Проверка домашней работы. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит проверку знаний Назовите материки. Назовите океаны 3. Как назывался древний большой материк? 4. Какой океан окружал этот материк? 5. Назовите самый большой материк и большой океан? 6. Назовите маленький материк и океан? 7. Кто из мореплавителей совершил кругосветной путешествие? Актуализация знаний: Разминка называется «Приветствие в разных странах». Приветствие в разных странах: Дети встают в круг и приветствуют друг друга: В Казахстане принято пожимать руки. В Италии - горячо обняться. В Бразилии - похлопать по плечу. В Зимбабве - трутся спинами. В Македонии - здороваются локтями. В Никарагуа приветствуют друг друга плечами. В Австралии, у австралийских аборигенов- хлопнуть ладонями, подпрыгнуть и толкнуть бедром. Человек разумный (Хота sapiens) появился на Земле приблизительно 30 - 40 тыс. лет назад в Африке и Юга - Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись .Уровень древнего Мирового океана был ниже современного на 130 метров, поэтому существовали «сухопутные мосты» между материками. По сухопутному «мосту» древние люди проникли в Северную Америку, а затем и в Южную Америку. В Австралию человек проник из Юга-Восточной Азии. (по карте) Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала послушаем древнюю индейскую легенду: Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно - коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно розового цвета. Так появились европейцы. Так согласно легенде, появились люди разных рас. А что на самом деле способствовало образованию рас? Как бы вы объяснили, что такое расы? Раса - большая группа людей,имеющих общие ,передаваемые по наследству признаки внешнего строения.которые формировались под длительным воздействием условий и территорием проживания. Организуется обсуждение фотографии, на которой изображены дети разных рас: К какому этапу развития рода Человек относятся изображенные на рисунки люди? На основании, каких признаков вы это определили? Чем отличаются эти люди? Почему могли возникнуть эти отличия? Европеоидная раса (40%) Беловатый или смуглый Разных оттенков, волнистые или прямые Узкий нос, тонкие губы Евразия, Северная Америка, Северная Африка Монголоидная раса (20%) Желтоватый или темно-смуглый Жесткие, прямые, темные Узкие глаза, уплощенное лицо Азия, Америка Негроидная раса (10%) Темный Курчавые или волнистые, темные и жесткие Широкий нос, толстые губы, карие глаза Африка, Океания Темный Волнистые, темные На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос Австралия, Новая Гвинея Расизм - это убеждение в том, что одни люди превосходят других, потому что принадлежат к какой-то конкретной расе, каждой из которых свойственны определенные черты характера и поведения. Происходит выделение по каким-либо признакам людей, принадлежащих к «высшей расы» и унижающее или агрессивное поведение по отношению к представителям так называемых «низших рас». Издавна существует теория о высших и низших расах, которые научно не подтверждены. Ребята, а кто такие русские, казахи, немцы. Как их можно назвать одним словом? (предлагают ответы) Учитель. Как вы понимаете слово "народ"? Как вы думаете, понятия "народ" и "раса" означают одно и то же? Ученики. Народ - это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке. ( запись в тетрадь) Учитель: Народ - большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями. На Земле насчитывают от 3 до 4 тыс. народов и народностей. Ребята, а сколько народов живет на территории Казахстана? А как вы думаете, сколько народов у нас в нашей школе? ( ответы) Задание 1. Учителем предложено провести микроисследование. Узнать какие национальности присутствуют в классе, какая национальность самая многочисленная, и составить круговую диаграмму «Национальный состав моей школы». Выполнение данного задания позволит развить навыки математического счета и тем самым наглядно покажет, какая национальность лидирует в школе |