kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по дисциплине Финансовая грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учеьной дисциплины Финансовая грамотность разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, ФГОС среднего общего образования для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.01 Экономика и бух.учёт (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 44.02.01 Дошкольное образование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Финансовая грамотность»



Министерство образования И науки архангельской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»)

14 кегль

строчные

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ АО «Вельский

индустриально – экономический

колледж» _____________ Н.В. Орлов

«____»_____________2017


Рабочая программа учебной дисциплины

оУД.14. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Вельск 2017

ДЛЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ 1 КУРСА



Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД. 14. Финансовая грамотность по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 44.02.01 Дошкольное образование разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. №06-259.





Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»


Автор:


Ромашова Светлана Викторовна, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»





Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании предметной (цикловой) комиссии

бухгалтерско -экономических дисциплин

протокол № 1 от « 31 » августа 2017 года

Председатель П(Ц)К ___________Ромашова С.В.

Содержание

1. Паспорт рабочей учебной дисциплины…..…………..……..…4

2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………5

3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………………………………………………..8

4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины……………………………………………………..9















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАРКЕТИНГ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

09.02.03 Программирование в компьютерных системах,

44.02.01 Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к дополнительным образовательным программам по развитию финансовой грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

использовать полученную информацию в процессе принятия решений:

- о сохранении и накоплении денежных средств;

- при оценке финансовых рисков;

- при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

− существующие в России финансовые институты и финансовые продукты;

− способы получения информации о финансовых продуктах и институтах из различных источников;

− способы повышения благосостояния как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 39 часов;

самостоятельной работы студентов 19 часов.




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


практические занятия

6

контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

19

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАРКЕТИНГ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная

работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны


Банковская система России: Центральный банк, коммерческие банки. Национальная валюта.

Система страхования вкладов (ССВ). Сберегательный вклад. Ставка процента. Капитализация процентов.

Виды банковских кредитов. Дебетовая и кредитная карты. Рефинансирование кредита. Паевые инвестиционные фонды. (ПИФы).

Практическое занятие №1.

Расчет ожидаемого дохода от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов, стоимости кредита.

2

2


2


2

ознакомительный

ознакомительный


репродуктивный



репродуктивный

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов


Фондовый рынок России. Финансовый риск, неопределенность, дефолт.

Инвестиционный портфель. Диверсификация. Виды ценных бумаг: акция, облигации. Номинал. Дивиденд.

Фондовая биржа. Биржевой индекс. Брокер. Управляющая компания, доверительное управление. Пассивное и активное инвестирование.

Валютный курс. Рынок FOREX. Валютная интервенция, спред.

2

2


2


2

Ознакомительный


Тема 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду


Договор страхования. Страховой случай, страховая премия, страховая выплата. Виды страхования: страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза, личное страхование. Обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни. Выбор страховой компании.

2

репродуктивный

Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Налоги. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налоговый агент, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Виды налогов: НДФЛ, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог. Налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.

Практическое занятие №2.

Расчет суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

2


2



2

ознакомительный


репродуктивный



репродуктивный

Тема 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления


Пенсионная система РФ. Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионной страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), корпоративные пенсионные планы, альтернативные способы накопления на пенсию.

2

репродуктивный

Тема 6. Финансовые механизмы работы фирмы


Спрос на труд. Резюме, испытательный срок, заработная плата, премия и бонусы, неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, виды отпусков, выходное пособие. Безработица, пособие по безработице, профсоюз.

Издержки, выручка и прибыль фирмы. Финансовый менеджмент, инвестиции в развитие бизнеса. Банкротство фирмы.

2




2

репродуктивный




репродуктивный

Тема 7. Собственный бизнес: как создать и не потерять


Предпринимательство. Предприниматель, индивидуальный предприниматель. юридическое лицо. Показатели эффективности фирмы, влияющие на прибыль компании. Рыночная стоимость компании. Метод приведенных денежных потоков, метод бережливого производства.

Бизнес – инкубаторы. Бизнес – идея. Венчурные фонды, Бизнес – план. Лизинг. Организационно – правовые формы коммерческой деятельности

2



2

репродуктивный



репродуктивный

Тема 8. Риски в мире денег: как защититься от разорения


Виды рисков. Инфляция, валютный риск, кредитный риск, ценовой риск, физический риск, предпринимательский риск, предпринимательский риск. Экономический цикл, экономический кризис, реальный ВВП.

Семинарское занятие: «Финансовое мошенничество». Фальшивомонетчики, финансовые пирамиды, фальшивые банки. Способы сокращения финансовых рисков.

2




2

репродуктивный




продуктивный


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП. Личный доход.

Функции Банка России.

Структура бизнес - плана.
Причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

Преимущества и недостатки различных организационно – правовых форм предприятий.

Типичные ошибки начинающих предпринимателей.

Государственная политика в сфере регулирования финансового рынка.

Микрофинансовые организации.

Функции профсоюза.

Виды валютных курсов.

19



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Финансовая грамотность»


Технические средства обучения:

учебная доска, мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Жданова А.О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2014.

Дополнительные источники:

1) Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2001.

2) Архипов А.П. Азбука страхования: Для 10 - 11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2005.

3) Балакина А.П. . Курс «Основы налоговой грамотности» . 10 – 11 кл. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2002.

4) Берзон Н.И., Аршавский А.Ю. и др. Фондовый рынок: Учеб. пособие. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2009.

5) Волгин В.В. Открываю автомастерскую: Практ. Пособие. – М.: Дашков и К0 , 2009.

6) Голди Д., Морей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё будущее. – М.: Альпина Паблишер, 2011.

7) Горелый В.И., Бондарчук П.К. Банковская система России: Учеб. пособие. 2-е изд., дораб. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

8)Грэм П. Самые трудные уроки для стартапов. – http://www. perevedem.ru/article/hardest_lessons.htm.

9)Грэм П. Советы стартапам. – http://www. perevedem.ru/tips – for – startups.htm.

10) Ёлгина Елена. Налоги за два часа. М.: Альпина Паблишер, 2013.

11) Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. - М.: Альпина Паблишер, 2012.

12) Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / пер. с анг. – М: Альпина Паблишер, 2006.


13) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. – М.: И.Д.Вильямс, 2006.

14) Орлов – Карба П.А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

15) Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента:Учеб. пособие. 8 – 9 кл. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2005.

16) Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. 10 – 11 кл.: Учеб. пособие М.: ВИТА – ПРЕСС, 2005.

17) Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. М.: ЭКСМО, 2010.

18) Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж.. Инвестиции / Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1997.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

− пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками;

- оценивать надежность банка;

- сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения финансовых задач;

- оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

- принимать решения о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

- учитывать сумму страхового лимита при размещении банковских средств на банковских депозитах;

- пользоваться банковскими картами для оплаты услуг, банкоматом;

- различать дебетовую и кредитовую карты;

- рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

- соотносить вид кредита с его целью, различать банковский кредит и микрокредит;

- определять, насколько рискованным является ПИФ;

- получать необходимую информацию на сайте ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;

- находить и интерпретировать рейтинги банков;

- оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами;

- оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам;

- противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы потерять все свои сбережения;

- отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;

- отличать доходы, которые платятся по ставке 13%, от доходов, которые облагаются по ставке отличной от 13%;

- оформить ИНН, пользоваться личным кабинетом налогоплательщика;

- различать пени и штраф;

- находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;

- правильно составлять резюме при поиске работы;

- правильно вести себя на собеседовании;

- рассчитывать выручку и прибыль фирмы;

- использовать законодательство определённого права в соответствующих ситуациях;

- отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;

- сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции;

- распознавать различные виды финансового мошенничества;

- защищать свою информацию в сети Интернет;

- находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;

- правильно выбирать страховую компанию;

- рационально вести себя в случае экономического кризиса.


Практические занятия,

домашние работы,

выполнение исследовательской работы,

презентация – эссе,

индивидуальные задания,

наблюдение за деятельностью обучающихся

Знания:

− работу банковской системы;

− принципы и функции маркетинга;

− сущность Системы страхования вкладов;

− отличие дебетовой карты от кредитовой карты;

- как работают сберегательные вклады;

- сущность и виды банковских кредитов;

- виды финансовых рисков;

- виды ценных бумаг;

- сущность валютного курса, его виды;

- принципы работы фондовой биржи;

- сущность страхования, виды страхования в России;

- сущность налогов, виды;

- необходимость и сроки подачи налоговой декларации;

- виды налоговых вычетов;

- как работает пенсионная система в России;

- преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, качества предпринимателя;

- основные этапы создания собственного бизнеса;

- основные правовые аспекты ведения бизнеса;

- причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей;

- правила поведения в период экономического кризиса по сохранению своих сбережений;

- способы сокращения финансовых рисков.


Текущий контроль:

домашняя работа,

практические занятия,

выполнение индивидуальных заданий,

тестирование


Итоговый контроль:

Зачетная работа


По результатам освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по дисциплине Финансовая грамотность

Автор: Ромашова Светлана Викторовна

Дата: 13.11.2017

Номер свидетельства: 438525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Откытый урок по дисциплине "Аудит""
    ["seo_title"] => string(34) "otkytyi-urok-po-distsiplinie-audit"
    ["file_id"] => string(6) "304242"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457690203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Обучение основам научно-исследовательской деятельности учащихся "
    ["seo_title"] => string(78) "obuchieniie-osnovam-nauchno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "152478"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420863829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Напряженность электрического поля "
    ["seo_title"] => string(40) "napriazhiennost-eliektrichieskogho-polia"
    ["file_id"] => string(6) "152479"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420864392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства