Узнать о возможности выхода из проекта (ликвидность Ваших вложений).