Рабочая программа по дисциплине Финансовая грамотность
Рабочая программа по дисциплине Финансовая грамотность
Рабочая программа учеьной дисциплины Финансовая грамотность разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, ФГОС среднего общего образования для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.01 Экономика и бух.учёт (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 44.02.01 Дошкольное образование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»)
14 кегль
строчные
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «Вельский
индустриально – экономический
колледж» _____________ Н.В. Орлов
«____»_____________2017
Рабочая программа учебной дисциплины
оУД.14. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Вельск 2017
ДЛЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ 1 КУРСА
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. 14. Финансовая грамотность по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 44.02.01 Дошкольное образование разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №06-259.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»
1. Паспорт рабочей учебной дисциплины…..…………..……..…4
2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………………………………………………..8
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………..9
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
09.02.03 Программирование в компьютерных системах,
44.02.01 Дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к дополнительным образовательным программам по развитию финансовой грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать полученную информацию в процессе принятия решений:
- о сохранении и накоплении денежных средств;
- при оценке финансовых рисков;
- при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− существующие в России финансовые институты и финансовые продукты;
− способы получения информации о финансовых продуктах и институтах из различных источников;
− способы повышения благосостояния как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 39 часов;
самостоятельной работы студентов 19 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
практические занятия
6
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
19
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМАРКЕТИНГ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны
Банковская система России: Центральный банк, коммерческие банки. Национальная валюта.
Система страхования вкладов (ССВ). Сберегательный вклад. Ставка процента. Капитализация процентов.
Виды банковских кредитов. Дебетовая и кредитная карты. Рефинансирование кредита. Паевые инвестиционные фонды. (ПИФы).
Практическое занятие №1.
Расчет ожидаемого дохода от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов, стоимости кредита.
2
2
2
2
ознакомительный
ознакомительный
репродуктивный
репродуктивный
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Фондовый рынок России. Финансовый риск, неопределенность, дефолт.
Инвестиционный портфель. Диверсификация. Виды ценных бумаг: акция, облигации. Номинал. Дивиденд.
Фондовая биржа. Биржевой индекс. Брокер. Управляющая компания, доверительное управление. Пассивное и активное инвестирование.
Валютный курс. Рынок FOREX. Валютная интервенция, спред.
2
2
2
2
Ознакомительный
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Договор страхования. Страховой случай, страховая премия, страховая выплата. Виды страхования: страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза, личное страхование. Обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни. Выбор страховой компании.
2
репродуктивный
Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Налоги. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налоговый агент, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Виды налогов: НДФЛ, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог. Налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.
Практическое занятие №2.
Расчет суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
2
2
2
ознакомительный
репродуктивный
репродуктивный
Тема 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Пенсионная система РФ. Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионной страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), корпоративные пенсионные планы, альтернативные способы накопления на пенсию.
2
репродуктивный
Тема 6. Финансовые механизмы работы фирмы
Спрос на труд. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премия и бонусы, неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, виды отпусков, выходное пособие. Безработица, пособие по безработице, профсоюз.
Издержки, выручка и прибыль фирмы. Финансовый менеджмент, инвестиции в развитие бизнеса. Банкротство фирмы.
2
2
репродуктивный
репродуктивный
Тема 7. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Предпринимательство. Предприниматель, индивидуальный предприниматель. юридическое лицо. Показатели эффективности фирмы, влияющие на прибыль компании. Рыночная стоимость компании. Метод приведенных денежных потоков, метод бережливого производства.
Бизнес – инкубаторы. Бизнес – идея. Венчурные фонды, Бизнес – план. Лизинг. Организационно – правовые формы коммерческой деятельности
2
2
репродуктивный
репродуктивный
Тема 8. Риски в мире денег: как защититься от разорения
2) Архипов А.П. Азбука страхования: Для 10 - 11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2005.
3) Балакина А.П. . Курс «Основы налоговой грамотности» . 10 – 11 кл. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2002.
4) Берзон Н.И., Аршавский А.Ю. и др. Фондовый рынок: Учеб. пособие. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2009.
5) Волгин В.В. Открываю автомастерскую: Практ. Пособие. – М.: Дашков и К0 , 2009.
6) Голди Д., Морей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё будущее. – М.: Альпина Паблишер, 2011.
7) Горелый В.И., Бондарчук П.К. Банковская система России: Учеб. пособие. 2-е изд., дораб. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
8)Грэм П. Самые трудные уроки для стартапов. – http://www. perevedem.ru/article/hardest_lessons.htm.
9)Грэм П. Советы стартапам. – http://www. perevedem.ru/tips – for – startups.htm.
10) Ёлгина Елена. Налоги за два часа. М.: Альпина Паблишер, 2013.
11) Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
12) Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / пер. с анг. – М: Альпина Паблишер, 2006.
13) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. – М.: И.Д.Вильямс, 2006.
14) Орлов – Карба П.А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
15) Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента:Учеб. пособие. 8 – 9 кл. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2005.
16) Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. 10 – 11 кл.: Учеб. пособие М.: ВИТА – ПРЕСС, 2005.
17) Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. М.: ЭКСМО, 2010.
18) Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж.. Инвестиции / Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1997.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
- находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;
- правильно составлять резюме при поиске работы;
- правильно вести себя на собеседовании;
- рассчитывать выручку и прибыль фирмы;
- использовать законодательство определённого права в соответствующих ситуациях;
- отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;
- сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции;
- распознавать различные виды финансового мошенничества;
- защищать свою информацию в сети Интернет;
- находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
- правильно выбирать страховую компанию;
- рационально вести себя в случае экономического кризиса.
Практические занятия,
домашние работы,
выполнение исследовательской работы,
презентация – эссе,
индивидуальные задания,
наблюдение за деятельностью обучающихся
Знания:
− работу банковской системы;
− принципы и функции маркетинга;
− сущность Системы страхования вкладов;
− отличие дебетовой карты от кредитовой карты;
- как работают сберегательные вклады;
- сущность и виды банковских кредитов;
- виды финансовых рисков;
- виды ценных бумаг;
- сущность валютного курса, его виды;
- принципы работы фондовой биржи;
- сущность страхования, виды страхования в России;
- сущность налогов, виды;
- необходимость и сроки подачи налоговой декларации;
- виды налоговых вычетов;
- как работает пенсионная система в России;
- преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, качества предпринимателя;
- основные этапы создания собственного бизнеса;
- основные правовые аспекты ведения бизнеса;
- причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей;
- правила поведения в период экономического кризиса по сохранению своих сбережений;
- способы сокращения финансовых рисков.
Текущий контроль:
домашняя работа,
практические занятия,
выполнение индивидуальных заданий,
тестирование
Итоговый контроль:
Зачетная работа
По результатам освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).